1 Общая характеристика учреждения 1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа №108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Юридический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Менделеева, 177, корп. 3. Фактический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Менделеева, 177, корп. 3. Учредители: городской округ город Уфа Республики Башкортостан Организационно-правовая форма: муниципальное автономное учреждение Государственный статус: тип - общеобразовательное учреждение вид – средняя общеобразовательная школа Лицензия № 0006040 серия 02Л01 от 20.05.2016 года, регистрационный номер 4312 бессрочно Свидетельство о государственной аккредитации № 0000887 серия 02А01 от 11.06.14 г. до 11.06.2026 г. Нормативная правовая база: Учебный план по внеурочной деятельности 5-9 классах МАОУ Школа № 108 разработан на основании: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 № 03-870 "О направлении информации (Дополнение к методическим рекомендациям по введению федеральных основных общеобразовательных программ) Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» ( «Родной язык и родная литература») при введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 26.08.2024 года; Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационнометодическому письму о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направленному письмом Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении методических рекомендаций»» Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего, 2 основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 № 244 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1053" Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ) Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ» Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном» Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799) Приказом Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993 « Об утверждении ФОП ООО» ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования” Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02. 2024 г. N 62 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования ” Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02. 2024 г. N 67 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения 3 Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ” Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 г. N 110 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего образования”. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 г. N 31 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования”. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 г. N 1028 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования”. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.201 № 287 (далее - ФГОС основного общего образования) для 5-6 х классов Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений» Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации». Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция) Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г.№216-з «О языках народов Республики Башкортостан» Закона Российской Федерации от 25.10.1991 г.№1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; Уставом школы; 4 Образовательными программами МАОУ Школа № 108. Учебный план является частью образовательных программ школы: образовательная программа начального общего в соответствии с ФГОС и образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС Учебный план (недельный) для 5 –9-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования План внеурочной деятельности подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.3648-20, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности и возможности образовательной организации. План составлен с учетом мнения всех участников образовательного процесса и возможностей школы. Модель организации внеурочной деятельности МАОУ Школа № 108 - план с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности (п. 18.3.1.2 ФГОС ООО). Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальным актом (часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В целях учета интересов и потребностей обучающихся, достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования в часы внеурочной деятельности индивидуально для каждого ученика могут быть зачтены часы программ дополнительного образования, которые осваивает обучающийся как в своей общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях. Основные принципы плана внеурочной деятельности: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в МАОУ Школа № 108 решает следующие задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; 5 - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей. При организации внеурочной деятельности учащихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности экскурсий. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования и другие. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя: 1. внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ – такие как Физическая культура, ИЗО, Музыка «Решение задач по математике» «Читательская грамотность»; 2. внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. «Основы финансовой грамотности» ; 3. внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных ком- петенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении- «Разговоры о важном» в форме классного часа; 4. внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образователь ной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся – Театральная студия, внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д. - «Юнармия» ; «Семьеведение. Культура взаимоотношений»; 6 5. внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.)- «Мы вместе» ( взаимодействие ученик-родитель); Безопасность детей в сети интернет; 6. внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов) ( сетевое взаимодействие с «Индиго», «Семья»; 7. внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся)«Школа безопасности» «Россия – мои горизонты» ( сетевое взаимодействие с МЧС) . Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной это- му виду отечественного искусства. Часть учебного плана, включающая внеурочную При организации внеурочной деятельности школа может использовать как собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного обучающегося. Учебный план (недельный) для 5-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования (5-дневная учебная неделя) Направление внеурочной деятельности Название Количест во часов в неделю Количе ство часов в неделю Коли честв о часов в недел ю Количес тво часов в неделю Всего часов по 5-9-м классам 5а 1/34 1/34 5б 1/34 1/34 5в 1/34 1/34 5г 1/34 1/34 4/136 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Для 5 –х классов 1.ВД по учебным предметам образовательной программы 2. ВД по формированию функциональной грамотности Физическая культура Решение задач по математике Основы финансовой грамотности Функциональная грамотность Читательская грамотность 7 3. ВД по развитию личности 4.ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий 5. ВД по организации деятельности ученических сообществ 6.ВД по организационному обеспечению учебной деятельности Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Театральная студия 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 2/68 9/306 9/306 9/306 9/306 36/1224 «Юнармия» ИЗО Музыка 7. ВД по обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов 8. 8. ВД по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы Россия – мои горизонты итого Учебный план (недельный) для 6-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования (5-дневная учебная неделя) Направление внеурочной деятельности Название Количест во часов в неделю Количе ство часов в неделю Коли честв о часов в недел ю Количес тво часов в неделю Всего часов по 5-9-м классам 6а 2/68 1/34 6б 2/68 1/34 6в 2/68 1/34 6г 2/68 1/34 8/272 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Для 6–х классов 1.ВД по учебным предметам образовательной программы функциональной грамотности Физическая культура Решение задач по математике Основы финансовой грамотности Функциональная грамотность Читательская грамотность 8 3. ВД по развитию личности 4.ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий 5. ВД по организации деятельности ученических сообществ 6.ВД по организационному обеспечению учебной деятельности 7. ВД по обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов 1. 8. ВД по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 «Школа безопасности» 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 итого 10/340 10/340 10/34 0 10/340 40/1360 «Юнармия» ИЗО Музыка Россия – мои горизонты Учебный план (недельный) для 7-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования (5-дневная учебная неделя) перспективный Направление внеурочной деятельности Название Количест во часов в неделю Количе ство часов в неделю Коли честв о часов в недел ю Всего часов по 5-9-м классам Физическая культура ИЗО 7а 1/34 0,5/17 7б 1/34 0,5/17 7в 1/34 0,5/17 3/102 0,5/17 Музыка 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 Решение задач по алгебре 1/34 1/34 1/34 3/102 Функциональная грамотность 1/34 1/34 1/34 3/102 Для 7–х классов 1.ВД по учебным предметам образовательной программы 2. ВД по формированию функциональной грамотности 9 3. ВД по развитию личности 4.ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий 5. ВД по организации деятельности ученических сообществ 6. ВД по обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов 1. 7. ВД по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы 2. Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 3/102 Читательская грамотность 1/34 1/34 1/34 3/102 «Юнармия» 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 Черчение 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 3/102 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 9 8 9 Россия – мои горизонты «Школа безопасности» Учебный план (недельный) для 8-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования (5-дневная учебная неделя) перспективный Направление внеурочной деятельности Название Количест во часов в неделю Количе ство часов в неделю Коли честв о часов в недел ю Всего часов по 59-м класс ам 8а 1/34 8б 1/34 8в 1/34 3/102 Музыка Основы культуры речи Математическая грамотность Основы финансовой грамотности 0,5/17 1/34 2/68 0,5/17 1/34 2/68 0,5/17 1/34 2/68 2/51 3/102 6/204 1/34 1/34 1/34 3/102 Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 3/102 Для 8–х классов Физическая культура 1.ВД по учебным предметам образовательной программы 2. ВД по формированию функциональной грамотности 3. ВД по развитию личности 10 4.ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий 5. ВД по организации деятельности ученических сообществ 6.ВД по организационному обеспечению учебной деятельности 7. ВД по обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов 1. 8. ВД по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы 2. итого «Семьеведение. Культура взаимоотношений» 1/34 1/34 1/34 3/102 Безопасность детей в сети интернет 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 10 10 10 Россия – мои горизонты Технология Учебный план (недельный) для 9-х классов (ФОП ООО) по внеурочной деятельности основного общего образования (5-дневная учебная неделя) Перспективный Направление внеурочной деятельности Название Количест во часов в неделю Количе ство часов в неделю Коли честв о часов в недел ю Всего часов по 5-9-м классам 9а 2/34 9б 2/34 9в 2/34 6/204 Основы культуры речи Решение математических задач Основы финансовой грамотности Функциональная грамотность 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 3/102 6/204 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 3/102 Для 9–х классов Физическая культура 1.ВД по учебным предметам образовательной программы 2. ВД по формированию функциональной грамотности 3. ВД по развитию личности 11 4.ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий 5. ВД по организации деятельности ученических сообществ 6.ВД по организационному обеспечению учебной деятельности 7. ВД по обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов 1. 8. ВД по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы 2. «Семьеведение. Культура взаимоотношений» 1/34 1/34 1/34 3/102 Безопасность детей в сети интернет 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 10 10 10 Россия – мои горизонты «Технология» 12