Краеведение 7-9 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО__________________
Зам. директора по УВР
___________________Т.В.Мухарлямова
«31 »августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО______________________
И.о. директора МАОУ Школа № 108
_________ И.Р.Галлямов
«31»августа 2023 г.

Календарно-тематическое планирование
по краеведению
для учащихся 7-9 классов
базовый уровень
Разработана
Султыевой Эльзой
Аглямутдиновной
учителем татарского языка и
литературы

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
Родного языка и литературы
Протокол №1 от «30»августа 2023
Руководитель ШМО
______ /Ф.А.Иштакбаева/

УТВЕРЖДЕНО
На НМС школы
__________________________
Протокол №1 от «30 »августа 2023
Председатель НМС
______/Л.Г.Абдуллина/

Уфа – 2023 – 2024 учебный год

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Краеведение»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях
выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального
общего образования МАОУ Школа №108. Содержание программы внеурочной деятельности ««Краеведение», формы и методы работы позволят,
на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
* формировании у детей мотивации к обучению,
* о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
* развитие познавательных навыков учащихся,
* умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
Метапредметные
Регулятивные
* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
* планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
* осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
* умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
* добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
* осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
* основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
* выделять существенную информацию из текстов разных видов;
* осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
* Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
* умение координировать свои усилия с усилиями других.
* формулировать собственное мнение и позицию;
* договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
* задавать вопросы;
* допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
* учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

.
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1.Родословную своей семьи. 2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени. 3.Семейные традиции. 4.Владеть информацией о
профессии своих родителей. 5.Разнообразие и особенности профессий. 6.Права и обязанности родителей и детей. 7.Вклад своей семьи в историю
города, страны. 8.Правила этики и культуры речи. 9.Что такое «проект», «проблема», «гипотеза»
Уметь: 1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и
сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 3.Вести рассказ от начала до конца; 4.Творчески применять знания в новых
условиях, проводить элементарные опыты. 5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой
установкой. 6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи . 7.Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу. 8.Ставить
вопросы для решения проблемы.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1.Основы экологической культуры. 2.Некоторые особенности природы своего края. 3.Значение природы для человека. 4. Группы растений и
животных. 5.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. 6. Правила поведения в природе.
Уметь: 1.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
2.Различать изученные растения, животных.
3.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
4 .Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главное и
второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе; презентовать работу общественности.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Историческое прошлое родного края. 2. Заботы жителей города, их участие в различных общественных инициативах. 3.Исторические,
культурные, природные памятники своего края. 4. Памятные исторические события нашей Родины, традиции, обычаи, трудовые навыки
населения своей местности. 5. О замечательных людях Белебея. 6. Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ.
Уметь: 1. Работать с источниками информации, с научно- популярной литературой.
2. Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме. 3. Логически выстраивать текстовой
материал. 4. Проводить исследования, анализировать результаты исследований. 5. Оформлять исследовательские работы в соответствии с
требованиями. 6. Выступать с докладом. 7. Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках истории , литературы ).
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: 1.Творчество писателей и поэтов Родного края.
2. Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае. 3.Требования к созданию постера.
Уметь: 1. Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, характеризовать героя. 2.
Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение.3. Давать устные отзывы. 4. Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою.
5. Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме). 6.
Составлять аннотации к прочитанной книге. 7. Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода); составлять заметку в газету. 8.
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации. 9. Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их. 10. Создавать
постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края.
Формы учета знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов и подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, исследовательские и проектные работы,
выставки с художественно-прикладными и техническими работами, праздники).
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных
грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной
области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце
года, объявляются учащимся задолго до его окончания.
Рабочая программа по «Краеведению» составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «История и культура
Башкортостана» 5 - 9 классы под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой,
А.М.Сулейманова.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Рабочая программа по «Краеведению» предусматривает раскрытие
подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира
в целом.
Изучение «Краеведения» призвано способствовать расширению кругозора обучающихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их
взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать
творческое мышление у обучающихся.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Изучение «Краеведения» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и чувством патриотизма;
-привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов РБ;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
Изучение «Краеведения» на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- формировать здоровые этико- эстетические представления;
- привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций;
- способствовать возрождению и развитию национальных культур;
- способствовать расширению кругозора обучающихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически
осмысливать исторический опыт;
- формировать творческое мышление у обучающихся.

Учащиеся 5 класса по предмету «Краеведение» должны знать:


по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки,
легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с
фольклором местного населения, творчество крупных сказителей;



по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим,
З.Биишева, Р.Нигмати, Ф.Исянгулов, Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других респ убликах,
быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую
личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

7 класс
Содержание учебного материала
Повторение пройденного материала (1 час)
Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов
Башкортостана. Орнаментальное искусство и живопись.
Башкортостан в XVIII – XIX веках (2 часа)
Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению
башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.
Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания.
Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.
Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве (4 часа)
Биография батыра. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. Предания о его семье: «Сын Салавата Хасан», «Салават
после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате».
Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах. Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым»,
лирические стихотворения.
Образ Салавата Юлаева в литературе. Стихи и кубаиры о Салавате (по выбору учителя). Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б.
Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом.
Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре. Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т.
Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе).
Кинофильм режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Народный артист Арслан Мубаряков – исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме.
Балет Х. Ахметова и Н. Сабитова «Горный орел».
Башкортостан в произведениях художественной литературы (6 часов)
С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багровавнука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.
С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против
феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. Отрывки из романа.

Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».
Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».
Галимжан Ибрагимов «Дети природы».
Просвещение и печать (4-5 часов)
Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века. Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское.
Духовная семинария.
Школьное образование в Башкортостане. Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии.
Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы.
Оренбургское Неплюевское училище. Преподаватели училища Мирсалих Бикчурин, Салихьян Кукляшев и их просветительская деятельность.
Расширение сети мектебов и медресе: «Расулия» (1884, г.Троицк), «Хусаиния» (1889, г. Оренбург), «Гусмания» (1887, г. Уфа), «Галия» (1906, Уфа),
европеизация мусульманского образования. Джадидизм. Уровень грамотности населения Оренбургской и Уфимской губерний к началу XX века.
Учительские семинарии в городах Благовещенске (1876), Бирске (1882), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910).
Первая типография в Уфе (1801), первая частная библиотека в Уфе (1885).
Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии
краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова.
Национальные типографии в Уфе и Оренбурге. Значение периодической печати («Шура», «Урал», «Тормош», «Вакыт» и др.) в развитии башкирской
литературы. Творчество Р. Фахретдинова, З. Хади, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, М. Гафури, Ш. Бабича.
Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898),
А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919).
Материальная культура (4 часа)
Национальный костюм башкир. Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные
особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма.Женские и мужские
головные уборы: кашмау, кушъяулык, шапочки, шали, тастар; колаксын, бобровые, из меха выдры, лисьи шапки.
Обувь: сапоги, башмаки, кожаные калоши, сарыки, ичиги. Колоритные дополнения к любой одежде – ювелирные украшения. Декоративное оформление и
орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик.
Нарядная праздничная одежда. Возрождение традиций национального костюма в современных условиях.
Башкирское кузнечное ремесло. Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в
прошлом.
Вооружение башкир. Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки,
позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи.
Убранство коня: седло, подседельник, чепраки, украшения ременных частей сбруи и прочее. Резной узор, серебрение, орнаментация насечкой,
чеканкой, тиснение.
Секреты башкирского боевого лука. Боевые и охотничьи стрелы.
Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов.
И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России. Рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил».
Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.

Театр (3 часа)
Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Гастроли театральных коллективов.
Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891).
Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.
Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в
репертуаре этих театров; Ф. Туйкин «Ватан 7а3армандары» («Герои Отечества»), «Тормош 7орбандары» («Жертвы жизни»). От любительских трупп к
профессиональному театру.
Формирование башкирского драматического театра. Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки
РСФСР Б. Юсуповой.
Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике. Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова.
Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева.
М. Магадиев как актер, режиссер, педагог, реформатор.
Значение звания «академический».
Башкирский государственный академический театр драмы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Башкирская драматургия и
репертуар театра.
Выпускники ГИТИС. Творческие портреты И. Юмагулова, Ш. Рахматуллина, З. Атнабаевой, Г. Сабитовой, М. Суяргулова, Р. Каримовой, Х. Яруллина,
Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой.
Музыкальная культура (4 часа)
Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры.
Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев. Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной
музыки.
Предпосылки создания башкирской оперы. С. Саитов: «Башкирская профессиональная музыка зарождалась в стенах башкирского драматического
театра». «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова.
Открытие национальной студии при московской консерватории, башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище.
Воспитанники этих учебных заведений. Роль Г. Альмухаметова и Ф. Гаскарова в подготовке профессиональных артистов оперы и балета. Увековечение их
памяти.
Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога. Народные песни в его исполнении. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в
соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).
Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за
создание башкирской советской музыки».
Организация Союза композиторов Башкортостана (1940).
Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере. Опера как крупное музыкально-драматическое произведение в сочетании драмы,
музыки, хореографии, живописи. Смысл терминов «либретто», «партитура», «увертюра», «ария», «речитатив» и др.
Открытие в Уфе Башкирского театра оперы и балета.
Становление башкирского оперного искусства. Оперы М. Валеева «Сакмар», Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат». Исполнители опер первого
поколения.
Жизнь и творчество З. Исмагилова. Песенное творчество («Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал»). Оперы «Шаура», «Послы Урала»
(прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).
Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере,
арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават».

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940). Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н.
Аллаярова).
Современное состояние башкирской оперы. Наиболее известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков.
Живопись (4 часа)
Три поколения создателей профессионального изобразительного искусства Башкортостана: «старшее», «среднее», «молодое».
Роль художественного музея им. М. В. Нестерова в развитии профессиональной живописи.
Художники старшего поколения: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет
юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»),
И. Урядов («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»).
Художники среднего поколения.
Образ башкира в картинах А. Кузнецова: «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник».
Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева: «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э.
Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».
Природа, архитектура и сама жизнь в творчестве Б.Ф. Домашникова: Серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к
храму».
Пейзажная тематика в творчестве А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах:
«О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь».
Прикосновение к истокам, утверждение прочих духовных ценностей народной культуры и уклада жизни в натюрмортах А. Х. Ситдиковой: «Утренняя
свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер».
8 класс
Содержание предмета
Повторение пройденного материала (1ч.)
История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.
Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов). Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления.
Население.
Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года. Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги,
потери, награды башкирских полков. Кахым турэ.
Участие башкир в заграничных походах русских войск.
Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о
массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и
денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель.
Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение
крупных землевладельцев.
Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане. Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в
Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов.
Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на мировые округа, выборы мировых судей. Введени е окружных
судов. Сохранение волостных судов для башкир.
Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование ополчения

Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная
промышленность. Изменения в социальной структуре общества.
Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс.
Башкирские исторические песни и предания (6 часов)
Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М. Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной,
преданий и песен.
Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ».
Образы царя и Кахым-турэ в них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ башкирца Джантюри»). Песня
«Кутузов».
Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания, проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни
сатирического («Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.
Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная народная песня.
Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки). Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый».
Судьба героев песен и преданий «Буранбай», «Бииш».
Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня «Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю
Азию («Сыр-Дарья», марш «Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтышсостязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном». Баик сэсэн - певец героической истории башкир. Габит сэсэн Аргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр»,
«Акбузат», «Карасакал». Шафик сэсэн Тамьяни – певец родного Урала.
М. Бурангулов – народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном
Башкортостане.
Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.
Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский).
Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние
мотивы кубаира. Янбирде и Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы. Антропоморфизм, анимизм. Этиологические
мотивы. Проблема бессмертия.
Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак»
(отрывки). Сказание «Ек –Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое. Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна –
предводителя западных башкир в в борьбе против Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили сказания.
Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и
осуждение попыток раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.
Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 ч.)
Этапы развития башкирской литературы.
Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо
учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.
Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.
Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) как поэт и ученый. Книга «Ядкар». М. Уметбаев – поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф.
Краткая характеристика его основных работ. Стихи поэта: «Страна юмран», «Жалоба», «Пройденная жизнь - оставшаяся память», отражение в них
бедственного положения башкирского народа, осуждение колониальной политики царизма.

Мажит Гафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Биография поэта. Дореволюционная поэзия М. Гафури. Отношение поэта к революции
1905г. («Стихи радости», «Завещание 1906 года к 1907 году»). Проблема народа и поэта в поэзии М. Гафури («Я и мой народ», «Красное знамя»).
Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести: Закир и Галима – это Ромео и Джульетта на башкирской земле.
Шайхзада Бабич (1895-1919). Биография поэта. Ш. Бабич и башкирское национальное движение. Мотивы разочарования и надежды в начальный
период творчества («Несчастлив я», «Жалоба»). Народ и поэт в стихах Ш. Бабича («За народ», «За кого»). Судьба стихотворения «Жду». Прославление
Башкортостана в стихах «Кураю», «Марш войска», «Башкортостан», «Мы» (по выбору). «Хитап башкирскому народу по случаю соглашения с большевиками».
Трагическая гибель поэта. Учреждение премии им. Ш. Бабича.
Современная печать (2 ч.)
Современная печать и проблемы развития культуры в республике. Роль республиканских газет и журналов: «Башкортостан», «Кызыл тан»,
«Молодежная газета», «Агидель», «Башкортостан укытыусыхы», «Башкортостан кызы», «Аманат» в жизни общества. Новые издания: «Ватандаш», «Шонкар»,
«Акбузат», «Тулпар», «Тамаша», «Йэшлек», «Умет» и проблемы культуры.
Деятельность издательств «Китап» им. З. Биишевой, «Башкортостан», «Башкирской энциклопедии» и их роль в развитии культуры.
Библиотечное дело в конце XIX – начале XX века. Национальная библиотека имени З. Валиди как информационно-библиографический и методический
центр. История организации и становления. Отделы и фонды.
Сеть библиотек в настоящее время.
Русские писатели и краеведы о Башкортостане (П.М. Кудряшов, А.С. Пушкин, В. И. Даль, Л.Н.Толстой, Г.И. Успенский, Н.А.Крашенинников).
Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980) (5 часов)
Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства: дореволюционный, довоенный, в период Великой Отечествен ной войны,
после войны.
Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период. Проведение выставок – «смотров», «творческих отчетов»,
посвященных знаменательным событиям. Декада башкирской литературы и искусства в Москве в 1955году, республиканская выставка 1957г., юбилейная в
1969 г. в г. Москве и Ленинграде; автономных республик России в 1971г., зональные (1964 - 1985).
Укрепление в республике художественного образования, связей башкирских художников с мастерами искусства других народов.Национальные темы и
традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности - Ф.А. Кащеева, А.А. Кузнецова, П.П. Салмасова.
Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина.. Произведения с широким обобщением военных событий, с
использованием новых художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»; портретные работы «Мать погибшего героя»:
«Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй». Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».
Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях: «Май. Березняк», «Вечерний сеанс», «Зимнее окно»,
«Черемуха», «День Победы», «Родина», «Май. Красная площадь», «Весна. Ключарево», «Зима на окраине», «Уфимский романс с минаретом».
В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны: «Пулеметная рота», триптих «Родина», «Лето 1945 года», «Передний край обороны», «Прифронтовой
эвагоспиталь», «Пастбище».
Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра: «Жертвы шариата», «Праздник в ауле», «На просторах Урала», «В нефтяном крае», «После
трудового дня».
А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях: «Осень в родном краю», «Степь». «Красный дом», «Весна на ферме», «Лето.
Полдень», «Степь».
Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (5 часов)
Башкирская народная хореография. Обрядовые, трудовые, военно-исторические, шуточные, лирические танцы.
Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца. Башкирский государственный академический ансамбль народного
танца им.Ф.Гаскарова. История создания. Творческий путь коллектива. Наиболее яркие исполнители.

История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете как части хореографического искусства.
Терминология: балет, балерина, балетмейстер, хореография, кордебалет, пантомима.
Развитие искусства балета в республике. Балет «Журавлиная песнь» Л.Степанова.
Нариман Сабитов – композитор и дирижер. Жизнь и творчество. Балеты «Страна Айгуль», «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь». Балеты для детей
«Буратино» и др.
Звезды башкирского балета. Творческие портреты З.Насретдиновой, Р.Нуриева. Башкирский балет сегодня. Репертуар. Известные исполнители.
Балетный фестиваль им. Рудольфа Нуреева.
Итого-обобщающий урок (1 ч.)

