Практическое программирование 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городского округа город Уфа
МАОУ Школа № 108

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
учителей математики

Заместитель директора
по ВР

И.о. директора

________________________

________________________

________________________

Мостипан М.Н
Протокол №1 от «30» 08 2023 г.

Галлямов И.Р.
Приказ №301 от «31» 08 2023 г.

Галлямов И.Р.
Приказ №301 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
учебного предмета «Практическое программирование»
для обучающихся 11 классов

г. Уфа 2023-2024

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ КУРСА

Личностные результаты:
• Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
• Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми
в образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• Бережное, ответственное
и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь.
• Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей
профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая
внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
• Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
• Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
• Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Ученик получит возможность научиться:
• владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
• владеть стандартными приёмами написания программы для решения стандартной
задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких
программ на языке Python;
• знать место языка Python среди языков программирования высокого уровня,
•

знать особенности структуры программы, представленной на языке Python,

•

иметь представление о модулях, входящих в состав среды Python.

•

знать возможности и ограничения использования готовых модулей,

•

иметь представление о величине, ее характеристиках,

•

знать что такое операция, операнд и их характеристики,

•

знать

принципиальные

отличия

величин

структурированных

и

не

структурированных,
• иметь представление о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список,
словарь,
•

иметь представление о составе арифметического выражения;

•

знать математические функции, входящие в Python,

• иметь
представление
о
логических
выражениях
и
входящих
в
них
операндах, операциях и функциях,
• уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов,
которые могут в них входить,
•

знать основные операторы языка Python, их синтаксис,

•

иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов,

•

уметь разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации,

• уметь разрабатывать программы (линейные, разветвляющиеся и с циклами),
• иметь представление о значении полноценных процедур и функций
структурно-ориентированного языка высокого уровня,
• знать правила описания функций в Python и построение вызова,

для

• знать принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными
переменными,
•

знать область действия описаний в функциях,

•

иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python,

•

владеть основными приемами формирования процедуры и функции,

•

знать свойства данных типа «массив», «матрица»

• уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и двумерных массивов, поиска
в упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и поиск в
нечисловых массивах
• уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате.
Предметные

результаты

знаний

из

перечня

Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов.
Ученик получит возможность научиться:
•

Уметь работать с подпрограммами. Рекурсивными алгоритмами.

•

Знать табличные величины (массивы).

•

Записывать алгоритмические конструкции в выбранном языке программирования.

•

Структурировать этапы решения задач на компьютере.

•

Знать

операторы

языка

программирования,

основные

конструкции

языка

программирования.
•

Знать типы и структуры данных.

•

Выполнять

кодирование

языке программирования.

базовых

алгоритмических

конструкций

на

выбранном

•

Работать с интегрированной средой разработки программ на выбранном языке
программирования. Знать интерфейс выбранной среды.

•

Составлять алгоритмы и программы в выбранной среде программирования. Знать приемы
отладки программ.

•

Разрабатывать и программно реализовывать алгоритмы решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей:

•

Решать алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);

•

Вычислять алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

•

Вычислять алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);

•

Вычислять алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром
массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.

•

Вычислять алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).

•

Ставить задачи сортировки.

•

Составлять подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.

•

Находить логические переменные. Символьные и строковые переменные. Выполнять
операции над строками.

•

Уметь записывать двумерные массивы (матрицы), многомерные массивы.

•

Использовать средства работы с данными во внешней памяти.

•

Иметь представление о синтаксисе и семантике языка программирования.

