1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся МБОУ Школа № 108 (далее по тексту - Положение, образовательная организация),
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" в целях внедрения системы учета внеучебных достижений
обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных
образовательных достижений обучающихся (далее - портфолио).
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающегося в определенный период его обучения со 2 по 11
классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать
результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.2. Цели портфолио:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком
образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять
приобретенные знания и умения;
- формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как
качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
1) раздел "Мой портрет" включает в себя:
- личные данные обучающегося;
- автобиографию (резюме) обучающегося;
- результаты психологической диагностики обучающегося;
- информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- результаты проведенного обучающимся самоанализа;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению
обучающегося;
- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося;
2) раздел "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
- предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования,
вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
- образовательные тестирования и курсы по предметам;
- школьные и межшкольные научные общества;
- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления
образованием;
- документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;
3) раздел "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих,
проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и
направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах,
учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивные и
художественные достижения и др.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название
реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается
ее краткое описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре.
Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность,
форма, в которой проходили занятия;
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид
практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах.
Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
- участие в олимпиадах и конкурсах. Указываются вид мероприятия, время его проведения,
достигнутый обучающимся результат;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии
спортивного разряда;
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности
обучающихся;
4) раздел "Портфолио отзывов" включает в себя характеристики отношения обучающегося к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно,
одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный
анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть
представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных
писем и проч.
Этот раздел включает в себя:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о
выступлении на научно-практической конференции;
- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам
деятельности.
2.2. Раздел "Портфолио документов", его содержание и порядок ранжирования документов,
помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть
портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений независимо от вида
образовательной организации и особенностей реализуемых образовательных программ.
2.3. Разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов" составляют вариативную часть
портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и
потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в образовательной организации
образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования
документов, помещенных в разделы "Портфолио работ", "Портфолио отзывов", устанавливаются
образовательной организацией самостоятельно.
3. Оформление портфолио
3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в
соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и
(или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые
сведения фиксируются в портфолио в течение года.
3.5. В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки
(рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе
ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой,
назначаемой приказом директора образовательной организации (далее - ОО). В состав экспертной
группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право
участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного
процесса при ведении портфолио обучающегося
4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный
руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги
дополнительного образования, заместители руководителя ОО.
4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками
образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор ОО разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую
ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному
направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе
по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОО;
3) заместитель директора ОО по учебно-воспитательной работе организует работу по
реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных
образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОО;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования
портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по
формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую
функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования,
представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением
обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками,
рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует
воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное
самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную
работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют
обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение
олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение
обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему
поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные
работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях:
- федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;
- региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;
- муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла; участник - 1 балл;
- школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.
5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в
учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках
сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме,
прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов), осуществляется
следующим образом:
- сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов,
культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;
- удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной,
трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
6. Учет результатов портфолио
6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам
портфолио) учитывается:
- при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов,
профильные классы (при наличии);
- в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
- при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и
руководящих работников;
- при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на
квалификационную категорию;
- при проведении внутришкольного контроля;
- в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль
качества образования).