Основы духовно – нравственной культуры народов России 7-8 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городской округ город Уфа
МАОУ Школа № 108
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Учителей истории,
обществознания и ОДНК
_____________________
Ганиева Д.С.
Протокол №1
«_28» 08 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________________
Мухарлямова Т.В.
Приказ № 301
от «31» 08 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора
_______________________
Галлямов И.Р.
Приказ № 301
от «31» 08 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 7-8 классов

г.Уфа 2023-2024

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
I. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение
духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и
моральных норм
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам
нравственного поведения народов России
1.2. Общая характеристика курса
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о
морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение
курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному
развитию.
1.3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 7 классах 1 час в неделю в - Всего 34 учебные недели. Итого: 34 часа (урока) в год.
В 8 кл-0,5ч в неделю- всего 17 учебных недель. Итого 17 уроков в год
II. Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
2.1. Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (личностные и метапредметные).
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к
участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены
и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации

общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;





 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2.3. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по итогам 8 класса.
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и
культурно-религиозных традиций;

- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как
источники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России,
о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в
разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций,
менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о
значительных событиях в их прошлом и настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет,
традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;
- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;
- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре
народов России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов,
ценностей народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы
описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной
культуры народов России.
2.4. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по итогам 7 класса.
Выпускник научится:
- оценивать роль и подвиги выдающихся личностей и героев народов России, их вклад в
общее дело развития нравственной культуры страны, их пример для молодых поколений
граждан Российской Федерации;
- локализовать в пространстве ареалы проживания различных народов России; соотносить
народ и территорию его проживания; определять место нахождения важнейших
культурных памятников страны;
- использовать политическую карту как источник информации о границах России и
соседних с ней государств, направлениях передвижения населения по территории
Российской федерации, культурной миграции;
- использовать географическую карту для определения городов и населенных пунктов,
связанных с жизнью выдающихся людей России, внесших вклад в развитие отечественной
и мировой науки и культуры;
- ориентироваться в религиозной символике традиционных российских религий и
характеризовать их основные идеи;
- оценивать роль и место религии в духовной жизни россиян, её вклад в формирование
общероссийских нравственных ценностей
Выпускник получит возможность научиться:
- используя политическую и географическую карты описывать места проживания
различных российских народов, объяснять, как природа и климат местности влияли на
мировоззрение народа, его менталитет, быт, характер, формирование нравственных
представлений, самооценку и оценивание окружающих людей;
- использовать материал источников для описания характеров народов нашей стран, их
деятельности, прошлом и настоящем.
III. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
3.2. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
8 КЛАСС (17 ч.)

Раздел 1. Традиции народов России (4 ч.) Влияние нации на формирование народности.
Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи
украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и
обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и
обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России (3 ч.) Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии.
Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России.
Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность (1ч.) Невозможность жизни человека вне
культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России (3ч.) Особенности менталитета русского народа.
Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета
татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности
менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность (4 ч.) Законы нравственности – часть культуры
общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.
Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Контрольные работы (2). Итоговый урок.
3.3. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
7 КЛАСС (34 ч.)
Раздел 1. Нравственное воспитание в культуре народов России (8 ч.) Особенности
нравственного воспитания народов России. Герои русского народа. Герои татарского
народа. Герои украинского и белорусского народов. Герои башкирского народа. Герои
народов Кавказа и Закавказья. Герои казахского народа. Герои малых народов.
Раздел 2. Религиозная символика в традиционных религиях России. Религиозное
мировоззрение (6 ч.) Значение религии в формировании нравственного воспитания
общества. Символы христианской веры. Иерархия в христианской церкви. Символы
ислама. Особенности иерархии в исламе. Символы буддизма. Особенности мировоззрения
в буддизме.
Раздел 3. Выдающиеся деятели науки и культуры многонационального народа
России (7 ч.) Выдающиеся ученые и культурные деятели русского народа. Выдающиеся
ученые и культурные деятели украинского и белорусского народов. Выдающиеся ученые
и культурные деятели татарского народов. Выдающиеся ученые и культурные деятели
башкирского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели казахского народа.
Выдающиеся ученые и культурные деятели малых народов России.
на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Раздел 4. Наши нравственные ценности (9 ч.) Источники, создающие нравственные
установки. Воспитание милосердия и сострадания. Примеры самоотверженного труда
людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.). Процесс воспитания в традициях народов России.
Семейные ценности в традиционных религиях России. Троице – Сергиев монастырь как
образец нравственного служения Отечеству. На страже духовных рубежей – из истории
строительства кремлей. Патриотизм. Гражданственность.
Контрольные работы (2). Итоговый урок.
4.1. Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
8 КЛАСС (17 ч)
№