2.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс Модуль

1.Синтаксис языка программирования Python (4ч.)
Понятие о языке Python. Где применяется. Технология разработки программного
обеспечения. Стиль программирования. Структура простейшей программы. Переменные и
константы. Решение задач.
Модуль 2.Основные управляющие конструкции линейного алгоритма (8ч.)
Ввод-вывод. Концепция
присваивания.
Арифметические и
логические
выражения. Программы с линейной структурой. Решение задач.
Модуль 3. Основные управляющие конструкции ветвления (4ч.)
Логический тип. Условная инструкция. Решение задач на циклы и условия.
Модуль 4. Основные управляющие конструкции циклического алгоритма (6ч.)
Знакомство с исполнителем PyRobot. Цикл for. Цикл while. Вложенные циклы.
Решение задач.
Модуль 5.Элементы структуризации программы (4ч.)
Исполнитель PyRobot. Функции в программировании. Функции с аргументами. Функции с
результатами. Задачи с исполнителем. Парадигма структурного программирования.
Модуль 6. Структура данных - список, кортеж, множество (4ч.)
Графический модуль turtle. Списки. Решение задач со списками. Срезы в списках. Генераторы
списков. Решение задач со списками и срезами. Кортежи, множества и диапазоны.
Модуль 7.Модуль tkinter (4ч.)
Событийная модель построения приложения. Виджеты. Модуль tkinter. Мини-игра
11 класс
Модуль 8. Обработка массивов (8ч)
Операции со списками. Сортировка массива. Двоичный поиск. Двумерные
массивы. Словари(ассоциативные массивы) Разработка мини-игры
Модуль 9. Объектно-ориентированное программирование (6ч.)
Объектно-ориентированное-программирование.
Классы
в
РуШоп.
ООП в Python. Разработка мини-игр.
Модуль 10.Обработка текстов (4ч.)

Особенности

Строки. Срезы в строках. Методы строк. Решение задач.
Модуль 11.Обработка чисел (4ч.)
Анализ
цифр
числа.
Сумма
и
произведение
последовательности
чисел,
поиск максимального и минимального в потоке, проверка простоты.
Модуль 12.Разработка
web-приложений
(4ч.)
Основы разработки web-приложений в Python.
Модуль 13. Проект (8ч.)
Выполнение и защита проекта.

3.
п/ п Разделы

Кол- В том числе
во
лекци практ
часо и
и кум
в

1

Модуль 1.Синтаксис
языка
программирования Python

4

1

3

2

Модуль 2.Основные
управляющие
конструкции линейного
алгоритма

8

1

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Формы
занятий

Формы контроля

10 класс
Мини-лекция, Практическая
практикум
работа 1

Мини-лекция,
практикум

Практическа я
работа 2

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне УУД)

Предметные результаты:
•
владеть
навыками
алгоритмического
мышления
и
понимание
необходимости
формального описания алгоритмов;
•
знать основные операторы языка Python, их
синтаксис,
Личностные результаты:
• Сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели
и
Предметные результаты:
составлять
планы;
использовать
все
•
знать
область
действия
описаний
возможные
вресурсы
для
достижения
целей;
выбирать
функциях,
успешные
стратегии
в различных
ситуациях.
•
владеть
основными
приемами
формирования
процедуры и функции,
•
иметь представление о процессе исполнения
каждого из операторов,
•
уметь разрабатывать программы
обработки
числовой и символьной информации,
•
уметь разрабатывать программы (линейные,
разветвляющиеся и с циклами),

3

Модуль З. Основные
управляющие
конструкции
циклического алгоритма

6

1

5

Мини-лекция,
практикум

Практическа
я работа 3-5

Личностные результаты:
• Сформированность навыков
сотрудничества
со
сверстниками,
детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной
и
других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
• самостоятельно
Предметные
осуществлять, результаты:
•
иметь
оучебную
контролировать
и представление
корректировать
значении
и
полноценных
процедурвнешкольную)
и функций длядеятельность;
структурновнеучебную (включая
ориентированного языка высокого уровня,
•
знать правила описания функций в Python и
построение вызова,
•
знать
принципиальные
отличия
между
формальными,
локальными
и
глобальными
переменными,
Личностные результаты:
• Бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому
и
психологическому
здоровью как собственному, так и других людей.
Метапредметные результаты:
• Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции

4

Модуль 4. Основные
управляющие
конструкции алгоритма

4

1

3

Мини-лекция,
практикум

5

Модуль 5.Элементы
структуризации
программы

4

1

3

Мини-лекция,
практикум

Предметные результаты:
Практическая
•
иметь представление о рекурсии, знать
работа 6 Зачетная
ее
практическая
реализацию на Python,
работа
Личностные результаты:
• Сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному
уровню развития науки и
общественной практики.
Метапредметные результаты:
• Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться
в
различных
источниках информации, критически оценивать
Предметные
результаты:
Практическая
и
работа 7-8
•
знать
особенности
структуры
интерпретировать
информацию,
получаемую
программы,
из
представленной
на языке Python,
различных источников.
•
иметь представление о модулях, входящих в
состав среды Python.
•
знать
принципиальные
отличия
величин
структурированных и не структурированных,
•
уметь записывать примеры
арифметических
и логических выражений всех атрибутов,
которые
могут в них входить,
Личностные результаты:
• Сформированность навыков
сотрудничества
со
сверстниками,
детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,

