Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
учителей математики
Заместитель директора по
ВР
И.о. директора
________________________ ________________________ ________________________
Акулич С.В.
Галлямов И.Р.
Галлямов И.Р.
Протокол №1 от «30» 08
2023 г.
Приказ №301 от «31» 08
2023 г.
Приказ №301 от «31» 08
2023 г.
Рабочая программа элективного курса
Мир органической химии
для учащихся 10 - 11 класса
базовый уровень
Разработана
Кармановой С.А.
учителем химии
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
__________________________
Протокол №____ от «__»_______
Руководитель ШМО
______ /_____Акулич С.В./
УТВЕРЖДЕНО
На НМС школы
__________________________
Протокол №__5__ от «30 » мая 2022
Председатель НМС_______________
______/__Абдуллина Л.Г._/
Уфа – 2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию
на базовом уровне, является адаптированным и составлен на основе программы курса
«Мир органических соединений» автор Соловова Е.А.
Основные цели курса:
помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;
расширение и углубление знаний об органических веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в
том числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества.
Задача курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования
органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических
проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности.
развивать творческие способности учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с
основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это
даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с
основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа
курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии,
необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего
развития учеников. В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы
генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии,
включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить
теоретические понятия и практические умения.
2
Содержание курса
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого.
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности
ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Основы номенклатуры и изомерии.
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её
виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия.
Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы.
Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов( D(-) –
адреналин, L (+) – адреналин ).
Сравнительная характеристика углеводородов .
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в
строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору
перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Упражнения по номенклатуре и составлению формул изомеров углеводородов.
Применение углеводородов.
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген,
винилхлорид,акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол,полимеры, синтетические
каучуки.
Расчётные задачи:
Термохимические расчёты
Объёмные доли.
Проектные работы.
Как повысить октановое число?
Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
Перспективы развития энергетики.
Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
Эластомеры.
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека.
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин,
ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый
эфир);антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные(
муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая),
многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза,
фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль.
Проблемы питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа 1
Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.
Азотсодержащие соединения.
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид,
норсульфазол,диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные
свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины,
фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 2
Анализ пищевых продуктов.
3
Экологические проблемы в курсе органической химии.
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека.
Вевыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
ыыщества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов.
Вредное действие фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
Действие этанола на белковые вещества.
Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
Загрязнения атмосферы.
Пластмассы загрязняют океан.
Влияние СМС на водную экосистему.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других
современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций,
семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов, выполнение
индивидуальных занятий, практических работ, практикумы по решению расчётных задач.
Требования к уровню итоговой подготовки обучающихся.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- классификацию органических соединений;
- общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной
жизни, их составе, свойствах, способах применения;
- способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
Уметь:
- устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических
веществ;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- составлять уравнения реакций разных типов;
- соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной
жизни;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Информационно-методическое обеспечение:
для учителя:
1. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение – 2019..
2. Габриелян, О.С., И.Г.Остроумов ,С.А.Сладков. Химия 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.; - Просвещение. 2021.
3. Глинка, Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для нехимических специальностей вузов.
Л.; Химия. – 2019.
4. Потапов, В.М. Органическая химия. М.; Просвещение.- 2018.
5.Хомченко, Г.П. Пособие для поступающих в вузы. – М.; Новая волна. 2020.
для обучающихс:
1. Габриелян, О.С.; И.Г.Остроумов; С.А.Сладков; Химия 10 класс. Учебник
для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень,. М.; Провещение,.
2021.
4
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Элемент, взявший на себя
задачу быть основой всего
живого
2
2
0
2.
Основы номенклатуры и
изомерии
4
4
0
3.
Сравнительная
характеристика
углеводородов
6
6
0
4.
Применение
углеводородов
5
5
0
5.
Кислородсодержащие
органические вещества на
службе человека
8
1
6.
Азотсодержащие
соединения
6
5
1
7.
Экологические проблемы
в курсе органической
химии
2
2
0
Итого:
34
32
2
9
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО_________
Зам. директора по УВР
_______Т.В.Мухарлямова
«31 »____мая____ 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО_____________
Директор МБОУ Школа № 108
_________ И.Р.Галлямов
«_31_»____мая____2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
МИР ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
В 10 – 11 КЛАССАХ
Разработана
Кармановой С.А.
