1 Учебный план (недельный) для 1-4 -х классов (ФООП НОО) по внеурочной деятельности начального общего образования В 2024-2025 учебном году в школе составлен учебный план в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законом Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования” Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02. 2024 г. N 67 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ” Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 г. N 31 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования”. Письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 № 03-870 "О направлении информации (Дополнение к методическим рекомендациям по введению федеральных основных общеобразовательных программ) Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762) Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция); Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; Законом Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ 2 начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»» (зарегистрирован 01.11.2022 № 70799); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 № 244 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1053"; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 26.08.2024 года; Внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; Письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации»; Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»; Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»; Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»; 3 Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (с изменениями и дополнениями); Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационно-методическому письму о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направленному письмом Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении методических рекомендаций»»; Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектноисследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: — особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); — результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; — возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; 4 — особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. направлена на совершенствование функциональной 3. Коммуникативная деятельность коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: — целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; — преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); — учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; — использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебновоспитательной работе. 5 Основные направления внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность Физическая культура Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры. 2. Проектно-исследовательская деятельность «Орлята России» Цель: расширение знаний о важности жизни и развития человека, умение применять полученные знания на практике, формирование навыков самообслуживающего труда Форма организации: факультатив 3. Коммуникативная деятельность «Разговоры о важном» Цель: расширение знаний о важности жизни и развития человека, речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии, развитие языковой интуиции. Форма организации: дискуссионный клуб(классный час) 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность «ИЗО» , «Волшебная кисть» Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации. Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников. «Музыка», «Хор» Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов. 5. Информационная культура «Умники и умницы» Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр. технических устройств. 6. Интеллектуальные марафоны Мир профессий Цель: система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. получение знаний о профессиях, посещение выставок Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования. факультативный курс краеведения 7.Функциональная грамотность «Учение с увлечением!» Цель: Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Форма организации: учебный курс — факультатив; учебная лаборатория. При организации внеурочной деятельности школа может использовать как собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. 6 Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного обучающегося. Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного учащегося – не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю). Учебный план (недельный и годовой) для 1-4 -х классов (ФОП НОО) по внеурочной деятельности начального общего образования Направление внеурочной деятельности Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность Интеллектуальные марафоны Функциональная грамотность «Учение с увлечением!» Название Количес тво часов в неделю Колич ество часов в недел ю Всего часов по 1-4м класса м 1б 1/33 Количес Количес Коли тво тво честв часов в часов в о неделю неделю часов в недел ю 1в 1г 1д 1/33 1/33 1/33 Для 1-х классов 1а 1/33 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16 ,5 2,5/83, 5 Разговоры о важном 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 5/168 ИЗО 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 Музыка 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 Волшебная кисть 1/33 0,5/16,5 1/33 0,5/16,5 1/33 0,5/16,5 1/33 0,5/16,5 Функциональная грамотность 1/33 1/33 1/33 1/33 0,5/16 ,5 0,5/16 ,5 1/33 0,5/16 ,5 1/33 2,5/83, 5 2,5/83, 5 5/168 2,5/83, 5 5/168 итого Для 2 –х классов 6/198 6/198 6/198 6/198 6/198 30/994 2а 1/34 2б 1/34 2в 1/34 2г 1/34 4/136 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 Физическая культура Орлята России Мир профессий Спортивнооздоровительная деятельность Физическая культура Проектноисследовательская деятельность Орлята России 5/168 7 Коммуникативная деятельность Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 ИЗО 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 Музыка 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 Мир профессий 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 5/170 3а 1/34 5/170 3б 1/34 5/170 3в 1/34 5/170 3г 1/34 20/680 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 1/34 1/34 1/34 4/136 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 0,5/16,5 1/34 1/34 0,5/16,5 0,5/16,5 1/34 1/34 1/34 1/34 0,5/16,5 1/34 1/34 2/67 4/136 4/136 Мир профессий 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 Функциональная грамотность 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 итого 7/238 4а 7/238 4б 7/238 4в 7/238 4г 28/952 Физическая культура 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 Проектноисследовательская деятельность Орлята России 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 2/67 Коммуникативная деятельность Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Художественноэстетическая ИЗО 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 Художественноэстетическая творческая деятельность Интеллектуальные марафоны Функциональная грамотность «Учение с увлечением!» Функциональная грамотность итого Для 3-х классов Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Физическая культура Орлята России Разговоры о важном ХудожественноИЗО эстетическая творческая деятельность Музыка информационная культура Интеллектуальные марафоны Функциональная грамотность «Учение с увлечением!» Хор «Умники и умницы» Для 4-х классов Спортивнооздоровительная деятельность 1/34 4/136 8 творческая деятельность Музыка 0,5/17 0,5/17 информационная культура «Умники и умницы» 1/34 1/34 Интеллектуальные марафоны Мир профессий 0,5/17 0,5/17 Функциональная грамотность 1/34 1/34 итого 7/238 7/238 38/1320 Функциональная грамотность «Учение с увлечением!» Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 0,5/17 0,5/17 2/68 1/34 1/34 4/136 0,5/17 2/68 1/34 1/34 4/136 7/238 7/238 28/952 38/1320 38/1320 38/1320 0,5/17 9