ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ Школа №108 (далее – Школа) разработана с учётом
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», государственной политики в сфере воспитания, Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её
реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федерального
государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием
коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, реализуется в
единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и
другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Календарный план воспитательной работы разрабатывается ежегодно с учетом
примерного плана воспитательной работы, утвержденного Министерством просвещения
РФ.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами Школы. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в Школе
определяются содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом
мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества
ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные
ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве
вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе,
в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Отечества.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания, воспитательной деятельности в
общеобразовательной организации: создание условий для личностного развития
обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Задачи воспитания обучающихся в Школе: усвоение ими знаний, норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего
этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение
личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с
ФГОС.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
●
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России;
●
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического
сознания,
российской
культурной
идентичности;

●
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
●
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
●
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
●
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
●
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления при- роды, окружающей среды;
●
воспитание ценностей научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне среднего общего образования.
Направления
Целевые ориентиры
воспитания
Гражданское
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за развитие страны, российской
государственности в настоящем и будущем.
Проявляющий
готовность
к
защите
Родины,
способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России
и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду
о Российском государстве в прошлом и в современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к
историческому и культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации
в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам,
проявлений
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в

Патриотическое

Духовнонравственное

Эстетическое

школьном
самоуправлении,
добровольчестве,
экологических,
природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах).
Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу,
знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному
народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую
культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, к национальным
символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране – России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
общероссийской культурной идентичности.
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого,
национального, религиозного самоопределения семьи, личного
самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Проявляющий уважение к представителям различных этнокультурных
групп, традиционных религий народов России, национальному
достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней
детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы
народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как
средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа,
других народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей.

Физическое

Трудовое

Деятельно проявляющий понимание художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в современном обществе,
значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного
творчества в искусстве.
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическая
активность),
стремление
к
физическому
самосовершенствованию,
соблюдающий
и
пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, любые формы
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным
состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и
другим людям.
Уважающий труд, результаты труда, собственность, материальные
ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие
своего поселения, края, страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к
честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения
норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой
деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наемного труда.
Ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учетом
личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Выражающий осознанную готовность получения профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.

Экологическое

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на окружающую природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для решения
задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в
его приобретении другими людьми.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации

Адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 177/3 Телефон:
8(347) 228-46-70
Е-mail: school108ufa@mail.ru
Тип - общеобразовательное учреждение
Вид - школа
Организационно – правовая форма - муниципальное учреждение
Год основания – 1974г.
Обучение ведется на русском языке с учетом регионального компонента
Действует на основании Устава
МБОУ Школа №108 является общеобразовательной школой, численность
обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет 848 человек, численность
педагогического коллектива – 52 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем
уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее общее образование. Наша школа располагается в активно застраивающемся
районе г.Уфа с неразвитой инфраструктурой для детей и подростков: центры детского
творчества, кинотеатры, библиотеки находятся в отдалении от района, ближе к центру
города. Для района, с большим количеством жителей, учреждений дополнительного
образования явно недостаточно. Школа укомплектована штатными социальными
педагогами, педагогами-психологами, логопедом. Школа работает в тесном
сотрудничестве с родительской общественностью.
Ежегодно можно наблюдать увеличение числа детей из многодетных семей, в
школе обучаются дети из Таджикистана и других иностранных государств. Некоторые
при поступлении в школу очень плохо владеют русским языком, с ними ведется активная
работа, в большинстве своем они показывают очень хорошие результаты обучения,
огромную роль в этом играют воспитательные мероприятия, которые позволяют детям
узнавать традиции народов среди которых они обучаются («Фестиваль культур», «Дружат
дети всей земли» и др.)

В каждой школе есть категория детей, требующих к себе повышенного психологопедагогического внимания, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни
более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны
общества. Основной причиной попадания ребенка в такую категорию, являются сложные
жизненные обстоятельства (это асоциальное поведение родителей, их неумение говорить с
детьми и находить общий язык, жестокое обращение с детьми). Неблагоприятное
педагогическое воздействие вызывает у детей, так называемой «группы риска»
деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность
к воровству.
Несколько лет назад школа отметила свой 45-летний юбилей, мы с уверенностью
можем сказать о том, что в школе имеются свои традиции и ценности, на которые можно
опираться в ходе воспитательной работы.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско- взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными
событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
В школе, как один из видов взаимодействия с родителями, мы использует Google и
Instagram – опросы, что позволяет быстро вычислить сложности или увидеть плюсы