9 класс
Содержание учебного предмета
Башкортостан в ХХ веке (8 ч.)
Общественно-политическая жизнь Башкортостана. Рост рабочего движения. Буржуазно-демократическая революция 1905-07 гг. в Башкортостане.
Столыпинская аграрная реформа в крае. Башкортостан в период I мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция (1917). Установление
советской власти в Башкортостане. Крестьянское движение весной и летом 1917 г. I съезд Советов крестьянских депутатов Уфимской губернии. Башкирское
национальное движение. Ахмет Заки Валиди Туган. Жизнь, политическая и научная деятельность. I Всеобщий съезд башкир (Курултай) (20-27.07.1917г.).
Башкирское областное шуро. II Башкирский курултай (20-13.08.1917г.). Утверждение советской власти на местах. III Башкирский курултай (08-20.12.1917г.).
Башкирское правительство. Арест Башкирского правительства. Гражданская война на территории Башкортостана. Образование БАССР. Значение образования
БАССР. Преодоление последствий гражданской войны. Борьба с разрухой и голодом. Новая экономическая политика. Объединение разрозненных частей
Башкортостана в рамках Большой Башкирии. Декрет ВЦИК от 14.06.1922г. «О расширении границ автономной БАССР». Дальнейшие изменения границ
Башкирии. Создание госаппарата Большой Башкирии. Разработка и обсуждение Конституции БАССР (1925г.).
Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки. Техническая перестройка и расширени е
действующих предприятий черной металлургии. Открытие месторождения медных руд в Сибае (1940г.). Строительство новых промышленных объектов.
Создание нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Обеспечение нового промышленного строительства энергетической базой.
Создание промышленности строительных материалов. Появление пищевой отрасли промышленности. Новые производственные объекты легкой
промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие автомобильного, речного транспорта, связи. Авиация. Изменения в коммунальном хозяйстве
городов. Реконструкция полиграфических предприятий. Соцсоревнование и стахановское движение в республике.
Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане. Кооперативное движение в Башкортостане. Потребительская и производственная кооперация.
Принудительное создание коллективных хозяйств. Сплошная коллективизация. Перегибы, борьба с ними. Раскулачивание зажиточных крестьян. Тактика и
методы дальнейшей коллективизации.
Общественно-политическое развитие БАССР. Наметившаяся демократизация общественной жизни республики в 20-е годы. Торжество тоталитаризма в
30-е годы. Башкирская партийная организация. Принятие новой Конституции БАССР (1937г.). Репрессии 1937 года против и государственных деятелей,
деятелей литературы и искусства, служителей религии.
Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мероприятия по мобилизации сил
Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование воинских частей и отправка их на фронт. Перестройка работы промышленности на военный лад.
Размещение на территории Башкортостана промышленных предприятий, учреждений и населения, эвакуированного из оккупированной ча сти СССР. Участие

башкирских воинских формирований в боевых действиях на фронтах войны. Боевые действия Башкирской кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из
Башкирии.
Патриотические почины на промышленных предприятиях. Продолжение производственной деятельности и промышленного строительства в условиях
военного времени. Обеспечение бесперебойного снабжения фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией. Меры по ужесточению трудовой дисциплины в
условиях войны. Участие жителей республики в создании фонда обороны, подписке на военные займы, в сборе средств на изготовление танков, самолетов.
Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики. Перестройка на мирный лад. Создание новых отраслей
промышленности. Новые города. Зарождение экологических проблем.
Сельское хозяйство республики в послевоенный период. Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции
сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли.
Общественная жизнь республики в послевоенный период. Социальные процессы в период «оттепели».
Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия. Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение
республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого
Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание – Курултай. Всемирный
курултай башкир (1995г.).
Народонаселение и современная демографическая ситуация (1 час)
Численность населения Башкирского края (Оренбургской и Уфимской губерний) по переписи населения 1897 и 1917 годов в сопоставительном плане с
переписями 1926, 1959, 1979, 1989, 2002 годов. Соотношение численности по национальностям и по месту жительства (сельское и городское население).
Изменение в численности населения республики, происходившие в годы советской власти.
Национальный язык и национальность. Соотношение диалекта и, национального языка и литературного языка. Башкирский литературный язык и
проблемы консолидации нации.
Современное образование (2 часа)
Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи). Профориентационное
направление народного образования. Сочетание государственных и частных учебных заведений.
Сеть профессионально-технических учебных заведений.
Состояние высшего образования в Башкортостане. Достижения и проблемы при подготовке специалистов с высшим образованием.
Ознакомление со структурой высших учебных заведений Республики Башкортостан.
Развитие науки в Башкортостане. Академия наук Республики Башкортостан - высшее научное учреждение республики. Научный потенциал и
направления.
Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г.Куватов, С.И. Руденко, К.Р. Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т.
Баишев).
Современное театральное искусство (4 ч.)
Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение).
Республиканский русский драматический театр. Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.
Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А.
Островского).
Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы. Главные режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры.
Национальный молодежный театр им. М. Карима
Татарский театр «Нур».
Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны: трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения», «Не бросай
огонь, Прометей!», «Салават»; драмы «Пеший Махмут», «Страна Айгуль», «Неотосланные письма» Г. Кутуя», «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова,

