1
Учебный план (недельный) для 1-4 -х классов (ФООП НОО)
по внеурочной деятельности начального общего образования
Пояснительная записка к учебному плану на 2025-2026 учебный год
Общая характеристика учреждения
1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан
Юридический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул.
Менделеева, 177, корп. 3.
Фактический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул.
Менделеева, 177, корп. 3.
Учредители: городской округ город Уфа Республики Башкортостан
Организационно-правовая форма: муниципальное автономное учреждение
Государственный статус:
тип - общеобразовательное учреждение
вид – средняя общеобразовательная школа
Лицензия: регистрационный номер Л035-01198-02/00171464 от 20 мая 2016 года бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 02А02 № 0001141 от 08 ноября
2022 г. - бессрочно.
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон от 28.02.2025 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в ст. 19 и
20 ФЗ «Об образовании в РФ»
Законом Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286;
ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N
171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования”
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02. 2024 г. N 67
“О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных программ”
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 г. N 31
“О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных стандартов
начального общего образования и основного общего образования”.
2
Письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 № 03-870 "О направлении
информации (Дополнение к методическим рекомендациям по введению
федеральных основных общеобразовательных программ)
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762)
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя
редакция);
Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан»;
Законом Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» 26.08.2024 года;
Внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569;
Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по
разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики
Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных,
национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в
условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и
реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
Письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации»;
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
3
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г.
«Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871
от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
Продолжительность рабочего времени( нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников….) Приказ
Минпросвещения России от 04.04.2025 № 269
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных
основных общеобразовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационнометодическому письму о введении федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования, направленному
письмом Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении
методических рекомендаций»»;
Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом
федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 г. N
704 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования».
Приложение к решению заседания Коллегии Министерства просвещения
Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная
литература») при реализации федеральных государственных образовательных
программ и обновленных ФГОС общего образования» от 21.08.2025 года;
Приказ администрации городского округа город Уфа РБ
Управления
образования № 435 от 22.08.2025 «О мерах по организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего
образования
по
основным
общеобразовательным
программам
в
муниципальных образовательных организациях»
Назначение
плана
внеурочной
деятельности —
психолого-педагогическое
сопровождение
4
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения
программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной
школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа
жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектноисследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих
успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять
инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с
учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений
и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:
— особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности
контингента, кадровый состав);
— результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их
учебной деятельности;
— возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательная связь с урочной деятельностью;
— особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные
и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение
Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации
общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной
деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности
функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и
уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут
привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных
предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
направлена
на
совершенствование
функциональной
3. Коммуникативная
деятельность
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных
творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации,
драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной
деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые
формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных
средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий,
которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель
непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных
предметов.
5
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
— целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного
направления;
— преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное
участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой,
коллективной);
— учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление
внеучебной деятельности;
— использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и
факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия,
дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного
образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в
помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации),
участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр
и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой
работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной
школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед,
воспитатели, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий
для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и
другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования
строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной
учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Физическая культура
Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.
2. Проектно-исследовательская деятельность
«Орлята России»
Цель: расширение знаний о важности жизни и развития человека, умение применять полученные знания
на практике, формирование навыков самообслуживающего труда
Форма организации: факультатив
3. Коммуникативная деятельность
«Разговоры о важном»
Цель: расширение знаний о важности жизни и развития человека, речевого общения с другими людьми;
формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии, развитие языковой
интуиции.
Форма организации: дискуссионный клуб(классный час)
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
«ИЗО» , «Волшебная кисть»
Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к изобразительной
деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной
иллюстрации.
Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ
участников.
«Музыка», «Хор»
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве,
произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои
6
впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические
вкусы и идеалы.
Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных
инструментов.
5. Информационная культура
«Умники и умницы»
Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.
Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов,
планшетов, смарт-часов, наушников и пр. технических устройств.
6. Интеллектуальные марафоны
Мир профессий
Цель: система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую
культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
получение знаний о профессиях, посещение выставок
Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования. факультативный курс
краеведения
7.Функциональная грамотность «Учение с увлечением!»
Цель: Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление.
Форма организации: учебный курс — факультатив; учебная лаборатория.
При организации внеурочной деятельности школа
может использовать как
собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на
одного обучающегося.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного
учащегося – не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю).
Учебный план (недельный и годовой) для 1-4 -х классов (ФОП НОО)
по внеурочной деятельности начального общего образования
Направление
внеурочной
деятельности
Название
Количес
тво
часов в
неделю
Для 1-х классов
Спортивнооздоровительная
деятельность
Физическая
культура
Проектно-
Орлята России
Всего
часов
по 1-4м
класса
м
1а
1,5/49,5
Колич Количес Количес
ество
тво
тво
часов
часов в часов в
в
неделю неделю
недел
ю
1б
1в
1г
1,5/49,5 1,5/49,5 1,5/49,5
0,5/16,5
0,5/16,5
2
0,5/16,5
0,5/16,5
4,5
7
исследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Разговоры о
важном
1/33
1/33
ИЗО
0,5/16,5
Музыка
1/33
1/33
4
0,5/16,5
0,5/16,5
0,5/16,5
2
0,5/16,5
1/33
0,5/16,5
1/33
0,5/16,5
1/33
0,5/16,5
1/33
2
4
Мир профессий
0,5/16,5
0,5/16,5
0,5/16,5
0,5/16,5
2
Функциональная
грамотность
1/33
1/33
1/33
1/33
4
итого
Для 2 –х классов
6,5/198
6,5/198
6,5/198
6,5/198
26
2а
1/34
2б
1/34
2в
1/34
2г
1/34
2д
1/34
5
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2,5
Разговоры о
важном
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
5
ИЗО
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2,5
Музыка
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2,5
Интеллектуальные
марафоны
Мир профессий
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2,5
Функциональная
грамотность
«Учение с
увлечением!»
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
5
Функциональная
грамотность
5/170
3а
1/34
5/170
3б
1/34
5/170
3в
1/34
5/170
3г
1/34
5/170
25
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Хор
Интеллектуальные
марафоны
Функциональная
грамотность
«Учение с
увлечением!»
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Физическая
культура
Орлята России
итого
Для 3-х классов
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Физическая
культура
Орлята России
Разговоры о
важном
4/136
8
ХудожественноИЗО
эстетическая творческая
деятельность
Музыка
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
Мир профессий
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
Функциональная
грамотность
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
итого
5
4а
5
4б
5
5
Физическая
культура
2/68
2/68
2/68
Проектноисследовательская
деятельность
Орлята России
0,5/17
0,5/17
Коммуникативная
деятельность
Разговоры о
важном
1/34
1/34
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
ИЗО
0,5/17
Музыка
информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Функциональная
грамотность
«Учение с
увлечением!»
Для 4-х классов
Спортивнооздоровительная
деятельность
4в
4г
2/68
8/272
0,5/17
0,5/17
2/67
1/34
1/34
4/136
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/68
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/68
Мир профессий
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/68
Функциональная
грамотность
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
итого
6
6
6
6
38/1320
38/1320 38/1320
информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Функциональная
грамотность
«Учение с
увлечением!»
Максимально
допустимая недельная
нагрузка при
5-дневной учебной
неделе
0,5/17
38/1320
9