Пояснительная записка. Направленность программы: Развивающая программа по ручному труду (развитие умелости рук). В программу входят средства по трудовому воспитанию детей, по развитию у детей мелкой моторики руки, координации, мышления, воображения, усидчивости; пальчиковая гимнастика. Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольник. Создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Дать возможность реально самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Задачи: -Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета. -Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса. -Воспитание аккуратности; -Формирование умения доводить начатое дело до конца. -Совершенствование коммуникативных навыков. -Умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы) -Предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки). -Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий). Актуальность программы: дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. 2 Развитие ручной умелости Позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца. Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный показатель физического и нервно-психического развития. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни. Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» - это первая формула «психологии победителя». Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И как правило, достигает успеха. Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек. Возраст воспитанников: 5-6 лет. Формы и режим: Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут. Используемый материал: 1. Набор цветной бумаги. 3 2. Набор цветного картона. 3. Ножницы. 4. Клеящий карандаш. 5. Цветные карандаши 18 цветов. 6. Пластилин 10 цветов, стека, доска для лепки. 7. Простой карандаш, ластик. 8. Салфетка или тряпочка. Календарно-тематическое планирование Октябрь Работа с цветными карандашами. 1.Радуга-дуга. 2.Осенние листья. 3.Раскрашиваем готовые шаблоны – домашние животные. 4.Раскрашиваем готовые шаблоны – животные в природе Ноябрь Работа с бумагой 1. Светофор из цветной бумаги 2.Осенний лес 3.Корзинка для грибов 4.Трусишка зайка беленький Декабрь Работа с картоном, готовыми шаблонами, цветной бумагой, клеем. 1.Новогодняя ёлка. 2.Дед Мороз. 3.Снегурочка. Учить передавать впечатления об окружающем мире, работать с цветовым спектром, правильно называть цвета и их последовательность Учить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. Задачи: Закрепить у детей умение выполнять работу из бумаги, картона. Формировать умение Альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей. Цветная бумага, картон, клей, ножницы. 4 4.Снеговик. Январь Февраль Март Работа с бумагой, карандашами, ножницами. 1.Барашек. 2.Медвежонок. 3.Слон. 4.Крокодил. Задачи: Работа с бумагой, карандашами, ножницами. Изготовление самых простых объёмных фигурок животных 1.Корова. 2.Заяц и котёнок. 3.Зебра. 4.Поросёнок Задачи: Работа с пластилином. Задачи: 1.Улитка. 2.Щенок. 3.Пингвин. 4.Корзина с фруктами. Апрель вырезать нужные формы. Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее Работа с гофрированной бумагой Закрепить у детей умение выполнять работу из бумаги. Формировать умение вырезать нужные формы. Формировать умение аккуратно раскрашивать, соблюдая правильный цвет и границы рисунка. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно выполнить поделку, опираясь на умения полученные ранее. Учить составлять сюжетную композицию из 2 и более героев, работать новым способом лепки - из цилиндра. Учить применять скульптурный способ лепки работать с целым куском с помощью оттягивания. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи. Задачи: Готовые шаблоны, цветные карандаши, ножницы. Готовые шаблоны, цветные карандаши, ножницы. Пластилин, стека, дощечка для лепки, салфетка. Гофрированная цветная бумага, 5 1.Одуванчики. 2.Салют над городом. 3. Яблоневый цвет. 4.Сказочная рыбка. Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда. ножницы, клей ПВА. Список литературы: 1. Гомозова Ю.Б., Калейдоскоп чудесных ремесел -Академия развития, Академия, К,1998 2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду -М. Совершенство. МИПКРО-Пресс.1999. 3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009 4. Малышева Н. М.: Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001 5. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009 6