МИНРИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Городской округ город Уфа РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей …………. ________/………… Протокол … От ___.___.2023г. Согласовано Зам. Директора по ВР __________/Галлямов И.Р. Приказ № 301 От 31.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора _________/Галлямов И.Р. Приказ № 301 От 31.08.2023г КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По внеурочной деятельности Учебного предмета «Театральная студия» Для обучающихся 5 классов Учитель: Казанцева Татьяна Сергеевна г. Уфа 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), Федеральной рабочей программы по учебному курсу внеурочной деятельности «Театральная студия» (далее – ФРП «Театральная студия»), на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Виноградовой. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Программа «Театральная студия» направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей школьника, умение видеть и творить прекрасное. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи. Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение курса «Театральная студия» направлено на достижение следующих целей: овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании миниспектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности. Курс внеурочной деятельности «Театральная студия» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение. Курс «Театральная студия» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 5 классов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Театральная игра Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции. Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей, с использованием средств выразительности. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса «Театральная студия» на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные универсальные учебные действия: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании. Коммуникативные универсальные учебные действия: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; • работать в группе, учитывать мнения партнёров; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС К концу обучения в пятом классе обучающийся получит возможность: строить диалог с партнером на заданную тему; достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов; использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.); развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей. Воспитательный потенциал предмета реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 1 Роль театра в культуре. 4 https://myschool.edu.ru/ 10 https://myschool.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/f841f35c 15 https://myschool.edu.ru/ 3 Театрально-исполнительская деятельность. Занятия сценическим искусством. 4 Работа над серией спектаклей. 4 5 Итоговое занятие 1 2 Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 https://myschool.edu.ru/ http://nachalka.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ Итого 34 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Вводное занятие по курсу. 1 Знакомство с содержанием курса. 1 Язык жестов. Значение слова и 2 жеста в общении между людьми, в 1 профессии актёра Использование жестов мимики в 3 театральной постановке 1 Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков. Упражнения в 4 дикции. Использование дикции в 1 театральном спектакле Темп речи. Использование темпа 5 речи в театральной постановке 1 Интонация. Интонационное 6 выделение слов, предложений 1 Развитие интонационной выразительности. Использование 7 интонационной выразительности в 1 театральной постановке Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра 8 «Превращение». Оживление 1 неодушевлённых предметов Диалог, монолог, или Театр одного 9 актера. Разыгрывание монолога 1 Внутренний монолог. 10 Использование жестов и мимики во 1 Практические работы Дата изучения Дата по факту внутреннем монологе Импровизация. Актёрские этюды. 11 Разыгрывание мини-спектаклей 1 Чтение произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». 12 Герои произведения. Отбор 1 выразительных средств Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. 13 Носова «Витя Малеев в школе и 1 дома» Инсценирование произведения Н. 14 Носова «Витя Малеев в школе и 1 1 дома». Театральная игра Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. 15 Спектакль «Витя Малеев в школе и 1 дома» Подведение итогов. Создание 16 летописи разыгрываемого 1 произведения. Интервью Аннотация. Создание аннотации на 17 просмотренный спектакль. 1 Написание отзыва на спектакль Чтение произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Герои 18 произведения. Отбор 1 выразительных средств Подготовка декораций к 19 инсценированию произведения Э. 1 Хогарта «Мафин печёт пирог» 20 Инсценирование произведения Э. 1 1 Хогарта «Мафин печёт пирог». Театральная игра Театральная афиша. Театральная 21 программка. Театральный билет. 1 Спектакль «Мафин печёт пирог» Подведение итогов. Создание 22 летописи разыгрываемого 1 произведения. Интервью Аннотация. Создание аннотации на 23 просмотренный спектакль. 1 Написание отзыва на спектакль Чтение произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои 24 произведения. Отбор 1 выразительных средств Подготовка декораций к 25 инсценированию произведения И. 1 Крылова «Ворона и Лисица» Инсценирование произведения И. 26 Крылова «Ворона и Лисица». 1 Театральная игра Театральная афиша. Театральная 27 программка. Театральный билет. 1 Спектакль «Ворона и Лисица» Подведение итогов. Создание 28 летописи разыгрываемого 1 произведения. Интервью Аннотация. Создание аннотации на 29 просмотренный спектакль. 1 Написание отзыва на спектакль Подготовка сценария 30 заключительного концерта 1 1 Репетиция заключительного 31 концерта 1 1 32 Заключительный концерт 1 1 33 Подведение итогов за 4 года 1 Планирование работы на 34 следующий год ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/ Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka Инфоурок https://infourok.ru/