учителем химии
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
__________________________
Протокол №____ от «__»_______
Руководитель ШМО
______ /____Акулич С.В./
УТВЕРЖДЕНО
На НМС школы
__________________________
Протокол № _ от «30__»мая 2022
Председатель НМС_______________
______/__Абдуллина Л.Г./
Уфа-2022-2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование занятий курса “ Мир органической химии”
№
занятия
Содержание
Количество
часов
Примерная
дата
Тема 1. Элемент, взявший на себя
задачу быть основой всего живого.
2 часа
1(1).
Электронное и валентное состояние
атома углерода
1час
1 неделя
сентября
2(2)
Виды гибридизации.
1час
2 неделя
сентября
Тема 2. Основы номенклатуры и
изомерии .
4 часа
1(.3)
Виды изомерии.
1 час
3 неделя
сентября
2(4)
Номенклатура ИЮПАК
1 час
4 неделя
сентября
3(5)
Структурная изомерия
1 час
5 неделя
сентября
4(6)
Пространственная изомерия.
1 час
1 неделя
октября
Тема 3. Сравнительная
характеристика углеводородов .
6 часов
1(.7)
Классификация углеводородов, их
производные.
1 час
2 неделя
октября
2(.8)
Алканы: строение молекул,
номенклатура, изомерия
1 час
3 неделя
октября
3(.9)
Строение, номенклатура, изомерия
алкенов, алкинов, аренов, алкадиенов,
1 час
4 неделя
октября
Коррекция
часов по
факту
циклопарафинов.
4(10 )
Природные источники углеводородов
1 час
1 неделя
ноября
5(11)
Генетическая связь между классами
углеводородов.
1 час
2 неделя
ноября
6(12)
Упражнения по номенклатуре и
составлению формул изомеров
углеводородов
1 час
3 неделя
ноября
Тема 4. Применение углеводородов
5 часов
1(13)
Практическая направленность
углеводородов.
1 час
4 неделя
ноября
2(.14)
Нефть и нефтепродукты. Нефтяные
комплексы в РТ.
1 час
1 неделя
декабря
3(.15)
Полимерное производство, волокна,
каучуки.
1 час
2 неделя
декабря
4(16)
5(17)
Решение расчетных задач
2 часа
3,4 неделя
декабря
Тема 5. Кислородсодержащие
органические вещества на службе
человека.
9 часов
1(18)
Сравнительная характеристика
монофункциональных соединений
1 час
2 неделя
января
2(.19)
Муравьиная, уксусная кислоты, их
роль в природе и жизни человека.
1 час
3 неделя
января
3(20)
Высокомолекулярные кислоты,
получение мыла.
1 час
4 неделя
января
4(21)
Биологическая роль жиров. Свойства
жиров.
1 час
1 неделя
февраля
5(.22)
Моно и полисахариды в природе, их
биологическая роль.
1 час
2 неделя
февраля
6(.23)
Проблемы питания.
1 час
3 неделя
февраля
7(.24)
Генетическая связь между классами
кислородсодержащих соединений.
1 час
4 неделя
февраля
8(25)
Решение расчетных задач на
нахождение массовой доли
1 час
1 неделя
марта
растворенного вещества.
Практическая работа
№1.«Кислотный и ферментативный
гидролиз сахарозы и крахмала.
1 час
Тема 6. Азотсодержащие
органические соединения (6 ч.)
6 часов
1(27)
Амины ,нитросоединения. Взаимное
влияние атомов в молекулах.
1 час
3 неделя
марта
2(28)
Медицинские препараты.
1 час
4 неделя
марта
3(29)
Белки и их функции. Свойства
белков.
1 час
1 неделя
апреля
4(.30)
Пищевые добавки.
1 час
2 неделя
апреля
5(31)
Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК.
1 час
3 неделя
апреля
6(32)
Практическая работа №2. по теме «
Анализ пищевых продуктов».
1 час
4 неделя
апреля
Тема 7. Экологические проблемы в
курсе органической химии .
2 часа
1(33)
Вредное действие фенола
1 час
1 неделя мая
2(34)
Синтетические моющие средства.
Загрязнение нефтепродуктами.
1 час
2 неделя мая
9(26)
2 неделя
марта