Пояснительная записка
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических
технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой
инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного
состава российского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС) ориентирован на развитие таких личностных характеристик
учащегося начальной школы как патриотизм, толерантность, любознательность,
самостоятельность, ответственность, доброжелательность, умение отстаивать свою точку
зрения и следование правилам здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
Группа продленного дня (ГПД) —одна из форм общественного воспитания детей,
которая имеет большой потенциал для комплексного решения учебно-воспитательных и
оздоровительных задач. Продленный день в школе способствует формированию
воспитывающей образовательной среды. Деятельность группы продлённого дня
основывается на принципах руководства Законом Российской Федерации «Об
образовании», Конвенции о правах ребёнка, Уставом образовательного учреждения (ОУ).
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного
Образовательного Стандартаучебного плана МБОУ ЦО № 25 на 2024-2025 учебный год.
Программа группы продленного дня предназначена для обучающихся 1 - 4классов. Ее
актуальность заключается в том, что она создает благоприятные условия для личностного
развития обучающихся, способствующихформированию положительной мотивации
личности к творчеству, развитию.
Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку
полноценный, правильно организованный досуг. Зачастую дети большую часть времени
предоставлены сами себе. Поэтому в помощь детям и родителям в школе созданы группы
продлённого дня для социализации, индивидуальной коррекции и разностороннего
развития ребёнка.
Первоклассникам тяжелее всего вступить в учебный процесс после летнего отдыха,
тем более, что они это делают впервые. Им приходится вживаться в новый коллектив,
знакомиться с новыми правилами. Ребёнок идёт в первый класс с уверенностью в том, что
ему будет здесь хорошо. Нужно сделать всё, чтобы оправдать эти ожидания.
Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый
ребёнок чувствовал бы себя комфортно, смог раскрыть свои способности. Воспитатель
организует деятельность по сплочению учащихся класса и формированию детского
школьного коллектива, а также по изучению норм поведения в школе, семье,
общественных местах.
Среди учащихся проводится профилактическая работа с целью предупреждения
правонарушений, охраны жизни и здоровья. Для этого используются инструктажи,
викторины, конкурсы рисунков, игры по ПДД. Воспитатель развивает чувство бережного
отношения к природе и школьному имуществу, уважения к людям любой профессии,
воспитывает желание трудиться самому. Работа, организуемая педагогом направлена на
развитие ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических ценностях. При этом используются беседы, конкурсы рисунков, чтение
рассказов, уроки творчества и др.
Вся неурочная деятельность в ГПД проводится с учётом работы учителя в первой
половине дня и составляется на основе единых требований к учащимся. Совместные
действияучителяивоспитателяведуткболееуспешнойиэффективнойработесдетьми,в
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и навыков взаимодействия в
коллективе. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процессы
развития индивидуальных особенностей детей, создаёт условия для самореализации
каждого ребёнка.
Цель воспитательной деятельностив ГПД:
создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитания у
детейсамостоятельности,самодисциплины;гармоничногоразвитияличностиучащегосяс
учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого
ребенка.
Основные задачи воспитательной деятельности:
1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
2. Создать условия для развития нравственных качеств личности;
3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи группы продлённого дня:
Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;
Следовать установленному режиму дня в ГПД;
Создать условия для проведения познавательной деятельности;
Обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных
метеорологических условиях;
5. Укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены.
1.
2.
3.
4.
Следовательно, основной целью учебно-воспитательной работы является создание
условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой
личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные направления работыГПД:
1. Познавательное (соответствует нравственному, духовному, семейному и
интеллектуальному воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД: чтение,тематические беседы, экскурсии.
Цель: образование и воспитание личности обучающихся.
Задачи:
Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе,интерес к занятиям,развивать
навыки самостоятельной работы;
Повысить образовательный и культурный уровень детей;
Оказывать помощь учащимся в усвоении образовательных программ;
Обучить рациональным приемам работы с информацией;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Организовать работу с семьей, изучать семейные традиции, воспитывать у учащихся
уважение к семейным ценностям;
Формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
2. Физкультурно-оздоровительное (соответствует
физическому
воспитанию
учащихся)
Основные формы воспитания в ГПД: подвижныеигры,эстафеты,физкультминутки.
