Положение о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении

1

1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейным кодексом Российской
Федерации, Законом об образовании в Республике Башкортостан, Законом об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан, Законом о системе профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике
Башкортостан и другими нормативно-правовыми актами образовательные организации,
реализующие основные общеобразовательные программы, которые:
- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их
воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
- ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
- выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным
причинам;
- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и
своевременно информируют органы управления образования и районные, городские
комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав (ЗП) о детях, прекративших
или уклоняющихся от обучения.
1.2. Учет в образовательной организации детей, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях - это
система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной
организацией в отношении обучающего и семьи, которая направлена на выявление и
устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательной
организации.
2. Организация работы по учету детей в МБОУ Школа № 108
2.1. Ежедневный контроль над посещаемостью учебных занятий осуществляет классный
руководитель (педагог-воспитатель), который до 09.15 часов текущего дня подает
социальному педагогу отчет об отсутствующих с выяснением причины отсутствия у
родителей (законных представителей).
В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий и/или отдельных уроков, суммарное
количество которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины
отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были
пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить
их о необходимости усиления контроля над поведением ребенка и посещаемостью школьных
занятий.
Помимо беседы классного руководителя рекомендуется провести индивидуальную
консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения
причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных
усилий по устранению выявленных причин.
2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а
обучающийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на
дому совместно с представителями КДН и ЗП района или города. Посещение поможет
выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных
представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок
(его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на
дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

2

Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками,
склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи
сотрудника КДН и ЗП или инспектора ОДН УВД.
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи
по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение
по делам несовершеннолетних (ОДН УВД по месту жительства обучающегося) для
установления нахождения обучающегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу,
следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за
уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного
общего образования (ст. 63 ч. 2 Семейного кодекса РФ, ст. 44, п. 6 Закона РФ"Об
образовании").
2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дала должных результатов и
несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия,
обучающегося следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним
индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.
2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного
внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в
письменном виде проинформировать КДН и ЗП.
В случае если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде
проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
(пункт 1 ст. 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних").
2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего общего
образования, повышения ответственности образовательных организаций Республики
Башкортостан за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение
контингента обучающихся, образовательная организация обязана осуществлять ведение
документации по учету и движению обучающихся.
Важно, чтобы ребенок не «потерялся» между двумя школами, уйдя из одной и так и не
попав в другую. При переводе ребенка из одной школы в другую принимающая школа
обязана подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за
продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающей
образовательной организации.
3.

Основания для постановки на внутришкольный учет

3.1. На школьный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за
неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное
непосещение образовательной организации без уважительной причины.
3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное
время не посещающего занятия в образовательной организации, классным руководителем
(воспитателем, социальным педагогом) заводится карта "Учет несовершеннолетнего, не
посещающего учебные занятия по неуважительной причине" (форма 1).
3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и его условиях проживания,
об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых
образовательной организацией.
3.4. Карта "Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по
неуважительной причине" направляется образовательной организацией в отдел образования.
Информация представляется в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном

3

подписью руководителя и печатью, ежемесячно до 25 числа текущего месяца по форме
(форма 1).
С момента подачи данной карты учета сведения о несовершеннолетнем вносятся в банк
данных отдела образования, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в
управлении образования.
3.5. Руководители образовательных организаций и отделов управлений образования несут
в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность
сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным
причинам занятия в образовательных организациях.
3.6. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит
хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Порядок снятия с внутришкольного учета
4.1. Снятие с внутришкольного учета проводится в следующем порядке.
Классный руководитель направляет в административную комиссию следующие документы:


Характеристику на несовершеннолетнего

Ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований.
Снятие с учета проводится в следующих случаях:
- если учащийся переведён на индивидуальное, заочное либо иную форму обучения;
- достижения совершеннолетия;
- сменившие место жительство;
- окончившие образовательное учреждение.


