МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Городского округа город Уфа МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР И. О. директора ________________________ Галлямов И. Р. приказ № 301 Сабирзянова Э. Р. Мухарлямова Т. В. от «31» 08. 2023 г. протокол № 5 приказ № 301 ________________________ ________________________ от «31.» 08. 2023 г. от «31.» 08. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Мир профессий» для обучающихся 1-4 классов Составитель: учитель начальных классов Мак Т.Э. г. Уфа 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1–4 -х классов Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи: познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; развивать интеллектуальные и творческие возможности детей. Общая характеристика учебного предмета, курса Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся развивает интерес различным видам деятельности, желание активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Принципы: - доступность, познавательность и наглядность - учет возрастных особенностей - сочетание и теоретических и практических форм деятельности - усиление прикладной направленности обучения - психологическая комфортность Основной метод Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. В процессе реализации программы формируется: - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Место программы в учебном плане: На предмет отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю. Содержание курса учебного предмета, курса Содержание курса определяется возрастными особенностями обучающихся 1-х классов. Введение в мир профессий – 2 часа. Расширение кругозора о мире профессий. «Человек – человек» - 7 часов. Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь. Мир интересных профессий. Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать? «Человек – техника» - 8 часов. Способность добывать новую информацию из различных источников. Профессия инженер, программист. «Человек – художественный образ» - 8 часов. Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии. Профессия писатель, актер, фотограф, архитектор. «Человек - знаковая система» - 3 часа. Возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. Профессия бухгалтер, журналист. «Человек – природа» - 6 часов. Заинтересованность в развитии своих способностей. Итоговое занятие - 2 часа. Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности. Викторины. Праздник «Все профессии хороши, выбирай на вкус». Итого 33 часа. Планируемые результаты учебного предмета, курса участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников. Личностные результаты: У ученика будут сформированы: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; У ученика могут быть сформированы: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: Ученик научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Ученик получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Ученик получит возможность научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты: Знает: Основные сферы профессиональной деятельности человека; Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; Предприятия и учреждения населенного пункта, района; Основные приемы выполнения учебных проектов. Умеет: Оперировать основными понятиями и категориями; Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации; Выполнять учебные проекты. Тематическое планирование Тема Введение в мир профессий Кол-во часов 2 часа. «Человек – человек» 7 часов «Человек – техника». 8 часов. «Человек – художественный образ». 7 часов «Человек - знаковая система». «Человек – природа». 3 часа. 6 часов. Узнают для чего необходимо трудиться, расширяют кругозор о профессиях на основе пословицы о труде, составление кроссворда «Профессия наших родителей» Уметь демонстрировать знания о профессиях (следователь, врач, парикмахер, юрист, продавец) через ролевую игру, уметь взаимодействовать с одноклассниками. Применять на практике знания ПДД, демонстрировать эти знания в игре. Уметь демонстрировать знания о профессиях через ролевую игру, уметь взаимодействовать с одноклассниками. Расширить знания о профессиях, знать основные функции разных профессий, уметь правильно называть людей, носителей различных профессий. Уметь составлять мини-рассказы о профессиях. Уметь выполнять социальные роли в ролевых играх. Уметь находить информации из дополнительных источников о разных профессиях. Знать, что такое проект, основные этапы работы над проектом, уметь работать над проектом и представлять результаты проектной работы. Уметь формулировать вопросы, вести беседу. Узнавать профессии по различным признакам, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ Познакомятся с уходом за комнатными растениями, составлять памятку по уходу за комнатными растениями. Иметь представление о новых профессиях : эколог, агроном. Итоговое занятие 2 часа Уметь применять полученные знания в практической деятельности, задуматься о выборе профессии. Календарно – тематическое планирование № п\п Раздел Тема Введение в мир профессий – 2 часа. Кол-во Дата часов 1 1 Зачем человек трудится 2 Пословицы и поговорки о труде. Загадки о труде. 1 «Человек – человек» - 7 часов. 1 1 нед 2 нед 3 4 Профессия - следователь Профессия - следователь 1 3 нед 4 нед 5 Профессия - врач 1 5 нед 6 Профессия - врач 1 6 нед 7 Профессия – парикмахер. Аппликация «Прически». 1 7 нед 8 Профессия – юрист. Составление ребусов. 1 8 нед 9 Профессия - продавец. Игра «Магазин» (работа в группах). Чем пахнут ремёсла? 1 9 нед «Человек – техника» - 8 часов. Профессия — водитель. Ролевая игра «Мы пассажиры» 1 10 нед 11 Профессия — строитель. Практическая работа «Строим дом» 1 11 нед 12 Профессия — инженер. 1 12 нед 13 Профессия — программист 1 13 нед 14 Профессия — повар. Экскурсия в школьную столовую. 1 14 нед 15 Профессия — портной. Моделирование одежды из бумаги и ткани. 1 15 нед 10 1 16 нед 1 17 нед 1 18 нед 19 Профессия – писатель Профессия – актер. Мини - спектакль 1 19 нед 20 Профессия - фотограф 1 20 нед 21 Профессия – архитектор. Проект «Мое село. Мой дом». 1 21 нед 22 Профессия – архитектор. Проект «Мое село. Мой дом». 1 22 нед 23 Профессия швея 1 23 нед 24 Профессия модельер- дизайнер 1 24 нед 16 17 Профессия – космонавт. Конструктор. Модель ракеты. Профессия – космонавт. Конструктор. Модель ракеты. «Человек – художественный образ» - 7 часов. 18 1 25 «Человек - знаковая система» - 3 часа Профессия – бухгалтер. Сюжетная игра «Семейный бюджет» 26 Профессия - журналист. Игра «Интервью с одноклассником» 1 26 нед 27 Профессия - журналист. Игра «Интервью с одноклассником» 1 27 нед 28 «Человек – природа» - 6 часов. Профессия – биолог. Экскурсия в школьный кабинет биологии 1 28 нед 29 Профессия – биолог. Экскурсия в школьный кабинет биологии 30 Профессия - агроном. 31 Профессия - агроном. 32 25 нед 29 нед 1 1 1 1 «Все профессии хороши, выбирай на вкус» 30 нед 31 нед 32 нед 33 нед 33 «Все профессии хороши, выбирай на вкус» Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение обеспечение Список литературы: 1.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий» 2.Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./ 3.Развитие интеллектуальных способностей школьника. 4. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г. 5.Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г. 6.Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г. 7.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г. 8.Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998. 9.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991. 10.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997. 11.Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-наДону: Феникс, 1997. 12.Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003. 13.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. 14.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. 15.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004. 16.Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005. 17.Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007. 1.Компьютер 2. Проекторная доска