МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Городской округ город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о.директор МАОУ Школа №108 руководитель ШМО ________________________ ________________________ 301 от «31» 09 2023 г. Мухарлямова Т.В. И.Р.Галлямов 301 от «31» 09 2023 г. 301 от «31» 09 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» (базовый уровень) для обучающихся 10-11 классов Уфа 2023 Планируемые предметные результаты освоения ООП На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней. Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень» – определяется следующей методологией. Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех учащихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных учащихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных учащихся. Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает: – понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; – умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает: – овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; – умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний. Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся. В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений Выделять черты социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в обществе; распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; различать виды искусства; соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; определять причины безработицы, различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения Выделять критерии социальной стратификации; анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Обществознание Учебный предмет «Обществознание» знакомит учащихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у учащихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире. Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются: – формирование у учащихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; – формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук; – овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; – формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; – формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; – овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений; – формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Примерная программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета. Примерная программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Содержание предметного курса обществознание Базовый уровень Человек. Человек в системе общественных отношений Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Экономика Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России. Социальные отношения Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Политика Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России. Правовое регулирование общественных отношений Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 класс № Тема урока Количество часов Человек в обществе (21ч) 1-2 Что такое общество 2 3-4 Общество как сложная система 2 5-6 Динамика общественного развития 2 7-8 Социальная сущность человека 2 9-10 Деятельность – способ существования людей 2 11-12 2 15-16 Познавательная и коммуникативная деятельность Свобода и необходимость в деятельности человека Современное общество 17-18 Глобальная угроза международного терроризма 2 19-20 Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 Повторительно-обобщающий урок по главе 1 2 13-14 21 2 2 1 Общество как мир культуры (17ч) 22-23 Духовная культура общества 2 24-25 Духовный мир личности 2 26-27 Мораль 2 28-29 Наука и образование 2 30-31 Религия и религиозные организации 2 32-33 Искусство 2 34-35 Массовая культура 2 36-37 Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 2 Повторительно-обобщающий урок по главе 2 2 38 1 Правовое регулирование общественных отношений (32ч) 39-40 Современные подходы к пониманию права 2 41-42 Право в системе социальных норм 2 43-44 Источники права 2 45-46 Правоотношения и правонарушения 2 47-48 Предпосылки правомерного поведения 2 49-50 Гражданин Российской Федерации 2 51-52 Гражданское право 2 53-54 Семейное право 2 55-56 2 57-58 Правовое регулирование занятости и трудоустройства Экологическое право 59-60 Процессуальные отрасли права 2 61-62 Конституционное судопроизводство 2 63-64 Международная защита прав человека 2 65-66 Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Человек в XXI веке 2 67 2 1 68-69 70 Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 3 Повторительно-обобщающий урок по главе 3 2 1 11 класс № Тема урока Количество часов Экономическая жизнь общества (27 ч) 1-2 Роль экономики в жизни общества 2 3-4 Экономика: наука и хозяйство 2 5-6 Экономический рост и развитие 2 7-8 Рыночные отношения в экономике 2 9-10 Фирма в экономике 2 11-12 2 13-14 Правовые основы предпринимательской деятельности Слагаемые успеха в бизнесе 15-16 Экономика и государство 2 17-18 Финансы в экономике 2 19-20 Занятость и безработица 2 21-22 Мировая экономика 2 23-24 Экономическая культура 2 25-26 Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 Повторительно-обобщающий урок по главе 1 2 27 2 1 Социальная сфера (17ч) 28-29 Социальная структура общества 2 30-31 2 32-33 Социальные нормы и отклоняющееся поведение Нации и межнациональные отношения 34-35 Семья и быт 2 2 36-37 Гендер – социальный пол 2 38-39 Молодёжь в современном обществе 2 40-41 Демографическая ситуация в современной России Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 2 Повторительно-обобщающий урок по главе 2 2 42-43 44 2 1 Политическая жизнь общества (23ч) 45-46 Политика и власть 2 47-48 Политическая система 2 49-50 Гражданское общество и правовое государство 2 51-52 Демократические выборы 2 53-54 Политические партии и партийные системы 2 55-56 2 57-58 Политическая элита и политическое лидерство Политическое сознание 59-60 Политическое поведение 2 61-62 2 65 Политический процесс и культура политического участия Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 3 Повторительно-обобщающий урок по главе 3 66-67 Заключение. Взгляд в будущее 2 63-64 68 2 2 1 Итоговое повторение (1ч) Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 класс № Тема урока Кол ичес тво часо в Прим Дата Корр ерная прове