АООП ООО для обучающихся с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата)

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения………………………………………………..

3

2. Целевой раздел……………………………………………………..

6

2.1.Пояснительная записка………………………………………………..

6

2.2. Значимые показатели для разработки адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с НОДА…………………………………………………….
2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с

7

НОДА

адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования…………………………………..................................

11

2.4. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов

освоения

адаптированной

ООП

ООО

……………………………………………………………………….............

16

3. Содержательный раздел……………………………………………

18

3.1. Программа коррекционной работы………………………………...

19

4. Организационный раздел………………………………………...

24

Учебный план………………………………………………………..

24

4.1.

4.2.Система условий реализации АООП ООО обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………….

3

24

Общие положения

I.
Адаптированная

образовательная

программа

основного

общего

образования для детей с НОДА МАОУ Школа № 108нормативный правовой
документ ОО, характеризующий специфику содержания образования и
особенности образовательного процесса детей с НОДА в основной школе.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы основного общего образования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию. Система коррекционно – развивающей работы в
школе – это форма дифференцированного образования, позволяющая решать
задачи

своевременной

активной

помощи

детям

с

ОВЗ.

Особые

образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой
нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании
образования.
Обучающийся

с

НОДА

получает

образование

(вариант

6.1),

сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в
те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный
поток и по окончании школы может получить такой же документ об
образовании,

как

и

его

здоровые

сверстники.

Осваивая

основную

образовательную программу, обучающийся с НОДА имеет право на
прохождение
аттестации

текущей,
в

иных

промежуточной

формах.

Эти

и

государственной

специальные

условия

итоговой
аттестаций

конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА.В
случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны
быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений
его здоровья.

4

Реализация АООП ООО (вариант 6.2) предполагает, что обучающийся с
НОДА и ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям
к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без
ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки,
которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что
объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно
за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
Вариант 6.2 АООП ООО обучающихся с НОДА может быть реализован
в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах,

группах

образовательную

или

в

отдельных

деятельность1.

организациях,

ГБОУ

Школа

осуществляющих

№1355

обеспечивает

требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения
и воспитания.
Определение

варианта

АООП

ООО

обучающегося

с

НОДА

осуществляется на основе рекомендаций ЦПМПК, сформулированных по
результатам

его

обследования,

с

комплексного
учетом

психолого-медико-педагогического

ИПРРИ

и

в

порядке,

установленном

законодательством Российской Федерации.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность
перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием
для этого является заключение ЦПМПК). Перевод обучающегося с НОДА с
ЗПР с одного варианта АООП ООО на другой осуществляется ГБОУ Школа
№1355 на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и
предметных результатов по рекомендации ЦПМПК и с согласия родителей
(законных
специальная

представителей).Обязательной
помощь

образовательных

–

создание

потребностей.

условий

Программа

является
для

систематическая

реализации

коррекционной

особых
работы,

направленная на развитие жизненной компетенции
Часть 4 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
1

5

ребенка и поддержку в освоении основной образовательной программы,
является неотъемлемой частью основной образовательной программы,
осваиваемой обучающимся с НОДА. Программа коррекционной работы
основного общего образования преемственна с Программой коррекционной
работы начального общего образования и обеспечивает:
— создание в школе специальных условий воспитания, обучения,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с НОДА
посредством

индивидуализации

и

дифференциации

образовательного

процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка

и

реализация

программы

коррекционной

работы

предусматривают как самостоятельную работу специалистов школы, так и
совместную с

другими

образовательными

учреждениями

г. Москва

посредством организации сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие
- наиболее действенная форма совместной деятельности образовательных
организаций, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися
с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы основного общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации;
- Конвенции о правахребенка;
- КонституцииРоссийскойФедерации;
- Приказа

Министерства

образования

Российской

Федерации

от

09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений РФ», реализующих программы общего образования;
- Приказа МО РФ «Об утверждении Федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от05.03.2004 № 1089;
6

- Письма Министерства образования Российской Федерации № 03-51-10
от 02.02.2004 «О введении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»;
- Гигиенических требований к условиям обучения в образовательных
учреждениях,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от «29»декабря 2010 №189 Сан
Пин 2.4.2. 2821-10;
- Образовательной программы основного общегообразования
- Устава МАОУ Школа № 108 г. Уфы
2. Целевой раздел
2.1.