6

Модуль 6. Структура
данных - список, кортеж,
множество

4

7

Модуль 7.Модуль tkinter

4

1

3

Мини-лекция,
практикум

Практическа
я работа 9-10

4

Мини-лекция,
практикум

Мини-проект
•

Метапредметные результаты:
•
Владение
навыками
познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных
процессов,
их
результатов
и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты:
•
знать
возможности
и
ограничения
использования готовых модулей,
•
иметь
представление
о
величине,
ее
характеристиках,
•
знать что такое операция, операнд
и их
характеристики,
Личностные результаты:
• Бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому
и
психологическому
здоровью как собственному, так и других людей.
Метапредметные результаты:
• Умение
продуктивно
общаться
и
Предметные
результаты:
взаимодействовать
в
процессе
•
знать математические функции, входящие в
совместной
Python,
деятельности,
учитывать
•
иметь
представление позиции
о
другого,
логических
выражениях
и
входящих
них
эффективно разрешать
конфликты. в
операндах,
операциях и функциях,
Личностные
результаты:
Сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному

уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты:
•
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать
информацию,
получаемую
из различных
источников.
Итого:

34

5

28
11 класс

1

Модуль 8. Обработка
массивов

8

4 Мини-лекция,
практикум

Практическая
работа 11-12
Зачетная
практическая
работа
Мини-проект

Предметные результаты:
• уметь
воспроизводить
алгоритмы
сортировки
массивов
и
двумерных
массивов,
поиска в упорядоченном массиве, распространять
эти
алгоритмы
на
сортировку
и
поиск
в
нечисловых массивах
• знать
свойства
данных
типа
«массив»,
«матрица»
Личностные результаты:
• Сформированность навыков
сотрудничества
со
сверстниками,
детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
• Умение
продуктивно
общаться

эффективно разрешать конфликты.

2

Модуль 9. Объектноориентированное
программирование

6

3

Модуль 10.Обработка
текстов

4

1

5

Мини-лекция,
практикум

Мини-проект

4

Мини-лекция,
практикум

Практическая
работа 13

Предметные результаты:
• владеть
навыками
алгоритмического
мышления
и
понимание
необходимости
формального описания алгоритмов;
• владеть стандартными приёмами
написания
программы для решения стандартной задачи
с
использованием
основных
конструкций
программирования и отладки таких программ
на
языке Python;
Личностные результаты:
• Бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение к физическому и
психологическому
здоровью как собственному, так и других людей.
Предметные
результаты:
Метапредметные
результаты:
• уметь читать и записывать текстовые файлы
• Владение
навыками
в заданном формате.
познавательной
• Личностные
рефлексии как осознания совершаемых
результаты:
действий
Сформированность
и
мыслительных
процессов,
их
мировоззрения,
результатов
и
соответствующего
современному
оснований,
границ
своего
знания
и
уровню
незнания,

развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты:
• Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться
в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
4

Модуль 11.Обработка
чисел

4

5

Модуль 12.Разработка
web-приложений

4

1

4

Мини-лекция,
практикум

Практическая
работа 14-15

3

Мини-лекция,
практикум

Практическая
работа 16

Предметные результаты:
• иметь
представление
о
таких
структурах
данных, как число, текст, кортеж, список, словарь,
•
иметь
представление
о
составе
арифметического выражения;
Личностные результаты:
• Готовность и способность к
образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей
реализации
собственных
жизненных
планов.
Предметные
результаты:
Метапредметные
результаты:
•
иметь представление
о модулях, входящих в
•
Умение
общаться
состав среды Python. продуктивно
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции

6

Модуль 13.Проект

8

8

Работа над
проектом,
практикум
Отчетная
конференция.

Защита проектов

• знать
возможности
и
ограничения
использования готовых модулей,
Личностные результаты:
• Готовность и способность к
образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей
реализации
собственных
жизненных планов.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели
и
Предметные результаты:
составлять планы; самостоятельно
• знать
место
языка
Python
среди
осуществлять,
языков
контролировать
и
корректировать
учебную
и
программирования
высокого уровня,
внеучебную
(включая
• владеть
навыками
внешкольную)
алгоритмического
деятельность;
использовать
все
мышления
и
понимание
возможные
необходимости
ресурсы
для
достижения
целей;
выбирать
формального
описания алгоритмов;
успешные
стратегии
в различных ситуациях.
Личностные результаты:
• Готовность и способность к
образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной

Итого:
Итого за курс:

34
68

2
7

28
56

возможностей
реализации
собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
• Владение
навыками
познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных
процессов,
их
результатов
и оснований,
границ
своего
знания
и
незнания, новых
познавательных
задач
и
средств
их
достижения.