5. Организация ведения профилактической работы
5.1. Ответственность за полный охват детей и подростков обязательным средним общим
образованием и сохранение контингентов обучающихся до окончания ими образовательной
организации, а также явку детей на учебные занятия возложена на органы государственной
власти и местного самоуправления и образовательные организации Республики
Башкортостан.
5.2. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9,
14 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" образовательная организация обязано информировать
учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о
выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых
школой мерах.
5.3. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях
получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения
несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При этом следует запрашивать письменные
ответы (форма 4).
5.4. В конце каждого отчетного периода в соответствии с банком данных управление
образования запрашивает в подведомственных образовательных учреждениях обновленную
третью страницу карты учета несовершеннолетнего, длительное время не посещающего
учебные занятия без уважительной причины.
5.5. При необходимости перевода несовершеннолетнего в другие общеобразовательные
организации, профессиональные образовательные организации необходимо направить в
КДН и ЗП ходатайство с приложением ряда документов (форма 5, памятка).
5.6. Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится
индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение
общей вероятности появления пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
4

- организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой
работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных
занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в
освоении основных общеобразовательных программ; ликвидация пробелов в знаниях
обучающихся;
- своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы
профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих
учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от
воспитания и обучения своих детей (статья 9 Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
6. Меры по предотвращению пропусков занятий
без уважительных причин
6.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым
условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном
получении несовершеннолетними среднего общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного
дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий,
следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за
успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины
срывов в его поведении и прекращения прогулов.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не
принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет
его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он может
приобщиться к бродяжничеству или стать добычей преступной среды.
6.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе
ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил
часть образовательной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого
что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.
6.3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковая работа - одно из важнейших направлений
воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и
формированию законопослушного поведения.
6.4. При выявлении нарушений межличностных отношений с родителями, проблем в
семейном окружении работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.
Для нормализации отношений в семье; развития навыков разрешения конфликтов со
сверстниками, умений преодоления кризисных ситуаций следует привлекать школьного
психолога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психологопедагогических центров.
6.5. Работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходимо
строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН УВД, органами
опеки и попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью и др.

5

Форма 1.
Карта
«Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия
по неуважительной причине»
Отдел образования ____________________________
I. Сведения о несовершеннолетнем:
1. Ф.И.О (полностью)
2. Дата рождения (число, месяц, год)
3. Школа (последнее место учебы)
дата поступления
4. В каком классе обучается
5. В каком классе должен обучаться по возрасту
Систематически пропускает занятия
Не посещает школу
За отчетный период пропущено суммарно С какого времени не обучается
________ учебных дней,________ уроков ________________________________________
(указать количество)
(дата последнего посещения занятий)
(Заполняется одна из граф)
7. Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить)___________________________
____________________________________________________________трудности
в
обучении,
повторный(ые) курс(ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие
родителей, жестокое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству,
конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не
желает учиться, хочет (вынужден) работать,
8. Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. На
учете
в
КДН
и
ЗП
(подчеркнуть)
несовершеннолетний/семья
__________________________________________________________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет КДН и ЗП
_____________________________________________________________________________
10. На учете в органах внутренних дел
_____________________________________________________________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет (подчеркнуть или написать):
______________________________________________
бродяжничество, употребление
спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осужден,
антиобщественное поведение, драка и др.
II. Место проживания:
1. Адрес регистрации
_____________________________________________________________________________
(район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)
6

_____________________________________________________________________________
2.Адрес фактического проживания _______________________________________________
3.Адрес последнего проживания (без места жительства)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III. Условия проживания ребенка
1. Проживает (подчеркнуть или дописать):
с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в
приемной семье;
в государственном учреждении; с другими членами семьи; с
посторонними людьми;
_____________________________________________________________________________
2. Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дописать):
Созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в
квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц
в нетрезвом состоянии), квартира или ее часть сдается в наем,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
IV.Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать):
Малообеспеченная, многодетная, находящаяся в социально опасном положении, полная,
неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца,
беженцы, вынужденные переселенцы
_____________________________________________________________________________
V. Статус родителей (подчеркнуть или дописать):
Инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав
(мать-отец), безработные (мать, отец)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VI. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дописать):
Злоупотребляют спиртные напитки (мать, отец), наркотические вещества (мать, отец);
ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей
(мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учете в ОВД (мать, отец), состоят
на учете в или КДН (мать, отец); находится в местах лишения свободы (мать, отец,
другие члены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни,
ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе
(мать, отец); заботятся о ребенке (мать, отец)
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VII. Количество детей в семье
1. Количество детей до 18 лет
_____________________________________________________________________________
(указать годы рождения)
2. В каких учреждениях обучаются или воспитываются
__________________________________________________________________________
(указать номера учреждений)

