МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики
Башкортостан
МАОУ Школа №108
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании ШМО
Заместитель директора Директор МАОУ
учителей эстетического по УВР
Школа №108
и общетехнического
________________________ ________________________
циклов
Мухарлямова Т.В..
Галлямов И.Р.
________________________ ________ от «28» 08 2023
г.
Галиева А.Г.
Протокол №1 от «28» 08
2023 г.
Приказ №263 от «29» 08
2023 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов
Уфа 2023
1
Пояснительная записка
Данная программа музыкального воспитания во внеурочное время составлена на основе
учебной программы по
музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и предусматривает взаимосвязь с основными ее
разделами. Программа внеурочной
деятельности вокально-хоровой студии «Гармония» для 1-4 классов разработана на
основе нормативно-правовых
документов федерального уровня:
– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования;
– Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
– методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
образовательном учреждении.
Цель программы:
Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных,
артистических, творческих способностей
детей посредством приобщения их к вокальному мастерству.
Задачи:
• Формировать эмоционально-осознанное отношение к музыке, воспитывать их
музыкальный, художественный и
эстетический вкус.
• Заинтересовать, увлечь детей музыкой, раскрыть ее внутренние связи с жизнью.
• Приобщить учащихся к «золотому фонду» народной, современной песни, формировать
интерес и любовь к пению,
хоровому исполнительству.
• Развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос, приобретение ими
знаний и умений в области
музыкальной, в том числе нотной грамоты.
• .Формировать организаторские способности учащихся при подготовке и проведении
праздничных мероприятий,
концертов.
Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем
музыкального образования – развитие
музыкально- исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание
реализации таких требований данного
стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и
современной музыкой, а также выявление
народно- песенных истоков русской профессиональной музыки.
Новизна программы в том, что сегодня пение - один из ведущих способов музыкальной
деятельности. Почему так?
Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ
музицирования. Петь хочет и может
практически каждый человек. Вокальное воспитание у нас осуществляется главным
образом через хоровое пение на уроках
музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для того чтобы дети захотели петь,
учителю просто надо показать им
красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить
ребят в успешности обучения при
определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
2
Личностные и метапредметные планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты проявляющиеся в познавательной и практической
деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской
и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении
различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Содержание курса внеурочной деятельности
Занятия внеурочной деятельности «В мире музыки» ведутся по программе,
включающей
несколько разделов, которые повторяясь в каждом году обучения, повышают
теоретические и
практические знания и умения школьников.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной
деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В
конце
занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных
3
способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и
шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и
музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы организации и виды деятельности – беседа, прослушивание звуков природы,
групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание.
Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие –
низкие,
чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая
классификация
указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем,
чистота,
характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В
голосе
каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо
напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый,
особенно
исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы организации и виды деятельности - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение
исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке.
Дети
учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок
проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и
внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей
формируется
нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве.
При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика
построения
сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа
формируется чувство вкуса.
Формы организации и виды деятельности - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства;
дать
понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в
себя
беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио
прослушивание,
участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед.
Краткие
сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
4
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных
навыков,
сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы организации и виды деятельности – экскурсии, постановка музыкальных
сказок,
концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками
русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь
искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными
жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Ансамбль.
Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы организации и виды деятельности – импровизация игр, хороводов, сказок,
народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение
сочинять
частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать
простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные
образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально
реагирует
на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят
интерес
к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
У
детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и
безобразное в
жизни и в искусстве.
Формы организации и виды деятельности – творческие игры, конкурсы
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты:
развитие устойчивого интереса к музыке;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.);
применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
5
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
2 класс
Личностные результаты:
развитие устойчивого интереса к музыке;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.);
применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
3 класс
Личностные результаты:
6
развитие устойчивого интереса к музыке;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.);
применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
4 класс
Личностные результаты:
развитие устойчивого интереса к музыке;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.);
применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
7
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФОРМЫ. ВИДЫ.
