примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). 1.7. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. 1.8. Рабочие программы утверждаются приказом директора до начала реализации курса, предмета, дисциплины (модуля), элективного курса, включая курсы дополнительного образования. 2. Права образовательного учреждения 2.1. Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно: раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля уровня подготовки обучающихся по предмету. 3. Ответственность образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество, реализуемых рабочих программ. 4. Оформление и структура рабочей программы. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. Учебная программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ. 4.1. Рабочая программа должна быть оформлена, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. 4.2. Структура рабочей программы: Элементы Рабочей программы Титульный лист Приложение 1 Содержание элементов Рабочей программы - гриф принятия, утверждения Рабочей программы; полное наименование ОУ; - название учебного предмета, для изучения которого написана программа; - указание классов, где реализуется Рабочая программа; -фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы, - год разработки Рабочей программы 1. Пояснительная - на основании каких документов составлена программа; записка -общие цели и задачи основного общего образования с учетом (на уровень обучения) специфики учебного предмета, курса для уровня обучения, место учебного предмета, курса в Учебном плане ОУ. 2. Планируемые результаты - для базового уровня результатов «выпускник научится», изучения учебного предмета, -для повышенного уровня результатов «выпускник получит курса возможность научиться» 3. Содержание учебного в данный раздел включается перечень изучаемого материала путем предмета, курса описания основных содержательных линий 4. Календарно-тематическое - номер по порядку, планирование (на параллель - номер учебной недели, классов) - тема раздела, урока - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; приложение - характеристика видов учебной деятельности обучающихся - дата проведения урока (планируемая, фактическая) 3.3 Структура рабочей программы по внеурочной деятельности. Элементы Содержание элементов рабочей программы Рабочей программы Титульный лист - гриф принятия, утверждения рабочей программы; полное наименование ОУ; Приложение 1 - название учебного предмета, для изучения которого написана программа; - указание классов, где реализуется рабочая программа; -фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы, - год разработки рабочей программы 1. Пояснительная - на основании каких документов составлена программа; записка -общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса для уровня обучения, место учебного предмета, курса в Учебном плане ОУ. 2. Личностные и - «выпускник научится», метапредметные результаты - «выпускник получит возможность научиться» освоения курса внеурочной деятельности 3. Содержание курса в данный раздел включается перечень изучаемого материала путем внеурочной деятельности описания основных содержательных линий 4. Календарно-тематическое - номер по порядку, планирование (на параллель - номер учебной недели, классов) - тема раздела, урока - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; Приложение 2 - характеристика видов учебной деятельности обучающихся - дата проведения урока (планируемая, фактическая) 4.4. Структура рабочей программы (для классов, обучающихся не по ФГОС) 1. Титульный лист (Приложение 1). 2. Пояснительная записка: - указание на основание составления программы - указание места предмета в Учебном плане (количество часов в неделю, за учебный год) - цели и задачи курса - содержание курса с указанием разделов и часов, отведенных на их изучение - указание количества и форм контроля, практических работ - указание учебно-методической литературы для учителя и обучающихся - основные требования к уровню подготовки обучающихся -КИМ и их характеристика - контрольные работы, диктанты - практические и лабораторные работы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации и др. (если необходимо). 4. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2) - номер по порядку, - номер учебной недели, - тема раздела, урока - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - дата проведения урока (планируемая, фактическая) 5.Согласование и утверждение рабочей программы 5.1. Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений, согласуется с руководителем МО и заместителем директора по УВР (указывается дата, номер протокола заседания МО и подписи руководителя МО и заместителем директора). 5.2. Если представленная рабочая программа не отвечает требованиям настоящего Положения, то отрицательный ответ в устной форме (а по просьбе учителя в письменной форме за подписью заместителя директора и руководителя МО) сообщается автору с указанием необходимых дополнений, изменений и сроков доработки. 5.3. Если представленная рабочая программа соответствует требованиям настоящего Положения, она рекомендуется для утверждения. В протокол заседания МО вносится соответствующая запись. 5.4. Учитель готовит два экземпляра рабочей программы (первый экземпляр остаѐтся у учителя, второй входит в состав образовательной программы школы). 5.5. Рабочая программа утверждается приказом директора по школе. 5.6. На учителя, приступившего к работе без утверждённой рабочей программы, может быть наложено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. 5.7. Для авторских учебных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу. Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО__________________ Зам. директора по УВР _________________________ «____»____________ 20____ г. УТВЕРЖДЕНО______________________ Директор МБОУ Школа № 108 _________ Т.В. Галяпо «____»______________ 20_____ г. Рабочая программа учебного предмета ____________________________ для учащихся ________________ класса ______________________________ уровень Разработана ______________________ ФИО педагога учителем _____________ предмет РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №____ от «__»_______ Руководитель ШМО ______ /______________________/ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол №____ от «__»__________ Председатель НМС_______________ ______/______________________/ Уфа – 20____ - 20_____ учебный год Приложение2 Календарно-тематическое планирование предмета (курса) ____________________________________ на 2015-2016 учебный год (для 7-11 классов) № урока Содержание Глава1 1 1 полугодие (четверть) ( часов) Всего часов Кол- Примерная Дата по во дата факту часов (класс) 1 неделя сентября Дата по факту (класс) Дата по факту (класс) Коррекция часов по факту Приложение 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( для начальных классов 1-4 и 5-9 классов по ФГОС) добавить по факту дату № п/п 1 № уроко в Дата проведени я 2 3 1 Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 2 3 4 5 6 7 8-9 Дата провед ения по факту 4 Тема урока 5 1 четверть – часов Тема раздела Элементы содержания Характеристика учебной деятельности учащихся. 6 7 Коррек ция часов по факту