Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся

1

Общие положения
1.1. Положение об индивидуальном итоговом

проекте учащихся (далее-

Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа №
108 г. (далее – МБОУ Школа № 108) является локальным нормативным актом,
регламентирующим алгоритмы работы, процедуру, требования и систему оценивания
индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования. Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 года N413 «Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования»,

с

изменениями на 29 июня 2017 года), Примерной основной образовательной программой,
одобренной

решением федерального учебно-методического объединения по общему

образованию (протокол №2/16-з от 28.06.2016), основной образовательной программой
среднего общего образования МБОУ Школы № 108.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации
работы по руководству, сопровождению и оцениванию индивидуальных итоговых
проектов и деятельность учащихся над индивидуальным итоговым проектом (далее ИИП)
в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3.Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:


процесс как работа по выполнению проекта;



проектный продукт как материализованный результат;



защита

проекта

как

демонстрация

образовательного

достижения

обучающегося,

ориентированная на формирование, развитие и оценку метапредметных и личностных
результатов обучающихся.
1.4.Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по
любому

из

следующих

направлений:

социальное,

бизнес-проектирование,

исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое.
1.5. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования,
демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося уровня среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
2

рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,

творческого,

социального,

прикладного,

инновационного,

конструкторского, инженерного.
1.7. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
1.8. Руководителем проекта может быть педагог предметной кафедры и/или
тьютор: педагог-организатор, преподаватель вуза, педагог системы дополнительного
образования и т. д.;
1.9. Темы проектов могут быть выбраны обучающимися самостоятельно или
предложены педагогом/тьютором. Тема, выбранная учеником, обсуждается и согласуется
с педагогом.
1.10. В соответствии с Примерной ООП СОО начальным этапом подготовки
проекта является обязательная защита темы и плана проекта.
Формы представления темы и плана проекта:


собеседование (в рамках учебного времени);



публичная защита (в рамках учебного времени);



дистанционная форма защиты (для детей с ОВЗ).

1.11. Проект может быть только индивидуальным.
1.12.

Проект

может

носить

предметную,

метапредметную,

межпредметную

направленность.
3.

Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта

3.1. Цели выполнения ИИП:
Для обучающихся: демонстрация уровня сформированности метапредметных
умений (в соответствии с ООП СОО) и своих достижений в самостоятельном освоении
избранной области/направлении.
Для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их
творческих способностей, навыка исследовательской деятельности, самостоятельности,
логического и творческого мышления.
3.2. Проектные действия:
Для успешного осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
3



постановка проблемы и аргументация её актуальности;



формулировка проблемы (для проекта) или гипотезы (для учебного исследования) и
раскрытие замысла (идеи) проекта – сущности будущей деятельности;



целеполагание и определение задач проекта;



определение методов исследования или проектирования;



планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;



проведение исследования с обязательным поэтапным

контролем

и

коррекцией

результатов работ;


оформление результатов проектно-исследовательской деятельности;



представление результатов широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и
возможного дальнейшего практического использования.
3.3.

Критерии сформированности метапредметных результатов в процессе выполнения
и защиты индивидуального проекта:
Обучающиеся в процессе подготовки и защиты индивидуального проекта

демонстрируют уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных
результатов по следующим критериям:
 Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся:


в умении раскрыть содержание работы,



грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
 Сформированность познавательных УУД по самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем, проявляющаяся:



в умении определить проблему и сформулировать основной вопрос исследования;



на основании проблемы поставить цель и выбрать адекватные способы ее достижения,
включая поиск, анализ и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения;



создание и обоснование модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
 Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся:



в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени;



использовать ресурсные возможности для достижения целей;



осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся:

4



в умении письменного научного изложения и оформления выполненной работы,
публичного представления ее результатов, аргументированной защиты и ответов на
вопросы.
4.

Этапы и сроки работы над проектом
4.1. Работа над индивидуальным итоговым проектом проходит поэтапно. Этапы

работы учащегося:
Этапы проектной

Сроки

деятельности

реализации

Деятельность учащегося

10 класс
1этап. Подготовительный

1 сентября –

 Выбор и утверждение темы проекта.

1 октября

 Тема проекта утверждается директором
школы.
 Планирование работы над проектом.

