Родной (башкирский) язык 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО__________________
Зам. директора по УВР
_______________Т.С.Казанцева
« »
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО______________________
Директор МБОУ Школа № 108
_________ И.Р.Галлямов
« »
2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
Родной язык (башкирский)
для учащихся 5-9 классов
базовый уровень
Разработана
Иштакбаевой Ф.А.
учителем башкирского языка
и литературы

Уфа – 2023

год

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016, с изменениями от 19.12.2016);
Закона Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции от 12.03.2014);
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 №696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 16.06.2017);
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 №216-з «О языках
народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014 года);
Региональными базисными учебным планом и примерным учебным
планом для образовательных организаций Республики Башкортостан,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования, утвержденные на заседании Коллегии Министерства
образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017 №4).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004
года №1089»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
На основе образовательной программы основного общего образования
МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ.
На основе Устава МБОУ Школа №1087 ГО г. Уфа РБ.
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим
организацию МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ в общеобразовательной
организации по определённому учебному предмету, курсу, курсу внеурочной
деятельности.
Рабочая программа является составной частью образовательной
программы МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ.
Учебные пособия:
http://www.kitap-ufa.ru/information/elektronnye-uchebnye-posobiya.php

Методическое пособие для учителя:
Методическое руководство к учебнику «Башкирский язык и
литература» для изучения родного (башкирского) языка и литературы в 5-9
классах общеобразовательных организаций с русским языком обучения./В.И.
Хажин, Ф.А.Аккужина, - Уфа:Китап, 2017.- 168 стр.

Программа по родному языку для 5 – 9 классов составлена в
соответствии
с
положениями
Федерального
государственного
образовательного стандарта по общему образованию. Эта программа
составлена для башкирских детей, получающих образование в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в
соответствии с Конституцией РФ, законом о языках народов России, Закон
РБ о языках народов РБ. Она составлена для обеспечения детей знаниями,
упражнениями, информацией на основе вышеперечисленных документов.
Основные цели и задачи обучения родному языку в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения

Воспитание личности, уважающей свой родной язык, владеющей
им как русским языком, воспринимающей язык и литературу как значимую
часть культуры, родной язык, как и русский язык, средством общения на
одном уровне, язык как средство усвоения морально-этических норм
общества, обычаев; а также морально устойчивой и патриотической
личности.

Уметь определять общие и различительные стороны родного
языка и литературы, русского языка и литературы, усвоение базовых понятий
лингвистики, структуру языка, систематизация знаний согласно его
структуре, признание явлений языка, фактов, анализ, классификация, давать
им оценку, развитие словарного запаса родного языка, правильно применять
лексические, фразеологические единицы.

Расширение
коммуникативных
возможностей
учащихся,
развитие
способностей,
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка.

Понимание тесной связи родной литературы с этнокультурой,
историей, русской литературой, другими литературами. Использование
возможностей литературного произведения в развитии речи, обогащении
словарного запаса, в развитии общественного, личного развития учащихся,
познавательной их деятельности.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, их культуры речи, возможностей сознательного и правильного
применения родного языка, усовершенствование их коммуникативных
способностей.

Будучи единственным предметом, преподаваемом на родном
языке в общеобразовательном учреждении с русским языком обучения, но
участие в воспитании молодого поколения в духе гражданина России, в
воспитании их патриотами, понимании ими их этнического происхождения,
знании или истории родного народа, языка, духовной культуры.
Предмет «Родной язык » предназначенный для башкирских детей,
обучающихся в общеобразовательных учреждениях с русским языком
обучения, рассматривается как структурная часть гуманитарного

