Положение об обучении детей с ОВЗ

Уфа - 2017

1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на
основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»1;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»2;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

1
2

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»3;
Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий, Положения об индивидуальном учебном плане и других локальных
нормативных актов МБОУ Школа № 108».
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего – на дому.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
–
образовательная программа,
–
адаптированная образовательная программа,
–
образовательная программа для ребенка-инвалида, разработанная и утвержденная в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) по результатам
проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой учителя
организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании рекомендации о
необходимости предоставления услуг обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся,
имеющему статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
–
начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года
(до шести лет освоения образовательной программы);
–
основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в
школе создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МБОУ Школа № 108 и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МБОУ Школа № 108 предполагает:
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
3

Санитарные правила вводятся в действие с 1 сентября 2016 года.

свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой
психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию
проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9
классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья
(с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
2.14. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена
(9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании
(аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов
программы.
3.3. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.4. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого
психолого-медико-педагогический консилиум или специалист (специалисты), осуществляющий
психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии) выносит заключение
о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе,
рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и
доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей

(законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного
согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может
осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очнозаочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в
соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ Школа № 108, при отсутствии
медицинских противопоказаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».