2 этап. Основной
3

этап.

1 октября –

Непосредственная работа над проектом в

1 апреля

соответствии с планом

Предварительная 1 апреля – 25 Реферативная часть исследовательских и

защита. Собеседование.

мая

информационных проектов
представляется на экспертизу.
11 класс

4 этап. Заключительный

1 сентября –

 Устранение выявленных недостатков

25 декабря

работы;
 Создание презентации к защите;
 Создание продукта проекта;
 Окончание работы над исследованием
(проектом);

5 этап. Подведение итогов. январь

 Анализ полученных результатов

Рефлексия

проектно-исследовательской деятельности
и процесса работы;
 Обсуждение перспектив;
 Представление лучших проектов на
районных, городских, Всероссийских и
международных конференциях, конкурсах
и т.д.

4.2. Этапы работы и материалы учителя:
5

4.2.1. Руководитель проекта проводит (в любой из выбранных форм) защиту темы
и плана проекта (первый год работы над проектом, не позднее 01 октября)
(Информационная карта социального (творческого, информационного) индивидуального
проекта в рамках курса «Индивидуальный проект» 10-11 класс. Приложение 1)
4.2.2. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных
результатах работы учащегося над проектом (первый год работы над проектом, не позднее
15октября).
4.2.3. Руководитель проекта предоставляет по определённой форме отчёт о
предварительных результатах работы

учащегося над проектом с выставлением

промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты отчёта оформляются в виде
справки (первый год работы над проектом, не позднее 15 мая).
4.2.4. Руководитель образовательной организации издает приказ о комиссии/ях по
оценке защиты проектов (второй год работы над проектом, не позднее 10 декабря).
4.2.5. Комиссия по оценке защиты проектов оценивает защиту (в любой из
выбранных форм), (второй год работы над проектом, не позднее 30 апреля).
5. Представление результатов индивидуального проекта:
5.1. Результаты работы в рамках индивидуального проекта представляются в виде
публичной защиты. В том числе, на школьной научно-практической конференции, на
конференциях всех уровней, на конференциях вузов-партнеров.
5.2. Для обучающихся с ОВЗ возможна дистанционная форма защиты результатов
индивидуального проекта.
5.3. Для процедуры защиты проекта создаются экспертные комиссии. В число
членов экспертной группы (не менее 3-х человек) могут входить независимые эксперты из
числа преподавателей вузов-партнеров, родителей.
5.4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией информационной карты проекта, пояснительной записки к проекту, собственно
проектного продукта, презентации обучающегося. При выставлении комплексной оценки
учитывается оценка работы руководителем/тьютором проекта.
5.5. Индивидуальный проект, являясь курсом учебного плана, предусматривает
внутренний итоговый контроль. Отсутствие выполненной проектной работы равноценно
получению неудовлетворительной отметки за курс по любому другому предмету учебного
плана.
6.Возможные типы работ и формы их представления
6

6.1.В

качестве

итогового

проекта

может

выбрать

работу в

одном

из

рекомендованных основной образовательной программой направлении: социальное;
бизнес-проектирование;

исследовательское;

инженерно-конструкторское;

информационное; творческое.
6.2.Формы представления результатов проектной деятельности (продуктов):
Мультимедийные:


презентации;



документальные фильмы, мультфильмы;



веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители);



видео ролики;



блоги;



интерактивные викторины, анкеты, карты, социальный опрос;



виртуальные выставки и тематические экспозиции;



реклама и антиреклама;



кроссворд;



диаграмма;



учебное пособие.

Полиграфические:


иллюстрационный материал к уроку;



постер, буклет, альбом;



брошюра, книга, справочник, газета, журнал;



схема, план-карта;



таблицы;



инструкции;



статья, обзор, заключение по итогам исследований;



заключение по итогам анализа архивных материалов, мемуаров;



литературный обзор, комплексный анализ текста;



кроссворд;



диаграмма;



учебное пособие (стенды, плакат и др.).

Проекты событий


сценарии классных и внеклассных часов;
7



сценарии

тематических,

литературных,

музыкальных,

спортивных

праздников;


сценарии спектакля, концерта, флешмобов и др.;



разработка игры по станциям.