7

Меры, принятые образовательным учреждением
по состоянию на 25 число текущего месяца
(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы
опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, отдел
образования, опеки и попечительства, органы социальной защиты населения,
прокуратуру) Данная страница заполняется образовательной организацией каждый
отчетный период
Обращение школы
(название
организации, дата,
исходящий номер)

Ответ
(дата, исходящий
номер)

Краткое изложение о принятых мерах той
организацией, в которую обратилась школа

Руководитель образовательной организации (подпись) _________________________
М.П.
Меры, принятые городским, районным отделом образования
(данная часть страницы заполняется специалистом управления образования
каждый отчетный период)
Принятые
меры

Протокол заседания
(№ и дата)

Решение комиссии

Название организации
(дата, исходящий номер)

Ответ (дата, исходящий номер), о
принятых мерах

Заседание
комиссии

Обращения в
организации

8

Форма 3.
Председателю КДН и ЗП
___________________________________________________________________________
Уважаемый (ая) (Имя, Отчество)!
Администрация МБОУ Школа № 108 ходатайствует о рассмотрении вопроса
перевода (отчисления из контингента обучающихся), снятия с учета в связи с (указать
причину снятия) обучающегося ___ класса Иванова Ивана Ивановича, 00.00.0000 г.р.,
зарегистрированного по адресу __________, проживающего по адресу ___________ в
МБОУ Школа №108.
Иванов И.И. обучается в школе с __ класса (указать дату зачисления). Ранее
обучался в ОУ №№ ________. Дать краткое изложение оснований (причин) перевода и
сведения о профилактической работе общеобразовательной организации с данным
обучающегося.
Приложение: 6 документов:
1. Характеристика обучающегося (от классного руководителя)
2. Психологическая характеристика.
3. Выписка отметок обучающегося, выписка из ведомости учета посещаемости
(сведения о пропусках учебных занятий без уважительной причины)
4. Выписки из протоколов заседаний совета по профилактике, педагогического
совета, консилиума, где рассматривались вопросы в отношении обучающегося.
5. Копии обращений в органы и учреждения системы профилактики и ответов по
данному обучающемуся.
6. Согласие (заявление) родителей на перевод.
Директор

___________ФИО
Форма 4.

Образец писем в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
P.S. Письмо следует писать на бланке школы и заверить печатью. Необходимо
указать адрес, контактный телефон и факс
Через неделю следует позвонить секретарю начальника и справиться, когда
получено письмо, за каким входящим номером зарегистрировано, кому поручено для
исполнения (Ф.И.О. сотрудника и его контактный телефон). Эти сведения следует внести
в копию письма, подшитую в личное дело.
В случае, когда нет ответа в течение двух недель, следует позвонить исполнителю и
попросить об ускорении ответа, можно обратиться с просьбой, чтобы ответ, с подписью
начальника, прислали по факсу.
В случае не получения ответа, следует по истечении 30 дней направить повторное
письмо на имя начальника ОВД с указанием, что запрос направляется повторно.
Если и на повторный запрос не последует ответа, о данном факте следует сообщить
вышестоящему руководству - начальнику ОУВД, в письме сообщить, когда (указать даты
каждого) направлялись запросы или информация в ОВД, о чем, в течение какого времени
ждали ответа и обратиться с просьбой о предоставлении вам такой информации (можно
приложить копию повторного письма с указанием даты и входящего номера).
9

Начальнику УВД (название)
Фамилия, инициалы
Уважаемый (имя, отчество)!
Прошу Вас сообщить, состоит ли на учете в ПДН обучающийся нашей школы
(фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес).
Если состоит, прошу дать подробную информацию:
- когда и за какое противоправное действие был поставлен на учет.
- состоят ли родители на учете;
Данная информация будет использована в целях организации воспитательнореабилитационного процесса и ее конфиденциальность гарантируется.
Надеюсь на понимание, деловой контакт и консолидацию совместных усилий в
работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Директор

