Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 УТВЕРЖДАЮ__________ Т.В. Галяпо СОГЛАСОВАНО Родительским комитетом Директор МБОУ Школа № 108 (Протокол №_2__ Приказ №_391_ от «31» _августа_2017_ г.) от «02» сентября 20_17__г. Ахметшина Р.Р._______________ СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся (Протокол № 2 от «31» августа 2017 года) Хайруллин Э.Р.________________ СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом (Протокол №__1_ от «_30_» _августа_2017__ г.) городского округа город Уфа Республики Башкортостан Положение об информационно-образовательной среде Уфа -2017 I.Основные положения 1.1 Информационно-образовательная среда (ИОС) – это среда, которая объединяет производство, хранение, обмен и потребление информации ОУ. 1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»; Уставом; локальными актами МБОУ Школа № 108 в сфере ИКТ. 1.3 Целями создания информационно-образовательной среды являются: -обеспечение условий доступа к ресурсам Интернет и предоставление пользователям возможности общения между собой; -повышение ИКТ компетентности участников образовательного процесса; -использование ресурсов ИОС для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ. 2. Назначение и задачи информационно-образовательной среды образовательного учреждения. 2.1 Создание ИОС ОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности образовательного учреждения и взаимодействия участников образовательного процесса. -В организации образовательного процесса ИОС предназначена для: -создания условий использования средств ИКТ в образовательном процессе; -компьютерной визуализации учебной информации и моделирования изучаемых или исследуемых объектов; -автоматизированного мониторинга и контроля качества результатов образовательного процесса; -создания условий качественной подготовки дидактических материалов; -обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам; -обеспечения возможностей участия в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах. В управлении образовательным учреждением ИОС направлена на решение следующих задач: -планирование деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений; -автоматизация формирования и учета контингента обучающихся; -автоматизация обработки персональных данных обучающихся и работников образовательного учреждения; -планирование образовательного процесса, распределение учебной нагрузки; -автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса; -осуществление мониторинга и контроля качества результатов образования; -анализ результатов деятельности образовательного учреждения; -обеспечение информационного обмена и документооборота с другими образовательными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием. 2.2 В сфере взаимодействия участников образовательного процесса средствами ИОС ОУ решаются следующие задачи: -обеспечение информационного взаимодействия обучающихся и учителей; -обеспечение взаимодействия между родителями обучающихся и педагогическим персоналом образовательного учреждения; -обеспечение доступа родителей обучающихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, а также его личных достижениях. -интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности ОУ. 2.3 Настоящее положение принимается на собрании трудового коллектива, согласовывается с педагогическим советом ОУ, родительским комитетом и советом обучающихся и утверждается приказом директора ОУ. 3. Права и обязанности пользователей информационно-образовательной среды образовательного учреждения 3.1 Пользователями ИОС ОУ являются: обучающиеся; педагогические работники образовательного учреждения (учителя, классные руководители, воспитатели); административно-управленческий аппарат (директор, заместитель директора, библиотекарь); родители и/или законные представители. 3.2 Права пользователей ИОС ОУ разграничиваются в соответствии со спецификой статуса, должностных обязанностей и содержанием информационных запросов и потребностей. 3.3 Обучающиеся имеют право: -свободного доступа ко всем информационным ресурсам (школьному сайту, региональному образовательному порталу и другим региональным и федеральным образовательным ресурсам); -выполнять индивидуальную работу, участвовать в групповой, коллективной работе класса и размещать результаты своих достижений в ИОС (регистрация разработок, публикация на сайте); -получать и использовать свои адреса и пароли в почтовой системе, на школьном сайте, на региональном образовательном портале; -формировать портфолио на региональном образовательном портале; -запрашивать информационные ресурсы; -использовать электронную почту для общения с учениками, учителями школы и другими участниками ИОС; -использовать возможности сети Интернет и региональной библиотеки информационных образовательных ресурсов и других региональных и федеральных ресурсов для подготовки и написания рефератов; -на научно-методическую и консультационную поддержку в освоении новейших информационных технологий; -пользоваться ресурсами медиатеки, регионального образовательного портала; -получать во временное пользование или для использования в рабочем зале материалы из фонда медиатеки и других источников информации (школьная медиатека, региональная библиотека образовательных информационных ресурсов, сеть