Модели


макет;



модели объектов, явлений, процессов;



рабочая установка;



изделие ручного труда, сувенир;



костюм и др.

7.Требования к оформлению ИИП
7.1. В состав материалов готовойработы в обязательном порядке включаются:
Проект:


выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной

из описанных выше форм.


информационную карту проекта;



рабочие материалы по проекту (анкеты и их результаты, конспекты и пр.)



презентацию для защиты.



письменную

реферативную

часть

работы

для

проектно-исследовательских

проектов.
Исследовательская работа (Приложение 2):


готовая исследовательская работа, написанная и оформленная в соответствии с
методическими рекомендациями;



презентация к защите.
7.2. Процесс работы над проектом сопровождает Паспорт проекта (Приложение 3)
7.3. На защите могут присутствовать представители администрации, учителя

предметных кафедр, классный руководитель, родители.
8. Работа учащегося оценивается по 4 направлениям:
8.1. Защита темы и плана проекта. Входит в комплекс критериев раздела «Оценка
процесса работы».
8.2. Оценка процесса работы (оценивается куратором работы)

8

Критерии

Содержание критерия

Кол-во

факт

баллов
Понимает проблему, сформулированную с помощью

1

учителя.
Постановка

ИЛИ Самостоятельно формулирует проблему,

проблемы,

объясняет выбор темы

выбор темы

Самостоятельно формулирует тему

+2

Уверенно аргументирует актуальность выбранной

+2

2

темы (или ракурса темы)
всего

Максимальное кол-во баллов – 6 баллов
Формулирует и понимает цель, умеет выделить задачи

Целеполагани Задачи соответствуют цели
е

3
3

Анализирует ресурсы, необходимые для выполнения

3

проекта
всего

Максимальное кол-во баллов – 9 баллов
Самостоятельно определил последовательность

3

действий, составил план
Планировани
е

Самостоятельно спланировал время работы над

3

проектом и рационально его распределил
Соблюдает план взаимодействия с куратором

2

Понимает, как будет использоваться его продукт в

3

дальнейшем
всего

Поиск и
получение
информации

Максимальное кол-во баллов – 11 баллов
Информация получена из 1-2 источников

1

ИЛИ Объем информации достаточно полный (3 и

2

более источника), источники разноплановые
Осуществлял поиск информации по теме проекта

+3

самостоятельно
Обосновывает использование источников

+3

определенного вида
всего
Обработка
информации

Максимальное кол-во баллов – 8 баллов
Демонстрирует владение информацией по теме

4

Интерпретирует информацию в соответствии с целями

4
9

и задачами проекта
всего

Максимальное кол-во баллов – 8 баллов
Самостоятельно формулирует выводы по результатам

Выводы по

3

работы

полученной
информации

Выводы соответствуют поставленным целям и задачам,

3

Самостоятельно анализирует перспективы проекта

2

Всего

Максимальное кол-во баллов – 8 баллов

Итого

Максимум - 50

Оценка результата (продукта)

8.3.
Критерии

Максимальное количество баллов

Функциональность

10

Эстетичность

10

Новизна

5

Оригинальность

5

Уникальность

5

Всего

35
Оценка процесса защиты проекта

8.4.
Критерии оценки

Содержание критерия

Кол-во
баллов

Структурированность и Структурированно,
логичность

(до

баллов)

обеспечивает

понимание

и 3

3 доступность содержания выступления
Структурировано,

но

нет

логики

в

построении 2

выступления
Структура отсутствует

1

Качество выступления

Выступление выразительное, грамотная речь, хорошая 3

(до 3 баллов)

связь с аудиторией
Выступление

упорядоченное,

но

названные

умения 2

продемонстрированы в средней степени
Доклад зачитывается по подготовленному тексту
Взаимодействие
аудиторией

с Отвечает

на

вопросы

аргументированно,

1
делает 3

самостоятельные выводы, задаёт встречные вопросы для
10

(до 3 баллов)

уточнения, импровизирует
Отвечает на вопросы убедительно и аргументированно

2

С трудом отвечает на наводящие вопросы

1

Не может чётко ответить на большинство вопросов.