Наименование раздела и темы

Общее
количество
часов

1.
2.
3.
4.
5.

Традиции народов России
Традиционные религии России
Влияние культуры на личность
Менталитет народов России
Культура и нравственность
Контрольные работы
Итоговый урок
Итого

4ч
3ч
1ч
3ч
4ч
1ч
1ч
17

4.3. Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
7 КЛАСС (34 ч)
№

Наименование раздела и темы

1.
2.

Нравственное воспитание в культуре народов России
Религиозная символика в традиционных религиях России.
Религиозное мировоззрение
Выдающиеся деятели науки и культуры многонационального
народа России
Наши нравственные ценности
Контрольные работы
Итоговый урок
Итого

3.
4.

Общее
количество
часов
8ч
7ч
7ч
9ч
1ч
1ч
34

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городской округ город Уфа
МАОУ Школа № 108

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Учителей истории,
обществознания и ОДНК
_____________________
Ганиева Д.С.
Протокол №1
«_28» 08 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________________
Мухарлямова Т.В.
Приказ № 301
от «31» 08 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора
_______________________
Галлямов И.Р.
Приказ № 301
от «31» 08 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 8 классов

г.Уфа 2023-2024

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для обучающихся 8 класса составлена в
соответствии
с
Федеральным государственным
образовательным
стандартом основного общего образования на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»
- примерной программы по Основам духовно-нравственной культуры
народов России и учебно-методическому комплексу система учебников
«Алгоритм успеха»
М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбакян

В соответствии с учебным планом школы на изучение ОДНКНР в 8 классе
отводится 05 час в неделю (17 часа в год.).
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России:


воспитание духовно-нравственной личности гражданина России,
формирование позитивной гражданской, этнической и глобальной
идентичности, понимания принципов многовекового конструктивного
сосуществования народов с разными религиозными и культурными
традициями.

Достижение поставленной цели конкретизируется решением следующих
задач:


воспитать интерес и чувство уважения учащегося к родной для него
этнической культуре и к культурам других народов России (мира);
способствовать их восприятию как единства в многообразии;



формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура
любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами,
включает в себя традиции и новации;



способствовать формированию знаний морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов 10
России, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;



способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в
стране событиям, к совместному историческому прошлому и к
современной жизни многонационального народа России;



формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём,
желание вносить личный вклад в сохранение и приумножение
культурного наследия своего многонационального государства, своего
этноса, мира в целом;



способствовать социализации — формированию умения жить в
многообразном мире, успешно адаптироваться в нём.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:


воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;



воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;



знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном потребительстве;



формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России
и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;



понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;



формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской
государственности;



понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;



сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;



освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и
др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве);



готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;



становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести;



воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;



осознание ценности человеческой жизни.