Интернет); 3.4 Обучающиеся обязаны: -соблюдать правила пользования информационными ресурсами; 3.5 Учитель имеет право: -готовить учебные материалы (материалы для выступлений, задания учащимся, индивидуальные рекомендации) и делать их доступными в ИОС; -проводить занятия в соответствии с заданными целями и планом с эффективным использованием ИКТ, в том числе – в дистанционной форме; -рецензировать и оценивать работы учащихся; -получать и использовать материалы и результаты внешней экспертизы, направляемые органами управления образования, методическими службами, структурами независимого контроля; -делать поурочное планирование с использованием ИКТ; -подбирать программное обеспечение для учебных целей; -подбирать материал в региональной библиотеке информационных образовательных ресурсов, в сети Интернет; -использовать сайт школы и региональный образовательный портал в учебных целях; -эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала; -использовать в повседневной практике цифровые инструменты и технологии; -разрабатывать и размещать в ИОС (сайт школы ) планирование (календарно-тематическое, ресурсное, индивидуальное); -на научно-методическую и консультационную поддержку в освоении новейших информационных технологий; -получать полную информацию о составе фонда медиатеки школы, региональных и федеральных информационных ресурсах; -получать консультационную помощь по вопросам поиска и выбора источников информации; -получать тематические, фактографические, уточняющие справки на основе фонда медиатеки школы, региональной библиотеки информационных образовательных ресурсов, федеральных ресурсов; -обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору общеобразовательного учреждения. -получать и использовать свои адреса и пароли в почтовой системе, сайте школы, на региональном образовательном портале. 3.6 Учитель обязан: -использовать возможности ИКТ в урочной и воспитательной деятельности; -информировать родителей об их роли во фрагментах образовательного процесса, где учитель является руководителем, в том числе в сообщениях e-mail и на сайте школы; -участвовать в разработке планов методического объединения школы; -планировать использование ресурсов, включая ИКТ - ресурсы, расходуемые материалы; -размещать на сайте школы информацию для обучащихся, родителей о проведении факультативных и элективных курсов; -соблюдать правила пользования ИОС; -разрабатывать и размещать в ИОС (сайт школы) аналитические и методические материалы по своему предмету; -планировать и повышать профессиональную компетентность, включающую ИКТкомпетентность различных форм. 3.7 Классный руководитель имеет право: -создавать, размещать и описывать материалы для своего выступления, задания учащимся, индивидуальные рекомендации в ИОС; -проводить мероприятия в соответствии с заданными целями и планом с эффективным использованием ИКТ – ресурсов; -оказывать помощь обучающемуся в создании его планов и размещении их в ИОС; -рецензировать и оценивать деятельность обучающегося в образовательном процессе. Фиксировать результаты внешней экспертизы и итоговой аттестации. Формировать характеристики обучающегося; -информировать родителей об их роли в образовательном процессе, информировать о ходе образования ребенка, размещая материалы в ИОС (сайт школы). -разрабатывать и размещать в ИОС (сайт школы) планирование (календарно-тематическое, ресурсное, экскурсионное, индивидуальное) воспитательного процесса, в том числе график экскурсий, поездок, вечеров отдыха, родительских собраний; -участвовать в разработке планов воспитательной работы школы; -получать консультационную помощь по вопросам работы с информацией на носителях, пользования электронным и иным оборудованием; -получать и использовать свои адреса и пароли в почтовой системе, на региональном образовательном портале. 3.8 Классный руководитель обязан: -планировать повышение, психологической, социальной и воспитательной компетентности, включающей ИКТ-компетентность; -рассматривать и согласовывать запросы обучающихся (или группы обучающихся) на использование средств ИКТ; -участвовать в формировании портфолио обучающегося по различным направлениям; -фиксировать присутствие обучащегося на событии, где он является участником; -готовить, разъяснять, подписывать договора о сотрудничестве родителей с лицеем; -собирать, анализировать и размещать в ИОС информацию о выпускниках прошлых лет; -размещать в ОИС аналитические материалы по образовательному и воспитательному процессу; -анализировать ход образовательного процесса отдельных обучающихся (включая учебные результаты, дополнительное образование, участие во внешкольных соревнованиях, социализацию, здоровье). 3.9 Администрация ОУ обязана: -Организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках ИОС; -разрабатывать и организовывать принятие локальных актов школы, регламентирующих сферу ИОС; -осуществлять контроль над деятельностью пользователей ИОС ОУ; -использовать автоматизированные информационные системы в управлении образованием ОУ; -организовывать восстановление работоспособности программных и технических компонентов после аварийной ситуации в короткие сроки; -организовывать непрерывное повышение ИКТ-компетентности всех работников школы; -обеспечивать информационную безопасность. 