образования. Поэтому содержание этого курса в качестве общественного
явления входит и башкирский язык, и его структурные особенности, и устное
творчество башкирского народа, и литература, среда проживания
башкирского народа, сведения о его истории, и обычаи, и особенности его
жизнедеятельности.
Содержание курса было составлено в соответствии с понятием «язык»
(фонетика, лексика, морфология, синтаксис). Факты башкирского языка
даются в сравнительном плане с русским языком.
В программу с целью обеспечения активности познавательной
деятельности и сознательного усвоения включены такие материалы как
исторические справки по башкирскому языку, изменения, имеющие место в
языке, также и процессы по его развитию. Для совершенствования речевой
деятельности (аудирование, чтение, пересказ (рассказ), письмо) в программе
виды работ по устной и письменной деятельности представлены равномерны.
Подобные виды работ запланированы как при работе над литературным
текстом, так и при получении информации по структуре языка.
Для активизации умственной деятельности учащиеся при изучении
языковых материалов, при работе над текстом актуализируются вопросы,
задания направленные на развитие речи, получению общего образования,
формированию развивающих тренингов (аудированию, нахождению
основной мысли, логичности определений, нахождению особенностей,
умению задавать вопросы, переводы и т.п.), усвоению норма башкирского
литературного языка.
В соответствии с межпредметными, метапредметными требованиями в
программу выложены тексты, работы, касающиеся задач биологии,
географии, математики, истории, экологии.
Основную концепцию программы по родному языку составляет
совместное изучение языка, литературы и культуры, рассмотрение их в
качестве духовного богатства, воспроизводящего оригинальный менталитет
башкирского народа. Воспитательные возможности родного языка и
литературы в плане привития башкирским детям, обучающимся на русском
языке, уважения родному языку, культуре, подачи информации об их народе,
очень велики.
Тексты для чтения были взяты из ярких образцов башкирского
народного творчества. Были включены в каждый класс сказки, эпосы,
кубаиры, тексты народных песен, предания, пословицы, загадки.
Как было отмечено ранее, языковые материалы были взяты согласно
лингвистической структуре языка: фонетика, лексика, морфология,
синтаксис. Родной язык остается предметом, дающим возможность общаться
на родном языке, потенциалом для воспитания национальной гордости.
Правила были даны в таком формате, чтобы они постоянно
повторялись, вспоминались. Структурные особенности башкирского языка
подверглись логичному сравнению с остальными структурами русского
языка. Сравнение особенностей падежа позволит найти общие и
отличительные стороны в обоих языках, дает возможность анализировать,

сознательно усовершенствовать знания в области перевода падежной
системы, покажет методические направления. В русском языке есть
несколько типов склонения, изменение в единственном и множественном
числах отличаются; много различий при склонений падежей имени
существительного, прилагательного, числительного, местоимения, много
слов, не склоняющихся по падежам. В башкирском языке падежная форма во
всех случаях образуется путем присоединения стандартных окончаний, эти
же стандартные окончания присоединяются падежному вопросу. Знание
наизусть названий падежей и их вопросов считается основанием для
овладения падежной системы башкирского языка. Поэтому программа в
каждом классе уделяет место и внимание для заучивания названий падежей и
их вопросов.
Представление языковых материалов в сравнительном материале
позволит усвоению особенностей не только башкирского языка, но и
воспитает сознательный взгляд на материалы русского языка.
Языковые явления постоянно сравниваются в материалах самого
башкирского языка. Это делается путем сравнения имени прилагательного и
наречия, имени числительного и имени прилагательного, качественных и
относительных прилагательных, одно, двусоставных предложений с
полными,
неполными
предложениями,
сложноподчиненные
и
сложносочиненные предложения, т.е. сравниваются еще многие явления, по
которым очень часто путаются учащиеся. Это достигается путем составления
похожих и отличительных сторон языка.
В программе важное место уделяется для повторения. В этом плане
наблюдается главная переходность: материалы для повторения переходит из
одного класса в другой, но уже с дополнениями. Повторение позволяет
устойчиво усвоить языковой материал.
В программу с целью усиления интереса учащихся включены
материалы касающиеся истории языка. Сложные слова с архаичным
значением, встречающиеся в исторических песнях, пословицах, кубаирах,
термины родства, забытые слова из башкирской жизнедеятельности,
географические, бюрократические названия объясняются, переводятся.
Дается очень большое место для работ разной сложности,
направленных на усвоение мыслительной деятельности учащихся. В
программу включены и такие виды работ, как нахождение основной идеи
текста, составление плана, обобщение, подытоживание, трансформация
(рассказывать от своего имени, изменить как диалог) и т.д.
Планируются постоянные работы по нахождению, объяснению,
сравнению замена языковых явлений из прочитанных текстов. В программу
каждого класса включены такие виды работ, как подготовка аннотации к
текстам, составление киносценария по их содержанию, сценария клипа по
содержанию стихотворению.
Программа изучения башкирскими детьми родного языка в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения основана на
универсальные учебные действия. Эта деятельность делится на блоки:

личностно-универсальная
деятельность,
познавательно-универсальноучебная деятельность, регулятивная учебная деятельность, коммуникативная
учебная деятельность.
Личностно-универсальная деятельность включает в себя способность
самостоятельно получать знания, развитие творческих способностей,
понимание эстетической ценности башкирского языка, сохранение родного
языка
как
явления
национальной
культуры,
стремление
к
усовершенствованию своей речи, обогащение словарного состава, умение
давать оценку и самооценку.
Регулятивно-универсальная деятельность реализует умение ставить
цель, предполагать, при необходимости уметь исправлять, оценку,
нахождение в результате положительных и отрицательных сторон и т.д.
В познавательную универсальную учебную деятельность входит
умение ставить проблему и ее решать, доказывать, трансформировать,
получение информации из различных источников, развитие рефлексии ит.д.
Коммуникативная универсальная учебная деятельность предполагает
взаимоднйствие со всеми видами речевой деятельности (аудирование,
чтение, пересказ (рассказ), письмо).К ним входят умение правильно
воспринимать полученную информацию (рассказ учителя, друзей, и т.д.),
правильное прочтение разностилевых и разножанровых текстов, умение
обрабатывать их с информационной позиции (план, составление тезисов,
постановка вопросов), умение рассказывать прочитанный или прослушанный
текс на разных уровнях (полный, сокращенный, в форме плана), уметь писать
и высказывать свою мысль в логически правильной, последовательной,
связной форме, умение высказывать свою мысль относительно разных
фактов, явлений (прочитанных или увиденных), в соответствии с
поставленной целью уметь строить разговоры с людьми разного возраста и
незнакомыми, сохраняя при этом нормы башкирского речевого этикета,
находить в тексте речевые ошибки, исправлять их, усовершенствовать и
редактировать тексты, переносить из поэтического стиля в стиль прозы и т.д.
Башкирские дети, обучающиеся на русском языке, в основе изучают
башкирскую литературу и язык вместе. То есть, работы по содержанию
текста, по явлениям языка взаимосвязаны. Поэтому блоки универсальной
учебной деятельности имеют место на каждом уроке. Они находят
постоянное и последовательное отражение в текстовых вопросах и работах,
упражнениях, новостных, теоретических информациях.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам изучения родного языка в общеобразовательных
учреждениях с русским языком обучения.
Речевые жанры
Выпускник научится:
-различать устное и письменное общение;