«Озорная молодость» И. Абдуллина, «Красный паша» Н. Асанбаева, «Много шума из ничего» по пьесе шекспира, «Встреча с юностью» по пьесе А. Арбузова,
«Царь Федор Иоаннович»А.К. Толстого.
Музыкальная культура (4 ч.)
Открытие филармонии (1939). Выступление башкирских концертных бригад в годы Великой Отечественной войны (Х. Магазова, М. Идрисов, Б.
Юсупова, З.Бикбулатова).
Жизнь и творчество Х. Ахметова. Песенное творчество («Ночной Урал», «Родная деревня»). Опера «Современники».
Творческая деятельность К.Рахимова.
Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А. Султанова, С. Абдуллина.
Хоровое искусство в Башкортостане. Первые любительские хоровые коллективы (студия Башпрофсовета, руководитель – А. Тихомиров).
Профессиональный хор Башкирского театра оперы и балета (1939).Женский, смешанный, профессиональный хоровые коллективы Башгосфилармонии
(руководитель М. Федотов, А. Тихомиров). Хор Башрадиоколлектива (руководитель – Ш. Ибрагимов, 1953-1960).
Башкирская академическая хоровая капелла (руководитель - Г. Сайфуллин, 1969).
Современное вокальное искусство.
Классическая музыка в филармонии; фестивали камерной музыки. Орган в Уфе (В. Муртазин).
Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы.
Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар» (Г. Хамзин, Т. Узянбаева, М. Гайнетдинов, и др.). Эстрадно-фольклорный ансамбли «КараванСарай», «Далан».
Композиторы современники – продолжатели народных традиций: А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н.
Даутов.
Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, кантанта, оратория, квартет, трио, инструментальные и хоровые произведения,
песни, романсы.
Современные постановки в театре оперы и балета:»Журавлиная песень» Л. Степанова, «Акмулла» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения С.
Низамутдинова.
Вокальные конкурсы. Всемирный конкурс им. М. Глинки (Уфа, 1995). Республиканские конкурсы: им. Г. Альмухаметова, исполнителей башкирских
народных песен «Ирэндек мондары».
Физкультура и спорт (2 ч.
Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми.
Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы.
Мотоклуб «Башкирия-Лукойл». Из истории клуба. Спортивные достижения клуба, международных мастеров спорта И. Плеханова, Ф. Шайнурова, Б.
Самородова, А. Сухова, Р. Саитгареева. Габдрахман Кадыров – шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду.
Спортивный клуб «Салават Юлаев». Из истории клуба. Выдающиеся хоккеисты клуба. Победы на первенствах страны (бронзовый призер1995, 1996,
1997 годов, чемпион Российской Федерации 2008 года), участие в международных соревнованиях (67 побед из 77 встреч).
Успехи легкоатлетов (Р. Бурангуловой – неоднократной обладательницы Кубка мира по марофону), стрелков (Р. Сулейманова – призера олимпийских
игр и неоднократного чемпиона мира по пулевой стрельбе), борцов, лучников и т.д.
Цирк как вид искусства. Школа джигитовки и конно-цирковая группа в башкирском цирке (Мидхат и Римма Султангареевы).
Музеи Республики Башкортостан (2 ч.)
Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в сохранение историко - культурных ценностей прошлого.
Фонды, отделы, филиалы. Дома-музеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича, К. Иванова, М. Гафури, А.
Муюарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.).
Музей археологии и этнографии народов Башкортостана.

Состояние и развитие музейного дела в районах
Живопись (4 ч.)
Современная живопись. Новые направления и течения в современной башкирской живописи. Авангардизм. Творчество Н. Латфуллина, С.
Краснова, М. Назарова, В. Ханнанова, Р. Ахметвалиева.
Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш».
М.А. Назаров – наиболее яркий представитель уфимского авангарда. Картины «Базар с гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики»,
«Кананикольский завод». Творчество С. Краснова («Летающий остров»), Д.Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро, день,вечер», «Памяти
родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н. Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М.
Спиридонова («Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова («Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после
войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова («Пластический рыцарь», «Сон царевича»).
Творчество художников - графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок.
Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников.
История Башкортостана в произведениях художественной литературы (7 часов)
М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев.
Х. Давлетшина . Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Иргиз» - яркое эпическое полотно жизни и быта башкир в начале ХХ в.
Д. Юлтый. Жизнь и творчество. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдата-башкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные
картины солдатского быта. Народ и война – основная проблема романа.
Н.Мусин. Жизнь и творчество. Роман «Вечный лес».
А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсена в литературе.
Р.Гарипов. Жизнь и творчество. Книга «Возвращение». Стихи. Поэма «Аманат».
Р.Бикбаев. Жизнь и творчество. Поэма «Жажду, дайте воды». Проблемы экологии. «Письмо моему народу».
Н. Наджми. Жизнь и творчество. Отрывки из поэмы «Баллада о песне», «Ворота», «Урал» (по выбору). Тема становления творческой личности.
Психологизм, Глубина мысли, Тонкий лиризм стихотворений «Уфимские липы», «Летний стих», «Листья не опали».
З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира,
Тимербая и Хаммата. Национальный колорит и сочность языка.
Современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана.
Культура края, региона
Ознакомление учащихся со знатными людьми нашего города. Работниками литературы и искусства, культуры.Общественными
и государственными деятелями.

Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:







Урок, сочетающий урок с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления
знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Работа с документами;
Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;







Раскрывать содержание иллюстраций.
Просмотр видеофильмов
Подготовка сообщений на данную тему
Подготовка реферата
Работа над исследовательской работой

Требования к уровню подготовки:
Обучающиеся должны уметь самостоятельно работать с учебником, краеведческой литературой, картой, дополнительной литературой, с
периодической печатью и материалами из интернета, правильно сделать анализ произведения, выбрать самое главное из него, провести
параллель между положительным и отрицательным, прошлым и настоящим, составить таблицу и биографии видных писателей
Башкортостана, ответить грамотно на вопросы учебника и учителя и сделать соответствующий вывод.

Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:
1. Электронный учебник «Культура Башкортостана», составитель Хусаинова Р.Х.

Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы
учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2010, 5 класс.
«Рассказы по истории Башкортостана»
Дополнительная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.
Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.
Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.
Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
(китап –хыял аскысы,йомак- зиһен аскысы -Өфө: Китап,2007.
Власов В.Н. Мед Башкортостана.-Уфа: Китап,1983
Валеев И.И. Педагогика М.Карима,-Уфа: Китап,2002
Уфа с высоты птичьего полёта(фотографии)
Из Башкортостана с любовью( фотографии)
Жемчужины природы Башкортостана-Уфа: Китап,2000

Календарно-тематическое планирование.
7 класс
Тема урока
№
п\п

Федеральный компонент
стандарта образования

Виды проверки.

Примечания

Дата проведения
По
плану

Повторение пройденного материала
1.

Повторение пройденного
материала. Добровольное
вхождение Башкортостана в
состав Русского государства.

Вспомнить нричины
присоединения башкир к русскому
государству.

Устный опрос

2.

Повторение пройденного.
Хозяйство и быт башкир.
Легенды и предания. Религии
народов Башкортостана.
Орнаментальное искусство и
живопись.

Повторить о хозяистве башкир. Вспомнить Устный опрос
легенды и придания, о религии народов
Башкирии.

1 неделя
сентября

2 неделя сентября

Башкортостан вХУП-Х1Х веках
3.

Башкортостан в 18- 19 веках. Участие
башкир и других народов края в
Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Знать о:
Устный опрос.
-восстании на первом этапе Крестьянской Подготовить
воины (сентябрь 1773-весна1774гг).
выступление.
-восстании на втором этапе Крестьянской
воины (весна- лет-1774гг).
-борьбе башкир на заключительном этапе
Крестьянской войны(осень-зима1774)

3 неделя сентября

4.

Кинзя Арсланов- выдающийся
Знать о деятельности К. Арсланова по
Устный опрос.
историческая личность.
влечению башкир в борьбу за
свободу.
Образ Салавата
Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве

4 неделя сентября

Факт.

5

Биография С. Юлаева.Стихи С.
Юлаева.

Знать биографик) Салавата Юлаева,
его творчество. Выучить наизусть его
стихотворение «Мой Урал»

Устный опрос.
Выучить наизусть
стихотворение С.
Юлаева «Мой Урал»

1 неделя октября

6.

Образ Салавата Юлаева в
литературе .
Образ Салавата Юлаева в
живописи и скульптуре.
Тестирование.

Чтение стихотворении, пьесу М. Карима о Знать содержание
Салавате Юлаеве.
пьесы М. Карима
Знать о картинах художников о С.Юлаеве. Выразительно
прочитать стихи о с.
Юлаеве.
Тестирование.

2 неделя октября

Кинофильм режиссера Я.
Протазанова « Салават
Юлаев»

Знать содержание фильма,Я. Протазина
«Салават Юлаев»

7.

8.

9.

Рассказать
содержание к\фильма
« Салават Юлаев»
Сделать реферат на
тему «Салават Юлаев
Башкортостан в произведениях художественной литературы
-национальный герой
башкирского народа.
С.Т. Аксаков . « Детские годы
Знать биографию и творчество СТ.
Устный опрос
Багрова - внука»
Аксакова, знать содержание трилогии
Тестирование
«Семейная хроника».

4 неделя
октября

1 неделя
ноября

12.

Н. Асанбаев. Драма « Красный
паша».

13.

Гали Ибрагимов. Жизнь и
творчество. Отрывки из романа
«Кинзя»

Знать биографию Г. Ибрагимова
содержание отрывка из романа «
Кинзя»

Устный опрос

2 неделя
декабря

14

Г. Ибрагимов «Дети природы»

Знать о жизни и творчестве Г. Ибрагимове и
содержание повести «Дети природы»
Просвещение и печать

Устный опрос.
Тестирование.

3 неделя
декабря

11.

Устный опрос

-

Знать содержание произведения «
Детские годы Багрова внука»
Знать о творчестве С. Злобина и
содержание его романа «Салават»
Знать о жизни и творчестве Н. Асанбаева и
содержание его драмы «Красный паша»

10.

СТ. Аксаков . « Детские годы
Багрова - внука»
С. Злобин .Роман «Салават».

3 неделя октября

Устный опрос
Устный опрос.

2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
1 неделя
декабря

15

Медресе и мектеп- основные
типы национальных школ в
Башкортостане до 20 века.

Знать что такое медресе, о первых школах в
Башкортостане.Рассказать о Духовной
семинарии, о народных училищах,об
Оренбургском институте благородных девиц.

Устный опрос

4 неделя
декабря

16

Оренбургское Неплюевское
училище.
Зарождение иразвитие
издательского дела в
Башкортостане.

Знать об Оренбургском Нсплюевском
училище . Дать понятие о джадидизме.
Знать о зарождении и развитии
издательского дела в Башкортостане.
Первые буквари на башкирском языке.

Устный опрос

1 неделя
января
2 неделя
января

18

Национальные
типографии в Уфе и
Оренбурге.

Знать о национальных типографиях в
Уфе и Оренбурге,о значении
периодической печати «Шаура»,
«Урал»,»Тормош»,»Вакыт» в
развитии башкирской литературы.

Устный опрос

3 неделя
января

19.

Создание письменности
на башкирском
национальном языке.

Знать о первых букварях на
башкирском
языке В. Катаринского(1898),
А. Бессонова( 1907), М. Кулаева(
1919)

Устный опрос

1 неделя
февраля

17

Устный опрос

Материальная культура
20

Национальный костюм башкир.

Знать о региональных отличиях
национального костюма башкир, о
декоративных оформлениях одежды.

Устный опрос

2 неделя
февраля

21.

Башкирское кузнечное ремесло.

Устный опрос

22.

Вооружение башкир.