3.10 Администрация ОУ имеет право: -на общение посредством инструментов ИКТ с участниками образовательного процесса; -на создание информационно-аналитической службы ОУ; -на размещение, обновление и удаление информации о деятельности ОУ; -на ввод, хранение, обработку и анализ персональных данных работников и обучающихся в пределах объема должностных обязанностей; -на осуществление телекоммуникационного обмена в сети Интернет с использованием официальных адресов ОУ; -на ведение сайтов ОУ в сети Интернет; -на разработку организационно-управленческих технологий реализации ИОС ОУ. 3.11 Родители обучающихся имеют право: -получать и использовать свои пароли на региональном образовательном портале; -получать информацию о важных и типичных моментов школьной жизни в ИОС (сайт школы, региональный образовательный портал); -знакомиться и обсуждать аналитические материалы по работе школы, в частности, публичного отчета школы. 3.12 Родители обучающихся обязаны: -подписывать договор о сотрудничестве с лицеем; -входить в ИОС и получать идентификационную информацию о ребенке; -размещать информацию о причинах отсутствия обучающегося на занятии; -вводить информацию об изменениях персональных данных родителя и обчающегося; -вводить информацию о хронических заболеваниях, медицинских противопоказаниях; -получать направляемою лицеем информацию; -содействовать эффективному использованию ИКТ обучающимися школы. 4. Информационные ресурсы и сервисы единой информационной среды образовательного учреждения. 4.1 К информационным ресурсам ИОС ОУ относятся программные компоненты различного назначения, необходимые для обеспечения функционирования образовательного учреждения и удовлетворения информационных запросов и потребностей участников образовательного процесса: -педагогические ресурсы; -персональные данные работников; -персональные данные обучающихся; -информационные ресурсы структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры. 4.2 К педагогическим ресурсам ИОС ОУ относятся: -лицензионные прикладные программные продукты, используемые в образовательном процессе; -программно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и учебнометодические материалы промышленного изготовления, рекомендованные для использования в учебном процессе ФА по науке и образованию; -информационные ресурсы – тексты, таблицы, базы данных, изображения, презентации, аудиофайлы, видео-файлы, web-страницы и прочие свободно распространяемы материалы, соответствующие учебным программам. 4.3 Педагогические ресурсы ИОС ОУ закупаются, создаются и используются в соответствии с реализуемыми образовательными программами. 4.4 К персональным данным работников – ресурсам ИОС ОУ относятся: -файлы баз данных, содержащие персональные данные; -файлы запросов и отчетов, содержащие персональные данные; -файлы, содержащие информацию о результатах профессиональной деятельности работников, созданные в процессе выполнения распоряжений органов государственной власти и управления, суда, правоохранительных и надзорных органов управления образованием; -файлы, содержащие данные о состоянии здоровья работников. 4.5 К персональным данным обучающихся – ресурсам ИОС ОУ относятся: -файлы баз данных, содержащие персональные данные; -файлы запросов и отчетов, содержащие персональные данные; -разделы (страницы) web-ресурсов образовательного учреждения, содержащие персональные данные и не находящиеся в открытом доступе; -файлы, содержащие информацию о результатах учебной деятельности; -файлы, содержащие данные о состоянии здоровья. 4.6 Обработка электронных ресурсов, содержащих персональные данные работников и обучающихся, проводится строго в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на основании личного согласия работников и родителей обучащихся. 4.7 К информационным ресурсам структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры относятся: -лицензионные операционные системы, прикладные программные средства, программные компоненты АИС, программные компоненты информационных сред; -файлы баз данных. 4.8 Несанкционированное использование и копирование информационных ресурсов структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры не допускается. 4.9 К сервисам ИОС ОУ относятся функции, обеспечивающие удовлетворение образовательных запросов и потребностей участников образовательного процесса, а также осуществление уставных видов деятельности и управление образовательным учреждением. 4.10 К сервисам ИОС ОУ, обеспечивающим удовлетворение образовательных запросов и потребностей участников образовательного процесса, относятся: -предоставление доступа к информационным ресурсам для получения основного и дополнительного образования, познавательной, проектной, исследовательской и художественно-творческой деятельности; -обеспечение возможности создания информационных ресурсов образовательного или общекультурного назначения; -обеспечение условий для разработки дидактических ресурсов для осуществления образовательного процесса в очной, заочной и дистанционной формах; -обеспечение информационного взаимодействия участников образовательного процесса; -обеспечение условий для использования каналов получения и передачи информации в процессе образовательной деятельности. 