подпись

ФИО

Председателю Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
района (название)
ФИО
Уважаемый (имя, отчество)!
Сообщаю, что обучающийся __класса нашей школы (фамилия, имя, отчество, год
рождения, адрес), далее дать о нем необходимую информацию. Например,
систематически, в течение (указать время) пропускает без уважительной причины
школьные занятия, совершил противоправные действия (указать какие и когда) и т.д.
Далее необходимо указать (кратко) какие принимались меры по коррекции его
поведения, а также отношение его родителей к данной проблеме.
Затем излагается просьба по существу вопроса. Например, обсудить на заседании
комиссии вопрос о поведении воспитанника, принять меры административного
воздействия к его родителям (законным представителям), решить вопрос о направлении
его на лечение от алкоголизма или наркомании, обязать пройти консультацию в Центре
психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.
На заседание комиссии прошу пригласить представителя школы и выслать выписку
из протокола комиссии о принятом решении.
Директор

подпись

ФИО

10

Форма 5
Памятка
Порядок перевода обучающегося в вечернюю (сменную) школу
или профессиональные образовательные организации
Перевод обучающихся, не получившего общего образования, осуществляется
только в исключительных случаях при условии перехода его в вечернее (сменное) или
профессиональные образовательные организации по представлению отдела образования,
опеки и попечительства и с согласия районной, городской комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Отдел образования на заседании рассматривает вопрос о переводе ребенка в
вечернее (сменное) или профессиональные образовательные организации с учетом
анализа профилактической работы с несовершеннолетним;
В случае положительного решения направляется представление в Комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП) района, города по месту
регистрации несовершеннолетнего.
Для рассмотрения вопроса о переводе несовершеннолетнего на другую форму
получения основного общего образования директору образовательной организации
необходимо представить в Комиссию следующие документы:
1) Ходатайство администрации образовательного учреждения на имя председателя
Комиссии с подробным указанием причин для перевода несовершеннолетнего.
2) Выписка из протокола заседания педсовета (совета по профилактике
правонарушений) образовательного учреждения по вопросу перевода учащегося с
подробным указанием оснований для перевода.
3) Характеристика несовершеннолетнего обучающегося, подписанная директором
образовательной организации.
4) Заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о
переводе ребенка на другую форму получения основного общего образования с
подробным указанием причин.
5) В случае положительного решения КДН и ЗП, представить в отдел образования ,
опеки и попечительства справку-подтверждение о зачислении ребенка в другую
образовательную организацию.

11

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Школа № 108
__________Галяпо Т.В.
Приказ № 388 от 08.09.2015 г.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения учета несовершеннолетних,
не посещающих или систематически пропускающих
по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях
1. Общие положения
1.1. Инструкция составлена в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", Семейным кодексом Российской Федерации, Законом
об образовании в Республике Башкортостан, Законом об основных гарантиях прав ребенка в
Республике Башкортостан, Законом о системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан и другими нормативноправовыми актами образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные
программы и определяет порядок работы педагогических работников, которые:
- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их
воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
- ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных организациях;
- выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным
причинам;
- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно
информируют органы управления образования и районные, городские комиссии по делам
несовершеннолетних (КДН) и защите их прав (ЗП) о детях, прекративших или уклоняющихся от
обучения.
1.2. В Инструкции применяются следующие понятия:
Прогульщик – это обучающийся, который преднамеренно избегает школу без разрешения.
Учет в образовательной организации детей, не
посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, - это
система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной
организацией в отношении обучающего и семьи, которая направлена на выявление и устранение
причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательной организации.
2. Организация работы по учету детей в образовательных организациях
2.1. Ежедневный контроль над посещаемостью учебных занятий осуществляет
классный руководитель (педагог-воспитатель). В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий и/или
отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классный
руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных
представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали
об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля над поведением ребенка и
посещаемостью школьных занятий.
Помимо беседы классного руководителя рекомендуется провести индивидуальную
консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины
прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по
устранению выявленных причин.

