Мир профессий 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городского округа город Уфа
МАОУ Школа № 108

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей
начальных классов

Заместитель директора
по УВР

И. О. директора
________________________

Галлямов И. Р.
приказ
№
301
Сабирзянова Э. Р.
Мухарлямова Т. В.
от «31» 08. 2023 г.
протокол № 5
приказ № 301
________________________ ________________________

от «31.» 08. 2023 г.

от «31.» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Мир профессий»
для обучающихся 1-4 классов
Составитель: учитель начальных
классов Мак Т.Э.

г. Уфа 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир профессий» для 1–4 -х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП
2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессии;
 развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обогащает опыт
коллективного взаимодействия обучающихся развивает интерес различным
видам деятельности, желание активно участвовать в практической
деятельности, умению
самостоятельно организовать свое свободное время.

Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления
о мире
профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой
профессии. В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в
учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учет возрастных особенностей
- сочетание и теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных
ситуаций, с
помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить
заинтересованность учащихся в тематике занятий.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы,
викторины, с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию
учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию
кругозора у учащихся. В данной Программе предусмотрено выполнение
школьниками
творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной
деятельности
учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении
продукта труда или
того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства
ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков
культуры труда,
позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт
участия в
различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
формирование
гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное
коллективно распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя
в различных

доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой
деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической,
общественно полезной деятельности.
В процессе реализации программы формируется:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям
России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно
значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической,
общественно полезной деятельности.
Место программы в учебном плане:
На предмет отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Содержание курса учебного предмета, курса
Содержание курса определяется возрастными особенностями обучающихся 1-х
классов.
Введение в мир профессий – 2 часа.
Расширение кругозора о мире профессий.
«Человек – человек» - 7 часов.
Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь. Мир интересных профессий.
Чем
пахнут ремесла? Кем я хочу стать?
«Человек – техника» - 8 часов.
Способность добывать новую информацию из различных источников. Профессия
инженер,
программист.

«Человек – художественный образ» - 8 часов.
Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии.
Профессия
писатель, актер, фотограф, архитектор.
«Человек - знаковая система» - 3 часа.
Возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой
деятельности. Профессия бухгалтер, журналист.
«Человек – природа» - 6 часов.
Заинтересованность в развитии своих способностей.
Итоговое занятие - 2 часа.
Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
Викторины.
Праздник «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
Итого 33 часа.
Планируемые результаты учебного предмета, курса
 участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;
 расширение кругозора о мире профессий,
 заинтересованность в развитии своих способностей,
 участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
 возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных
источников.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно)
свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем
или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха
и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную
информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,
включая Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую
(принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести
диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации;

Выполнять учебные проекты.
Тематическое планирование
Тема
Введение в мир
профессий

Кол-во
часов
2 часа.

«Человек – человек»

7 часов

«Человек – техника».

8 часов.

«Человек –
художественный образ».

7 часов

«Человек - знаковая
система».
«Человек – природа».

3 часа.
6 часов.

Узнают для чего необходимо
трудиться, расширяют кругозор о
профессиях на основе пословицы о
труде, составление кроссворда
«Профессия наших родителей»
Уметь демонстрировать знания о
профессиях (следователь, врач,
парикмахер, юрист, продавец) через
ролевую игру, уметь
взаимодействовать с одноклассниками.
Применять на практике знания ПДД,
демонстрировать эти знания в игре.
Уметь демонстрировать знания о
профессиях через ролевую игру, уметь
взаимодействовать с одноклассниками.
Расширить знания о профессиях, знать
основные функции разных профессий,
уметь правильно называть людей,
носителей различных профессий.
Уметь составлять мини-рассказы о
профессиях. Уметь выполнять
социальные роли в ролевых играх.
Уметь находить информации из
дополнительных источников о разных
профессиях. Знать, что такое проект,
основные этапы работы над проектом,
уметь работать над проектом и
представлять результаты проектной
работы.
Уметь формулировать вопросы, вести
беседу.
Узнавать профессии по различным
признакам, отстаивать свою точку
зрения,
аргументировать ответ
Познакомятся с уходом за комнатными
растениями, составлять памятку по
уходу за
комнатными растениями. Иметь
представление о новых профессиях :

эколог, агроном.
Итоговое занятие

2 часа

Уметь применять полученные знания в
практической деятельности, задуматься
о
выборе профессии.

Календарно – тематическое планирование
№
п\п

Раздел
Тема
Введение в мир профессий – 2 часа.

Кол-во Дата
часов
1

1

Зачем человек трудится

2

Пословицы и поговорки о труде. Загадки о труде.

1

«Человек – человек» - 7 часов.

1

1 нед
2 нед

3
4

Профессия - следователь
Профессия - следователь

1

3 нед
4 нед

5

Профессия - врач

1

5 нед

6

Профессия - врач

1

6 нед

7

Профессия – парикмахер. Аппликация «Прически».

1

7 нед

8

Профессия – юрист. Составление ребусов.

1

8 нед

9

Профессия - продавец. Игра «Магазин» (работа в
группах). Чем пахнут ремёсла?

1

9 нед

«Человек – техника» - 8 часов.
Профессия — водитель. Ролевая игра «Мы
пассажиры»

1

10 нед

11

Профессия — строитель. Практическая работа
«Строим дом»

1

11 нед

12

Профессия — инженер.

1

12 нед

13

Профессия — программист

1

13 нед

14

Профессия — повар. Экскурсия в школьную
столовую.

1

14 нед

15

Профессия — портной. Моделирование одежды из
бумаги и ткани.

1

15 нед

10

1

16 нед

1

17 нед

1

18 нед

19

Профессия – писатель
Профессия – актер. Мини - спектакль

1

19 нед

20

Профессия - фотограф

1

20 нед

21

Профессия – архитектор. Проект «Мое село. Мой
дом».

1

21 нед

22

Профессия – архитектор. Проект «Мое село. Мой
дом».

1

22 нед

23

Профессия швея

1

23 нед

24

Профессия модельер- дизайнер

1

24 нед

16
17

Профессия – космонавт. Конструктор. Модель
ракеты.
Профессия – космонавт. Конструктор. Модель
ракеты.
«Человек – художественный образ» - 7 часов.

18

1
25

«Человек - знаковая система» - 3 часа
Профессия – бухгалтер. Сюжетная игра «Семейный
бюджет»

26

Профессия - журналист. Игра «Интервью с
одноклассником»

1

26 нед

27

Профессия - журналист. Игра «Интервью с
одноклассником»

1

27 нед

28

«Человек – природа» - 6 часов.
Профессия – биолог. Экскурсия в школьный
кабинет биологии

1

28 нед

29

Профессия – биолог. Экскурсия в школьный
кабинет биологии

30

Профессия - агроном.

31

Профессия - агроном.

32

25 нед

29 нед
1
1
1
1

«Все профессии хороши, выбирай на вкус»

30 нед
31 нед
32 нед

33 нед

33
«Все профессии хороши, выбирай на вкус»

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение обеспечение
Список литературы:
1.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
2.Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф.
Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
3.Развитие интеллектуальных способностей школьника.
4. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
5.Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль,
«Академия развития» 1996г.
6.Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
7.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог».
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
8.Анохина Т.
Педагогическая поддержка как реальность современного
образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
9.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание,
1991.
10.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.:
Инноватор, 1997.
11.Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-наДону: Феникс, 1997.
12.Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
13.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.:
Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,
1996.
14.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
15.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
16.Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
17.Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.
1.Компьютер
2. Проекторная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».