Учебный план 11 класс по внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
среднего общего образования МБОУ Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2023-2024
учебный год
Общая характеристика учреждения
1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа №108 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан
Юридический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул.
Менделеева, 177, корп. 3.
Фактический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул.
Менделеева, 177, корп. 3.
Учредители: городской округ город Уфа Республики Башкортостан
Организационно-правовая форма: муниципальное автономное учреждение
Государственный статус:
тип - общеобразовательное учреждение
вид – средняя общеобразовательная школа
Лицензия № 0006040 серия 02Л01 от 20.05.2016 года, регистрационный номер 4312 бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации № 0000887 серия 02А01 от 11.06.14 г. до
11.06.2026 г.

Учебные планы (недельный) для 10а,11а классов (ФГОС СОО) по
внеурочной деятельности среднего общего образования
Учебные программы среднего общего образования имеют логическое продолжение в
программах внеурочной деятельности и дополнительного образования. Основной задачей
внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе является создание условий
для будущего профессионального самоопределения, успешной социализации учащихся;
развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечение их в
разнообразную творческую деятельность (интеллектуальные турниры,
олимпиады,
конференции, научные общества, студии, спортивные секции ). Универсальное образование
подразумевает формирование глубоких знаний в области как общественных, так и
естественно-математических дисциплин, обеспечивает всестороннее развитие когнитивных
функций и компетентностей выпускников школы. Показателем успешности данной модели
профильного обучения является успешная сдача ЕГЭ выпускниками школы и стабильно
высокий процент поступления в вуз по выбранному профилю.
Учебный план внеурочной деятельности 10-11 классах МАОУ Школа № 108 разработан на
основании следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» ( «Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» от 24.04.2023 года.

2


















Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023
№01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационно-методическому письму
о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования, направленному письмом Министерства от
21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении методических рекомендаций»»
Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по разработке
учебных планов общеобразовательными организациями Республики Башкортостан,
реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и
этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в условиях введения
федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 № 244 "О
внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1053"
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении
информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ)
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18.01.2023
№01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»
Постановления Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении Порядка
организации индивидуального отбора обучающихся при приёме (переводе) в
государственные и муниципальные образовательные организации Республики
Башкортостан для получения основного общего и среднего общего образования с
углублённым изучением отдельных учебных предметов или для профильного
обучения» от 13.01.2014 г. № 4 и изменениями, внесенными в него постановлением
Правительства Республики Башкортостан от 25.03.2022 г. № 98;
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871 от
17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические
рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных ФГОС начального и основного общего образования»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от
12 августа 2022 г. № 732.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
3










использования исключенных учебников"(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказом Минпросвещения РФ от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении ФОП
СОО»
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115;
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа
языков народов Российской Федерации».
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан»;
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция)
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г.№216-з «О языках народов
Республики Башкортостан»



Закона Российской Федерации от 25.10.1991 г.№1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.3648-20);
- Устава МБОУ Школа № 108;
- Программы развития МБОУ Школа № 108 на 2018 - 2022 г.
- Основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС) МБОУ
Школа № 108.
Часть учебного плана, включающая внеурочную деятельность, формируется
участниками образовательных отношений и обеспечивает реализацию образовательных
индивидуальных потребностей обучающихся.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с
учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, клубы по интересам и т.д.

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на
уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину недельной
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность
в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на
базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и другие).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное
распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы
ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется
4

значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями)Один час в неделю отводится на «Разговор о важном»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия « Разговоры о
важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающихся, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории, пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом, сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основной формат занятий «Разговоры о важном» - это беседы с учащимися
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до
4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия
обучающегося еженедельно до 1 часа- «Экология психо-эмоциональной сферы человека»,
«Молекулярная биология и генетика», «Решение задач по химии», «Решение задач по
информатике» , « ГТО, «За здоровый образ жизни»
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе
для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации
выделено больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой
и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности- «Финансовая грамотность»
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских
общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения,
в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства
с общественными организациями и объединениями.
отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности
к трудовой деятельности)- «Моя Россия- мои горизонты»
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов
5

и
запросов
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной
организации модифицируется
в соответствии с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным,
социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального
и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере
продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни
ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами
обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении
образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса
организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научноисследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной
деятельности
на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов,
отведенных
на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка
к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается
подготовка – «Россия – мои горизонты»
и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением),
социальные практики, в том числе в качестве организаторов деятельности обучающихся 5–9х классов.
Учебный план (недельный) для 10-11 класса (ФГОС и ФОП СОО) по внеурочной
деятельности среднего общего образования
Направления

Название курса

11а

всего
6

Спортивнооздоровительное

ГТО

1

1

За здоровый образ жизни

1

1

Профориентация
Воспитательные
мероприятия

Россия – мои горизонты
Эффективная
коммуникация

1
1

1
1

1

1

Учебная деятельность

«Разговор о важном»
«Экология психоэмоциональной сферы
человека»
«Молекулярная биология
и генетика»

1

1

«Решение задач по химии»

1

1

«Решение задач по
информатике»

1

1

Финансовая грамотность

2

2

10/340

10/340

Функциональная
грамотность

Итого

* Предполагается обучение по модульным программам в соответствии с выбранным
профилем (индивидуальный образовательный маршрут)

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».