12

2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о
прогулах, а обучающийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика
на дому совместно с представителями КДН и ЗП района или города. Посещение поможет
выяснить
условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных
представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его
семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому
следует оформить актом обследования жилищных условий.
Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к
асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника КДН и ЗП
или инспектора ОДН УВД.
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по
школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам
несовершеннолетних (ОДН УВД по месту жительства обучающегося) для установления
нахождения обучающегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в
школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за
уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного
общего образования (ст. 63 ч. 2 Семейного кодекса РФ, ст. 44, п. 6 Закона РФ"Об образовании").
2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дала должных
результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия,
обучающегося следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним
индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.
2.5. В отношении родителей (законных
представителей), не уделяющих
должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно
в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.
В случае если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют
на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде
проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (пункт
1 ст. 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних").
2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего
общего образования, повышения ответственности образовательных организаций Республики
Башкортостан за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение
контингента обучающихся, образовательная организация обязана осуществлять ведение
документации по учету и движению обучающихся.
Важно, чтобы ребенок не «потерялся» между двумя школами, уйдя из одной и так и не попав в
другую. При переводе ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана
подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за
продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающей
образовательной организации.
Одним из основных направлений работы органов и организаций образования является выявление
и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам
занятия в общеобразовательных организациях.
Задача каждой образовательной организации обеспечить права всех граждан на получение
среднего общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими
образовательной организации.
Своевременное выявление причины прогулов, терпеливая, настойчивая работа с трудными
детьми, умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их
отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов со сверстниками являются большим
вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом
эффективности правового воспитания обучающихся.
13

Пропуски занятий в общеобразовательных организациях способствуют возникновению
трудностей у обучающихся в освоении предметных дисциплин, последующего падения
мотивации учения, а также постепенному прекращению посещения несовершеннолетними
образовательной организации. Однако низкая учебная мотивация скорее следствие, чем причина.
Неуважительные причины разнообразны:
- нарушение межличностных отношений со сверстниками, конфликты с учителями;
- чувство одиночества, отвержение сверстниками (изгой или низкий, неустойчивый статус в
классе), пребывание в роли жертвы (подростковый буллинг);
- насилие (факт и угроза);
- неблагополучная семья (асоциальная), препятствие или уклонение, родителей от своих
обязанностей;
- конфликтные отношения в семье;
- утрата престижа в классе (вина, позор, унижение);
- злоупотребление психоактивными веществами;
- неразделенная любовь;
- финансовый долг перед неустановленным лицом;
- проблемы с дисциплиной или законом;
- разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
- подростковая беременность;
- бродяжничество и многие др.
4.

Основания для постановки на школьный учет,
на учет управления образования

3.1. На школьный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за
неоднократные, систематические пропуски
учебных занятий, а также за длительное
непосещение образовательной организации без уважительной причины.
3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не
посещающего занятия в образовательной организации, классным руководителем (воспитателем,
социальным педагогом) заводится карта "Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные
занятия по неуважительной причине" (форма 1).
3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и его условиях проживания, об
индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых
образовательной организацией.
3.4. Карта "Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной
причине" направляется образовательной организацией в отдел образования. Информация
представляется в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью
руководителя и печатью, ежемесячно до 25 числа текущего месяца по форме (форма 1).
С момента подачи данной карты учета сведения о несовершеннолетнем вносятся в банк данных
отдела образования, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в управлении
образования.
3.5. На учет в отдел образования ставится обучающийся за:
- систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно
10-15 учебных дней за отчетный период);
- непосещение учебных занятий (в течение 10-15 учебных дней за отчетный период).
3.6. Сведения об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательной организации, предоставляются отделом
образования в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных
районах, округах, районах в составе городских округов РБ. Сведения направляются в
электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя, по состоянию
на 1 октября, 1 января, 1 апреля, 1 июня (форма 1, форма 2).

