Положение о формах получения образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015, где
определены формы получения образования: в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную
деятельность (в форме семейного образования и самообразования), и формы обучения:
очная, очно-заочная или заочная формы освоения общеобразовательных программ, а также
в соответствии с приказом Министерства образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области от 08.11.2013 г. № 2565 «Об утверждении порядка регламентации
и оформления отношений государственной образовательной организации Новосибирской
области и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях», и Методическими рекомендациями по
созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ, утвержденных письмом
Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от
18.12.2013 г. № 6032-03/25 и Уставом школы.
1.2. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
ст. 3 п. 1 пп.7, ст. 17 п.2, ст. 34 п. 1 пп.3, обучающиеся всех образовательных организаций
имеют право на выбор формы получения образования.
1.2. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной
общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный
образовательный стандарт и ФК ГОС.
1.3. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
II. Организация семейного образования
2.1. Право дать ребёнку образование в семье предоставляется родителям (законным
представителям).
2.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой
ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения
по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в лицее.
2.3. Отношения между школой и родителями (законными представителями) по
организации семейного образования регулируются договором, который не может
ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
2.4. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут:
- пригласить преподавателя самостоятельно;
- обратиться за помощью в школу;
- обучать ребенка самостоятельно.
Родители (законные представители) учащегося информируют школу о приглашенных ими
преподавателях и определяют совместно с администрацией школы возможности их участия
в промежуточной и итоговой аттестации.
2.5 Школа осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих
основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора
семейной формы получения образования. В приказе директора школы указывается форма
получения образования ребенком. Приказ хранится в личном деле обучающегося. Личное

дело обучающегося и результаты промежуточной или итоговой аттестации сохраняются в
лицее в течение всего срока обучения.
2.6 Школа в соответствии с договором:
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую
литературу, имеющуюся в библиотеке школы;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую
для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую
аттестации обучающегося.
2.7 Школа вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимися
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется
возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обучение в
данной школе. По решению педагогического совета школы и с согласия родителей
(законных представителей) обучающийся может быть переведен в класс компенсирущего
обучения или оставлен на повторный курс обучения.
2.8 Родители (законные представители) совместно со школой несут ответственность за
выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными
образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися
образовательных программ.
2.9. Аттестация обучающегося.
2.9.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного
образования определяется школой самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
2.9.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению
педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации.
2.9.3. При желании обучающегося и по решению педагогического совета школы (при
наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным
программам (программам компенсирующего обучения).
2.9.4. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего и среднего
(полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
2.9.5. Итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов, получающих образование в
семье, проводится школой в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в
соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и
11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
2.9.6. Выпускникам 9-х и 11-х классов, прошедшим итоговую аттестацию, школа выдает
документ государственного образца о соответствующем образовании.
2.9.7. Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или
серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой
аттестации по всем учебным предметам, изучающимся в 10-11-х классах. Выпускники,
достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются
похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Награждение
производится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
2.10. Правовое положение педагогического работника, осуществляющего обучение детей
в семье по договору с родителями (законными представителями).
2.10.1. Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье,
могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими
самостоятельно.
2.10.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающая
приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит
регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.10.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При её
регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления
заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
2.10.4. Не зарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не
допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением
законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности,
подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном
порядке.
2.10.5. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения экстерном, в соответствии с частью 3 ст. 34 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», промежуточной и государственной итоговой
аттестации в лицее.
III.Получение образования в форме индивидуального обучения
3.1. В целях реализации гарантированных прав граждан на получение общего образования,
профилактики безнадзорности, сокращения числа детей, оставшихся вне системы
образования, создания соответствующих условий для получения образования Школа
организует индивидуальное обучение детей с 1 по 11 класс в возрасте до 18 лет по
медицинским показаниям и социально-педагогическим показаниям.
3.1.1. Для детей (в том числе детей-инвалидов), которые по состоянию здоровья временно
или постоянно не могут посещать школа, организуется индивидуальное обучение по
медицинским показаниям согласно перечню заболеваний, предусмотренных Письмом
министерства просвещения РСФСР от 08.07.1980 № 281-м, министерства здравоохранения
РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети
нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой
школы»:
- индивидуальные занятия на дому с освобождением от посещения массовой школы;
- индивидуальное обучение на дому по программе вспомогательной школы;
- освобождение от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся,
страдающих психоневрологическими заболеваниями;
- создание облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых
уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение).
3.1.2. Основанием для организации индивидуального обучения является заключение
лечебно-профилактического учреждения и согласование, в каждом отдельном случае,
районного отдела образования.
3.1.3. Обучение по социально-педагогическим показаниям организуется для детей
следующих категорий:
- не приступивших к обучению в общеобразовательной школе до 9-11 летнего возраста, имеющих перерыв в обучении 2 и более лет,
- беженцев и вынужденных переселенцев ближнего и дальнего зарубежья, при
несовпадении их фактических знаний с общеобразовательными программами РФ и/или
наличие языкового барьера. Данное обучение организуется в условиях поэтапного перехода
на обучение в обычном режиме в массовом классе. Основанием для такого обучения
является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Направление ребенка на ПМПК с целью определения его специальных образовательных
потребностей и рекомендаций по организации психолого-медико-педагогического
сопровождения осуществляется:

- ПМПк образовательной организации, муниципального центра психологической службы в
системе образования или специализированного учреждения для детей, нуждающихся в
социальной реабилитации;
- органами опеки и попечительства;
- социально-психологической службой территориального центра социальной помощи семье
и детям. Индивидуальное обучение по социально-педагогическим показаниям
осуществляется в течение 1 года, по истечении которого проводится повторное
освидетельствование на ПМПК.
3.2. Образовательный процесс осуществляется в строгом соответствии с рекомендациями
ПМПК об образовательной программе. Образовательный процесс должен способствовать
максимальному повышению адаптационных возможностей ребенка, предупреждению и
коррекции возможных отклонений в развитии, школьных трудностей.
3.3. Выбор варианта обучения осуществляется Школой на основании рекомендаций
лечебно-профилактического учреждения и(или) ПМПК и с согласия родителей (законных
представителей).
3.4. Организация индивидуального обучения детей по медицинским или социальнопедагогическим показаниям (далее – обучение) осуществляется в следующем порядке.
3.4.1. Обучение детей, проживающих в микрорайоне, организует Школа по следующим
возможным вариантам обучения:
• на дому;
• в школе;
- по количеству одновременно занимающихся детей:
• индивидуальное (на дому, в школе, комбинированное);
• индивидуально-групповое (расписание занятий в школе предусматривает организацию
обучения по отдельным дисциплинам индивидуально, по другим – в составе класса или
группы из 2-х и более человек);
• групповое (при наличии 2-х и более обучающихся по одной и той же образовательной
программе одной параллели).
3.4.1.1. Обучение по общеобразовательным программам организуется на дому для
учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию
здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения
медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей).
3.4.1.2. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской
организации и письменное обращение родителей (законных представителей). Родители
(законные представители) на период обучения заключают договор со школой.
3.4.1.3. Ребенок, находящийся на длительном лечении в медицинской организации, на
основании письменного заявления родителей (законных представителей) зачисляется на
период лечения в образовательную организацию, находящуюся в доступной близости и
имеющую договор с медицинской организацией.
3.4.1.4. Школа вправе организовать реализацию основных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
3.4.1.5. Учащийся, проживающий на микрорайоне другой школы и имеющий заключение
медицинского учреждения на обучение больного ребенка на дому (на период болезни), по
заявлению родителей (законных представителей) может быть переведен в школу по месту
жительства вне зависимости от наполняемости класса.
3.4.2. Зачисление ребенка в школу осуществляется в общем порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные
организации.
Родители (законные представители) представляют в школу следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей);
- заключение врачебно-контрольной комиссии медицинской организации;

- индивидуальную программу реабилитации;
- документ, подтверждающий личность ребенка.
3.4.3. Школа в зависимости от варианта обучения:
• обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа
педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь,
необходимую для освоения общеобразовательных программ;
• на основе примерного учебного плана разрабатывает и утверждает индивидуальный
учебный план и рабочие программы курсов и дисциплин, осуществляет контроль над их
реализацией в процессе обучения;
• осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестации обучающихся;
• выдает ребенку, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, документ
об образовании или свидетельство об обучении для лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
•ребенку, не прошедшему государственную итоговую аттестацию или получившему
неудовлетворительные результаты, а также ребенку, освоившему часть образовательной
программы и (или) отчисленному из образовательной организации, выдает справку об
обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому школой.
3.4.4. Школа осуществляет психолого-педагогическое консультирование родителей
(законных представителей) ребенка, выдает документ государственного образца о
соответствующем образовании.
3.4.5. Школа с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей
обучающихся имеет право самостоятельно в пределах выделенных часов по классам
определять перечень предметов, распределять часы по предметам, включать в учебный
план дополнительные предметы, выделять часы на коррекционно-развивающие занятия с
психологом и другими специалистами.
3.4.6. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные
помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме
самообразования и других формах, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3.5. Школа заводит журнал на каждого индивидуально обучающегося на дому или на
группу обучающихся (из одного класса, параллели). Учителя отмечают в нем текущие
оценки, промежуточную и итоговую аттестации, прохождение программы обучающимися.
Классный руководитель своевременно выставляет четвертные, годовые, итоговые оценки в
сводной ведомости классного журнала.
3.5.1. Во время болезни обучающихся в классном журнале отсутствие отмечается буквой
«н». С учителем, ведущим уроки, решается вопрос о временном прекращении его
функциональных обязанностей или переносе учебных занятий для выполнения учебной
программы, если обучающийся не обучается в лечебном учреждении.
3.6. При желании обучающегося и по решению педагогического совета школы,
обучающийся может быть освобожден от экзаменов промежуточной аттестации. Итоговые
оценки выставляются на основании годовых отметок.
3.6.1. При желании обучающегося и по решению педагогического совета школы (при
наличии медицинского заключения) выпускникам 9 и 11 классов может быть предложена
государственная (итоговая) аттестация в щадящей форме. Итоговые оценки выставляются
на основании годовых.
IV. Обучение в очно-заочной и заочной формах
4.1. Очно-заочная и заочная формы – являются формами освоения общеобразовательных
программ, предусматривающих как самостоятельное освоение обучающимися
общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам, общего