1 класс
Nп/п Тема занятия
I
Тема: «Звуки
окружающего мира»
II Тема: «Разбудим
голосок».
Форма занятия
Групповая игра
виды
игровая
Групповая игра
игровая
III
Тема: Развитие
голоса»
Сольная и хоровая
деятельность
игровая
IV
Тема: «Музыка вокруг
тебя»
Групповая
игровая
V
Тема: «Фольклор»
Парная
деятельность.
игровая
2 класс
Nп/п Тема занятия
I
Тема: «Шумовые и
музыкальные звуки»
II Тема: «Развитие и
охрана голоса»
III Тема: «Звучащий мой
голос»
IV Тема: «Музыка и ты.
V
Тема: «Ансамбль»
Форма занятия
Групповая игра
виды
игровая
Групповая игра
игровая
Сольная и хоровая
деятельность
Групповая
игровая
Игра в ансамбле
игровая
игровая
8
VI
Тема: «Творчество»
Работа в парах
игровая
3 класс
Nп/п Тема занятия
I
Тема: «Звуки,
живущие в единстве»
II
III
IV
V
Форма занятия
Групповая игра
виды
игровая
Тема: «Развитие и
охрана голоса»
Тема: «Я красиво петь
могу»
Тема: «Мир музыки»
Групповая игра
игровая
Сольная и хоровая
деятельность
Групповая
игровая
Тема: «Тайны
инструментов»
Сольная и
ансамблевая
деятельность
4 класс
игровая
Форма занятия
Групповая игра
виды
игровая
Групповая игра
игровая
Сольная и хоровая
деятельность
художественнотворческая
Групповая
игровая
Сольная и
ансамблевая
деятельность
художественнотворческая
Nп/п Тема занятия
I
Тема: «Мир
волшебных звуков»
II Тема: «Развитие и
охрана голоса»
Распевание.
III Тема: «Звучит, поёт
моя душа»
Вокально-хоровая
работа
IV Тема: «Пусть музыка
звучит»
V
Тема: «Три оркестра»
игровая
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
Nп/п
1
Тема занятия
Кол-во час
всего Аудитор Внеауди
ных
торных
Тема «Звуки окружающего мира» Вводное
занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг
1
1
9
2
3
4
5
нас»
«Деревянные звуки». Ритмические игры и
упражнения.
«Стеклянные звуки». Ритмические игры и
упражнения.
«Металлические звуки». Ритмические игры
и упражнения.
«Звуки природы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
Тема «Разбудим голосок».
Распевание.
«Вокальная гимнастика»
Упражнение на развитие дыхания
1
1
1
9
«Волшебные нотки»
1
1
10
«Я хочу услышать музыку»
1
1
11
«Музыка осени»
1
1
12
«Музыка зимы»
1
1
13
«Музыка весны»
1
1
14
«Музыка лета»
1
15
16
Тема «Фольклор»
1
Работа в парах. Сочинение частушек.
Знакомство с русскими народными песнями 1
17
Музыкальные игры
18
Презентация «Музыкальные инструменты»
1
1
Итого
18
9
всег
о
Кол-во час
Аудитор Внеауд
ных
и
торных
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
2 класс
Nп/
п
1
2
3
Тема занятия
Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Вводное занятие. Музыкальная игра
«Угадай мелодию»
Ритмические игры и упражнения на
шумовых инструментах.
«Музыкальные движения». Развитие
1
1
1
1
10
4
5
6
двигательных способностей ребёнка.
Тема «Развитие и охрана голоса»
«Вокальная гимнастика»
Упражнение на развитие дыхания.
1
1
1
1
1
1
1
7
Тема: «Звучащий мой голос»
Разучивание детских песен.