14

3.7. Ежегодно в срок до 15 сентября отделам образования проводить мониторинг учета детей, не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
общеобразовательных организациях, информацию по итогам данного мониторинга представлять
в отдел воспитания и дополнительного образования Министерство образования Республики
Башкортостан (обобщенные данные за отчетный учебный год – форма 2).
Сведения
направляются в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя
отдела образования, по состоянию на 15 сентября.
3.8. Информация, полученная из управлений образования, заносится в банк данных о детях,
длительное время не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательной организации.
3.9. Руководители образовательных организаций и отделов управлений образования несут в
соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о
несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия
в образовательных организациях.
3.10. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит
хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Меры по предотвращению пропусков занятий
без уважительных причин
4.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым
условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении
несовершеннолетними среднего общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня
занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует
относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью,
необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его
поведении и прекращения прогулов.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не
принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет
его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он может
приобщиться к бродяжничеству или стать добычей преступной среды.
4.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней
профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть
образовательной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не
усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.
4.3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковая работа - одно из важнейших направлений
воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и
формированию законопослушного поведения.
4.4. При выявлении нарушений межличностных отношений с родителями, проблем в семейном
окружении работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Для
нормализации отношений в семье; развития навыков разрешения конфликтов со сверстниками,
умений преодоления кризисных ситуаций следует привлекать школьного психолога, специалиста
по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров.
4.5. Работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходимо строить в
тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН УВД, органами опеки и
попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью и др.

15

Форма 1.
Карта
«Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия
по неуважительной причине»
Отдел образования ____________________________
I. Сведения о несовершеннолетнем:
1. Ф.И.О (полностью)
2. Дата рождения (число, месяц, год)
3. Школа (последнее место учебы)
дата поступления
4. В каком классе обучается
5. В каком классе должен обучаться по возрасту
Систематически пропускает занятия
Не посещает школу
За отчетный период пропущено суммарно С какого времени не обучается
________ учебных дней,________ уроков ________________________________________
(указать количество)
(дата последнего посещения занятий)
(Заполняется одна из граф)
7. Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить)___________________________
____________________________________________________________трудности
в
обучении,
повторный(ые) курс(ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие
родителей, жестокое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству,
конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не
желает учиться, хочет (вынужден) работать,
8. Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. На
учете
в
КДН
и
ЗП
(подчеркнуть)
несовершеннолетний/семья
_________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет КДН и ЗП
_____________________________________________________________________________
10. На учете в органах внутренних дел
_____________________________________________________________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет (подчеркнуть или написать):
______________________________________________
бродяжничество, употребление
спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осужден,
антиобщественное поведение, драка и др.
II. Место проживания:
1. Адрес регистрации
_____________________________________________________________________________
(район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)
16

_____________________________________________________________________________
2.Адрес фактического проживания _______________________________________________
3.Адрес последнего проживания (без места жительства)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III. Условия проживания ребенка
3. Проживает (подчеркнуть или дописать):
с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в
приемной семье;
в государственном учреждении; с другими членами семьи; с
посторонними людьми;
_____________________________________________________________________________
4. Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дописать):
Созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в
квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц
в нетрезвом состоянии), квартира или ее часть сдается в наем,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
IV.Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать):
Малообеспеченная, многодетная, находящаяся в социально опасном положении, полная,
неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца,
беженцы, вынужденные переселенцы
_____________________________________________________________________________
V. Статус родителей (подчеркнуть или дописать):
Инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав
(мать-отец), безработные (мать, отец)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VI. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дописать):
Злоупотребляют спиртные напитки (мать, отец), наркотические вещества (мать, отец);
ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей
(мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учете в ОВД (мать, отец), состоят
на учете в или КДН (мать, отец); находится в местах лишения свободы (мать, отец,
другие члены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни,
ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе
(мать, отец); заботятся о ребенке (мать, отец)
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VII. Количество детей в семье
1. Количество детей до 18 лет
_____________________________________________________________________________
(указать годы рождения)
2. В каких учреждениях обучаются или воспитываются
__________________________________________________________________________
(указать номера учреждений)

17

Меры, принятые образовательным учреждением
по состоянию на 25 число текущего месяца
(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы
опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, отдел
образования, опеки и попечительства, органы социальной защиты населения,
прокуратуру) Данная страница заполняется образовательной организацией каждый
отчетный период
Обращение школы
(название
организации, дата,
исходящий номер)

Ответ
(дата, исходящий
номер)

Краткое изложение о принятых мерах той
организацией, в которую обратилась школа

Руководитель образовательной организации (подпись) _________________________
М.П.
Меры, принятые городским, районным отделом образования
(данная часть страницы заполняется специалистом управления образования
каждый отчетный период)
Принятые
меры

Протокол заседания
(№ и дата)

Решение комиссии

Название организации
(дата, исходящий номер)

Ответ (дата, исходящий номер), о
принятых мерах

Заседание
комиссии

Обращения в
организации

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».