Календарно-тематическое планирование 10 класс
Номер
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока

Количеств
о часов

Основы программирования на языке Python.
История языков программирования.
Введение в язык программирования Python.
Среда программирования Python. Установка программы.
Типы данных и функции вывода.
Определение переменной.
Переменные и арифметические выражения
Операции над строками.
Отработка навыков решения простейших задач.

1
1
1
1
1
1
1
1

Логический тип данных и операции.
Условный оператор. Вложенный условный оператор. Примеры
решения задач.
Отработка навыков решения простейших задач.
Цикл WHILE. Примеры решения задач.
Подсчет суммы и оператор CONTINUE. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения простейших задач.
Основы работы с вещественными числами.
Отработка навыков решения простейших задач.
Срезы строк. Использование срезов.
Метод FIND. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения простейших задач.
Методы RFIND, REPLACE и COUNT. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения простейших задач.
Решение несложных олимпиадных
Использование функций. Примеры решения задач.
Локальные и глобальные переменные. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения задач.
Использование рекурсии. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения задач.
Кортежи.
Функция RANGE, цикл FOR. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения задач.
Списки. Метод SPLIT и JOIN. Примеры решения задач.

1

Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
Коррекция

Календарно-тематическое планирование 11 класс
Номер
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Повторение. Основные конструкции языка программирования
Python.
Повторение. Решение задач.
Срезы строк.
Кортежи. Методы.
Функции в Python. Решение задач.
Рекурсия в Python. Решение задач.
Методы работы со списками. Обработка списка.
Отработка навыков решения задач.
Сортировка. Сравнение списков и кортежей.
Именованный параметр KEY.
Отработка навыков решения задач.
Структуры в Python.
Лямбда-функции. Именованные параметры.
Чтение из файла.
Сортировка подсчетом. Примеры решения задач.
Отработка навыков решения задач.
Множества и хеш-функции. Создание и работа с множествами.
Отработка навыков решения задач.
Решение олимпиадных задач.
Решение олимпиадных задач.
Словари. Методы строк. Примеры решения сложных задач
Отработка навыков решения сложных задач.
Парадигмы программирования.
Функциональное программирование.
Встроенные функции для работы с последовательностями.
Примеры решения задач в функциональном стиле.
Отработка навыков решения сложных задач.
Комплексные числа.
Инкапсуляция и конструкторы. Примеры решения задач.
Классы объектов. Обработка ошибок.
Наследование и полиморфизм.
Примеры решения задач.
Решение задач повышенной сложности.
Решение сложных олимпиадных задач.

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
Коррекция

Основная литература для учащихся
1.
2.

Задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
Авторская программа Д. П. Кириенко. Программирование на
(школа 179 г.Москвы) http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=15

Python

Дополнительная литература
Марк Лутц. Изучаем Python. 4-е издание учебник. - М.: Символ-Плюс, 2011
Марк Саммерфилд. Программирование на Python 3. - М.: ДМК Пресс, 2014
«Программирование:
типовые
задачи,
алгоритмы,
методы»
/
Д.
М. Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4.
Сборник задач по программированию» / Д. М. Златопольский - СПб.:
БХВ-Петербург, 2011.
5.
«Задачи
по
программированию»
/
под
ред.
С.
М.
Окулова
М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
1.
2.
3.

Электронные образовательные ресурсы
Сайт разработчика https: //www.python .от/(дата обращения 06.09.16)
Сайт дистанционной подготовки по информатике Московского Института
открытого образования и МЦНМО http://informatics.mccme.ru/ (дата обращения
06.09.16)
3.
Самоучитель для начинающих python 3https: //pythonworld.ru/samouchitel
-pvthon(дата обращения 06.09.16)
4.
Интерактивный учебник http: //pvthontutor■щ/(дата обращения 06.09.16)
5.
Сайт олимпиад по информатике в Санкт-Петербурге
http://neerc.ifmo.ru/school/io/index.html (дата обращения 06.09.16)
1.
2.

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».