Положение об организации изучения курса Основы религиозных культур и светской этики

Нормативно-правовые основы преподавания курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства:
Международные документы:
 Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
 Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
 Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от
1952 г.
 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
 Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе
религии или убеждений от 1981 г. и др.
Законодательство Российской Федерации:
1.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования"
4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»
5. Письмо МОиН РФ от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля
курса ОРКСЭ»
6. Письмо МОиН РФ № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
7. Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08-1786
Локальные акты МБОУ Школа № 108:

Учебный план МБОУ Школа № 108;
-- Положение об организации изучения курса «Основы религиозных культур и
светской этики»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации преподавания и контрольно-оценочной
деятельности в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по
тексту- Положение) регламентирует порядок организации преподавания курса основ
религиозной культуры и светской этики, систему контроля и оценки планируемых
результатов.
1.2. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в
состав учебных предметов, обязательных для изучения на уровне начального общего
образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на
базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.

Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
1.3. Родители (законные представители) обучающегося выбирают для изучения
один из модулей.
2. Организационные условия реализации курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
5.
6.

2.1.Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап, основной
целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными
представителями).
2.2.Информирование родителей (законных представителей) об особенностях курса
ОРКСЭ может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых
столов, индивидуальных встреч, посредством сайта МБОУ Школа № 108.
2.3.На собраниях в 3 - 4 четверти текущего учебного года обучающихся 3 классов и их
родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОРКСЭ, его месте
в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков, формами и
методами работы, особенностями каждого модуля.
2.4. С согласия обучающихся и по выбору его родителей (законных представителей)
принимается решение о записи на изучение определенного модуля ОРКСЭ.
2.5. Результаты выбора фиксируются протоколами родительских
письменными заявлениями родителей (законных представителей).

собраний

и

2.6. Количество учебных групп по изучению выбранных модулей ОРКСЭ оформляется
приказом по МБОУ Школа № 108 не позднее 30 августа.
2.7. Реализация курса ОРКСЭ в обязательном порядке включает ознакомление
родительской общественности с содержанием курса, согласование краеведческого компонента
в содержании курса ОРКСЭ, организацию участия родителей в реализации программы
духовно-нравственного воспитания, анализ выполнения родительского заказа.
2.8. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией,
прошедшие соответствующую подготовку.
2.9. В целях воспитания уважительного и бережного отношения к старине,
отечественному и религиозному наследию разрабатывается региональный (краеведческий)
компонент ОРКСЭ, материалы которого утверждаются на НМС.
3.Формы и методы обучения в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
3.1. Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования
ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как
духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей
разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного,
уважительного отношения к окружающим и через них -понимание самого себя; социальной
позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся.
3.2. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме
беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.
3.3. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ
является экскурсионно-образовательная деятельность. Экскурсия проводится по заранее
разработанному и утвержденному плану.

3.3. Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является
коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с
требованиями к проектированию младшего школьника.
4. Учебно-методическое обеспечение ОРКСЭ
4.1. При изучении курса ОРКСЭ используются программы, учебники и методические
материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном
процессе.
5. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
5.1. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса
ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом
оценивания является универсальная способность человека понимать значениие нравственных
норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание
потребности к духовному развитию.
При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ
используются:

качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих
проектов;

вербальное поощрение, похвала;

одобрение;

интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной
деятельности;

использование технологии портфолио
по желанию учащихся и их
родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся
производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по
овладению учебным материалом.
5.2. При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками
деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов.
Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем
осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка
теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором
правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты,
исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся
должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения
проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно
излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы,
анализировать собственные достижения.
5.3. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для
всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы
любого вида.
5.4. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости
обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется
без фиксации их достижений в классных журналах.

Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»
В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества
преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных
организациях
Российской
Федерации
комплексного
учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент
государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет
для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
В настоящее время содержание образования в 1–4-х классах общеобразовательных
организаций регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО).
С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки Россииот 18 декабря 2012
г. № 1060 были внесены изменения в ФГОС НОО в части замены предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область
«Основы религиозных культур и светской этики».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012
г. № 84-р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных
государственных образовательных стандартов и с учётом примерных основных
образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования
размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В
указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в
рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен
для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее – учебный предмет
ОРКСЭ).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее –
предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года
должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций
народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР
возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают
достижение следующих результатов:









воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность
в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации
свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического
обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным
программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или)
внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной
области
ОДНКНР,
включение
учебных
модулей,
содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других
предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Следует иметь ввиду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации
от 5 марта 2004 г. № 1089» и от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. № 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».