0

Наглядность

Выступление

сопровождается

качественной 3

представления

презентацией, текст выступления не дублирует текст

(до 3 баллов)

слайдов, представлены графики, таблицы, фотоматериалы
и т.д.
Наглядность

красочная,

но

перегружена

текстом, 2

основные мысли не выделены.
Представленный наглядный материал неэффективный, 1
малоинформативный.
Самооценка*

Представлена оценка и анализ своей работы на высоком 3

(до 3 баллов)

уровне
Анализ работы неполный, поверхностный
Анализ работы отсутствует

регламент

Не соблюдение регламента

-1

Итого максимум

15

* Одной из особенностей работы над проектом является рефлексивная самооценка
хода и результата работы. Это позволяет, увидеть допущенные ошибки и недостатки
работы. На этапе представления результатов автору предлагается проанализировать
процесс работы над проектом и его результат. Качество самооценки оценивается в баллах
в блоке «Оценка процесса защиты».
8.5.

Оценка

реферативной

(теоретической)

части

работы*

(только

для

исследовательских и информационных проектов)
Критерии

Содержание критерия

Колво
балло
в

Актуально
сть,
новизна

Работа является новой, автор обращается к проблеме, для комплексного
решения которой нет готовых ответов
Автор грамотно сформулировал актуальность данной темы

0-1
0-1
11

работы

0-1

Оригинальность, неповторимость проекта
Применение
Методы

интервью,

практических
анкетирование,

методов
опрос,

исследования

(наблюдение,

собеседование,

тестирование,

исследован фотографирование, измерение, сравнение, эксперимент, лабораторный

0-2

опыт, моделирование и др)

ия

Качество
содержани
я

Целесообразность применяемых методов

0-1

Правильно сформулированы цель, задачи проекта

0-2

Логичность построения работы

0-2

Научность, использование терминологии

0-2

Источники информации (актуальность, достоверность, объем)

0-2

Наличие и соответствие выводов, поставленным целям

0-2

Теоретичес Работа интересна в практическом плане
кая и/или

0-1

Работа интересна в теоретическом плане

0-1

Работа имеет перспективы развития

0-1

Титульный лист

0-1

практическ
ая
ценность
Создание макета документа (форматирование текста, нумерация,
Оформлен
ие работы

8.6.

параметры страниц, поля, междустрочные интервалы)

0-1

Оформление оглавления, заголовков, разделов, подразделов

0-1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0-1

Оформление информационных источников

0-1

Наличие сносок

0-1

Итого максимум

25

Итоговая оценка

8.6.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым
подходом сформированности навыков проектной деятельности.
8.6.2.

Итоговая

оценка

индивидуального

итогового

проекта

является

суммированным результатом коллегиального решения всех членов комиссии и оценок за
каждый этап защиты.
Все полученные баллы суммируются и переводятся в оценку:
●

Индивидуальный проект.

«Отлично» - 90 - 100 баллов
12

«Хорошо» - 60 – 89 баллов
«Удовлетворительно» - 30-59 баллов
Учебное исследование.
«Отлично» - 100-125 баллов
«Хорошо» - 70 – 99 баллов
«Удовлетворительно» - 69 – 40 баллов
Помимо оценки, работа может получить особые рекомендации комиссии.
8.5. Отметка за выполнение проекта может быть занесена в аттестат отдельной
строкой «Выполнение итогового проекта».

13

№
1.
2.
3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информационная карта социального (творческого, информационного)
индивидуального проекта в рамках курса «Индивидуальный проект» 10-11 класс
Критерий
Описание
Емкое, содержательное, недлинное название,
Название проекта:
передающее суть проекта (предмет проекта).
Какой конкретный ощутимый проектный продукт
Проектный продукт
должен получиться в результате реализации проекта?
Фамилия, имя, телефон, e-mail
Автор проекта:

Как Ваш проект может изменить ситуацию целевой
аудитории? Почему он важен?
На кого направлен Ваш проект? Кому от реализации
5. Целевая аудитория проекта:
проекта и получения проектного продукта станет
лучше?
Класс? Школы? Район? Город? Регион? Россия?
6. География проекта:
7. Проблема, которую решает Противоречие, несоответствие желаемого состояния
действительной ситуации.
проект:
Чего Вы желаете достичь путем реализации Вашего
8. Основная цель проекта:
проекта?
Какие шаги Вы должны сделать для реализации
9. Задачи проекта:
проекта и получения проектного продукта?
В течение какого времени Вы будете работать над
10. Сроки реализации проекта:
проектом
4.

