1.Общие положения Настоящее положение разработано на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 21.12.2012 года. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений» № 21 от 03.02.2006 г., «Об утверждении ФГОС НОО» №373 от 06.10.2009 г., «Об утверждении ФГОС ООО» №1897 от 17.12.2010 года, «Об утверждении ФГОС СПОО» № 413 от 17.5.2012 года, «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) № 544н от 18.11.2013 года. Письма «Об организации внеурочной деятельности» № 03-296 от 12 .05.2011 года, Устава МБОУ Школа № 108. 1.1. Классный руководитель является работником МБОУ Школа № 108 и осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса. 1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа лиц, имеющих среднее специальное или высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми не менее 3 лет, без предъявления требований к стажу работу в должности классного руководителя, в том числе по представлению заместителя директора по воспитательной работе, и непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе; 1.3. Классный руководитель должен знать: основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков; методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга, современными методами индивидуальных и групповых занятий в рамках класса; особенности воспитательной системы; условия работы и особенности проведения занятий в данном общеобразовательном учреждении. 1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Декларацией прав и свобод человека; Конвенцией о правах ребенка; Уставом общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере образования; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; настоящей должностной инструкцией, трудовым договором. 2. Функции классного руководителя Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: 2.1. воспитание и социализация обучающихся с учетом их личных особенностей, формирование общей культуры личности детей класса; 2.2. выполнение административно-контролирующих функций (контроль за состоянием дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирования на чрезвычайные происшествия в классе и т.д); 2.3. выполнение информационно-контактных функций (информация для учащихся, родителей, учителей, администрации); 2.4. содействие реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом школы; 2.5. изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся; 2.6. социальная помощь и защита обучающихся. 3. Должностные обязанности классного руководителя: Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности: 3.1. ведет журнал успеваемости обучающихся; 3.2. ведет «Личные дела» обучающихся и следит за их оформлением; 3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных; 3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе общеобразовательного учреждения; 3.5. заботится о внешнем виде обучающихся; 3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения; 3.7. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин пропусков занятий без уважительных причин; посещает семьи обучающихся; 3.8. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся; 3.9.создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.); 3.10. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их; 3.11. оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению; 3.12. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность; 3.13. проводит тематические классные часы, собрания, беседы с обучающимися. 3.14. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание детям, находящимся в трудном социальном положении, и детям, оставшимся без попечения родителей. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей; 3.15. осуществляет профориентационную работу с обучающимися, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов (9-11 классы); 3.16. своевременно (не позднее 5 дней с начала четверти) сдает на проверку заместителю по воспитательной работе планы воспитательной работы; 3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью один раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеучебной деятельности. 4. Права классного руководителя Классный руководителя имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. принимать участие в разработке программы развития школы, 4.2. участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 4.3. самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного учреждения; 4.4. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителямипредметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока); 4.5. изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых учителямипредметниками; 4.6. поощрять учащихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения; 4.7. сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних; 4.8. повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы; 4.9. участвовать в работе молодежных школьных объединений, содействовать их функционированию. 5. Ответственность классного руководителя Классный руководитель несет ответственность: 5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель (воспитатель) несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ; 5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату, классный руководитель несет ответственность, предусмотренную организационными документами общеобразовательного учреждения; 5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом «Об образовании». 5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации работы классный воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.5. виновный в причинении лицею ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ. 6. Организация деятельности классного руководителя Деятельность классного руководителя с классом и отдельными обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой: 6.1. Классный руководитель ежедневно: - определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; -организует и контролирует дежурство обучающихся в классных кабинетах; - организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении; 6.2. Классный руководитель еженедельно: - проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю; - проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы; - организует работу с родителями (по ситуации); - проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации); -анализирует состояние успеваемости в классе в целом у отдельных учащихся; 6.3. Классный руководитель ежемесячно: - посещает уроки в своем классе; - получает консультации у отдельных учителей (по ситуации); - организует заседания родительского комитета класса; - организует работу классного актива; 6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти: - оформляет и заполняет классный журнал; - проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся; - проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; - проводит классное родительское собрание; - предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости и динамике успеваемости обучающихся класса за четверть, полугодие, год; 6.5.Классный руководитель ежегодно: - оформляет личные дела обучающихся; - анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года; - составляет план воспитательной работы в классе; - собирает и предоставляет в администрацию лицея, статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) 6.6. В плане работы предусматривает классный час, обязательный для проведения классным руководителем и посещения обучающихся. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена возможны только при согласовании с заместителем директора лицея по воспитательной работе. 6.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 6.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. 6.9. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне ее классный руководитель несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. О проведении внеклассных мероприятий в школе и вне ее классный руководитель в письменном виде доводит до сведения заместителя директора по воспитательной работе. 6.10. За организацию досуговой деятельности обучающихся (экскурсий, походов и т.д.) в выходной день (воскресенье) классному руководителю предоставляется свободный оплачиваемый день во время каникул или очередного отпуска удобного для педагога и режима школы. 6.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: - индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблем и др.); - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.); 7. Документация Классный руководитель ведёт следующую документацию: - личные дела обучающихся; - классный электронный журнал; -анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы образовательной организации). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией школы; -план работы — сетка на каждую четверть (в план-сетку не включаются дела, не связанные с классным руководством); -социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы); -результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса; - характеристики на обучающихся; -протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, - материалы для подготовки родительских собраний; -разработки, сценарии, сценарные планы воспитательныах мероприятий, проводимых с детьми (в т.ч. классных часов); -материалы методической работы по классному руководству; -отчеты, аналитические материалы. 8. Критерии оценки работы классного руководителя 8.1.Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости, участие в социальных проектах, конкурсах, соревнованиях муниципального, регионального и др. уровней). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом образовательного учреждения. Администрация общеобразовательного учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. 9. Взаимоотношения. Связи по должности Классный руководитель: 9.1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода. 9.2.Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами. 9.3.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.