образования, так и в сочетании с посещением отдельных учебных занятий в школе, с
последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией.
4.2. Очно-заочная и заочная формы предполагают образование в рамках федерального
государственного общеобразовательного стандарта. По желанию и при наличии возможно
изучение программ, составляющих региональный и школьный компонент образования, в
том числе углубленное изучение предмета.
4.3. Возможность получить общее образование в заочной форме имеют:
• обучающиеся 10-11 класса, которые лично или через родителей (законных
представителей) избрали самостоятельную форму обучения;
• граждане, не завершившие обучение в школе;
• обучающиеся, вынужденно не посещающие школу;
• граждане Российской Федерации, проживающие на территории республик СНГ;
• и другие граждане, желающие получать общее образование в заочной форме.
4.4. Организация очно-заочной и заочной форм обучения.
4.4.1. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в очно-заочной или
заочной формах устанавливается данным Положением, Уставом школы, и осуществляется
на условиях договора между школой и родителями (законными представителями)
учащегося.
4.4.2. Обучающиеся, избравшие очно-заочную или заочную форму получения образования,
подают заявление директору школы, от имени несовершеннолетних обучающихся
заявление подают их родители (законные представители).
Директор школы издаёт приказ о зачислении заявителя в группу для сдачи экзамена. Сроки
прохождения промежуточной аттестации устанавливаются школой, а для прохождения
государственной (итоговой) аттестации - не позднее, чем за 3 месяца до начала аттестации
(до 1 марта).
4.4.3. Администрация школы знакомит учащегося очно-заочной или заочной форм
обучения с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, программами
учебных курсов или учебных предметов. Учащемуся предоставляется возможность
получить необходимую литературу (из библиотечного фонда школы), пользоваться
предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, получать
дополнительные консультации перед экзаменом, которые проводятся в качестве
дополнительных платных образовательных услуг.
4.4.4. Учащемуся очно-заочной формы обучения разрешается по его желанию посещать
учебные занятия по расписанию того класса, за которым он закреплен.
4.4.5. Школа определяет сроки и форму аттестации учащегося, проводит необходимые
консультации по учебным предметам в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом.
4.4.6. Обучающиеся, осваивающие самостоятельно общеобразовательные программы
среднего (полного) общего образования (или отдельные предметы за курс 10 и 11 классов)
должны быть ознакомлены с порядком награждения выпускников очно-заочной или
заочной форм обучения похвальными грамотами и медалями.
4.4.7. Учащийся очно-заочной или заочной форм обучения имеет право в течение учебного
года возвратиться в школу для освоения общеобразовательных программ в очной форме.
4.5. Аттестация учащегося очно-заочной или заочной форм обучения.
4.5.1. Промежуточная аттестация учащегося очно-заочной или заочной форм обучения
проводится по предметам инвариантной части УП школы. Количество предметов и
последовательность сдачи экзаменов определяется индивидуально, с учётом желаний и
возможностей обучающихся, но на уровне основного общего образования – в 5-6 кл. не
более 6 экзаменов,
в 7 классе – не более 9 экзаменов,
в 8 классе – не более 10 экзаменов,
в 9 классе – не более 12 экзаменов,
На уровне среднего общего образования – в 10-11 классах – не более 12 экзаменов.

4.5.2. Учащиеся очно-заочной или заочной форм обучения, прошедшие промежуточную
аттестацию, переводятся в следующий класс.
Школа по результатам промежуточной аттестации за курс переводного класса выдаёт
справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам.
4.5.3. Промежуточная аттестация учащихся по очно-заочной или заочной формам обучения
организуется в течение учебного года по мере необходимости, за исключением
государственной (итоговой) аттестации.
4.5.4. При сочетании очной и заочной форм получения образования обучающемуся
устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с
режимом работы школы.
4.5.5. Государственная (итоговая) аттестация.
Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании
выпускник очно-заочной или заочной форм обучения проходит государственную итоговую
аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе
федеральных государственных образовательных стандартов.
V. Порядок управления
5.1. Общее руководство обучением по одной из вышеперечисленных форм осуществляется
отделом образования.
5.2. В компетенцию администрации школы входит:
- разработка положения о формах получения образования;
- предоставление в недельный срок в отдел образования ходатайства об организации
обучения по одной из форм, избранной родителями (законными представителями)
обучающегося, в котором указывается фамилия, имя учащегося, класс, причина перехода на
обучение по избранной форме, дата решения педагогического совета, период обучения,
сведения для тарификации учителей;
- обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных
программ и контроль за их выполнением;
- контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещением занятий
учащимися, ведением журнала учета обучения по избранной форме не реже 1 раза в
четверть.
5.3. При организации обучения по очно-заочной форме школа оформляет следующие
документы:
- заявление родителей;
- расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями и
утвержденное заместителем директора по УВР;
- решение педагогического совета;
- приказ по школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».