-различать словесное и несловесное общение, осознавать роль
несловесного общения при взаимодействии людей, уместность
использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в
разных ситуациях;
-уместно использовать несловесные средства в своей речи;
-анализировать уместность, эффективность реализации речевых
жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в
различных ситуациях общения;
-продуцировать
уместные,
эффективные
этикетные
жанры
приветствия,
прощания,
благодарности,
извинения
и
т.п.
применительно к разным ситуациям общения;
-распознавать и вести этикетный диалог;
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-находить по абзацным отступам смысловые части текста;
-выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к текстам;
-осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
-выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать
их роль как важных составляющих текста;
-сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов, данной темы и проблемы;
-исполнять тексты, подбирать цитаты;
-оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях
общения. умению общаться – как минимум в пределах, обозначенных в
блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
-ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата
(аудиторию);
-формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое
коммуникативное намерение;
-определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи;
-описывать реальные ситуации по модели общения, анализировать из,
принимать решения по эффективному исправлению ситуации.
Выпускник получит возможность научиться:
Осознавать роль башкирского языка и литературы в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту,
богатство, выразительность русского языка;
роль частей речи в формировании и выражении мысли;
- правилам орфографии;
- нормам литературного языка;
- морфологическим признакам изученных частей речи;
- основным способам передачи чужой речи.
Находить в словах изученные орфограммы, находить ошибки и
исправлять их.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Излагать подробно и сжато текст.
Составлять простой план.
Писать сочинения разных типов.
Использовать языковые средства языка.
Пользоваться словарями и справочной литературой.
Характеризовать морфологические признаки глаголов; синтаксическую
роль в предложении;
Распознавать
имена
прилагательные
на
основе
общего
грамматического значения, общих признаков.
Определять синтаксическую роль имен прилагательных в тексте.
Употреблять прилагательные в качестве эпитетов.
Характеризовать морфологические признаки имени прилагательного.
Характеризовать общее значение числительного, морфологические
признаки, синтаксическую роль в предложении.
Отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
Применять правило при написании числительных.
Характеризовать
морфологические
признаки
и
порядок
морфологического разбора имени числительного.
Характеризовать морфологические признаки наречия.
Характеризовать особенности местоимения как части речи,
особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как
средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию
местоимения;
Характеризовать признаки имён состояния: общее грамматическое
значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в
безличных предложениях.
Аудирование и чтение
Выпускник научится:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,
тему текста, основную, дополнительную явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
- говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
Выпускник получит возможность научиться:
- определять принадлежность высказывания к письменной или устной
речи;
- трансформировать письменные высказывания в устные и наоборот;
- осуществлять поиск языковых средств с книжной стилистической
окраской;
- конструировать высказывания в заданном стилистическом ключе;
- создавать речевые произведения широко востребованных жанров
официально-делового
стиля
(заявление,
автобиография,
справка,
объяснительная записка);
- создавать произведения важнейших научных жанров – аннотацию,
рецензию, тезисы;
- анализировать произведения публицистического стиля с точки зрения
использованных средств воздействия на читателя;
- создавать произведения публицистических жанров – отзыв, письмо,
публицистическая статья.
Личностные результаты:
-понимание того, что башкирский язык, башкирская литература
являются самым основным национально-культурной ценностью башкирского
народа;
-уважительно относиться к родному языку, понять что он ничем не
хуже других языков, сохранить его как явление национальной культуры,
стремиться к усовершенствованию речевой культуры;
-создавать потребность в чтении литературы на башкирском языке;
-усвоить грамматические средства, создать достаточный запас слов для
полной передачи своих чувств, пожеланий, идей в процессе общения;
Метапредметные результаты:
-усвоение всех видов речевой деятельности;
-правильное понимание сути услышанных и прочитанных информаций;
-прослушав разностилевые и разножанровые тексты, правильно понять
их;

-уметь находить из разного рода источников (литература, СМИ,
интернет) нужную информацию, уметь работать со справочными
материалами;
-уметь искать материал, соответствующей теме, ее систематизация, их
анализ и выбор
-сравнивать разные стили речи с позиции содержания, стилистических
особенностей, употребления средств языка, уметь давать оценку;
-уметь рассказывать прочитанный или прослушанный текст на разных
уровнях (полный, сокращенный, в форме плана);
-записав свою мысль, уметь красиво и свободно ее выражать;
-сохранив башкирский речевой этикет, уметь присоединяться к
разговорам, беседам с разными людьми и в разных условиях;
-уметь давать оценку своей речи (письменному тексту и
пересказу),исправлять, усовершенствовать, радактировать;
-уметь выступать перед аудиторией;
-уметь сравнивать знания, полученные по башкирскому языку и
литературе, со знаниями по русскому языку и литературе (межпредметный
уровень), анализировать.
Предметными результатами изучения курса «Родной язык» является
формирование следующих умений:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их

использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
2.Содержание учебного предмета.
1-ый раздел. Повторение пройденного.
В начале года в каждом классе организуется повторение пройденного.
Фонетика. Специфические звуки башкирского языка. Морфология. Глаголы
повелительного наклонения. Синтаксис простого предложения. Взаимная
связь слов. Языковые материалы изучаются в тесной взаимосвязи с
литературным произведением.
2-ой раздел. Родной язык.
Обмен мнениями о месте башкирского языка среди тюркских языков,
красоте языка, его особенностях. Обращение к произведениям искусства,
прославляющим величие родного языка. Обогащение словарного знания,
давать характеристику образу родного языка и другим образам. Уточнение
выразительных средств, возвышающих образ родного языка.
3-ий раздел. Фонетика. Синтаксис.
Повторение гласных звуков башкирского языка. Найти и объяснить
второстепенные члены предложения: однородные и неоднородные
определения, дополнения, прямое и косвенное дополнение. Дать их
определения. Выполнение упражнений, найти в текстах определения и
дополнения, прокомментировать их. Применить их в устной и письменной
речи. Выполнять устные и письменные творческие работы.
4-ый раздел. Морфология. Глагол.
Дать определения глаголам условного наклонения, наклонения
намерения, разрядам глагола, имени действия, выполнение упражнений.
Усвоение отрицательных форм глагола, строение предложения, междометий.
Повторение пройденного материала по темам “Главные члены предложения”
и “Второстепенные члены предложения”. Выполнение разнохарактерных
упражнений, работ. Найти из изученных текстов отрицательные формы
глагола, примеры на междометия, главные и второстепенные члены
предложения, проверка их структуры.
5-ый раздел. Морфология. Местоимение. Синтаксис.
Дать понятие о разрядах местоимения. Повторение тем “Глагол”,
“Синтаксис”, “Слово” и “Предложение”. Усвоение тем, касающихся
различения односоставных, распространенных и нераспространенных

предложений, обстоятельств, членов предложения. Выполнение упражнений,
творческих работ.
6-ой раздел. Синтаксис. Простое предложение.
Дать понятие об односоставных предложениях и двусоставных
предложениях. Определение грамматических особенностей односотавных
предложений,
определенно-личных
предложений,
обобщенно-личных
предложений, неопределенно-личных предложений, безличных предложений,
назывных предложений, полных и неполных предложений. Закрепление
теоретических знаний путем выполнения упражнений, работ. Повторение
пройденного по теме “Дву- и односоставные предложения”.
7-ой раздел. Морфология. Имя существительное. Прилагательное.
Числительное. Синтаксисис. Сложное предложение.
Дать понятие имена существительному, нарицательным и собственным
именам. Усвоение изменения имени существительного по числам и лицам,
словообразованию, склонение по падежам.
Дать определение разрядам имени числительного и изменению имен
существительных, выполнить творческие работы.
Дать определение качественным и относительным прилагательным и
выполнить упражнение.
Выполнение работ по теме «Сложносочиненное предложение» и ответы
на вопросы. Дать определение сложноподчиненного предложения, усвоение
его грамматических категорий. Усвоение синтаксиса сложного предложения,
сложносочиненного
предложения,
союзного
и
бессоюзного
сложносочиненного предложения. Выполнение упражнений, творческих
проектов.
8-ой раздел. Синтаксис. Простое предложение.
Дать определение категории отрицания в башкирском языке.
Выполнение упражнений.
Дать определение обособлению второстепенных членов предложения,
выполнение упражнений.
Дать определение видам придаточных предложений. Для усвоения
каждого их вида следует выполнить упражнения, работы.

Содержание учебного курса.
5класс
№

Название раздела.

1
Фонетика.
2
Словообразования. Орфография
6 класс
№

Название раздела.

1
Имя существительное.
2
Имя прилагательные.
3
Местоимение.
7 класс
№

Название раздела.

1
Глагол.
2
Служебные части речи.
8 класс
№

Название раздела.

1
Предложение.
2
Простое предложение .
9 класс
№

Название раздела.