екция дата дения часов прове по по дения факту факту Человек в обществе (21ч) 1 Что такое общество 1 2 Общество и культура. Науки об обществе 1 3 Общество как сложная система 1 4 Социальные институты 1 5 Динамика общественного развития 1 6 Проблема общественного прогресса 1 7 Социальная сущность человека 1 8 Самосознание и самореализация 1 9 Деятельность – способ существования людей 1 10 Многообразие деятельности 1 11 Познавательная деятельность 1 12 Коммуникативная деятельность 1 13 1 14 Свобода и необходимость в деятельности человека Что такое свободное общество 15 Современное общество 1 16 Глобальная информационная экономика 1 17 Глобальная угроза международного терроризма 1 18 Противодействие международному терроризму Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 19 Сентя брь 1 недел я 2 3 4 1 недел я октяб ря 2 3 1 1 4 2 недел я ноябр я 3 Человек в обществе Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Человек в обществе Повторительно-обобщающий урок по главе Человек в обществе Общество как мир культуры (17ч) 1 22 Духовная культура общества 1 23 Институты культуры. Многообразие культур Культура родного края Духовный мир личности 1 Мировоззрение и его роль в жизни человека Мораль 1 1 28 Что заставляет нас делать выбор в пользу добра Наука и образование 29 Образование как система 1 30 Религия и религиозные организации 1 31 1 32 Религия и религиозные организации в современной России и РБ Искусство 33 Современное искусство. 1 34 Массовая культура 1 35 Средства массовой информации и массовая культура Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Общество как мир культуры Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 20 21 24 25 26 27 36 37 1 4 5 1 1 1 1 1 1 1 недел я декаб ря 2 3 4 3 недел я январ я 4 Общество как мир культуры 38 Повторительно-обобщающий урок по главе Общество как мир культуры 1 Правовое регулирование общественных отношений (32ч) 39 Современные подходы к пониманию 1 права 40 Взаимосвязь естественного и 1 позитивного права 41 Право в системе социальных норм 1 42 Отрасль права. Институт права 1 43 Источники права 1 44 1 45 Федеральные законы и законы субъектов РФ и РБ Правоотношения 46 Что такое правонарушение 1 47 Предпосылки правомерного поведения 1 48 Юридическая ответственность 1 49 Гражданин Российской Федерации 1 50 Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика Гражданское право 1 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения Правовые основы предпринимательской деятельности Правовое регулирование занятости и трудоустройства 1 Правовое регулирование занятости и трудоустройства 1 51 52 53 54 55 1 недел я февра ля 2 3 4 1 1 недел я марта 2 3 1 4 1 1 1 недел я апрел я 56 Семейное право 1 57 Права и обязанности детей и родителей 1 58 Экологическое право 1 59 Процессуальные отрасли права 1 60 Процессуальные отрасли права 1 61 Конституционное судопроизводство 1 62 Конституционное судопроизводство 1 63 Международная защита прав человека 1 64 Проблема отмены смертной казни 1 65 Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Человек в XXI веке 1 Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Правовое регулирование общественных отношений 1 66 67 68 1 2 3 4 1 недел я мая 2 3 1 4 11 класс № Тема урока Кол ичес тво часо в 1 Что такое общество 1 2 Общество и культура. Науки об обществе 1 3 Общество как сложная система 1 Прим Дата Корр ерная прове екция дата дения часов прове по по дения факту факту Сентя брь 1 недел я 2 4 Социальные институты 1 5 Динамика общественного развития 1 6 Проблема общественного прогресса 1 7 Социальная сущность человека 1 8 Самосознание и самореализация 1 9 Деятельность – способ существования людей 1 10 Многообразие деятельности 1 11 Познавательная деятельность 1 12 Коммуникативная деятельность 1 13 1 14 Свобода и необходимость в деятельности человека Что такое свободное общество 15 Современное общество 1 16 Глобальная информационная экономика 1 17 Глобальная угроза международного терроризма 1 18 Противодействие международному терроризму Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Человек в обществе Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Человек в обществе Повторительно-обобщающий урок по главе Человек в обществе Духовная культура общества 1 Институты культуры. Многообразие культур Культура родного края 1 19 20 21 22 23 3 4 1 недел я октяб ря 2 3 1 1 4 2 недел я ноябр я 3 1 1 4 1 5 24 Духовный мир личности 1 25 Мировоззрение и его роль в жизни человека Мораль 1 1 28 Что заставляет нас делать выбор в пользу добра Наука и образование 29 Образование как система 1 30 Религия и религиозные организации 1 31 1 32 Религия и религиозные организации в современной России и РБ Искусство 33 Современное искусство. 1 34 Массовая культура 1 35 Средства массовой информации и массовая культура Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Общество как мир культуры Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы Общество как мир культуры Повторительно-обобщающий урок по главе Общество как мир культуры 1 Современные подходы к пониманию права Взаимосвязь естественного и позитивного права Право в системе социальных норм 1 26 27 36 37 38 39 40 41 1 1 1 1 1 недел я декаб ря 2 3 4 3 недел я январ я 4 1 1 1 1 1 недел я февра ля 2 42 Отрасль права. Институт права 1 43 Источники права 1 44 1 45 Федеральные законы и законы субъектов РФ и РБ Правоотношения 46 Что такое правонарушение 1 47 Предпосылки правомерного поведения 1 48 Юридическая ответственность 1 49 Гражданин Российской Федерации 1 50 Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика Гражданское право 1 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения Правовые основы предпринимательской деятельности Правовое регулирование занятости и трудоустройства 1 1 56 Правовое регулирование занятости и трудоустройства Семейное право 57 Права и обязанности детей и родителей 1 58 Экологическое право 1 59 Процессуальные отрасли права 1 60 Процессуальные отрасли права 1 61 Конституционное судопроизводство 1 62 Конституционное судопроизводство 1 51 52 53 54 55 3 4 1 1 недел я марта 2 3 1 4 1 1 1 1 недел я апрел я 2 3 4 1 недел я мая 63 Международная защита прав человека 1 64 Проблема отмены смертной казни 1 65 1 67 Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Резерв 68 Резерв 66 1 2 3