Цель:сохранение и укрепление нравственного,психического и физического здоровья
младших школьников.
Задачи:
1. Развивать у детей потребность в спорте;
2. Ежедневно организовывать подвижные игры на улице, физкультминутки;
3. Контролировать соблюдение правильной личной гигиены учащимися;
4. следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм питания и культурой поведения
за столом;
5. перед выходом на улицу проводить инструктаж о времени, цели прогулки, правилах
поведения и технике безопасности; следить, чтобы дети были одеты в соответствии с
погодой;
6. формировать установку на здоровый образ жизни;
7. формировать полезные привычки;
8. воспитывать способность учащихся осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься
физическим совершенствованием.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3. Трудовое (соответствует трудовому и экологическому воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД:экологические акции,уборка кабинета,работа на
пришкольном участке, уход за комнатными растениями в кабинете и т.д.
Цель: воспитание трудолюбия и культуры труда.
Задачи:
Организовать трудовую и профориентационную деятельность обучаемых;
Воспитывать любовь к родному краю, патриотические и гражданские чувства;
Учить детей ответственно подходить к выполнению школьныхобязанностей;
Воспитывать у детей бережное отношение к вещам,учебному оборудованию;
ежедневно убираться в классе, создавать условия для ухода за комнатными растениями в
помещении;
организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
4. Творческое (соответствует эстетическому воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД: рисование,лепка,аппликация и т.д.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи:
Организовать посещение учащимися различных кружков по интересам;
Развивать индивидуальные способности;
Продолжить формирование творческого воображения, любознательности;
Уверенно овладеть теми способами учебных действий, которые позволяют решать
творческие учебно-информационные задачи;
Обеспечить психологический комфорт каждого учащегося;
Воспитывать трудолюбие,наблюдательность,ответственность,бережное отношение к
продуктам творчества.
5. Коммуникативное, коллективно-творческое.
Основные формы воспитания в ГПД: игры, изготовление коллажей, открыток к
праздникам и конкурсам, ярмарки, утренники, КВН, деловые разговоры, защита проектов
и т.д.
Цель: продолжение формирования у учащихся навыков сотрудничества, коллективного
взаимодействия, общения.
Задачи:
1. Создать условия для коммуникативногообщения;
2. Обучать навыкам культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой
культуры;
3. Совершенствовать умение работать в группе, согласовывать свои действия с
партнерами;
4. Развивать умение выслушать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию,
сопереживании
Календарно-тематический план работы ГПД
п/п
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Мероприятия
«День Знаний»
«Давайте познакомимся».Инструктаж по технике
безопасности (ПДД, на улице, в школе).
Заполнение анкеты«Моя группа».Экскурсия вокруг школы.
«Береги книгу!»(аккуратные обложки).Подвижные игры.
Мы-художники.Рисование на асфальте мелками.
Совместное планирование с детьми игровой деятельности
«Вместе весело играть».
Правила поведения и техника безопасности на прогулке.
День памяти жертв блокады Ленинграда.
Правила поведения и техника безопасности на экскурсии
Беседа.Каждой вещи своё место.
Чтение любимых стихов.
«С детства дружбой дорожить учат в школе».
Рассказы детей.«Мои летние впечатления».
Подвижныеигры (разучивание)Советы доктора Мойдодыра!
Беседа о культуре поведения в столовой.
Лепка«Осенний урожай»
«Овощи и фрукты на нашем столе.»(дидактическая игра.)
Природа осенью.Обзор репродукций.
Формирование у детей навыка игры в команде.Напоминание
детям о важности соблюдения Режима дня.
Уход за комнатными растениями.
Аппликация «Осенний урожай».
Что где растёт?(викторина)
Надо ли учиться дружбе?Чтение рассказов о дружбе.
Подвижные игры на свежем воздухе.Гигиена зрения
(тренинг).
Как правильно собрать портфель.Практическое занятие.
«Вам, дорогиеучителя!».Букет цветов(аппликация).
Животный мир осенью.
Эстафетные игры на стадионе.Друзья-Вода и Мыло.