мероприятия или события. Так мы смогли выяснить, что родители в большинстве своем
довольны воспитательной работой в школе, проводимыми выездными экскурсиями (все
классы организованно посетили основные культурные и исторические места города,
туристические объекты (Красный ключ, Розовые скалы, Иремель, Айгир, Мурадымовское
ущелье и тд.), общешкольными мероприятиями. Большое количество обучающихся
профессионально занимается спортом. Большие спортивные площадки позволяют
заниматься подвижными видами спорта – футбол, баскетбол, волейбол, хоккей
(организованы спортивные кружки). При этом установлено, что для слабо
мотивированных детей достаточно сложно организовать досуг, они много времени
проводят дома или посещают торговые центры (Ультра, Аркада).
Хотим отметить особую роль классного руководителя. Быть хорошим классным
руководителем – нелёгкий труд. На собственном опыте можно убедиться, что воспитывать
намного тяжелее, чем учить. Но если приложить к своему классу свои умения, знания,
душевное тепло, сердечное понимание, родительскую строгость и поддержку, то на
выходе из школы мы получим класс счастливых детей с высокими познавательными
интересами, уважающих и ценящих труд учителей, любящих своих родителей и школу.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной
деятельности представлены в соответствующих модулях.
Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада школы, реальной
деятельности, имеющихся в школе ресурсов, планов.
Инвариантные модули:
- «Основные школьные дела»,
- «Классное руководство»,
- «Школьный урок»,
- «Внеурочная деятельность»,
- «Внешкольные мероприятия»,
- «Предметно - пространственная среда»,
- «Работа с родителями»,
- «Самоуправление»,
- «Профилактика и безопасность»,
- «Социальное партнерство».
- «Профориентация»
Вариативные:
- «Детские общественные объединения»
- «Школьные медиа»
- «Волонтерство»

2.2.1. Основные школьные дела
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно

планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.
Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума:
- патриотическая акция «Бессмертный полк» (шествие жителей с портретами
ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
- экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не
только родители детей, но и дедушки, бабушки);
- акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят
творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы,
проходящим на данный момент срочную службу в Армии) и др.
•
открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных
площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
• - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и
обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ОДН);
•
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между
командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые
старты»,
«Мама, папа, я – спортивная семья» и т.п. с участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные
программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п.;
На школьном уровне:
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
- День пожилого человека (поздравление жителей микрорайона, находящихся в
пенсионном возрасте), концертная программа, подготовленная обучающимися,
проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);

- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный
процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные
вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
- Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики,
физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
•
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Последний звонок»;
- «Парад звёзд»;
- «Бал отличников».
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
- еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и
благодарностей;
- награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного
года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в
конкурсе «Лучший класс школы», «Лучший классный руководитель»
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

2.2.2. Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
- планирование и проведение классных часов (не реже 1часа в неделю);
- еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры
о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
- поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для
общения;
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях,
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями,
давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии;
празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
- результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;
-регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания,
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о
жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями;

- создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
- привлечение
родителей (законных представителей),
членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
лицее, участию в родительских клубах «ОЧумелые ручки», «Хозяин», «Медиа 107»;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т.д.
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской
социальной активности.
2.2.3. Школьный урок
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках
максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках
воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в
обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического
содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждений;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
- полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой
воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур
и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов
России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов,
курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной
работе и взаимодействию, игровых методик;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами принципы учебной дисциплины и
самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего
распорядка обучающихся», установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме
индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления
собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.2.4. Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется
в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов,
самореализации, развития способностей в разных сферах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей,
которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями;
- поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной
лидерской позицией, возможность ее реализации;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее направлений:
уровень среднего общего образования
Направления
внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное

Общекультурное
Социальное
Духовно - нравственное

Названия курса
«Баскетбол»
ГТО
«Экология психоэмоциональной сферы
человека»
«Молекулярная биология и генетика»
«Решение задач по химии»
«Решение задач по информатике»
«Навыки работы с медиатекстами»
Актуальные вопросы обществознания
Разговоры о важном
«Эффективная
коммуникация»

2.2.5. Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям;
- организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с

родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного
дня: на предприятия, природу, в учреждения культуры г.Уфы;
- участие в реализации проекта «Пушкинская карта»;
- работу школьного туристического клуба «Фортуна» и др.
- литературные, исторические, экологические походы, экспедиции, организуемые
педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся, для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально - психологического комфорта;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию,
организации, проведению, анализу проведенного мероприятия: культпоходы в
библиотеку №48, День открытых дверей учреждений дополнительного образования,
ССУЗов, участие в мероприятиях Региональное отделение ВВПОД «Юнармия»
Республики Башкортостан.и др.
2.2.6. Предметно-пространственная среда
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:
- оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы
государственной символикой Российской Федерации, Республики Башкортостан,
муниципального образования (флаг, герб, гимн);
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага
Российской Федерации
- художественные изображения (символические, живописные, фотографические,
интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей
культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
- звуковое пространство в школе – исполнение гимна Российской Федерации и
Республики Башкортостан;
- «места гражданского почитания» - школьные музей Боевой Славы 112
Башкавдивизии;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов
об интересных событиях в школе;
- благоустройство, озеленение пришкольной территории;

- благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с
обучающимся в своих классах;
- событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
- популяризация символики школы (флаг,гимн, эмблема), используемой как
повседневно,так и в торжественные моменты;
- акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
граждан с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
2.2.7. Самоуправление
Ученическое самоуправление – форма реализации обучающимися права на участие в
управлении школой в порядке, установленном ее уставом. Создание и поддержка
ученического самоуправления формирует в школе особую воспитывающую среду,
помогает педагогам воспитывать у обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся дает
возможность самовыражения и самореализации. В начальной школе ученическое
самоуправление организуется педагогическим коллективом, прежде всего, классными
руководителями. Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в школе предусматривает: самоуправление, которое осуществляется через детскую
организацию - парламентская республика РАМН («Республика активных молодых
начинателей». Высшим органом ученического самоуправления является школьный
ученический совет. В состав школьного ученического совета входят председатели
классных ученических советов.
Направления деятельности школьного ученического совета:
- принимает положение об ученическом самоуправлении;
- предлагает и утверждает план работы школьного ученического совета на учебный
год;
- избирает голосованием президента школьного ученического совета;
- планирует и организует свою повседневную работу;
- формирует постоянные или временные рабочие органы (комитеты, комиссии,
штабы и т. п.) по различным направлениям деятельности;
- назначает руководителей рабочих органов (председателей, министров и т. п.);
- дает общественные поручения, задания классам, группам или отдельным
обучающимся, заслушивает отчеты о выполнении поручений;
- организует шефство старших классов над младшими;
- утверждает правила, памятки и другие документы для органов ученического
самоуправления;
- вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес
школьного руководства;
- привлекает обучающихся к решению вопросов жизни школы: изучает и
формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию

обучающихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по
совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- выдвигает инициативы и содействует реализации инициатив обучающихся во
внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере учебной
и внеучебной деятельности, создает условия для их реализации, привлекает обучающихся
к организации жизни школы;
- содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных
проблем, согласовании интересов обучающихся, учителей и родителей, организует работу
по защите прав обучающихся, укреплению дисциплины и порядка;
- планирует, участвует в организации и проведении школьных проектов и
мероприятий по различным направлениям;
- школьный ученический совет имеет право обращаться к администрации школы с
просьбой о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих
соответствующую квалификацию учителей.
Школьный ученический совет выбирает на первом заседании Председателя из
представителей своего состава. Председателем может стать любой член Парламента,
набравший на школьных выборах при голосовании большее количество голосов и
получивший статус Президента школьного самоуправления. Основной функцией
Парламента является – исполнительская, организаторская и управленческая. Президент и
вице-президента представляют интересы лицея. В состав Парламента, кроме Президента и
вице-президента, представителей от классного коллектива входят лидеры,
представляющие разновозрастные творческие сектора: учебный, спортивный, культурномассовый, трудовой, пресс-центр. Каждый лидер школы возглавляет работу по своему
направлению с представителями классных коллективов. Работу каждого лидера совета
школы курирует представитель педагогического коллектива школы.
Деятельность Парламента осуществляется через реализацию следующих функций:
- участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций,
соревнований;
- организация и проведение общешкольных и внешкольных мероприятий,
распределение поручений по их проведению;
- изучение нормативно-правовой документации по деятельности ученического
самоуправления;
- представление интересов обучающихся на заседаниях Управляющего совета лицея;
Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного
собрания. Исполнительным органом является совет класса, во главе которого стоит
председатель совета. На классном ученическом собрании:
• обсуждают вопросы жизни класса;
• предлагают и принимают план мероприятий, касающихся внеклассной работы;
• избирают актив класса;
• вносят предложения по улучшению учебного и воспитательного процесса в классе
и в школе;
• избирают делегатов на общешкольную конференцию;
• высказывают предложения о поощрении учащихся;
• подводят итоги работы в классе по вопросам дежурства по школе и классу, участия
в конкурсах, выполнения запланированных дел и т. д.

