МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа №108 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На заседании ШМО Заместитель директора Директор МАОУ учителей эстетического по УВР Школа №108 и общетехнического ________________________ ________________________ циклов Мухарлямова Т.В.. Галлямов И.Р. ________________________ ________ от «28» 08 2023 г. Галиева А.Г. Протокол №1 от «28» 08 2023 г. Приказ №263 от «29» 08 2023 г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1 – 4 классов Уфа 2023 1 Пояснительная записка Данная программа музыкального воспитания во внеурочное время составлена на основе учебной программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и предусматривает взаимосвязь с основными ее разделами. Программа внеурочной деятельности вокально-хоровой студии «Гармония» для 1-4 классов разработана на основе нормативно-правовых документов федерального уровня: – Закон «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; – Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; – методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении. Цель программы: Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством приобщения их к вокальному мастерству. Задачи: • Формировать эмоционально-осознанное отношение к музыке, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус. • Заинтересовать, увлечь детей музыкой, раскрыть ее внутренние связи с жизнью. • Приобщить учащихся к «золотому фонду» народной, современной песни, формировать интерес и любовь к пению, хоровому исполнительству. • Развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты. • .Формировать организаторские способности учащихся при подготовке и проведении праздничных мероприятий, концертов. Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования – развитие музыкально- исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональной музыки. Новизна программы в том, что сегодня пение - один из ведущих способов музыкальной деятельности. Почему так? Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый человек. Вокальное воспитание у нас осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны. 2 Личностные и метапредметные планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты проявляющиеся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности; –позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Содержание курса внеурочной деятельности Занятия внеурочной деятельности «В мире музыки» ведутся по программе, включающей несколько разделов, которые повторяясь в каждом году обучения, повышают теоретические и практические знания и умения школьников. 1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки» Содержание На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра. «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных 3 способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. Формы организации и виды деятельности – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры. 2. Тема «Разбудим голосок» Содержание Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы организации и виды деятельности - групповые игры, сольное и хоровое пение. 3. Тема «Развитие голоса» Содержание В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы организации и виды деятельности - групповые игры, сольное и хоровое пение. 4. Тема «Музыка вокруг тебя» Содержание Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. 4 Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы организации и виды деятельности – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов. 5. Тема «Фольклор» Содержание Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра». Формы организации и виды деятельности – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен. 6. Тема «Творчество» Содержание В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Формы организации и виды деятельности – творческие игры, конкурсы Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 1 класс Личностные результаты: развитие устойчивого интереса к музыке; развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой. Метапредметные результаты: наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.); применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; 5 готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов, постановка вопросов; управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; волевая саморегуляция; коррекция; оценка качества и уровня усвоения. 2 класс Личностные результаты: развитие устойчивого интереса к музыке; развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой. Метапредметные результаты: наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.); применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов, постановка вопросов; управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; волевая саморегуляция; коррекция; оценка качества и уровня усвоения. 3 класс Личностные результаты: 6 развитие устойчивого интереса к музыке; развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой. Метапредметные результаты: наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.); применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов, постановка вопросов; управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; волевая саморегуляция; коррекция; оценка качества и уровня усвоения. 4 класс Личностные результаты: развитие устойчивого интереса к музыке; развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; реализация творческого потенциала в процессе общения с музыкой. Метапредметные результаты: наблюдение за различными наблюдениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.); применение различных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; планирование, контроль и оценка своей творческой деятельности, понимание успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. 