Актуальность проекта:

11. Календарный план работы над проектом:
№

Мероприятие
(Что сделать?)

Сроки
(Когда?)

Ответственный
(Кто отвечает?)

Ресурсы
(Что нужно?)

Мероприятия по
задачам
12. Ресурсы проекта (материальные, информационные, кадровые, временные):
№

Необходимый ресурс
(что нужно?)

Количество

13. Способы информирования о проекте: каким образом целевая аудитория получит
информацию о реализуемом проекте и проектном продукте?
14. Риски проекта:
Возможные риски
Что может помешать в реализации задач
проекта?

Способы их минимизации
Как можно минимизировать эти риски?

14

15. Критерии эффективности проекта:
Количественные

Качественные

Сколько участников?
% удовлетворенности целевой аудитории
Сколько людей? Сколько штук? На проектным продуктом?
сколько % больше?

16. Ожидаемый результат при реализации проекта: описание проектного продукта,
получившегося в результате проекта. Его анализ. Насколько он соответствует
заявленному? Какие корректирующие действия нужно совершить, в случае
несоответствия?
17. Необходимая поддержка: на чью помощь Вы рассчитываете? На каких этапах
реализации проекта Вам нужна поддержка? Какая?

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
В данном методическом материале содержится подробное описание каждого
пункта плана исследовательского проекта в рамках курса «Индивидуальный проект» в
10-1 классе.
Исследовательская работа содержит:
− титульный лист (отдельная страница);
− содержание (отдельная страница);
− введение (1,5 – 2 страницы);
− основную часть исследования (2 главы: теоретическая и практическая – 10 – 12
страниц);
− заключение (1-2 страницы);
− список используемой литературы и других источников (на отдельной странице);
− приложения (при необходимости: пронумерованные, каждое на отдельной
странице).
Введение
Во введении исследовательского проекта обосновывается актуальность выбранной
темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются проблема и цель,
приводится содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна
исследования (если имеется).
В этом разделе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и
практическая значимость работы.
1
Обоснование актуальности темы исследования
Обоснование
Здесь необходимо написать, почему именно эту проблему Вы
актуальности
исследования считаете важной и актуальной в настоящее время. Почему ее нужно
изучать и почему именно эту тему Вы выбрали для проведения
исследовательской работы (проекта). Насколько востребовано
изучение и решение проблемы, связанной с выбранной Вами темой,
в обществе. Для кого это важно? Каков масштаб
заинтересованности?
Целесообразность выбора темы проекта и проведения самого
исследования нужно обосновать четко и лаконично, буквально в 5-6
предложениях.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими
факторами:
− восполнение каких-либо пробелов в науке;
− изучение проблемы в изменившихся условиях;
− своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого
мнения;
− проверка и апробация совсем новых методов исследования;
− обобщение накопленного опыта.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность»
используют слово «новизна» исследования.
Фразы-шаблоны
для
представления
актуальности
исследовательской работы исследовательской работы:
− Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в
настоящее время …
− … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы
используем … не задумываясь …
16

−
−
−
−

2

3

В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных,
потому что …
− Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе
исследовательского внимания …
− Тема …является предметом оживленных дискуссий.
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье /
настроение / успешность
Проблема предполагает наличие некоего несоответствия,
Проблема
исследования противоречия. При ее формулировке употребляются слова:
«недостаточно», «несовершенно», «отсутствует» и пр., указывающие
на данное противоречие.
• проблема и тема проекта взаимосвязаны;
• проблема — это вопрос или комплекс вопросов, решение
которых представляет интерес для ….
• проблема — это задача, содержащая противоречие, не
имеющая однозначного ответа и требующая исследования и
поиска решений.
• проблема должна быть решаема, решение её должно
принести реальную пользу участникам исследования. Это и
будет темой проекта
После актуальности темы и проблемы исследования во введении
Объект
и
исследовательской работы записывают объект и предмет
предмет
исследования исследования.
Объект исследования— это то, что будет взято учащимся для
изучения и исследования. Это может быть какой-либо неживой
предмет, живое существо, процесс или явление действительности,
закон, литературное произведение.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на
вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это отдельные стороны объекта, его
свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого
объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на
вопрос: что изучается?
Описание объекта и предмета исследования
Рассмотрим несколько примеров формулировки объекта и предмета
исследования, которые касаются исследовательских работ и
проектов учащихся, а также научно-исследовательских работ.
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с
побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 3
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах
17