Личностные результаты:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;



формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;



развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;



формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях;



осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;



умение оценивать правильность выполнения
собственные возможности её решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;



умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;



смысловое чтение;



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

учебной

задачи,

согласования позиций и учёта интересов;
аргументировать и отстаивать своё мнение;

формулировать,



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;



формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;



формирование и развитие экологического мышления, умения
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

В результате освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» обучающиеся должны научиться:


осознавать важность единства российского народа;



осознавать важность гражданской идентичности, чувства гордости за
свою страну и веры в Россию, чувства единения с гражданами своей
страны вне зависимости от национальной принадлежности,
политических или религиозных убеждений;



уважать достоинство другого человека, знать о важности равноправия
представителей народов России, исповедующих разные религии;



понимать необходимость изучения национальных традиций, культуры
своего народа, а также народов России;



понимать важность позитивного отношения к обычаям и традициям
своей семьи, своего народа, а также других народов России, важность
умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать
выводы;



осознавать важность уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и
вероисповеданию;



понимать ценность нравственных чувств и нравственного поведения по
отношению к людям разных национальностей и разных
вероисповеданий;



строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с
окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания,

готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и
обычаи, веры

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава I. Религиозные праздники (15 ч)
Христианские праздники. Христианский календарь. Общие христианские
праздники, специфические — для отдельных христианских направлений,
престольные праздники. Юлианский и григорианский календари. Цвета
праздничных облачений. Цвет церковных одежд священнослужителей в
зависимости от праздника. Что символизируют цвета церковных облачений.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он
посвящён. Архангел Гавриил. Образ голубя — символическое изображение
Святого Духа. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Когда
отмечается праздник, чему он посвящён. Почему этот день называется
Вербным воскресеньем. Пасха. Главный православный праздник. Когда
отмечается Пасха. День победы над смертью. Пасхальные символы.
Вознесение Господне и Троица. Когда отмечаются праздники, чему они
посвящены. Почему Троица называется Пятидесятницей. Что символизируют
праздники Вознесения и Троицы. Традиции и обычаи праздников. Икона
«Сошествие Святого Духа». «Троица» Андрея Рублёва. Её роль в истории
русской культуры. Преображение Господне. Когда отмечается праздник,
чему он посвящён. Традиции праздника, его значение для православной
культуры. Успение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему
он посвящён. Двухнедельный пост в преддверии праздника. Храмы и
соборы, возведённые в честь Успения Богородицы. Рождество Пресвятой
Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Почему
православные христиане воздают честь Богородице. Воздвижение Креста
Господня. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Голгофа — место
казни Христа. Крест как символ искупления грехов человечества.
Первоначальные символы христианства. 17 Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Рождество
Иисуса Христа. Когда отмечается праздник, чему он посвящён.
Рождественские традиции. Что символизирует рождественская ель. Когда в
России появилась традиция ёлочных украшений. Рождественский вертеп.
Николай Чудотворец. Санта Клаус. Как называют Санту в других странах.
Когда в России появился Дед Мороз. 40-дневный Рождественский пост.
Сочельник. Рождество — семейный праздник. Период между праздниками

Рождества и Крещения — Святки. Святочные гадания. Как рождественская
символика отразилась в светских традициях новогодних праздников.
Крещение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён.
Сретение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Что
означает «сретение». Праздничный цвет. Католические праздники.
Особенности празднования Пасхи и двенадцати христианских праздников в
Римско-католической церкви. Различия во времени празднования по
григорианскому календарю. Протестантские праздники. Сходство и отличия
от православных и католических. Христианские посты. Что такое «постная» и
«скоромная» пища. Значение поста в жизни христианина. Постные дни.
Четыре больших поста. Продолжительность православных постов. Память
святых в христианстве. Канонизация. Беатификация. Святцы. Наиболее
известный святой Русской православной церкви — Сергий Радонежский.
Дмитрий Ростовский. Христианские чудеса.
Праздники ислама. Хадж и Курбан-байрам. Хадж — паломничество в город
Мекку в Саудовской Аравии. Кому полагается совершать хадж. Запретная
мечеть. Кааба. Курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения.
Праздничный стол. Пост в Рамадан и праздник Ураза-байрам. Пост в
Рамадан — священная обязанность мусульман. Кто освобождается от поста.
Иные исламские праздники. День общественной молитвы. День Ашур.
Праздник рождения пророка Мухаммада. Священные ночи: Ночь Даров,
Ночь Вознесения, Ночь очищения. Навруз-байрам — древний иранский
праздник
Праздники буддизма. Культовая практика в буддизме. Неоднородность
буддистских праздников. Общие черты, характерные для всей буддийской
культуры. Общий для всех буддистов обряд — принятие буддийского
прибежища в «Трёх драгоценностях»: Будде, Дхарме, Сангхе. Обряд чтения
текстов — сутт, или сутр, входящих в канонические собрания буддизма.
Обряд напевания мантр, или паритт, служащих для охраны от бед и
преодоления сложностей в жизни. Буддийские дары монахам — дана.
Созерцательные практики и медитация. Практика простирания.
Освобождение из неволи животных. Регулярные службы — хуралы.
Ритуальные обряды. Ритуальные украшения священных мест для медитаций
в буддизме. Паломничество, паломнические маршруты. Главные праздники
буддизма. Весак (Дончодхурал) — день рождения, просветления и ухода в
вечность Будды. Украшение храмов. День Сангхи. День Дхармы. Праздник
Катхина. Буддийский календарь. Каждый год определяется названием
животного. Особые дни: полнолуние и новолуние. Региональные