Беседа.Мы в ответе за тех,кого приручили.
Лепка«Четвероногий друг».
«Друг познаётся в беде».
Рассказы о животных В.Бианки.
Путешествие в королевство«Будь здоров».Подвижныеигры.
Экологическая операция«Осеннийлист».
Экологическая игра-«Лукошко грибника».
Лепка-«Корзина с грибами».
Стихи русских поэтов об осени.
День Конституции РФ(беседа)
Конкурс чтецов«Унылая пора,очей очарованье».
Витаминная семья-беседа.Подвижные игры.
Международный день толерантности
В гостях у «Светофорчика». Дежурство по классу.
Подари рисунок соседу.
Рисунки «Золотая осень»
Что значит быть бережливым.
Датапо
плану
1 нед
1 нед
1 нед
1 нед
1 нед
2 нед
2 нед
2 нед
2 нед
2 нед
3 нед
3 нед
3 нед
3 нед
3 нед
4 нед
4 нед
4 нед
4 нед
4 нед
5 нед
5 нед
5 нед
5 нед
5 нед
6 нед
6 нед
6 нед
6 нед
6 нед
7 нед
7 нед
7 нед
7 нед
7 нед
8 нед
8 нед
8 нед
8 нед
8 нед
9 нед
9 нед
9 нед
9 нед
9 нед
Датапо
факту
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
Формирование у детей уважительного и бережного
отношения к матери.
Вредные привычки»-беседа.Игры с мячом.
«Помогай по дому маме»-беседа.
Изготовление сувениров для мам.
«Мамы разные важны,мамы разные нужны»(Профессии
мам).
Мама-главное слово(рассказы детей о маме).
Мы строители.«Город мечты».
Беседа с детьми о значимости и важности гимнастики.
День матери России. (Концертдля мам).
Игра«Дорогаи мы».
Игра«Дорогаи мы».
Беседа.Уважай труд других.
Русские народные сказки.
Пословицы о труде.
Лепка«Из какой я сказки?»
Викторина«Сказочный вернисаж».
Чтение сказки«Девочка–Снегурочка»Д.Мамин-Сибиряк.
Наблюдение за погодой.Подвижные игры.
День Конституции.
Аппликация«Снеговик».
«Как положено друзьям всё мы делим пополам».
Стихи о зиме.
Состязания-«Спорт и мы».Правила поведения и техника
безопасности на прогулке.
Письмо Деду Морозу.
«Мастерская Деда Мороза»-изготовление поделок к Новому
году.
«Ласковым словом и камень растопишь».
Беседа.Как можно провести каникулы.
Экскурсия в природу.Подвижные игры.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Поздравительная открытка.
«Цветик-семицветик» конкурс пожеланий.
«Зимние старты».
Беседа«Чистотам, где не сорят».
Животный мир зимой.
Прогулка–наблюдение«Чьи следы на снегу?»
Изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Конкурс рисунков «Зимний лес».
Делу-время, потехе- час.
Рассказы о животных.
«Лакомств1000,а здоровье одно».
Каждой вещи своё место»-занятие-практикум.
Художники в русских народных сказках.
Дети блокадного Ленинграда.
Круглый стол-«Давайте жить дружно».
Чтобы уши слышали.Подвижные игры.
Экскурсия в библиотеку.
Рисование.«Животный мир».
«Добро не лихо- ходит тихо».
10 нед
10 нед
10 нед
10 нед
10 нед
11 нед
11 нед
11 нед
11 нед
11 нед
12 нед
12 нед
12 нед
12 нед
12 нед
13 нед
13 нед
13 нед
13 нед
13 нед
14 нед
14 нед
14 нед
14 нед
14 нед
15 нед
15 нед
15 нед
15 нед
15 нед
16 нед
16 нед
16 нед
16 нед
16 нед
17 нед
17 нед
17 нед
17 нед
17 нед
18 нед
18 нед
18 нед
18 нед
18 нед
19 нед
19 нед
19 нед
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Зима в русской поэзии.
Словесная игра в«Города»
Зима в произведениях русских писателей.
Дикие животные зимой.
ИЗО–зима в рисунках детей.
«Что за прелесть эти сказки!»