Актив класса:
• организует выполнение решений (очередного) классного собрания, групп;
• организует помощь в учебе обучающимся, имеющим проблемы;
• обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в
классе;
• готовит и проводит мероприятия согласно плану работы класса и школы;
• отражает всю важную информацию в классном уголке;
• вносит предложения по улучшению работы классного и школьного ученического
самоуправления;
• вместе с классным руководителем составляет план работы классного коллектива и
выносит его на обсуждение на классном собрании;
• назначает ответственных за проведение различных проектов и мероприятий из
числа обучающихся класса.
2.2.8. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей,
психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания,
организация досуга семьи.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями
обучающихся являются:
изучение семей и условий семейного воспитания,
пропаганда психолого-педагогических знаний,
активизация и коррекция семейного воспитания,
дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями предусматривает:
На уровне школы:
- деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете
Школы,
комиссии
по
урегулированию споров между участниками
образовательных отношений (делегаты от Родительского совета), комиссии
родительского контроля организации и качества питания обучающихся;
общешкольные
родительские
собрания
по
вопросам
воспитания,
взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, либо
направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных
проблем;
- организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских
собраниях, собраниях на актуальные для родителей темы;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями;
- информирование родителей (законных представителей) о жизни школы,
актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество
Школы в социальной сети «ВКонтакте», чаты в мессенджерах;

На уровне классов:
- классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и
социализации детей их класса;
- классные родительские собрания (в том числе – дистанционные), происходящие
в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся класса;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
2.2.9. Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
- целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
- регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
т.д.);
- разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами
класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в
школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные,
религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения,
противопожарная
безопасность,
гражданская
оборона,
антитеррористическая,
антиэкстремистская безопасность и т.д.);

- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в
том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
- предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
- поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные
дети-мигранты и т.д.);
- взамодействие с организациями:
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации
Советского района ГО г.Уфы
- центром общественной безопасности Советского района;
- отделом опеки и попечительства Советского района;
- отделом по делам несовершеннолетних отдела полиции №10 Управления МВД
России по г. Уфе;
- МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПСС «Индиго»;
- ОГИБДД МВД России по городу Уфе;
- отделом по профилактике пожаров МБУ УПО г.Уфы;
- ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер № 1»
2.2.10. Социальное партнёрство
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства Школы с организациями – партнерами, такими как: МБОУ ДО ЦДТ «Глобус»,
МБОУ ДО ДДТ «Дружный», МБОУ ДО «Станция юных техников», МБОУ ДО ДЭБЦ
«Эколог», детской библиотекой №52; МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПСС
«Индиго» и др.
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

 открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых
обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального
образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальными партнерами МБОУ Школа №108 являются:
Социальные партнеры
МБДОУ Детский сад №251,
МБДОУ Детский сад №277,
МБДОУ Детский сад №62
(согласно совместному плану)
Региональное отделение ВВПОД
«Юнармия» Республики
Башкортостан

Содержание совместной деятельности
Совместные мероприятия.

Городская детская библиотека №52

Тематические мероприятия на базе библиотеки.
Организация и проведение интеллектуальных игр.
Проведение тестирования ГТО на базе Лицея

Региональный центр тестирования
ВСФК ГТО
ОГИБДД МО МВД России
по г.Уфе
(на основании совместного плана
работы)

ОП №10 МО МВД России по г.Уфе
ЦОБ Советского района г.Уфы
(на основании совместного плана
работы)
- МБОУ ДО ЦППМСП «Семья»,
МБУ ГЦПСС «Индиго» (на
основании договора о
сотрудничестве)

Мероприятия в рамках деятельности Юнармии,

Участие в акциях, проводимых ЮИД.
Занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Тематические сообщения на классных и
общешкольных родительских собраниях
Организация конкурсов по профилактике ДДТТ.
Проведение декад дорожной безопасности.
Занятия по профилактике детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Тематические сообщения на классных и
общешкольных родительских собраниях.
Индивидуальные мероприятия в рамках реализации
ИПР.
Проведение профилактических занятий на базе
Лицея.
Индивидуальные мероприятия в рамках реализации
ИПР.
Тематические сообщения на классных и
общешкольных родительских собраниях.