1

Повторение. (Фонетика. Морфология.
Синтаксис.)
Синтаксис сложного предложения.
(сложносочиненные, сложноподчиненные)

2

кол-во
часов
17
18
кол-во
часов
16
10
9
кол-во
часов
25
10
кол-во
часов
8
27
кол-во
часов
16
17

3.Тематическое планирование (5-9 класс)
Тема
5 класс
Введение . Б.Бикбай “Родной язык”
Повторение материала начального класса.
Фонетика.
Спецефические звуки башкирского языка.
Звук [уы] на башкирском языке .
Слоги со звуком [й] на башкирском языке.
Закрепление пройденного. Тест.
Работа над ошибками. Урок обобщения.
Синонимы.
Гласные звуки башкирского языка.
Особенности башкирских звуков.
Антонимы.
Диалоги. Развитие речи.
Омонимы.
Закрепление пройденного. Контрольное списование.
Работа над ошибками. Красна речь пословицей.
Спецефические звуки башкирского языка: ғ, һ, ң, ҫ.
Взаимственные слова.
Слоги.
Перенос.
Логическое ударение на башкирском языке.
Простые слова.(Тамыр һүҙҙәр).
Словообразование на башкирском языке.
Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
Закрепление пройденного. Контрольное списывание.
Работа над ошибками. Обобщение.
Сложные слова.(Ҡушма һүҙҙәр).
Сложные слова. Практическая работа.
Фразеологизмы.
Сулейман Муллабаев. Щедрое лето.
“Когда хлеб вкусный?” Урок-беседа.
Повторение. Ответы на вопросы.
Работа над ошибками.
Урок обобщения.
6 класс
Вводный урок.
Повторение.
Ш. Бабич “Башкортостан”
Имя существительное. Собственные и нарицательные.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Изменение имен существительных по числам..
Закрепление материала.
Личность Салауата Юлаева.
Структура имен существительных.
Склонение имен существительных по падежам.
Склонение имен существительных по падежам.
Ш. Бабич ”Стихотворное обращение к башкирскому народу
по поводу соглашения с большевиками”
Аффиксы принадлежности существительных.
Правописание топонимов Башкортостана на башкирском и
русском языках. Диктант.
Работа над ошибками. Флексия множественного числа имен.
Закрепление пройденного. Проектная работа.
Красна речь пословицей.
Прилагательные.
Степени прилагательных.
Качественные и относительные прилагательные.
А. Камалов. Древние башкирские города.
Образование прилагательных..
Башкирская кухня.
Башкирский язык. Особенности.
Доброе слово – пища для души. Башкирская сказка.
Р. Гарипов. “Родной язык”. Творческая работа .
Работа над ошибками. Красна речь пословицей.
Местоимение.
Разряды местоимений.
Башкирская народня песня “Туҡ буйы”.
Числительные. Разряды числительных.
Архаизмы, неологизмы, вараризмы.
Повторение материала 6 класса. Тест.
Работа над ошибками. Числительные.
Урок обобщения.
7 класс
Повторение пройденного за VI класс.
Повторение тем по фонетике, по словобразованию, по
морфологии.
Части речи.
Глагол.
Самостоятельные и служебные части речи.
Личные формы глагола.
Неличные формы глагола.
Наклонения глаголов.
Наречие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наречие и их значение .
Разряды наречий.
Разряды наречий.
Способы образования наречий.
Способы образования наречий.
Степени сравнения наречий.
Повторение пройденного. Тест.
Союзы.
Подчинительные союзы.
Сочинительные союзы.
Правописание союзов.
Послелоги.
Разряды послелогов.
Частицы речи.
Разряды частиц.
Правописание частиц.
Правописание частиц. Упражнения.
Модальные слова.
Модальные слова. Упражнения.
Междометия.
Правописание междометий.
Правописание междометий. Упражнения.
Проверочная работа по пройденным темам.
8 класс
Вводный урок.
Повторение пройденного за VII кл.
Синтаксис простого предложения.
Строение предложения.
Согласование, управление, примыкание, изафет.
Виды предложений по цели высказывания.
Архаизмы, историзмы.
Главные члены предложения.
Согласование подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные и двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения.
Обращение.
Вводные слова, словосочетания и предложения.
Прямая речь. Косвенная речь. Диалог.
Проверочная работа.
Обобщение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9класс
Вводный урок.
Фонетика. Повторение.
Логическое ударение. Повторение.
Морфология. Повторение.
Синтаксис. Повторение.
Слово и предложение.
Члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Односоставные предложения.
Сложное предложение.
Синтаксис сложного предложения.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение.
Виды придаточных предложений.
Сложные синтаксические конструкции.
Категория отрицания на башкирском языке.
Повторение пройденного материала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».