4.11 К сервисам ИОС ОУ, обеспечивающим осуществление уставных видов деятельности и управление образовательным учреждением относятся: -обеспечение возможностей для сбора, хранения, анализа и передачи персональных данных учащихся и работников, а также доступа к данным в процессе выполнения должностных обязанностей; -применение информационных технологий управления образовательным процессом; -применение информационных технологий для обработки данных по фондам библиотечноинформационных ресурсов. 4.12 Доступ к информационным ресурсам и сервисам ИОС ОУ осуществляется на основе разграничения прав доступа. 4.13 Разграничение прав доступа осуществляется на основании: -законодательства, нормативных и распорядительных документов вышестоящих органов управления образованием и администрации образовательного учреждения; -распределения должностных обязанностей работников образовательного учреждения. 5. Структура информационно-образовательной среды образовательного учреждения 5.1 Структура информационной среды ОУ включает следующие компоненты: -организационно-управленческие компоненты: законодательные, нормативно-методические и распорядительные документы, должностные обязанности, инструкции и регламенты деятельности и управления ИОС ОУ; -программные компоненты: -операционные системы; -прикладные программные средства; -программно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и учебнометодические материалы (УММ, УМК); -технические компоненты: компьютерный класс; мультимедийный комплекс; автоматизированные рабочие места; печатные устройства ; сканеры ; факсы; сетевое и коммутационное оборудовании; системы электропитания; компьютеры, в том числе подключенных к сети Интернет. 6. Сопровождение программных компонентов информационно-образовательной среды образовательного учреждения 6.1 Сопровождению подлежат программные компоненты ИОС ОУ, находящееся на балансе образовательного учреждения. 6.2 Формами сопровождения программных компонентов ИОС ОУ являются: -гарантийное обслуживание, осуществляемое поставщиком или производителем; -обновление и замена версий; -выполнение мероприятий антивирусной защиты; -резервное копирование и восстановление файлов; -аварийные и другие неотложные работы по восстановлению функций программного обеспечения; -техническое консультирование. 6.3 Субъектами сопровождения являются: -должностные лица образовательного учреждения – заместитель директора; -работники организаций, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание на основании договоров. 6.4 Должностные лица образовательного учреждения, прошедшие в установленном порядке обучение в области ИКТ, а также инструктаж по вопросам информационной безопасности могут самостоятельно осуществлять сопровождение в соответствии с установленным Регламентом. 6.5 Регламент профилактического обслуживания включает следующие виды работ: -обновление антивирусного программного обеспечения, проверка устройств постоянного хранения информации 1 раз в неделю; -инсталляция программного обеспечения (кроме продуктов, инсталлируемых специалистами производителя или поставщика) по мере поступления программных продуктов; -проверка и установка критических обновлений безопасности операционной системы 1 раз в месяц или по мере поступления обновлений; -установка обновлений программного обеспечения 1 раз в месяц; -архивирование и резервное копирование файлов баз данных в соответствии с порядком использования АИС и СУБД; -проверка и дефрагментация жестких дисков по мере необходимости; -приведение в стандартное состояние профиля пользователей по мере необходимости; -администрирование сети (регистрация и редактирование пользовательских учетных записей, сетевых прав и ограничений доступа) по мере необходимости; структурирование и оптимизация данных 1 раз в неделю. 7. Сервисное обслуживание технических компонентов информационнообразовательной среды образовательного учреждения. 7.1 Сервисному обслуживанию подлежат технические компоненты ИОС ОУ, находящиеся на балансе образовательного учреждения. 7.2 Формами сервисного обслуживания технических компонентов ИОС ОУ являются: -профилактическое техническое обслуживание; -гарантийное обслуживание оборудования, осуществляемое поставщиком или производителем; -постгарантийное фирменное обслуживание оборудования; -модернизация, диагностика неисправностей, плановый и внеплановый ремонт; -замена расходных материалов (краска, картриджи, тонеры); -аварийные и другие неотложные работы по восстановлению функций оборудования; -обследование и экспертная оценка оборудования для подготовки к списанию; -техническое консультирование. 7.3 Субъектами сервисного обслуживания являются: -работники организаций, осуществляющих гарантийное и постгарантийное фирменное обслуживание на основании договоров; -работники ремонтных предприятий на основании договоров. 7.4 Должностные лица образовательного учреждения, прошедшие в установленном порядке обучение по профилактическому обслуживанию компьютерного оборудования, а также инструктаж по технике безопасности и обучение по программе подготовки электротехнического персонала могут самостоятельно осуществлять профилактическое техническое обслуживание в соответствии с установленным Регламентом. 