2.2.11. Профориентация
деятельность
педагогов

Совместная
и
обучающихся
направлению
«профориентация» включает в себя следующие целевые приоритеты:

по


профессиональное самоопределение обучающихся,

профессиональное просвещение школьников,

организацию психолого – педагогического сопровождения обучающихся в
профессиональном самоопределении.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
обучающегося
к
выбору,
педагог
актуализирует
его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
1. Практическое знакомство ребенка с содержанием образовательной и
профессиональной деятельности по тому или иному направлению:
- социальная проба: погружение ученика в профессию;
- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
- посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и
вузах;
- встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online);
- организация на базе лицея лагеря труда и отдыха для обучающихся 8 классов, а
также трудовых бригад для обучающихся с 14-18 лет, трудовая деятельность
которых осуществляется в соответствии с договором с учреждением «Центр
занятости населения Советского района».
2. Информационная поддержка школьников:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- тематические классные часы «Профессии моей семьи», «Мир профессий» и др;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора
профессий, достоинствах и недостатках той или иной профессиональной
деятельности;
- совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
online-тестирования,
прохождение online- курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
- участие во всероссийских открытых уроках «Проектория»;
3. Активизирующие способы помощи ребенку в профессиональном выборе:
- психолого-педагогическое сопровождение школьников;
- консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных
представителей по вопросам склонностей, способностей и индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
- участие в работе Всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер- классах (например, во всероссийском проекте «Билет в будущее», «Все

вместе»).
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Реализацию рабочей программы воспитания
педагогические работники образовательной организации:
Должность
Директор
Заместитель
директора по
УВР

Заместитель
директора по ВР

Социальный
педагог

Педагогпсихолог

обеспечивают

следующие

Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.
Осуществляет
контроль
реализации
воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует
работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и
их родителями (законными представителями), учителямипредметниками. Организует методическое сопровождение и
контроль
учителей-предметников
по
организации
индивидуальной
работы
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися,
учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Организует воспитательную работу в образовательной
организации: анализ, принятие управленческих решений по
результатам анализа, планирование, реализация плана,
контроль реализации плана.
Руководит социально-психологической службой, является
куратором Школьной службой примирения.
Курирует
деятельность
Школьного
парламента,
волонтёрского объединения.
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба «Ника».
Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагоговпсихологов,
социальных
педагогов,
педагогов
дополнительного образования, классных руководителей.
Организует работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), классными руководителями, учителямипредметниками по профилактике правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках
своей компетентности коррекционно-развивающую работу с
учащимися «группы риска» и их родителями (законными
представителями).
Организует психологическое сопровождение воспитательного
процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися,
состоящими на различных видах учёта; консультации
родителей (законных представителей) по корректировке

Педагогдополнительного
образования
Классный
руководитель
Учительпредметник
Советник по
воспитанию
Учитель-логопед

детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам
личностного развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Организует воспитательную работу с обучающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.

Организует взаимодействие с детскими общественными
объединениями.
Проводит индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации
родителей (законных представителей) в рамках своей
компетентности.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогов реализуется в
полном объеме план – график повышения квалификации педагогических и руководящих
работников.
Соответствие
уровня
квалификации
работников
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается при их аттестации.
Педагоги, осуществляющие обучение детей с ОВЗ, прошли курсы повышения
квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными
актами:
–
Положение о классном руководстве.
–
Положение о социально-психологической службе.
–
Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
–
Положение об Управляющем совете.
–
Положение об использовании государственных символов.
–
Положение о ВСОКО.
–
Положение о поощрениях и взысканиях.
–
Положение о комиссии по урегулированию споров.
–
Положение о физкультурно-спортивном клубе.
–
Положение о внешнем виде учащихся.
–
Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
–
Положение о Школьной службе примирения.
–
Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
–
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Сотрудничество с социальными партнерами осуществляется на основе договоров и
соглашений, а также планов совместной работы.

3.3.

Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей

В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с
отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся с
инвалидностью,
ОВЗ

Обучающиеся с
отклоняющимся
поведением

Одаренные дети

Условия
Разработаны адаптированные основные общеобразовательные
программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом,
учителем-логопедом
проводятся
регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия.
Обучение,
при
необходимости,
осуществляется
индивидуально на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС
ОВЗ для образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консультации родителей (законных представителей)
педагога-психолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные
занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:

 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;

 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;

 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;

 обеспечение

психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
 формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;

 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы классных руководителей, педагогов-психологов,
социальных педагогов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов
дополнительного образования;
 личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как
максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда
обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности
достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая
общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения исотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует
опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы,событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку
и уверенность в своих силах.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и

существующей в укладе школы;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награду);
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического
самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих
и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности,
определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных
дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в
соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего образования, установленных
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем
и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних

экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса и результатов воспитания
включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение,
прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения,
отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
- развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнерами);
- распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как организованного социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной
социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советника директора по воспитательной работе
при наличии)
с последующим обсуждением результатов на совещании при директоре или
педагогическом совете. Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим
обсуждением результатов.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в
личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии),
классными руководителями
с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями),
педагогическими
работниками,
представителями
совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на
педагогическом совете. Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнерства.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги
самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по
воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе
при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».