особенности буддизма. Новый год по тибетскому календарю — Сагаалган.
Праздник Круговращение Майтреи (Майдари-хурал).
Глава II. Религиозные литература и музыка (10 ч)
Христианская литература и церковная музыка.Священное писание —
Библия. Самая читаемая книга в мире. Книги Ветхого Завета. Книги Нового
Завета. На каком языке написана Библия. Переводы Библии. Издание Библии
на русском языке. Роль Библии в жизни христиан. Святоотеческие творения.
Священное Предание: труды Отцов Церкви — авторитетных церковных
писателей и богословов. Различные жанры Писания Отцов. «Закон Божий».
Жития святых и патерики. Жизнеописания святых — обязательное чтение в
каждом благочестивом доме в Российской империи. Великие Четьи-Минеи.
Сборники. Православные мотивы в художественной литературе. Творчество
великих
русских
писателей.
Роман
«Братья
Карамазовы»
Ф. М. Достоевского. «Лето Господне» И. С. Шмелёва. «Отец Арсений».
Католическая и протестантская литература. «Цветочки Франциска
Ассизского» (конец XIV века). Фома Аквинский. Переводы Библии
протестантскими миссионерами. Христианская музыка. Песнопение.
Колокольный звон. Использование колокольного звона в оперной и
симфонической музыке. Хоровое пение. Орган в католическом
богослужении.
Протестантская
духовная
музыка.
Песенная
гимнографическая поэзия. Особенные стили: американский госпел,
афроамериканский спиричуэлс, использование музыкальных жанров: джаза,
кантри, рока и других направлений в современной музыке. Произведения
русских композиторов для церкви.
Исламская литература и музыка. Исламская литература. Коран, хадисы,
сказки. Произведения на арабском, персидском, турецком и других языках.
Коран — священная книга мусульман. Хадисы
—
часть Сунны
мусульманского Священного Предания. Кодификация хадисов. Худо- 21
жественное произведение исламской литературы — сборник сказок
«Тысяча и одна ночь», их религиозный подтекст. Ключевые идеи исламской
литературы. Главное отличие исламских сказок от христианских.
Религиозные песнопения. Популярные мусульманские религиозные
песнопения — нашиды: мужской вокал без музыкального сопровождения.
Восхваления Аллаха и религиозные гимны.
Буддийская литература и музыка. Буддийские тексты из Палийского канона.
Первый буддийский собор. Поучения Будды (Сутта): пять разделов. Свод
философских трактатов — Абхидхарма. Другое название Паллийского