7 Коммуникативные универсальные учебные действия: умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов, постановка вопросов; управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; волевая саморегуляция; коррекция; оценка качества и уровня усвоения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМЫ. ВИДЫ. 1 класс Nп/п Тема занятия I Тема: «Звуки окружающего мира» II Тема: «Разбудим голосок». Форма занятия Групповая игра виды игровая Групповая игра игровая III Тема: Развитие голоса» Сольная и хоровая деятельность игровая IV Тема: «Музыка вокруг тебя» Групповая игровая V Тема: «Фольклор» Парная деятельность. игровая 2 класс Nп/п Тема занятия I Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» II Тема: «Развитие и охрана голоса» III Тема: «Звучащий мой голос» IV Тема: «Музыка и ты. V Тема: «Ансамбль» Форма занятия Групповая игра виды игровая Групповая игра игровая Сольная и хоровая деятельность Групповая игровая Игра в ансамбле игровая игровая 8 VI Тема: «Творчество» Работа в парах игровая 3 класс Nп/п Тема занятия I Тема: «Звуки, живущие в единстве» II III IV V Форма занятия Групповая игра виды игровая Тема: «Развитие и охрана голоса» Тема: «Я красиво петь могу» Тема: «Мир музыки» Групповая игра игровая Сольная и хоровая деятельность Групповая игровая Тема: «Тайны инструментов» Сольная и ансамблевая деятельность 4 класс игровая Форма занятия Групповая игра виды игровая Групповая игра игровая Сольная и хоровая деятельность художественнотворческая Групповая игровая Сольная и ансамблевая деятельность художественнотворческая Nп/п Тема занятия I Тема: «Мир волшебных звуков» II Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. III Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа IV Тема: «Пусть музыка звучит» V Тема: «Три оркестра» игровая ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс Nп/п 1 Тема занятия Кол-во час всего Аудитор Внеауди ных торных Тема «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг 1 1 9 2 3 4 5 нас» «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. «Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. «Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. «Звуки природы» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 Тема «Разбудим голосок». Распевание. «Вокальная гимнастика» Упражнение на развитие дыхания 1 1 1 9 «Волшебные нотки» 1 1 10 «Я хочу услышать музыку» 1 1 11 «Музыка осени» 1 1 12 «Музыка зимы» 1 1 13 «Музыка весны» 1 1 14 «Музыка лета» 1 15 16 Тема «Фольклор» 1 Работа в парах. Сочинение частушек. Знакомство с русскими народными песнями 1 17 Музыкальные игры 18 Презентация «Музыкальные инструменты» 1 1 Итого 18 9 всег о Кол-во час Аудитор Внеауд ных и торных 1 1 6 1 1 1 1 1 1 10 2 класс Nп/ п 1 2 3 Тема занятия Тема «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. «Музыкальные движения». Развитие 1 1 1 1 10 4 5 6 двигательных способностей ребёнка. Тема «Развитие и охрана голоса» «Вокальная гимнастика» Упражнение на развитие дыхания. 1 1 1 1 1 1 1 7 Тема: «Звучащий мой голос» Разучивание детских песен. 1 8 Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты» 1 9 Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» 1 1 10 1 1 11 Тема: «Музыка и ты» Я хочу услышать музыку» «Композитор –исполнитель –слушатель» 1 1 12 «Мир музыки» 1 1 13 «Волшебные нотки» 1 1 14 Тема «Ансамбль» 1 1 15 Русские народные песни и инструменты 1 1 16 Ансамбль русских народных инструментов 1 1 17 Презентация «Тайны народного оркестра» 1 18 Тема «Творчество» «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах Музыкальные игры русского народа 1 1 1 1 Итого 19 19 1 1 11 8 3 класс Nп/п 1 2 3 Тема занятия Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» «Звукоряд» «Волшебные нотки» всего 1 Кол-во час Аудитор Внеауди ных торных 1 1 1 1 1 11 4 5 6 7 «Хоровое сольфеджио» Тема: «Развитие и охрана голоса» «Вокальная гимнастика». Упражнение на развитие дыхания. 1 1 1 1 8 9 Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа «Мой голос - мой инструмент» 1 1 1 1 10 Игра «Музыкальное лото» 1 1 11 «Музыкальный букварь» 1 12 «Я хочу услышать музыку» 1 13 «Мир музыки» 1 1 14 Тема: «Тайны инструментов» 1 1 15 Инструменты симфонического оркестра 1 1 16 «Три оркестра» 1 1 17 Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» Итого 1 1 17 10 1 1 1 1 1 1 6 4 класс Nп/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия всего Тема: «Мир волшебных звуков» Вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля» «Звуки моей души» «Музыкальные часы» 1 Музыкальный «Семицветик» Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. «Вокальная гимнастика» Упражнение на развитие дыхания. 1 Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа Кол-во час Аудитор Внеауди ных торных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 9 Музыкальная сказка 1 1 10 Игра «Музыкальное лото» 1 1 11 12 Тема: «Пусть музыка звучит» «Великие классики» «Я слышу музыку» 1 13 «Путешествие в страну музыки» 1 1 14 1 1 15 Тема: «Три оркестра» Симфонический оркестр Народный оркестр 16 Эстрадный оркестр 1 17 Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» Итого 1 1 17 7 1 1 1 1 1 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка, 1 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка, 2 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.-33 с. 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. 4.2, — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 300 с. 3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Рабочие программы. Музыка 1-4 классы.М. : Просвещение, 2014 4. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 класс. Мд. ВАКО, 2016. 13 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - htt р: //wwvv .bibIiogid.ru - http://www.krugosvet.ru - http://www.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова. - http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы. - http://www.litwomen.ru Сайт мировых новостей о литературе. - http://www.'vavilon.ru Сайт посвящен современной русской литературе. - http://www.prl ib.ru/Pages/Default.aspx - http://gold.stihophone.ru/ Русская классическая литература - http://ayguo.com/ Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая - зтература голосами мастеров сцены. - http ://аудиохрестоматия. рф - Театр: - http://www.theatre.ru Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д. - Музеи: - http://www.borodino.ru Государственный Бородинский военно-исторический музей. - http://www.kreml.ru Музей-заповедник «Московский Кремль». - http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж. - http://www.museum.ru Портал «Музеи России». - •http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. - http://www.museum.ru/M654 Новгородский государственный объединенный музейзаповедник. - http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина. - http://www.peterhof.ru Музей-заповедник «Петергоф» - http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей. - http://www.shm.ru Государственный исторический музей. - http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея. 14