Театральная студия 5 класс

МИНРИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городской округ город Уфа
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
учителей ………….
________/…………
Протокол …
От ___.___.2023г.

Согласовано
Зам. Директора по ВР
__________/Галлямов И.Р.
Приказ № 301
От 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
_________/Галлямов И.Р.
Приказ № 301
От 31.08.2023г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности
Учебного предмета «Театральная студия»
Для обучающихся 5 классов

Учитель: Казанцева Татьяна Сергеевна

г. Уфа 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной
программы основного общего образования (далее – ФОП ООО),
Федеральной рабочей программы по учебному курсу внеурочной
деятельности «Театральная студия» (далее – ФРП «Театральная студия»), на
основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией
Виноградовой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Театральная студия» направлена на формирование
общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать
необходимый материал для постановки на основе просмотрового и
выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной
литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих
способностей школьника, умение видеть и творить прекрасное. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные
знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет
познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих
функций сформированы цели и задачи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса «Театральная студия» направлено на достижение
следующих целей:

 овладение

выразительным

чтением

—

декламацией;

совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
самостоятельной читательской деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей;
эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании миниспектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения
понимать художественное произведение;
 обогащение

нравственного

опыта

школьников

средствами

художественной литературы; формирование нравственных чувств и
представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности.
Курс внеурочной деятельности «Театральная студия» имеет большое
воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных
качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и
принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться
о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека.
В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у школьников
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение
составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное
мнение.
Курс

«Театральная

студия»

пробуждает

интерес

к

чтению

художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает
определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при
инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического
слова.




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность.
Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 5 классов, уроки проводятся 1
раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную
тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому
искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей,
свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды
театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть.
Сочинение
собственных
этюдов.
Разыгрывание
спектаклей,
с
использованием средств выразительности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Театральная студия» на уровне основного общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
• воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования,
драматизации; декламации;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
 стремление преодолевать возникающие затруднения;
 готовность
понимать
и
принимать
советы
учителя,
одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и
чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
 осознание
значимости
занятий
театрально-игровой
деятельностью для личного развития.
 понимание нравственной сущности правил культуры поведения,
общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего
контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
 опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе;
 развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над
пьесой;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения
героя;
• понимать
и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре,
этюдах, чтении по ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
К концу обучения в пятом классе обучающийся получит возможность:
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 достижения необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных текстов;

 использования разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику художественного текста, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
 умения использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить
средства выразительности, представлять произведение разными
способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
 развитие
художественно-творческих
способностей,
умение
самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Воспитательный потенциал предмета реализуется через:
 приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовых конституционных норм и ценностей;
 историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся
 развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
 формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
 усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;

 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО (осознание российской
гражданской
идентичности;
сформированность
ценностей
самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1. Гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти
в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной
идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

4. Эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия –
развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7. Экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к
природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Роль театра в культуре.

4

https://myschool.edu.ru/

10

https://myschool.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f841f35c

15

https://myschool.edu.ru/

3

Театрально-исполнительская
деятельность.
Занятия сценическим искусством.

4

Работа над серией спектаклей.

4

5

Итоговое занятие

1

2

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4

https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/

Итого

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Вводное занятие по курсу.
1

Знакомство с содержанием курса.

1

Язык жестов. Значение слова и
2

жеста в общении между людьми, в

1

профессии актёра
Использование жестов мимики в
3

театральной постановке

1

Дикция. Тренинг гласных и
согласных звуков. Упражнения в
4

дикции. Использование дикции в

1

театральном спектакле
Темп речи. Использование темпа
5

речи в театральной постановке

1

Интонация. Интонационное
6

выделение слов, предложений

1

Развитие интонационной
выразительности. Использование
7

интонационной выразительности в

1

театральной постановке
Импровизация, или Театр-экспромт.
Понятие импровизации. Игра
8

«Превращение». Оживление

1

неодушевлённых предметов
Диалог, монолог, или Театр одного
9

актера. Разыгрывание монолога

1

Внутренний монолог.
10

Использование жестов и мимики во

1

Практические
работы

Дата
изучения

Дата
по
факту

внутреннем монологе
Импровизация. Актёрские этюды.
11

Разыгрывание мини-спектаклей

1

Чтение произведения Н. Носова
«Витя Малеев в школе и дома».
12

Герои произведения. Отбор

1

выразительных средств
Подготовка декораций к
инсценированию произведения Н.
13

Носова «Витя Малеев в школе и

1

дома»
Инсценирование произведения Н.
14

Носова «Витя Малеев в школе и

1

1

дома». Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
программка. Театральный билет.
15

Спектакль «Витя Малеев в школе и

1

дома»
Подведение итогов. Создание
16

летописи разыгрываемого

1

произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
17

просмотренный спектакль.

1

Написание отзыва на спектакль
Чтение произведения Э. Хогарта
«Мафин печёт пирог». Герои
18

произведения. Отбор

1

выразительных средств
Подготовка декораций к
19

инсценированию произведения Э.

1

Хогарта «Мафин печёт пирог»
20

Инсценирование произведения Э.

1

1

Хогарта «Мафин печёт пирог».
Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
21

программка. Театральный билет.

1

Спектакль «Мафин печёт пирог»
Подведение итогов. Создание
22

летописи разыгрываемого

1

произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
23

просмотренный спектакль.

1

Написание отзыва на спектакль
Чтение произведения И. Крылова
«Ворона и Лисица». Герои
24

произведения. Отбор

1

выразительных средств
Подготовка декораций к
25

инсценированию произведения И.

1

Крылова «Ворона и Лисица»
Инсценирование произведения И.
26

Крылова «Ворона и Лисица».

1

Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
27

программка. Театральный билет.

1

Спектакль «Ворона и Лисица»
Подведение итогов. Создание
28

летописи разыгрываемого

1

произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
29

просмотренный спектакль.

1

Написание отзыва на спектакль
Подготовка сценария
30

заключительного концерта

1

1

Репетиция заключительного
31

концерта

1

1

32

Заключительный концерт

1

1

33

Подведение итогов за 4 года

1

Планирование работы на
34

следующий год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1
34

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4-й класс. –
М.: Баласс, 2012. – 48 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».