канона — «Три корзины». Происхождение названия. Деление сутр на два
раздела: сутры окончательного значения и сутры, требующие
интерпретации. Разные подходы. Религиозные тексты Махаяны. Специфика
буддийских сутр. Лотосовая сутра. Притча о горящем доме. Сутры, связанные
с религиозным поклонением. Существование множественных вселенных.
Литературные традиции Тибета. Возникновение письменности. Тибет принял
буддийскую традицию из Индии, родины буддизма. Переводы на тибетский
язык буддийских текстов. Тибетский канон — основополагающий
священный текст буддистов, проживающих в Тибете и России. Труды главы
российских буддистов Пандито Хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова. «Захая»
(«Завет»). Классификация литературы буддизма. Музыка в буддийской
традиции. Совместное чтение монахами буддийских канонических
текстов — сангити («спевка»). Исполнение текстов под аккомпанемент
музыкальных инструментов: лютневых (бива, сямисена, товшура и др.) и
смычковых (эрху, хуура, хучира и др.).
Литература и музыка иудаизма. Священные книги иудаизма. Тора, Пророки
и Писание (Танах). Тора — Пятикнижие Моисеево, аналогичное первым пяти
книгам библейского канона. Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит),
Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие). Десять заповедей. Чтение
Торы —
центр еврейского богослужения. Устная и Тайная Тора.
Комментарий к Танаху — мидраш — основа Устной Торы. Саддукеи и
фарисеи. «Мишна». «Гемара». Талмуд. Музыкальная культура иудаизма.
Теилим (псалмы). Нигуны — мелодии, музыкальные призывы к молитве,
которые принято петь в честь служения Богу. Отличительные черты
иудейской музыки
Глава III. Религиозное пластическое искусство (9 ч)
Христианское пластическое искусство.Христианская живопись и скульптура.
Период Византийской империи. Собор Святой Софии Константинопольской.
Наполнение античного представления о красоте христианскими
представлениями и символикой. Иконописный канон. Ренессанс:
возрождение Античности в западной культурной традиции. Различия в 23
культуре Запада и Востока. Москва — преемница и хранительница
восточной христианской традиции. Иконопись. Творчество Андрея Рублёва.
Деревянная скульптура Русского Севера. Православные мотивы в народном
творчестве, лубок. Религиозное прикладное искусство на Руси: изготовление
ювелирных изделий, шитьё, литьё и ковка. Западное влияние в искусстве
XVII–XIX веков. Традиции художественного образования. Широкое
внедрение натуралистической академической живописи в храмовое

искусство. Библейские сюжеты. Палехская школа. Храмы России.
Исаакиевский собор. Храм Христа Спасителя. Скульптура и чеканные
барельефы в украшении храма. Разрушение храмов в советский период.
Постсоветское возрождение храмового изобразительного искусства.
Символизм христианского храма. Молитвы первых христиан в катакомбах.
Храм
—
архитектурно-художественная
модель
христианского
мировосприятия. Устройство и внутреннее убранство православного храма.
Различные архитектурные стили в строительстве храмов. Остромирово
Евангелие. Западное пластическое искусство. Эпоха Возрождения —
расцвет религиозной живописи на католическом Западе. Италия. Леонардо
да Винчи. Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Микеланджело,
Альбрехт Дюрер, Иероним Босх. Густав Доре. Как украшены католические
храмы. Отсутствие культа икон и священных предметов в протестантизме
Исламское пластическое искусство.Арабески. Преобладание орнамента.
Запрет на культовое изображение людей и животных. Мотивы орнаментов
древних кочевых народов. Арабески — математика в искусстве. Мечети.
Внутреннее устройство мечети. Мечеть Куббат асСахра («Купол Скалы») в
Иерусалиме. Мусульманские миниатюры. Иранские изразцы. Мавзолеи.
План мавзолея, его символика. Ханаки и машады. Обители суфиев.
Буддийское пластическое искусство.Зарождение буддийского искусства.
Изображения Будды. Разнообразие архитектуры. Глубокий символизм
буддийского искусства. Буддийская живопись. Резьба по камню. Настенная
живопись. Карта распространения буддийской живописи. Роспись
монастырских интерьеров, декоративное оформление жилищ. Тханкопись.
Символические правила буддийских изображений. Мандалы. Ритуальные
маски. Скульптуры Будды. Материалы для скульптур. Типы изображений.
Буддийская
архитектура.
Главный
тип
священной
буддийской
архитектуры — ступа. Символика фрагментов ступы-субургана в тибетской
традиции. Буддийские монастыри.
Пластическое искусство иудаизма и мотивы священной истории иудеев в
русской живописи. Скиния Завета и Иерусалимский храм. Ритуальное шитьё,
ковка, ювелирное искусство. Еврейское переносное святилище — скиния.
Иерусалимский храм. Синагога. Внутреннее устройство синагоги. Известные
синагоги мира. Священная история иудеев в русской живописи. Религиозные
темы в работах выпускников Российской академии художеств. «Всемирный
потоп» И. К. Айвазовского. «Иов и его друзья» И. Е. Репина. «Медный
змий» Ф. А. Бруни.