4

Гипотеза
исследования

5

Цель
исследования
(проекта)

6
Задачи
исследователь
ской работы

школы.
В формулировке темы исследования, как правило, соединяют объект
и предмет исследования.
Гипотеза — это предположения, допущения, требующие проверки
на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать
достоверным знанием.
Гипотеза - является предполагаемым ответом на заданную
проблему.
Гипотеза
является
отправной
точкой
исследования,
подтверждаемой или опровергаемой в ходе теоретических
рассуждений и хода эксперимента.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные
конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии, что...»,
«предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Грамотная формулировка цели в проекте или исследовательской
работе очень важна.
Цель исследовательской работы — это желаемый конечный
результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей
работы.
Цель описывается учащимся во введении простыми словами и
одним-двумя предложениями.
Простая схема составления цели исследовательской работы
(проекта):
1. Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить,
выявить, определить, проанализировать, установить, показать,
проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать,
узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Примеры формулировок цели исследовательской работы:
− Исследовать названия
улиц
нашего
города
и
продемонстрировать уличные достопримечательности.
− Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов
школы.
− Исследование содержания железа и меди в продуктах
питания, употребляемых нами ежедневно.
− Исследование истории и роли города в истории страны на ее
северо-западных рубежах.
− Собрать и исследовать легенды и мифы о горах,
являющимися традиционным местом поклонения народа.
Задачи – это конкретные шаги, которые необходимо сделать в
соответствии с выдвинутой гипотезой для достижения цели
исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Это
все последовательные этапы теоретической и экспериментальной
работы учащегося с начала до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно
последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы
достичь цели исследования?» Задачи записываются во введении
исследовательской работысразу после цели.
Формулировка задач тесно связана со структурой
исследования. Структура определяется задачами. Отдельные задачи
могут быть поставлены для теоретической части и для
18

7

Методы
исследования

экспериментальной.
Фразы-шаблоны при формулировании задач
исследования:
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить
следующие задачи:
−
Изучить литературу по теме
−
Выяснить значение терминов …
−
Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование,
эксперимент и т. д.)
−
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав
… / измерить уровень …
−
Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
−
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные
результаты
−
Сделать выводы о …
Методы исследования— это способы достижения цели
исследовательской работы (проекта). Часто в этом разделе
проводится простое перечисление методов исследовательской
работы, но желательно пояснить выбор методов исследования, т. е.
почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели на
каждом этапе.
Виды методов исследования:
Методы теоретического уровня (для теоретической части):
− изучение и обобщение;
− абстрагирование;
− идеализация;
− формализация;
− анализ и синтез;
− индукция и дедукция;
Эти методы исследования позволяют производить логическое
исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения,
делать умозаключения и теоретические обобщения.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
− эксперимент;
− лабораторный опыт;
− анализ;
− моделирование;
− синтез;
− индукция (от общего к частному);
− дедукция (от частного к общему);
− гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но
проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости
и определить причины и следствия.
Методы эмпирического (практического) уровня (для
практической части исследования):
− наблюдение;
− интервью;
− анкетирование;
− опрос;
19

8

7

− собеседование;
− тестирование;
− фотографирование;
− измерение;
− сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются
конкретные явления, на основе которых подтверждаются или
опровергаются гипотезы.
Примеры записи методов исследования:
Пример 1.
Методы
исследования:
наблюдение,
интервью,
анализ
статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1.
Теоретические:
теоретический
анализ
литературных
источников, газет;
2.
Эмпирический:
интервью,
социологический
опросанкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение
научной литературы, периодических изданий об истории города из
архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где
происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. Библиографический анализ литературы и материалов сети
Internet;
2. Проведение замеров температуры;
3. Системный анализ;
4. Выделение и синтез главных компонентов.
Описание
теоретической
значимости
(ценности)
Теоретическая
результатов исследования должно присутствовать во введении
значимость
исследовательской работы в случае, если результаты Вашего
работы
исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое
(новизна
исследования) применение. Это раскрытие теоретического значения (применения)
исследовательской работы, описание того, как могут применяться
полученные
результаты.
Теоретическая
значимость
исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает
на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Описание практической значимости (ценности) результатов
Практическая
исследования
должно
присутствовать
во
введении
значимость
исследовательской работы в случае, если результаты Вашего
работы
исследования могут иметь полезное практическое применение.
Практическая значимость исследовательской работы
означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, ради чего эта
работа делалась?
Примеры
описания
практической
значимости
исследовательской работы:
−
Практическая значимость моей исследовательской работы
заключается в том, что работу можно использовать в школьном
курсе «Обществознание».
−
Практическая значимость моей работы: ее можно
20