Пояснительная записка

Цель реализации АООП ООО для детей с НОДА
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
поддержкиучащимся с НОДА и их родителям (законным представителям);
— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении
основных и дополнительных общеобразовательных программ основного
общего образования, дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на уровне основного общего
образования становятся формирование социальной компетентностиучащихся
с

ограниченными

возможностями

здоровья,

развитие

адаптивных

способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
-

правильное распознавание наиболее актуальных проблем развития

учащегося с НОДА;
-

своевременное оказание адресной помощи таким учащимся;

-

динамическая оценка её результативности;

-

осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-

педагогической и медицинской помощи учащимся с учётом особенностей
развития, индивидуальных возможностей детей;
7

-

разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов,

организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с НОДА;
-

обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным

образовательным

программам

различных

направленностей,

получения

дополнительных образовательных коррекционных услуг;
-

формирование

зрелых

личностных

установок,

способствующих

оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
-

расширение адаптивных возможностей личности, определяющих

готовность

к

решению

доступных

проблем

в

различных

сферах

жизнедеятельности;
-

развитие

коммуникативной

компетенции,

форм

и

навыков

конструктивного личностного общения в группе сверстников;
-

реализация

комплексной

системы

мероприятий

по

социальной

адаптации и профессиональной ориентации учащихся с НОДА;
-

оказание

консультативной

и

методической

помощи

родителям

(законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и
другим вопросам.
2.2 Значимые показатели для разработкиадаптированной основной
общеобразовательной

программы

основного

общего

образования

обучающихся с НОДА
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с НОДА предполагает преемственность на
всех уровнях обучения, учитывает типологические и индивидуальные
образовательные потребности обучающихся, имеет коррекционную и
развивающую направленность образовательного процесса, ориентируется на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития».
Содержание программы определяют следующие принципы:
Принцип

преемственности

обеспечивает

создание

единогообразовательного пространства при переходе от начального общего
образования к основному общему образованию, способствует
8

интеллектуальному развитию обучающихся и их личностному росту.
Успешное освоение основной образовательной программы основного
общего образования является необходимым условием для продолжения
образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип

соблюдения

интересов

ребёнка

определяет

позициюспециалиста, который призван решать проблему ребёнка с
максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Принцип

системности

обеспечивает

единство

диагностики,коррекциии развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений у детей с НОДА, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Принцип

непрерывности

гарантирует

ребёнку

и

его

родителям(законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к её решению.
Принцип
условийдля

вариативности

получения

предполагает

образования

детьми,

создание

вариативных

имеющими

различные

недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Принцип
обеспечивает

рекомендательного
соблюдение

правродителей

(законных

характера

гарантированных

представителей)

детей

оказания

помощи

законодательством
с

ограниченными

возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и
интересы детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с
нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

объединяет

детей

со

значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
9

полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии
опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю.
Левченко,

О.Г.

Приходько;

классификация,

К.А.

Семеновой,

Е.М.

Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–
го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования
разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в
большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории
детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка
с НОДА в образовательном процессе, задачами которого

являются

правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития,
своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её
результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна
носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте
предлагается

типология,

основанная

на

оценке

сформированности

познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.-дети с нарушениями
функций

опорно-двигательного

аппарата

различного

этиопатогенеза,

передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лёгким
дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся
при

помощи

ортопедических

средств

или

лишенные

самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные
10

возможности

нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и
дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.
Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует
благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко
используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько
замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционнопедагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном
развитии.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:


обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;


требуется введение в содержание обучения специальных разделов,

не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;


необходимо использование специальных методов, приёмов и

средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей»
обучения;


индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для

нормально развивающегося ребёнка;


обеспечение особой пространственной и временной организации

образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной
школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды,
11

обеспечения

специальными

приспособлениями

и

индивидуально

адаптированным рабочим местом. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в
различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в
самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период обучения
щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
2.3. Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

с

нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися

с

НОДА

АООП

ООО

соответствуют

ФГОС

ООО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП ООО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу основного общего
образования:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
-метапредметным,
универсальные

учебные

включающим
действия

освоенные

(познавательные,

обучающимися
регулятивные

и

коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты в рамках когнитивного компонента будут
12

сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и
границах России, её географических особенностях; знание основных
исторических событий развития государственности и общества; знание
истории и географии Оренбургской области и города Оренбурга, его
достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о
государственной организации России, знание государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей
гражданина,

ориентация

в

правовом

пространстве

государственно-

общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
• освоение

общекультурного

наследия

России

и

общемирового

культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
13

• эмоционально

положительное

принятие

своей

этнической

идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их,
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность

в

самовыражении

и

самореализации,

социальном

признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при
их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в
детских

и

молодёжных

общественных

организациях,

школьных

и

внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
• устойчивый

познавательный
14

интерес

и

становление

смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы основного общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)

использование

знаково-символических

средств

представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии

с

коммуникативными

и

познавательными

задачами

и

технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
15

высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные

результаты

приводятся

в

блоках

«Выпускник

научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к
каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык»,

«История

«География»,

России.

