Финансовая грамотность 10-11 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО________
Зам. директора по УВР
_________Т.В.Мухарлямова
«_31 »_августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО_________________
И.о.директора МБОУ Школа № 108
_________ И.Р.Галлямов
«_31___»__августа_2023_ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность »
для учащихся _10-11_класса

Разработана
Мухарлямовой Т.В.
учителем истории и
обществознания

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
__________________________
Протокол №____ от «__»_______
Руководитель ШМО
______ /Ганиева Д.С.__/

УТВЕРЖДЕНО
На НМС школы
__________________________
Протокол №____ от «__»__
Председатель НМС_Абдуллина Л.Г.
______/______________________/

Уфа – 2023– 2024 учебный

год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................... 3
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................................................................... 4
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .......................... 6
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................................................................... 9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для 10 - 11 классов составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(ФГОС СОО), утверждѐнным Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года №
413 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014, от 31.12.2015, от
29.06.2017), на основе Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» для учащихся 10-11 классов рассчитана для создания развивающего
пространства, способствующего формированию универсальных учебных
действий школьников на экономическом содержании образования при введении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО).
Цели данного курса:
содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников,
их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой
безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей
финансовых услуг.
Задачи:
1) проинформировать
школьников
об
основных
финансовых
инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
2) показать реальные возможности по повышению личной финансовой
защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
3) способствовать формированию у школьников нового типа мышления,
содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее
их финансовым возможностям;
4)
научить школьников основам личного финансового планирования и
формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать
свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе
оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного
потребления.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с
многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается
ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно
повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо
сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят
ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать
возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать
финансовые мошенничества.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11
классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования
3

финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса
рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд,
рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся
должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами,
налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования
накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и
имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому
минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в
современном обществе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды
универсальных учебных действий:
Личностными результатами обучения при изучении данного курса
являются:
–
сформированность у выпускника гражданской позиции как активного
и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
–
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; готовность и способность выпускника к
саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к
раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
–
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
–
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную
точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на
основе целеполагания и планирования;
–
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное
финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметными результатами обучения при изучении данного курса
являются:
4

1. Регулятивные универсальные учебные действия:
–
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
–
умение самостоятельно планировать пути достижения личных
финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения финансовых задач;
–
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
–
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих
доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
–
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы на примере материалов данного курса;
–
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения задач данного курса;
–
умение находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий ИКТ-компетенции), навыков
работы со статистической, фактической и аналитической финансовой
информацией;
–
умение координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия.
Предметными результатами обучения при изучении данного курса
являются:
«Выпускник научиться»:
–
владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит,
кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок,
ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления,
бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
5

–
владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых
институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба,
страховая компания и др.).
–
развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных
проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
–
способствовать развитию кругозора в области экономической жизни
общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин;
–
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке,
сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить
предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы
простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях;
–
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом
рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать
информацию для принятия решений на фондовом рынке;
–
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и
получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности,
заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового
вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате;
–
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с
правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь
правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой
терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;
–
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять
бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в
малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
«Выпускник получит возможность научиться»:
–
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя
стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности,
рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный
портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности,
распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга;
–
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью
калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать
размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд;
–
Выбирать
оптимальный
вид
инвестирования
средств
с
использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку,
подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их
защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке;

6

–
Знать и выбирать инструменты фондового рынка, работа с
информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на
рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом
рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на
фондовом рынке;
–
Организовывать свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве;
–
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить
сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании
на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность
страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий
страхования;
–
Знать ключевые этапы создания бизнеса, структуры бизнес-плана,
финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ
маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным
предприятием;
–
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего
капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих
инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля;
–
Управлять собственными пенсионными накоплениями, выбор
оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей
пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения
надёжности и доходности.
2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей,
каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится
как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят
ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия.
Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел
возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих
перед ним финансовых задач.
Форма организации учебной деятельности:
–
фронтальная (работа в коллективе при объяснения нового материала
или отработке определённой темы);
–
индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с
учётом его возможности);
–
групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой
работы);
–
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам,
конкурсам).
–
интеллектуально-познавательные игры;
Виды деятельности учащихся:
7

–
–
–
–
–
–
–

решения занимательных задач;
исследовательская;
знакомство с научно-популярной литературой;
решение проективных задач;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования
вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта,
автокредитование, потребительское кредитование
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления
простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора
необходимого вида кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой
инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер,
валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня
по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых
необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов
получения налоговых вычетов.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное
страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата,
обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая
стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности
развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов,
условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при
наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
8

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы,
расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски,
малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли,
необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и
менеджмента в работе предприятия, порядок
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия
инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного
портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма
инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от
финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания,
негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии
по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
темы

1-2
3-4
5-6

7-8

Название темы
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
Банковская система
Банковская система
Как сберечь деньги с помощью депозитов
Как сберечь деньги с помощью депозитов
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Кредит: зачем он нужен и где его получить

Кол- во
часов
12

9

9-10

11-12

13-14
15-16
17-18
19-20

21-22
23-24

25-26
27-28
29-32

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Деловая игра. Банки
Деловая игра. Банки
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Граждане на рынке ценных бумаг
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды
банковского управления
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды
банковского управления
Операции на валютном рынке: риски и возможности
Операции на валютном рынке: риски и возможности
Деловая игра. Фондовый рынок.
Деловая игра. Фондовый рынок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата
Что такое налоги и почему их нужно платить
Что такое налоги и почему их нужно платить
Основы налогообложения граждан
Основы налогообложения граждан
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный
бюджет
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный
бюджет

12

10

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

33-34

№ темы

Деловая игра. Налоги.
Деловая игра. Налоги.

Название темы
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни

Кол- во
час
5

10

35
36
37
38
39

40
41
42
43
44

45
46
47-48

49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

Банковская система
Как сберечь деньги с помощью депозитов
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие
фонды банковского управления
Операции на валютном рынке: риски и возможности

1
1
1

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата
Что такое налоги и почему их нужно платить
Основы налогообложения граждан
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный
бюджет
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный
бюджет
Модуль 4. Страхование как надо страховать, чтобы не:
что и попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о главном
Имущественное страхование: как защитить нажитое
состояние
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном
страховании
Если нанесён ущерб третьим лицам
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору
страховщика
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
Пишем бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от
разорения

4

1
1
5
1
1
1
1
1

1
1
2

5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5

11

59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

Финансовые риски и стратегии инвестирования
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети
мошенников
Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при
работе в сети Интернет
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1
1

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный
пенсионный фонд»
Итоговый контроль по курсу

1
1

1
1
1
5
1
1

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».