9

Основная
часть
исследователь
ской работы.

10

Заключение

11

Используемая
литература

использовать в школьном курсе «Индивидуальный проект».
−
Практическая значимость работы состоит в том, что она
может быть использована школьниками для повышения
образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.
−
Моя работа имеет практическую значимость, потому что
материалы исследования могут быть использованы для подготовки
к уроку, для подготовки к экзаменам.
Основная часть исследования состоит, как правило, из двух
глав: теоретической и практической.
В первой главе, используя метод анализа информационных
источников, школьник может привести примеры уже проведенных
исследований по его тематике другими людьми, описать историю
вопроса исследования. Для этого необходимо осуществить поиск
необходимой информации,
источников знаний по
теме
исследования. При анализе и цитировании работ других авторов
необходимо оформлять ссылки на конкретные книги, статьи,
Интернет-ресурсы, которые потом обязательно должны войти в
список литературы и информационных источников. Ссылки
оформляются прямо в тексте: в квадратных скобках указывается
номер источника из списка литературы арабскими цифрами без
точки. Правила оформления списка литературы будут приведены
ниже.
Вторая глава посвящается описанию практической части
работы, которую провел сам автор исследования. Здесь
представляется выбор идей и вариантов исследования, их
обоснование и анализ. Анализируется выбор материала, методов для
проведения исследования. Рассматривается подбор оборудования и
организация рабочего места для исследования (если это опыт).
Проводится описание этапов проведения исследования, техника
безопасности при выполнении работ (если это опыт).
В Заключении представляются краткие выводы по
результатам исследовательской работы, оценка полноты решения
поставленных задач.
В нем последовательно излагаются полученные результаты,
определяется их соотношение с общей целью и конкретными
задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка о
проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения
исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит
при этом решать.
После заключения принято размещать список литературы,
использованной при выполнении исследовательской работы.
Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в
работе. Не следует включать в данный список работы, которые
фактически не были использованы
Список литературы исследовательского проекта необходим,
если в работе проводилось изучение материала из различных
внешних источников: газет, журналов, книг, ресурсов Интернет.
Список литературы располагается на отдельном листе в алфавитном
порядке и нумеруется.
Сведения об источниках должны включать: фамилию,
инициалы автора, название источника, место издания, издательство,
21

год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже.
Наименование места издания необходимо приводить полностью в
именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи,
название журнала, год издания, номер страницы.
Официальные документы ставятся в начале списка
литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы;
Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие
нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка
после литературы на русском языке.
При оформлении списка литературы исследователи часто
встречаются со сложностями, так как изучаемые информационные
источники требуют учитывать их особенности. Рассмотрим правила
оформления различных источников.
Книга одного автора
Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.
В. Овчарова. - М.: Сфера, 2001. - 480 с.
Книга двух авторов
Москвина Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст]
/ Р. Р. Москвина, Г. В. Мокроносов. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. –
199 с.
Книга трех авторов
Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / И.
Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М.: ИФРА, 2002. 240 c.: табл.
Книга четырех и более авторов
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] /
О. Р. Старовойтова [и др.]; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб. :
Профессия, 2001. – 352 с.
Радио – радиолюбителям [Текст]: практическое пособие / В. Г.
Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г. Степанов, В. В. Фролов. - М.:
Радио, 1988. - 432 с.
Книга под редакцией
Педагогика [Текст]: педагогические теории, системы, технологии /
под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 510
с.
Материалы конференции, совещания, семинара
Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и
ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» [Текст]:
Сб. материалов. - М., 1999. - 96 с.
Многотомное издание
Грейвз Р. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Р. Грейвз. - М.:
ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т.
Отдельный том многотомного издания
Грейвз Р. Я, Клавдий [Текст] / Р. Грейвз. – М.: ТЕРРА- Книжный
клуб, - 1998. – 394 с. – (Собрание сочинений: в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1).
Статья из периодического издания (журнала, газеты)
22

