Положение о классном руководстве

1.Общие положения
Настоящее положение разработано на основе ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» №273 от 21.12.2012 года. Приказов Министерства образования и науки
Российской Федерации: «Об утверждении методических рекомендаций об
осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений» № 21 от 03.02.2006 г., «Об
утверждении ФГОС НОО» №373 от 06.10.2009 г., «Об утверждении ФГОС ООО»
№1897 от 17.12.2010 года, «Об утверждении ФГОС СПОО» № 413 от 17.5.2012 года,
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель) № 544н от 18.11.2013 года. Письма «Об
организации внеурочной деятельности» № 03-296 от 12 .05.2011 года, Устава МБОУ
Школа № 108.
1.1. Классный руководитель является работником МБОУ Школа № 108 и
осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие
взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников
образовательного процесса.
1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от
должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа лиц,
имеющих среднее специальное или высшее педагогическое образование, или опыт
работы с детьми не менее 3 лет, без предъявления требований к стажу работу в
должности классного руководителя, в том числе по представлению заместителя
директора по воспитательной работе, и непосредственно подчиняется директору
общеобразовательного учреждения.
На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать: основы общей психологии,
педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;
методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального
психотренинга, современными методами индивидуальных и групповых занятий в
рамках класса; особенности воспитательной системы; условия работы и особенности
проведения занятий в данном общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется: Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»; Декларацией прав и свобод человека; Конвенцией о
правах ребенка; Уставом общеобразовательного учреждения и прочими документами в
сфере образования; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты; настоящей должностной инструкцией, трудовым
договором.
2. Функции классного руководителя
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. воспитание и социализация обучающихся с учетом их личных особенностей,
формирование общей культуры личности детей класса;

2.2. выполнение административно-контролирующих функций (контроль за состоянием
дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирования на чрезвычайные
происшествия в классе и т.д);
2.3. выполнение информационно-контактных функций (информация для учащихся,
родителей, учителей, администрации);
2.4. содействие реализации образовательных программ в соответствии с учебным
планом школы;
2.5. изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся;
2.6. социальная помощь и защита обучающихся.
3. Должностные обязанности классного руководителя:
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости обучающихся;
3.2. ведет «Личные дела» обучающихся и следит за их оформлением;
3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом
класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным
помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе общеобразовательного
учреждения;
3.5. заботится о внешнем виде обучающихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии с Уставом
общеобразовательного учреждения;
3.7. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин пропусков
занятий без уважительных причин; посещает семьи обучающихся;
3.8. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу
успеваемости обучающихся;
3.9.создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора
обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение
кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на
выставки и т.д.);
3.10. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их;
3.11. оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению;
3.12. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную
деятельность;
3.13. проводит тематические классные часы, собрания, беседы с обучающимися.
3.14. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание детям,
находящимся в трудном социальном положении, и детям, оставшимся без попечения
родителей. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из
неблагополучных семей;
3.15. осуществляет профориентационную работу с обучающимися, способствующую
самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии с
учетом их способностей и жизненных планов (9-11 классы);
3.16. своевременно (не позднее 5 дней с начала четверти) сдает на проверку
заместителю по воспитательной работе планы воспитательной работы;

3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью один раз в
четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации
внеучебной деятельности.
4. Права классного руководителя
Классный руководителя имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. принимать участие в разработке программы развития школы,
4.2. участвовать в работе педагогического и методического советов учебного
заведения, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы
адаптации обучающихся, созданию благоприятного социально-психологического
климата в коллективе;
4.3. самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая
особенности функционирования и развития общеобразовательного учреждения;
4.4. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителямипредметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной
необходимости и делать замечания учителю в течение урока);
4.5. изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых учителямипредметниками;
4.6. поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.7. сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений,
инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.9. участвовать в работе молодежных школьных объединений, содействовать их
функционированию.
5. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава
и других правил, закрепленных в организационных документах общеобразовательного
учреждения, законных распоряжений директора, должностных обязанностей,
установленных настоящей инструкцией, классный руководитель (воспитатель) несет
дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов,
а также за их утрату,
классный руководитель несет ответственность,
предусмотренную
организационными
документами
общеобразовательного
учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического или физического
насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от
обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом «Об
образовании».
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации работы классный воспитатель привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.
5.5. виновный в причинении лицею ущерба в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную

ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским
законодательством РФ.
6. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными обучающимися
строится в соответствии с данной циклограммой:
6.1. Классный руководитель ежедневно:
- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
-организует и контролирует дежурство обучающихся в классных кабинетах;
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе
в случае возникновения девиации в их поведении;
6.2. Классный руководитель еженедельно:
- проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю;
- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
- организует работу с родителями (по ситуации);
- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
-анализирует состояние успеваемости в классе в целом у отдельных учащихся;
6.3. Классный руководитель ежемесячно:
- посещает уроки в своем классе;
- получает консультации у отдельных учителей (по ситуации);
- организует заседания родительского комитета класса;
- организует работу классного актива;
6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
- оформляет и заполняет классный журнал;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
- проводит классное родительское собрание;
- предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об
успеваемости и динамике успеваемости обучающихся класса за четверть, полугодие,
год;
6.5.Классный руководитель ежегодно:
- оформляет личные дела обучающихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
обучающихся в течение года;
- составляет план воспитательной работы в классе;
- собирает и предоставляет в администрацию лицея, статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1,
трудоустройство выпускников и пр.)
6.6. В плане работы предусматривает классный час, обязательный для проведения
классным руководителем и посещения обучающихся. Неделя, содержащая
общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на
классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена возможны только при
согласовании с заместителем директора лицея по воспитательной работе.

6.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
6.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения
мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях
обязательно.
6.9. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне ее классный
руководитель несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. О
проведении внеклассных мероприятий в школе и вне ее классный руководитель в
письменном виде доводит до сведения заместителя директора по воспитательной
работе.
6.10. За организацию досуговой деятельности обучающихся (экскурсий, походов и т.д.)
в выходной день (воскресенье) классному руководителю предоставляется свободный
оплачиваемый день во время каникул или очередного отпуска удобного для педагога и
режима школы.
6.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблем и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.);
7. Документация
Классный руководитель ведёт следующую документацию:
- личные дела обучающихся;
- классный электронный журнал;
-анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы
образовательной организации). Форма анализа и плана воспитательной работы
определяется администрацией школы;
-план работы — сетка на каждую четверть (в план-сетку не включаются дела, не
связанные с классным руководством);
-социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы);
-результаты педагогического, социологического, психологического, физического
исследования обучающихся класса;
- характеристики на обучающихся;
-протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний,
- материалы для подготовки родительских собраний;
-разработки, сценарии, сценарные планы воспитательныах мероприятий, проводимых
с детьми (в т.ч. классных часов);
-материалы методической работы по классному руководству;
-отчеты, аналитические материалы.
8. Критерии оценки работы классного руководителя
8.1.Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать
на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины

обучающихся, их гражданской зрелости, участие в социальных проектах, конкурсах,
соревнованиях муниципального, регионального и др. уровней).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя (организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с
обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а
также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью
по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя
разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается
Педагогическим советом образовательного учреждения.
Администрация общеобразовательного учреждения включает в график
внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации
функций классного руководителя.
9. Взаимоотношения. Связи по должности
Классный руководитель:
9.1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую
учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора
по
воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
9.2.Получает от директора
школы информацию нормативно-правового и
организационно-методического
характера,
знакомится
под
роспись
с
соответствующими документами.
9.3.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою
компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».