Разнообразие религиозных культур как национальное достояние
России Историко-культурная самоидентификация гражданина Российской
Федерации. Связь творчества с религией. Русская литература — средоточие
самосознания
нации.
Вклад
русской
литературы
в
развитие
межнациональных и межрелигиозных отношений. Категории добра и зла,
истины и лжи, запрета и дозволенного. Процесс возрождения религиозных
ценностей в России. Мультикультурность современной России — духовное
богатство нашей страны

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые
сроки
прохожде
ния темы

Фактические сроки
прохождения темы
и/или коррекция

12.01.24

Читать стр. 4-10.
Подготовить
сообщение о
христианских
праздниках

Глава I. Религиозные праздники (7 ч)
1(1)
2

Христианский календарь. Цвета
праздничных облачений.
Благовещение Пресвятой
Богородицы.
Вход Господень в Иерусалим
(Вербное воскресенье)

3(2)
4

Пасха. Вознесение Господне и
Троица. Преображение Господне

19.01.24

Читать стр. 10-22

26.01.24

Читать стр. 22-32

Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы.
5(3)
6

Воздвижение Креста Господня.
Введение во храм Пресвятой
Богородицы
Рождество Иисуса Христа. Крещение
Господне. Сретение Господне

7(4)
8

Католические праздники.
Протестантские праздники.
Христианские посты.
Память святых в христианстве.

02.02.24

Читать стр. 32-39
Ответить на вопросы
стр.39-40

Христианские чудеса
9(5)
10

Хадж и Курбан-байрам

Читать стр. 41-49.
Подготовить
сообщение о Курбанбайрам

13.02.24

Читать стр. 50-60.
Ответить на вопросы и
задания на стр.60
письменно.

20.02.24

Читать стр. 61-71.
Ответить на вопросы и
задания на стр.72
письменно.

Пост в Рамадан и праздник Уразабайрам. Иные исламские праздники

11 (6)
12

Культовая практика в буддизме

13 (7)
14

Праздники Торы

15

09.02.24

Главные праздники буддизма.
Буддийский календарь

Праздники Талмуда.
Каббалистические праздники
Итоговое занятие по главе 1

Глава II. Религиозные литература и музыка (5 ч)
16 (8)
17

Священное писание — Библия.
Святоотеческие творения. Жития
святых и патерики

27.02.24

Православные мотивы в
художественной литературе.

18 (9)

Католическая и протестантская
литература. Христианская музыка

19
(10)
20

Исламская литература. Коран,
хадисы, сказки

21

Буддийские тексты из Палийского

05.03.24

Читать стр. 73-84.
Устно ответить на
вопросы Кто такие
старообрядцы?
Каковы особенности
старообрядческой
церкви?
Читать стр. 84-89
Ответить на вопросы
стр. 89 с 1по 5
письменно.

12.03.24

Читать стр. 90-96.
Ответить на вопросы
стр. 96 с 1по 3
письменно.

19.03.24

Читать стр. 97-107.

Религиозные песнопения

(11)
22

канона. Религиозные тексты Махаяны

23
(12)
24

Священные книги иудаизма
Музыкальная культура иудаизма

25

Итоговое занятие по главе 2

Ответить на вопросы
стр. 107 устно.