БерезинаВ. А. О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В.
Баранников // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - C. 2-5.
или
Березина В. А. О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В.
Баранников // Воспитание школьников. 2002. № 7. C. 2-5.
Статьи из газеты
Михайлов С. А Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог
в России находится в начала. стадии развития / Сергей Михайлов //
Независимая газ. – 2002. – 17 июня.
или
Серебрякова М. И. Дионисий не отпускает [Текст] : [о фресках
Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.] : беседа с директором музея
Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. –
14–20 июня (№ 18). – С. 9.
Статья из сборника
Биченок Л. П. Военно-гуманитарные тексты, их структурносодержательные компоненты [Текст] / Л. П. Биченок // Русистика на
современном этапе. – М., 1999. – С. 174-179.
Отдельное произведение из собрания сочинений
Локк Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: В 3 т. – М.,
1985. – Т. 1. – С. 548–567.
Статья из энциклопедии
Гвоздецкий Н. А. Эльбрус [Текст] / Н. А. Гвоздецкий // БСЭ. – 3-е
изд. – М., 1978. – Т. 30. – С. 151.
Автореферат диссертации
Кимова С. З. Педагогическое проектирование предметных
образовательных программ в современной школе [Текст] : автореф.
дис. ... канд. пед. наук / С. З. Кимова. - Красноярск, 2002. - 22 с.
Диссертация
Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–
XIV вв. [Текст]: дис. … канд. ист. наук / Белозеров Иван
Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

11

Приложения

Электронные ресурсы
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч.
журн. /Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный:
МФТИ, 1998. -. – режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru
Куратов А. А. Кафедра истории Поморского государственного
университета [Электронный ресурс] / А. А. Куратов. - Режим
доступа:
http://hist.pomorsu.ru/history.html.
Дата
обращения:
01.09.2009.
Никитин В. К. История русской революции [Электронный ресурс] /
В. К. Никитин // Мир русской истории: Российский электронный
журнал. – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://www.history.ru /
(10.03.2015)
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые
23

загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с
указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь
тематический заголовок. При наличии в работе более одного
приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т.
д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть
сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь
его с приложениями осуществляется через ссылки, которые
употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с
шифром в круглые скобки. В Приложениях могут также
размещаться диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы,
карты.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Оценка процесса защиты проекта (до 15 баллов)

Автор: учащийся 11__

Структурированность и

класса_______________________

логичность выступления

Тьютор:

Качество выступления

_____________________________
Тема проекта:

Взаимодействие с

Цель:

Наглядность

3

представления

_____________________________

3

3

аудиторией

__________________________

3

Самооценка
3

Продукт:
_________________________
Несоблюдение регламента

-1

Оценка процесса работы над

Оценка реферативной работы (только для

проектом

исследовательских и информационных проектов)

(оценивает куратор) (до 50

(до 25 баллов)

баллов)

Актуальность

Критерии

Максимал

Всег

оценки

ьное

о

ПДУ

кол-во

балл

баллов

ов

Постановка

6

проблемы.

поставленной проблемы

3

Методы исследования

3

Качество содержания

10

Теоретическая и/или
практическая ценность

3

Защита темы

Оформление работы

проекта.
Целеполаган

6

9

ие

Итоговая оценка проекта______________________

25

Планирован

11

ие. Защита

Рекомендации:
_____________________________________________

плана
проекта.
Поиск и

8

______________________________________________
_______________

получение
информации
Обработка

8

информации
Выводы по

Благодарим за участие!

8

полученной

Директор школы___________________/____________

информации

Председатель комиссии
_______________/____________
Оценка результата проекта
(продукта) (до 35 баллов)
Функцио
нальность
Эстетич
ность
Новизна
Оригиналь
ность
Уникаль
ность

10
10
5
5
5

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».