«Математика»,

Всеобщая

история»,

«Информатика»,
16

«Обществознание»,

«Физика»,

«Биология»,

«Химия»,

«Изобразительное

искусство»,

«Музыка»,

«Технология»,

«Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.4. Система оценки достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения адаптированной ООП ООО
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП ООО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Достижения

планируемых

результатов

освоения

АООП

ООО

определяются по завершению обучения в основной школе, поскольку у
обучающегося с НОДА может быть индивидуальный темп освоения
содержания образования и

стандартизация

планируемых

результатов

образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Неспособность обучающегося с НОДА полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП ООО не должна служить препятствием для выбора
или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся
может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия,
дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и
работоспособности,

нарушения

со

стороны

двигательной

сферы,

установленные

сроки

препятствующие ее освоению в полном объеме.
Обучающиеся,

не

ликвидировавшие

в

академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с
рекомендациями ЦПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.
Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО
в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и
итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с
17

НОДА включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную)
с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с НОДА;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с НОДА и ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые

единицы,

задающие

поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
•

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
НОДА (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от
другого;

упрощение

формулировок

задания

по

грамматическому

и

семантическому оформлению и др.);
•

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:

стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение

внимания,

концентрирование

на

выполнении

работы,

напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
•

увеличение времени на выполнение заданий;

•

возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании

в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
18

•

недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,

создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП ООО должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
3. Содержательный раздел
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП ООО
для

обучающихся

с

НОДА

и

включает

следующие

программы,

ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов: программы формирования универсальных учебных действий;
отдельных учебных предметов; духовно-нравственного развития, воспитания;
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы),
которые полностью соответствуют ФГОС ООО.
Определяющим условием эффективного обучения обучающихся с
НОДА является:
• сформированное объективное представление учащегося о своем
опорно-двигательном аппарате и его применении в различных условиях;
•

владение

компьютером

с

установленным

специальным

программным обеспечением;
• применение специальных средств наглядности.
В формировании личностных и метапредметных результатов,
необходимой составляющей жизненных компетенцией является умение
ориентироваться и безопасно передвигаться в пространстве, владение
навыками самообслуживания (в т.ч., сформированность элементарных
бытовых навыков ведения домашнего хозяйства), умение применять в учебной
деятельности и в быту персональные средства передвижения.

19

3.1. Программа коррекционной работы
Программа

включает

в

себя

взаимосвязанные

направления,

раскрывающие её основное содержание: диагностическое,коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с НОДА при
освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической
диагностики нарушений в развитии учащихся с НОДА;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося,
выявление его резервных возможностей;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
НОДА;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития
ребёнка

(мониторинг

динамики

развития,

успешности

освоения

образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социальнопсихолого-педагогического и медицинского сопровождения учащихся в
условиях образовательного процесса;
- выбор

оптимальных

для

развития

ребёнка

коррекционных

программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития
и трудностей обучения;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
20

вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование
адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на
основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и
адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с учащимися с НОДА, единых для всех участников
образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с учащимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания
и

приёмов

коррекционного

обучения

ребёнка

с

ограниченными

возможностями здоровья;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и

осознанному выбору

учащимися

с ограниченными

возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в
21

соответствии

с

профессиональными

интересами,

индивидуальными

способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с
особыми образовательными потребностями, их родителей (законных
представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные

стенды,

печатные

материалы),

направленные

на

разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
(законных

представителей)

по

разъяснению

индивидуально-

типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы на уровне основного общего
образования предусматривает как самостоятельную реализацию в рамках
взаимодействия специалистов ГБОУ Школа №1355, так и взаимодействие
школы с другими образовательными и иными организациям.
Взаимодействие

специалистов

обеспечиваетсистемное

сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья
специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое
взаимодействие включает:
-

комплексность

в

определении

и

решении

проблем

учащегося,

предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
учащегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
22

коррекции

отдельных

сторон

учебно-познавательной,

речевой,

эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
В данной работе возможно использование такой действенной формы
организованного взаимодействия специалистов, как консилиум и службы
сопровождения

образовательного

многопрофильную

помощь

процесса,

ребёнку

и

которые

его

предоставляют

родителям

(законным

представителям), а также всем педагогам в решении вопросов, связанных с
адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы может
применяться в целях повышения качества специальных образовательных
услуг, расширения доступа учащихся с ограниченными возможностями
здоровья к современным образовательным технологиям и средствам
воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся
образовательных ресурсов.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы целесообразно
опираться на следующие принципы:
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и

1)

индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей обучающихся с НОДА;
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение

2)
изменений

психического

и

социального

развития,

индивидуальных

способностей и возможностей обучающихся с НОДА и ЗПР;
3)

единства

параметров,

критериев

и

инструментария

оценки

достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с НОДА, самым тесным образом взаимосвязаны и
23

касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы, выступает
наличие

положительной

показателях,

динамики

отражающих

обучающихся

успешность

в

достижения

интегративных
образовательных

достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка

результатов

освоения

обучающимися

с

НОДА

программы

коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур.