Знать о художественной обработке
металла.
Знать о развитии искусства воинского
снаряжения:поясные ремни, колчаны,
налучники,
кожаные,щиты,рукоятки.Орнаментация
кожи.

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля

Устный опрос

23.

Убранство коня.

Знать об убранстве коня.хедло,
подседельник,чепраки, украшения
ременных частей сбруй.

24.

Башкирские рудознатцы.

Знать о И. Тасимове, Т Ишбулатове.

Устный опрос.
Написать реферат
«Башкирская лошадь»

1 неделя
марта

Устный опрос.

2 неделя
марта

Театр
25

Театральная жизнь
дореволюционной Уфы.
Первые театральные здания.

Знать значения слов:пьеса, спектакль,режиссер,
актер,диалог, монолог, декорация, рампа. Знать
о первых национальных тетрах

Устный опрос

3 неделя
марта

26

Жизнь и творчество В. Муртазина Иманского и заслуженной артистки
РСФСР Б. Юсуповой.

Знать биографию основателя театра Вали
Муртазина - Иманского и заслуженной
артистки Б. Юсуповой.

Устный опрос

1 неделя
апреля

27

Башкирский государственный
академический театр драмы в
годы Великой Отечественной
воины и в послевоенные годы.

Знать о состоянии Башкирского
государственной академической драмы в

Устный опрос

2 неделя
апреля

годы ВОВ.
Музыкальная культура

28

Зарождение и становление
башкирской профессиональной
музыкальной культуры.

Знать о зарождении и становлении
башкирской профессиональной
музыкальной культуры.

Устный опрос

3 неделя
апреля

29

Жизнь и творчество Г.
Альмухаметова
Жизнь и творчество 3.
Исмагилова.
Зрелость башкирской оперы.

Знать о творчестве Г. Альмухаметова.

Устный опрос.

Знать о творчестве 3. Исмагилова.

Устный опрос

4 неделя
апреля
1 неделя мая

Знать о становлении башкирской оперы.
Живопись

Устный опрос

2 неделя мая

Роль художественного музея им.
М.В. Нестерова в развитии
профессиональной живописи.

Знать о музее имени Нестерова.

Устный опрос.
Нарисовать рисунок «Я в
музее Нестерова»

3 неделя мая

30
31.

32

33
34

Образ башкира в картинках А.
Кузнецова.
Тестирование

Знать о картинах А. Кузнецова.
Проверка ЗУН

Устный опрос.
Нарисовать натюрморт
Тестирование

4 неделя мая
5 неделя мая

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
урока

Дата
по
плану

Дата
факт.

Колво

Тема урока

Федеральный компонент
образовательного
стандарта

Домашнее
задание

Виды проверки

КБ – 4-20

Устный опрос

часо
в
Повторение пройденного материала (1 ч.)
1

1
неделя
сентябр
я

1

История в песнях. Вооружение башкир.
Письменность. Профессиональная музыка
и театр.

Вспомнить об
исторических песнях.

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов).

1

Территория. Общественно-политическая
структура. Введение кантонной системы
управления.

Знать о кантонной системе
управления

1

Участие башкир и других народов
Башкортостана в Отечественной войне
1812 года

Знать о восстаниях, о
борьбе башкир.

2

2
неделя
сентябр
я
3

3
неделя
сентябр
я

Устный опрос
КБ - 172

ИКБ - 184

Подготовить
выступление

Примечания

Усиление колонизации края

4

4
неделя
сентябр
я
5

6

7

8

ИКБ – 189

1

1 неделя
октябр
я

1

2 неделя
октябр
я

1

Отмена крепостного права и ликвидация
кантонного режима в Башкортостане.

Военная реформа.

3 неделя
октябр
я

1

Экономическое развитие края во второй
половине XIX века.

4 неделя
октябр
я

1

Зарождение революционного движения в
крае.

Знать о кантонном режиме
в Башкортостане

ИКБ -- 205

Подготовить выступление

ИКБ - 201

Повторить об экономике
республике

ИКБ - 217

Вспомнить о рев.
движениях

ИКБ – 221

Устный опрос

Устный опрос

Башкирские исторические песни и предания (6 часов)
9

10

11

12

5 неделя
октябр
я

1

Исторические песни и предания
Отечественной войне 1812 года.

1 неделя
ноября

1

2 неделя
ноября

1

3 неделя
ноября

1

КБ - 12-19
стр.

Устный опрос

Песни о начальниках кантонов и их Знать об ист. песнях народа
историческая основа.

КБ - 20

Устный опрос

Песни о беглых

КБ -27

Песни об армейской службе
походах.

об

Повторить легенды и
предания

Вспомнить о легендах
других народов
и военных

КБ - 33

Устный опрос

13

14

4 неделя
ноября

1

1 неделя
декабря

1

М. Бурангулов
Башкортостана

–

народный

сэсэн Знать о творчестве
народного сэсэна

Башкирский народный эпос.

Вспомнить и повторить об
эпосах

Худ. лит.

Уст.нар.творчес
тво

Устный опрос

Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 ч.)
15

16

17

18

19

20

Этапы развития башкирской литературы.

Об истории развития лит.

Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895)

Знать о творчестве
Акмуллы

Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) как
поэт и ученый.

Знать биографию
Уметбаева

КБ - 195.

1

Подготовить
выступление

1 неделя
января

Мажит Гафури (1880-1934) – классик
башкирской литературы

Знать о творчестве
народного поэта

КБ - 198

1

Выразит. Чтение
стихотворений

2 неделя
января

Отрывки из повести «Черноликие».

Знать о создании повести

КБ - 207

1

3 неделя
января

Знать биографию поэта

КБ -221

1

Шайхзада Бабич (1895-1919). Биография
поэта.