1
8
Работа над музыкальной сказкой
«Бременские музыканты»
1
9
Музыкальный конкурс «Музыкальные
загадки»
1
1
10
1
1
11
Тема: «Музыка и ты»
Я хочу услышать музыку»
«Композитор –исполнитель –слушатель»
1
1
12
«Мир музыки»
1
1
13
«Волшебные нотки»
1
1
14
Тема «Ансамбль»
1
1
15
Русские народные песни и инструменты
1
1
16
Ансамбль русских народных инструментов
1
1
17
Презентация «Тайны народного оркестра»
1
18
Тема «Творчество»
«Я маленький композитор».
Игра на музыкальных инструментах
Музыкальные игры русского народа
1
1
1
1
Итого
19
19
1
1
11
8
3 класс
Nп/п
1
2
3
Тема занятия
Тема: «Звуки, живущие в единстве»
Вводное занятие. Музыкальная игра
«Проще простого»
«Звукоряд»
«Волшебные нотки»
всего
1
Кол-во час
Аудитор Внеауди
ных
торных
1
1
1
1
1
11
4
5
6
7
«Хоровое сольфеджио»
Тема: «Развитие и охрана голоса»
«Вокальная гимнастика».
Упражнение на развитие дыхания.
1
1
1
1
8
9
Тема: «Я красиво петь могу»
Вокально-хоровая работа
«Мой голос - мой инструмент»
1
1
1
1
10
Игра «Музыкальное лото»
1
1
11
«Музыкальный букварь»
1
12
«Я хочу услышать музыку»
1
13
«Мир музыки»
1
1
14
Тема: «Тайны инструментов»
1
1
15
Инструменты симфонического оркестра
1
1
16
«Три оркестра»
1
1
17
Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы
музыку?»
Итого
1
1
17
10
1
1
1
1
1
1
6
4 класс
Nп/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
всего
Тема: «Мир волшебных звуков»
Вводное занятие. Музыкальная игра «Два
рояля»
«Звуки моей души»
«Музыкальные часы»
1
Музыкальный «Семицветик»
Тема: «Развитие и охрана голоса»
Распевание.
«Вокальная гимнастика»
Упражнение на развитие дыхания.
1
Тема: «Звучит, поёт моя душа»
Вокально-хоровая работа
Кол-во час
Аудитор Внеауди
ных
торных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
9
Музыкальная сказка
1
1
10
Игра «Музыкальное лото»
1
1
11
12
Тема: «Пусть музыка звучит»
«Великие классики»
«Я слышу музыку»
1
13
«Путешествие в страну музыки»
1
1
14
1
1
15
Тема: «Три оркестра»
Симфонический оркестр
Народный оркестр
16
Эстрадный оркестр
1
17
Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы
музыку?»
Итого
1
1
17
7
1
1
1
1
1
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка, 1 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Музыка, 2 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Музыка: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации.
- М.: Просвещение, 2011.-33 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. 4.2, — 5-е
изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 300 с.
3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Рабочие программы. Музыка 1-4
классы.М. : Просвещение, 2014
4. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Уроки музыки. Поурочные разработки
1-4 класс. Мд. ВАКО, 2016.
13
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- htt р: //wwvv .bibIiogid.ru
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.
- http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
- http://www.litwomen.ru Сайт мировых новостей о литературе.
- http://www.'vavilon.ru Сайт посвящен современной русской литературе.
- http://www.prl ib.ru/Pages/Default.aspx
- http://gold.stihophone.ru/ Русская классическая литература
- http://ayguo.com/ Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия.
Мировая
- зтература голосами мастеров сцены.
- http ://аудиохрестоматия. рф
- Театр:
- http://www.theatre.ru Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки),
персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
- Музеи:
- http://www.borodino.ru Государственный Бородинский военно-исторический музей.
- http://www.kreml.ru Музей-заповедник «Московский Кремль».
- http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.
- http://www.museum.ru Портал «Музеи России».
- •http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина.
- http://www.museum.ru/M654 Новгородский государственный объединенный музейзаповедник.
- http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.
- http://www.peterhof.ru Музей-заповедник «Петергоф»
- http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.
- http://www.shm.ru Государственный исторический музей.
- http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея.
14