7.5 Регламент профилактического обслуживания включает следующие виды и периодичность проведения работ: -продувка внутренних полостей системного блока, блока питания, радиаторов охлаждения компьютера по мере необходимости; -чистка экрана монитора, поверхностей системного блока по мере необходимости; -проверка параметров монитора, восстановление (характеристики изображения) по мере необходимости; -проверка работоспособности интерфейсных устройств и носителей информации (CD, FDDприводы) по мере необходимости; -проверка и чистка клавиатуры, манипулятора «мышь» по мере необходимости; -проверка работоспособности принтера (по мере необходимости); проверка состояния картриджа, тонера, замена картриджа при необходимости. 8. Организация безопасной эксплуатации информационно-образовательной среды образовательного учреждения 8.1 Безопасная эксплуатация компонентов ИОС ОУ включает следующие компоненты: -информационная безопасность: обеспечение сохранности, целостности и работоспособности информационных ресурсов, профилактика несанкционированного доступа, использования, копирования или удаления информации, а также изменения структуры информационных ресурсов; -технологическая безопасность: обеспечение стабильности функционирования технических компонентов ИОС ОУ, предупреждение нецелесообразного использования, нарушения работоспособности, преждевременного износа, повреждения или уничтожения оборудования; -техническая безопасность: предупреждение или минимизация неблагоприятного воздействия оборудования на организм пользователя, нарушения правил техники безопасности при использовании оборудования, профилактика поражения пользователей электрическим током, тепловым или световым излучением; -организационная безопасность: предупреждение использования оборудования лицами, не владеющими необходимыми пользовательскими компетентностями, профилактика использования оборудования в целях, не соответствующих целям деятельности образовательного учреждения. 8.2 Безопасная эксплуатация компонентов ИОС ОУ обеспечивается организационными, программными и аппаратными средствами, человеческими ресурсами (материально ответственными лицами). 8.3 Организационными средствами обеспечения безопасности ИОС ОУ являются: -разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасной эксплуатации ИОС ОУ; -проведение инструктажей работников и учащихся по безопасному использованию компонентов ИОС ОУ; -упорядочивание форм использования компонентов ИОС ОУ; -регламентация учетной и контрольной деятельности; нормативно-правовыми документами, регламентирующими условия размещения оборудования согласно требований СанПин, Пожтехнадзор и др.). 8.4 Программными средствами обеспечения безопасности ИОС ОУ являются: -организация антивирусного мониторинга и защиты; -обеспечение контроля входящего и исходящего трафика; -администрирование доступа к информационным ресурсам интрасети и Интернет. 8.5 Аппаратными средствами обеспечения безопасности ИОС ОУ являются: -применение аппаратных средств маршрутизации; -применение устройств бесперебойного питания; -применение резервного копирования и создание копий информационных ресурсов; -применение средств охранной сигнализации и видеонаблюдения в местах размещения технических компонентов ИОС ОУ. 8.6 В целях обеспечения безопасной эксплуатации ИОС ОУ всем категориям пользователей без получения соответствующего разрешения запрещается: -размещение информационных ресурсов в интрасети или в Интернет; -использование, копирование и удаление информационных ресурсов или их компонентов; -обновление или изменение версии программного обеспечения; -изменение имен и паролей для доступа к сетевым ресурсам; -изменение системных настроек компьютеров и серверов; -изменение политик безопасности. 9. Ответственность пользователей информационно-образовательной среды образовательного учреждения. 9.1 Ответственность пользователей ИОС ОУ за совершение противоправных деяний наступает в соответствии с административным и уголовным кодексом РФ. 9.2 Возмещение вреда, причиненного имущественным и смежным правам, совершенное с использованием компонентов ИОС ОУ наступает в соответствии с гражданским кодексом РФ. 9.3 Дисциплинарная и материальная ответственность пользователей ИОС ОУ – работников образовательного учреждения, наступает в соответствии с трудовым кодексом, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением. Основаниями для привлечения пользователей ИОС ОУ – работников образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности являются нарушения эксплуатации компонентов ИОС ОУ, правил внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностей и настоящего Положения. Основаниями для привлечения пользователей ИОС ОУ – работников образовательного учреждения к материальной ответственности является причинение вреда программным или техническим компонентам ИОС ОУ. 9.4 Дисциплинарная ответственность пользователей ИОС ОУ – обучающихся образовательного учреждения наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка для обучающихся и настоящим Положением. Основаниями для привлечения пользователей ИОС ОУ – обучающихся в образовательном учреждении к ответственности являются нарушения работоспособности объектов ИОС ОУ, повреждение или несанкционированное использование информационных внутренних и внешних ресурсов ИОС ОУ, создание и (или) размещение информационных ресурсов, противоречащих общечеловеческим ценностям или общепринятым нормам нравственности.