«Мы смелые,сильные,умелые».«Строим снежную крепость».
«Терпенье и труд всё перетрут».
Лепка.Сказочный герой.
Олени и лентяях(чтение стихов, инсценировка).
Чтение.«Твои защитники».
Если хочешь быть здоров–закаляйся.«Большие гонки»эстафета.
«День защитника Отечества».
Аппликация. Поздравительнаяоткрытка.
19 нед
19 нед
20 нед
20 нед
20 нед
20 нед
20 нед
21 нед
21 нед
21 нед
21 нед
21 нед
22 нед
22 нед
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Книга - другинаставник.
«А ну-ка, мальчики!»(конкурс-соревнование).
Рассказы о Советской Армии.
Правила поведения и техника безопасности на прогулке.
Как быть прилежным и старательным.
Мы строители.«Город мечты».
Чтение произведений о маме.
Мамин День(литературные чтения).
От улыбки хмурый день светлей.Разучивание игры
«Ручеёк».
Маленькие дела по дому–большая помощь маме.
«Фартучек для мамы»- аппликация.
«Жизнь дана на добрые дела».
Стихи русских поэтов о весне.
«Весна–красна»-наблюдение за сезонными изменениямив
природе.
Формирование уважительного отношения к старшим
(рассказ, беседа).
Творческая мастерская-«Краски Весны».
«Всякий человек в деле познаётся».
Будь природе другом.
Как я поддерживаю чистоту на своей улице.
Не место красит человека,а человек место.Игра
«Пятнашки».
Как провести интересно каникулы.
Формирование бережного отношение к природе.«Большие
гонки
Поведение дома(Опасные ситуации).
В здоровом теле–здоровый дух.«Большие гонки».
«Праздник Смеха»-розыгрыши, шутки.
Конкурс рисунков«Весна на улице».
«Красота родной природы»-чтение и обсуждение рассказов.
Книга-друг и наставник.
Будь осторожен с огнём–беседа.Наблюдение за изменениями
в природе.
Рисование ко Дню Космонавтики.
Игра по станциям«Космические старты»
«Посадим цветы»-выращивание рассады.
Животный мир весной.
Осторожно:опасно для жизни!В мире дорожных знаков.
Беседа.Все профессии важны.
Открытка маме.
«Нет друга-так ищи,а нашёл–береги».
Красота и неповторимость архитектуры в иллюстрации г.
Старая Купавна .
Питание-необходимое условие для жизни человека.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Надо ли беречь вещи?Как надо их беречь?
«Мир,труд,Май.Международный день трудящихся.
149 Герои войны в произведениях писателей.
150 Герои войны в произведениях писателей.
151 «Минута славы» чтение стихов, посвященных Дню Победы.
152 Аппликация ко Дню Победы-открытка ветерану.
153 Торжество ко Дню Победы.
154 Чтение рассказов Б.Рябинина о роли собак в ВОВ.
22 нед
22 нед
22 нед
23 нед
23 нед
23 нед
23 нед
23 нед
24 нед
24 нед
24 нед
24 нед
24 нед
25 нед
25 нед
25 нед
25 нед
25 нед
26 нед
26 нед
26 нед
26 нед
26 нед
27 нед
27 нед
27 нед
27 нед
27 нед
28 нед
28 нед
28 нед
28 нед
28 нед
29 нед
29 нед
29 нед
29 нед
29 нед
30 нед
30 нед
30 нед
30 нед
30 нед
31 нед
31 нед
31 нед
31 нед
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
Подвижные игры на свежем воздухе.Операция «Уют» (уборка
класса).
Формирование товарищеских взаимоотношений в труде
(умение работать в труде).
Летние забавы (чем заниматься летом).
Будь природе другом.
«Времена года»в картинах художников.
Творческая мастерская «Закладка для книг».
Формирование бережного отношение к природе.«Большие
гонки
Поведение дома(Опасные ситуации).
В здоровом теле–здоровый дух.«Большие гонки».
«Праздник Смеха»-розыгрыши, шутки.
Конкурс рисунков
31 нед
32 нед
32 нед
32 нед
32 нед
32 нед
33 нед
33 нед
33 нед
33 нед
33 нед