Прочитать
отрывки из
повести
Выраз. чт. стихов

Какова соврем. печать?

КБ - 40

Подготовить
выступление

КБ – 9 кл

Устный опрос

2 неделя
декабря

1

3 неделя
декабря

1

4 неделя
декабря

Устный опрос

КБ – стр.
170

Современная печать (2 ч.)
21

22

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля

1

Современная печать и проблемы развития
культуры в республике

1

Библиотечное дело в конце XIX – начале Знать о развитии
XX века
библиотечного дела в РБ

Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980) (5 часов)
23

3 неделя

1

Периодизация истории развития
башкирского изобразительного искусства:
дореволюционный, довоенный, в период

Знать о развитии изо в РБ.

КБ - 57

Устный опрос

февраля
24

25

26.

27.

28

29

30

31

1 неделя
марта

1

2 неделя
марта

1

3 неделя
марта

1

1 неделя
апреля

1

2 неделя
апреля

1

3 неделя
апреля

1

4 неделя
апреля

1

1 неделя
мая

1

3

2

33

22 -3
3
неделя
3
мая

4 неделя
мая

1

Знать о картинах
башкирских художников

КБ -- 50

Знать о картинах худ.
другой национальности.

КБ - 59

Знать биографию
художника

КБ -- 69

Устный опрос

Работа по картине

Домашников Б. Ф.
Знать творчество
Книга «
В.П. Пустарнаков.
художников
Живопись»
Р.М. Нурмухаметов
А.С.Арсланов.
Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (5 часов)
Башкирская народная хореография.

О баш. народ. Ансамбле
имени Ф. Гаскарова

КБ -- 114 Подготовить
выступление

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова

Знать биографию танцора

КБ - 141

История создания профессионального
хореографического искусства в
республике.

Вспомнить об истории
создания
хореографического
искусства
Знать биографию
композитора

КБ - 148

Звезды башкирского балета

Знать о современном
балете и о его звездах

КБ - 159

Итого-обобщающий урок

Проверка знание учащихся

Нариман Сабитов – композитор и дирижер

32

34

Великой Отечественной войны, после
войны.
Творчество башкирских художников
среднего поколения в послевоенный
период.
Национальные темы и традиции народного
искусства в творчестве художников
небашкирской национальности
Жизнь и творчество народного художника
СССР, академика А. Лутфуллина

КБ - 126

Тестирова
ние

Устный опрос

Тематическое планирование учебного материала
9 класс
№
урока
1

2

3

4

5

6

7

8

Дата
по плану

Дата
факт.

Колво
часов

1 неделя
сентября

1

2 неделя
сентября

1

3 неделя
сентября

1

4 неделя
сентября

1

1 неделя
октября

1

2 неделя
октября

1

3 неделя
октября

1

4 неделя
октября

1

Тема урока

Виды проверки

Общественно-политическая жизнь Башкортостана.

Устный опрос

Индустриализация БАССР.

Ответы на вопросы

Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане.

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

Устный опрос

Патриотические почины на промышленных предприятиях.

Подгото-вить выступление

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного
хозяйства республики.

Устный опрос

Общественная жизнь республики в послевоенный период.

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого Ответы на вопросы
столетия.

Примечания

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1 неделя
ноября

1

2 неделя
ноября

1

3 неделя
ноября

1

4 неделя
ноября

1

1 неделя
декабря

1

2 неделя
декабря

1

3 неделя
декабря

1

4 неделя
декабря

1

1 неделя
января

1

2 неделя
января

1

3 неделя
января

1

1 неделя
февраля

1

Численность населения Башкирского края

Подгото-вить выступление

Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии,
лицеи) и средне-специального образования (колледжи).

Устный опрос

Развитие науки в Башкортостане.

Ответы на вопросы

Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М.
Гафури

Обзор по буклету о
театрах РБ

Классика на сцене театров Башкортостана

Знать об афишах
театров

Национальный молодежный театр им. М. Карима.

Заочная экскурсия по
театрам РБ

Татарский театр «Нур».

Жизнь и творчество Х. Ахметова.

Устный опрос

Хоровое искусство в Башкортостане.

Звезды башкирской эстрады

Подгото-вить выступление

Композиторы современники – продолжатели народных традиций

Устный опрос

Связь профессионального спорта с народными состязаниями и
играми.

21

22

23

Спортивный клуб «Салават Юлаев».

2 неделя
февраля

1

3 неделя
февраля

1

4 неделя
февраля

1

Устный опрос

Национальный музей Республики Башкортостан.

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана.

Устный опрос

Живопись (4 ч.)
24

25

26

27

28

29

30

31

32

Современная живопись.

1 неделя
марта

1

2 неделя
марта

1

3 неделя
марта

1

1 неделя
апреля

1

2 неделя
апреля

1

3 неделя
апреля

1

1 неделя
мая

1

2 неделя
мая
3 неделя

Творческие и художественные группы

М.А. Назаров – наиболее яркий представитель уфимского
авангарда.

Подгото-вить сообщения
Работа по картине

Творчество художников - графиков.

Подгото-вить выступления

Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников.

Ответы на вопросы

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения».

Обзор по сод. трагедии

Х. Давлетшина . Жизнь и творчество.

Чтение отрывков из
романа

Д. Юлтый. Жизнь и творчество.

Чтение стихов

Н.Мусин. Жизнь и творчество.
А.Хакимов. Отрывки из романа.

Чтение отрывков из
романа

1
1

мая
33

4 неделя
мая

Р.Гарипов. Жизнь и творчество.

1
1

34

35

Р.Бикбаев. Жизнь и творчество.

5 неделя
мая

1

Обобщение

1

Тестирование.

Выразит. Чтение стихов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».