МИНРИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городской округ город Уфа
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
учителей ………….
________/…………
Протокол …
От ___.___.2023г.
Согласовано
Зам. Директора по ВР
__________/Галлямов И.Р.
Приказ № 301
От 31.08.2023г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
_________/Галлямов И.Р.
Приказ № 301
От 31.08.2023г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности
Учебного предмета «Театральная студия»
Для обучающихся 5 классов
Учитель: Казанцева Татьяна Сергеевна
г. Уфа 2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной
программы основного общего образования (далее – ФОП ООО),
Федеральной рабочей программы по учебному курсу внеурочной
деятельности «Театральная студия» (далее – ФРП «Театральная студия»), на
основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией
Виноградовой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Театральная студия» направлена на формирование
общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать
необходимый материал для постановки на основе просмотрового и
выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной
литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих
способностей школьника, умение видеть и творить прекрасное. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные
знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет
познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих
функций сформированы цели и задачи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса «Театральная студия» направлено на достижение
следующих целей:
овладение
выразительным
чтением
—
декламацией;
совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей;
эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании миниспектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения
понимать художественное произведение;
обогащение
нравственного
опыта
школьников
средствами
художественной литературы; формирование нравственных чувств и
представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности.
Курс внеурочной деятельности «Театральная студия» имеет большое
воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных
качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и
принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться
о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека.
В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у школьников
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение
составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное
мнение.
Курс
«Театральная
студия»
пробуждает
интерес
к
чтению
художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает
определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при
инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического
слова.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность.
Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 5 классов, уроки проводятся 1
раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную
тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому
искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей,
свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды
театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть.
Сочинение
собственных
этюдов.
Разыгрывание
спектаклей,
с
использованием средств выразительности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Театральная студия» на уровне основного общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
• воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования,
драматизации; декламации;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность
понимать
и
принимать
советы
учителя,
одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и
чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание
значимости
занятий
театрально-игровой
деятельностью для личного развития.
понимание нравственной сущности правил культуры поведения,
общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего
контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над
пьесой;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения
героя;
• понимать
и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре,
этюдах, чтении по ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
К концу обучения в пятом классе обучающийся получит возможность:
строить диалог с партнером на заданную тему;
достижения необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных текстов;
использования разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику художественного текста, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
умения использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить
средства выразительности, представлять произведение разными
способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие
художественно-творческих
способностей,
умение
самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Воспитательный потенциал предмета реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО (осознание российской
гражданской
идентичности;
сформированность
ценностей
самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1. Гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти
в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной
идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия –
развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7. Экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к
природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Роль театра в культуре.
4
https://myschool.edu.ru/
10
https://myschool.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f841f35c
15
https://myschool.edu.ru/
3
Театрально-исполнительская
деятельность.
Занятия сценическим искусством.
4
Работа над серией спектаклей.
4
5
Итоговое занятие
1
2
Практичес
кие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4
https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
Итого
34
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Вводное занятие по курсу.
1
Знакомство с содержанием курса.
1
Язык жестов. Значение слова и
2
жеста в общении между людьми, в
1
профессии актёра
Использование жестов мимики в
3
театральной постановке
1
Дикция. Тренинг гласных и
согласных звуков. Упражнения в
4
дикции. Использование дикции в
1
театральном спектакле
Темп речи. Использование темпа
5
речи в театральной постановке
1
Интонация. Интонационное
6
выделение слов, предложений
1
Развитие интонационной
выразительности. Использование
7
интонационной выразительности в
1
театральной постановке
Импровизация, или Театр-экспромт.
Понятие импровизации. Игра
8
«Превращение». Оживление
1
неодушевлённых предметов
Диалог, монолог, или Театр одного
9
актера. Разыгрывание монолога
1
Внутренний монолог.
10
Использование жестов и мимики во
1
Практические
работы
Дата
изучения
Дата
по
факту
внутреннем монологе
Импровизация. Актёрские этюды.
11
Разыгрывание мини-спектаклей
1
Чтение произведения Н. Носова
«Витя Малеев в школе и дома».
12
Герои произведения. Отбор
1
выразительных средств
Подготовка декораций к
инсценированию произведения Н.
13
Носова «Витя Малеев в школе и
1
дома»
Инсценирование произведения Н.
14
Носова «Витя Малеев в школе и
1
1
дома». Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
программка. Театральный билет.
15
Спектакль «Витя Малеев в школе и
1
дома»
Подведение итогов. Создание
16
летописи разыгрываемого
1
произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
17
просмотренный спектакль.
1
Написание отзыва на спектакль
Чтение произведения Э. Хогарта
«Мафин печёт пирог». Герои
18
произведения. Отбор
1
выразительных средств
Подготовка декораций к
19
инсценированию произведения Э.
1
Хогарта «Мафин печёт пирог»
20
Инсценирование произведения Э.
1
1
Хогарта «Мафин печёт пирог».
Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
21
программка. Театральный билет.
1
Спектакль «Мафин печёт пирог»
Подведение итогов. Создание
22
летописи разыгрываемого
1
произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
23
просмотренный спектакль.
1
Написание отзыва на спектакль
Чтение произведения И. Крылова
«Ворона и Лисица». Герои
24
произведения. Отбор
1
выразительных средств
Подготовка декораций к
25
инсценированию произведения И.
1
Крылова «Ворона и Лисица»
Инсценирование произведения И.
26
Крылова «Ворона и Лисица».
1
Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
27
программка. Театральный билет.
1
Спектакль «Ворона и Лисица»
Подведение итогов. Создание
28
летописи разыгрываемого
1
произведения. Интервью
Аннотация. Создание аннотации на
29
просмотренный спектакль.
1
Написание отзыва на спектакль
Подготовка сценария
30
заключительного концерта
1
1
Репетиция заключительного
31
концерта
1
1
32
Заключительный концерт
1
1
33
Подведение итогов за 4 года
1
Планирование работы на
34
следующий год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
34
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4-й класс. –
М.: Баласс, 2012. – 48 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/