Мониторинг,

обладая

такими

характеристиками,

как

непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений
планируемых

результатов

освоения

обучающимися

программы

коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в
ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы целесообразно
использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную
диагностику.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей
и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с
учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого
отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы
коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации,
позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы
коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых
результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы,
следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
наличие положительной динамики обучающихся
24

по

интегративным

(отсутствии

показателям,

ослабления)

жизнедеятельность

свидетельствующей

степени

обучающихся,

влияния

об

нарушений

проявляется

не

ослаблении
развития

только

в

на

учебно-

познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Результаты освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы не выносятся на
итоговую оценку.
4. Организационный раздел
4.1. Учебный план
Учебный план разрабатывается на основе нормативных правовых
документов. При варианте 6.1. и 6.2. обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО. Обучение
строится по учебному плану ООП ООО ГБОУ Школа №1355.
4.2. Система условий реализации АООП ООО обучающихся с НОДА
Организационные условия
Настоящая ПрограммаГБОУ Школа №1355 предусматривает как
вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального

сопровождения

общеобразовательном

учащихся

классе

или

в

с

НОДА:

обучение

коррекционном;

по

в

общей

образовательной программе основного общего образования или по
индивидуальной

программе;

с

использованием

надомной

и

(или)

дистанционной форм обучения. Варьироваться может степень участия
специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в
соответствии

с

рекомендациями

Центральной

психолого-медико-

педагогической комиссии).
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу

по

профилактике

внутриличностных

и

межличностных

конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
25

- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом;
-

дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение
задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника; использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных
и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности

детей;

дифференцированное

и

индивидуализированное

обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное
воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
-

здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,

укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
-

участие всех детей в воспитательных, культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей с НОДА. При организации
работы в данном направлении планируется руководствоваться
26

разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями,
учитывающими

специфику

образовательного

и

реабилитационного

процесса для таких детей.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы предусматривается использование
рабочих коррекционно-развивающих программ социально-педагогической
направленности,

диагностического

и

коррекционно-развивающего

инструментария, необходимого для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.
случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану планируется
использование специальных (коррекционных) образовательных программ,
учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе
цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Педагоги,

работающие в условиях обучения ребенка с НОДА получили

особую подготовку в области
(коррекционной)педагогики,

специально
быть

готовыми

и

профессионально

компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы
следующие психолого-педагогические знания:
—

представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в

чем его отличие от традиционных форм образования;
—

знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и

личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
—

знание методов психологического и дидактического проектирования

учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным
развитием;
27

—

умение

реализовать

различные

способы

педагогического

взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с
учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями,
специалистами, руководством).
—

Педагог-психолог

должен

обладать

знаниями

о

личностных

особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и
эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих,
нервно-психических и патохарактерологических расстройств.
—

Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о

двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при
фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания
должны соответствовать его двигательным возможностям.
При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять
мультидисциплинарный

подход

в

сопровождении

обучающихся

в

образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с
НОДА могут получать в специализированных центрах.
Материально-техническое обеспечение
Важным условием реализации программы для детей с нарушением
НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся
с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку
беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки
пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все
пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как
самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с требует от учителя больше внимания, в случае выраженных
двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому
наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше.
В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое
поражение рук, препятствующее формированию графо - моторных навыков)
рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано
28

в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо
предусмотреть

наличие

персональных

компьютеров,

технических

приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы,
заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом
случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. При
реализации

общеобразовательных

программ

используются

различные

образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Требования к учебному и дидактическому материалу(Информационное
обеспечение)
Необходимым

условием

реализации

программы

является

создание

информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий. Обязательным является
создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями
здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам

информации,

к

информационно-методическим

фондам,

предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио- и видеоматериалов.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы предусматривается использование
рабочих коррекционно-развивающих программ социально-педагогической
направленности,

диагностического

инструментария,

необходимого

для

и

коррекционно-развивающего

осуществления

профессиональной

деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.
случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану планируется
использование специальных (коррекционных) образовательных программ,
учебников

и

учебных

пособий

для
29

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений (соответствующего

цифровых образовательных ресурсов.

30

вида), в том числе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».