Литературные традиции Тибета.
Музыка в буддийской традиции
02.04.24

Читать стр. 108-116.
Ответить на вопросы
стр. 116 устно.

Глава III. Религиозное пластическое искусство (4 ч)
26 (13)
27

28 (14)
29
30 (15)
31

32 (16)
33

Христианская живопись и
скульптура
Символизм христианского храма.

Читать стр. 117-133.
Ответить на вопросы
стр. 129 устно.

Западное пластическое искусство

стр. 132 устно.

Арабески. Мечети

09.04.24

16.04.24

Мавзолеи. Ханаки и машады
Зарождение буддийского
искусства. Буддийская живопись

23.04.24

Читать стр. 143-156.
Ответить на вопросы
стр. 156 письменно.

07.05.24

Читать стр. 156-166.
Ответить на вопросы
стр. 156 письменно.

Разнообразие религиозных
культур как национальное
достояние России

14.05.24

Читать стр. 167-172.

Резерв

21.05.24

Скульптуры Будды. Буддийская
архитектура
Скиния Завета и Иерусалимский
храм. Синагога
Священная история иудеев
в русской живописи

34 (17)

(18)

Читать стр. 133-142.
Ответить на вопросы
стр. 142 письменно.

Календарно-тематическое планирование предмета
однкнр
на 2023-2024 учебный год (для 7 классов)
№
урока

Тема урока

Колво
часо
в

Примерна Дата по
я дата
факту 7а
проведен
ия урока

Дата по
факту 7б

Дата по
факту 7в

Дата по факту
7г

Нравственное воспитание в культуре народов России 8 ч
1
Сентябр
ь 1н
1
2н

1.

Особенности нравственного
воспитания народов России.

2.

Герои русского народа

3.

Герои татарского народа.

1

3н

4.

1

4н

5.

Герои украинского и белорусского
народов.
Герои башкирского народа.

1

Октябрь
1н

6.

Герои народов Кавказа и Закавказья.

1

2н

7.

Герои казахского народа.

1

3н

8.

Герои малых народов.

1

4н

Религиозная символика в традиционных религиях России. Религиозное мировоззрение
Значение религии в формировании
1
2н
нравственного воспитания общества.
10. Символы христианской веры.
1
3н
9.

11. Иерархия в христианской церкви.

1

4н

7ч

Коррек
ция
часов
по
факту

12. Символы ислама.

1

Декабрь
1н

13. Особенности иерархии в исламе.

1

2н

14. Символы буддизма.

1

3н

15. Особенности мировоззрения в
1
4н
буддизме.
Выдающиеся деятели науки и культуры многонационального народа России
16. Деятели науки и культуры –
1
3н
представители разных
национальностей.
17. Выдающиеся научные и культурные
1
4н
деятели русского народа.
18. Выдающиеся научные и культурные
1
Февраль
деятели украинского и белорусского
1н
народов.
19. Выдающиеся научные и культурные
1
2н
деятели татарского народа.
20. Выдающиеся научные и культурные
1
3н
деятели башкирского народа.
21. Выдающиеся научные и культурные
1
4н
деятели казахского народа.
22. Выдающиеся научные и культурные
1
деятели малых народов России.
Наши нравственные ценности
9ч
23. Источники, создающие
1
2н
нравственные установки.
24. Воспитание милосердия и
1
3н
сострадания.
25-26 Примеры самоотверженного труда
2
4н
людей разных национальностей
на благо Родины (землепроходцы,

7ч

27

ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Процесс воспитания в традициях
народов России.

1

Апрель
1н

1

2н

29

Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме.
Троице – Сергиев монастырь.

1

3н

30

История строительства кремлей.

1

4н

31

Патриотизм.

1

Май 1н

32

Гражданственность.

1

2н

33

Итоговая контрольная работа
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России».
Итоговый урок обобщения

1

3н

1

4н

28

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».