Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей математики Заместитель директора по ВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ Акулич С.В. Галлямов И.Р. Галлямов И.Р. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. Приказ №301 от «31» 08 2023 г. Приказ №301 от «31» 08 2023 г. Рабочая программа элективного курса Мир органической химии для учащихся 10 - 11 класса базовый уровень Разработана Кармановой С.А. учителем химии РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №____ от «__»_______ Руководитель ШМО ______ /_____Акулич С.В./ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол №__5__ от «30 » мая 2022 Председатель НМС_______________ ______/__Абдуллина Л.Г._/ Уфа – 2022 – 2023 учебный год Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне, является адаптированным и составлен на основе программы курса «Мир органических соединений» автор Соловова Е.А. Основные цели курса: помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии; расширение и углубление знаний об органических веществах; развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных; воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества. Задача курса: раскрыть более подробно содержание предмета органической химии; показать практическое значение органических веществ для человека; научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека. раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем способствовать развитию способности к самостоятельной работе; совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности. развивать творческие способности учащихся. Курс рассчитан на 34 часа. Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников. В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения. 2 Содержание курса Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации. Основы номенклатуры и изомерии. Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ). Сравнительная характеристика углеводородов . Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов. Упражнения по номенклатуре и составлению формул изомеров углеводородов. Применение углеводородов. Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид,акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол,полимеры, синтетические каучуки. Расчётные задачи: Термохимические расчёты Объёмные доли. Проектные работы. Как повысить октановое число? Продукты переработки нефти - народному хозяйству. Перспективы развития энергетики. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты. Эластомеры. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека. Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир);антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания. Расчётные задачи Массовая доля растворённого вещества Практическая работа 1 Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала. Азотсодержащие соединения. Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол,диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота). Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Практическая работа 2 Анализ пищевых продуктов. 3 Экологические проблемы в курсе органической химии. Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вевыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы ыыщества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных. Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами. Проектные работы. Действие этанола на белковые вещества. Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации. Загрязнения атмосферы. Пластмассы загрязняют океан. Влияние СМС на водную экосистему. Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии. В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов, выполнение индивидуальных занятий, практических работ, практикумы по решению расчётных задач. Требования к уровню итоговой подготовки обучающихся. По окончании курса учащиеся должны знать: - классификацию органических соединений; - общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения; - практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения; - способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами. Уметь: - устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - составлять уравнения реакций разных типов; - соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни; - проводить самостоятельный поиск необходимой информации. Информационно-методическое обеспечение: для учителя: 1. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение – 2019.. 2. Габриелян, О.С., И.Г.Остроумов ,С.А.Сладков. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; - Просвещение. 2021. 3. Глинка, Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для нехимических специальностей вузов. Л.; Химия. – 2019. 4. Потапов, В.М. Органическая химия. М.; Просвещение.- 2018. 5.Хомченко, Г.П. Пособие для поступающих в вузы. – М.; Новая волна. 2020. для обучающихс: 1. Габриелян, О.С.; И.Г.Остроумов; С.А.Сладков; Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень,. М.; Провещение,. 2021. 4 Учебно-тематический план № Тема Количество часов всего теория практика 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого 2 2 0 2. Основы номенклатуры и изомерии 4 4 0 3. Сравнительная характеристика углеводородов 6 6 0 4. Применение углеводородов 5 5 0 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека 8 1 6. Азотсодержащие соединения 6 5 1 7. Экологические проблемы в курсе органической химии 2 2 0 Итого: 34 32 2 9 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО_________ Зам. директора по УВР _______Т.В.Мухарлямова «31 »____мая____ 2022 г. УТВЕРЖДЕНО_____________ Директор МБОУ Школа № 108 _________ И.Р.Галлямов «_31_»____мая____2022 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МИР ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ Разработана Кармановой С.А. учителем химии РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №____ от «__»_______ Руководитель ШМО ______ /____Акулич С.В./ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол № _ от «30__»мая 2022 Председатель НМС_______________ ______/__Абдуллина Л.Г./ Уфа-2022-2023 учебный год Календарно-тематическое планирование занятий курса “ Мир органической химии” № занятия Содержание Количество часов Примерная дата Тема 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. 2 часа 1(1). Электронное и валентное состояние атома углерода 1час 1 неделя сентября 2(2) Виды гибридизации. 1час 2 неделя сентября Тема 2. Основы номенклатуры и изомерии . 4 часа 1(.3) Виды изомерии. 1 час 3 неделя сентября 2(4) Номенклатура ИЮПАК 1 час 4 неделя сентября 3(5) Структурная изомерия 1 час 5 неделя сентября 4(6) Пространственная изомерия. 1 час 1 неделя октября Тема 3. Сравнительная характеристика углеводородов . 6 часов 1(.7) Классификация углеводородов, их производные. 1 час 2 неделя октября 2(.8) Алканы: строение молекул, номенклатура, изомерия 1 час 3 неделя октября 3(.9) Строение, номенклатура, изомерия алкенов, алкинов, аренов, алкадиенов, 1 час 4 неделя октября Коррекция часов по факту циклопарафинов. 4(10 ) Природные источники углеводородов 1 час 1 неделя ноября 5(11) Генетическая связь между классами углеводородов. 1 час 2 неделя ноября 6(12) Упражнения по номенклатуре и составлению формул изомеров углеводородов 1 час 3 неделя ноября Тема 4. Применение углеводородов 5 часов 1(13) Практическая направленность углеводородов. 1 час 4 неделя ноября 2(.14) Нефть и нефтепродукты. Нефтяные комплексы в РТ. 1 час 1 неделя декабря 3(.15) Полимерное производство, волокна, каучуки. 1 час 2 неделя декабря 4(16) 5(17) Решение расчетных задач 2 часа 3,4 неделя декабря Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека. 9 часов 1(18) Сравнительная характеристика монофункциональных соединений 1 час 2 неделя января 2(.19) Муравьиная, уксусная кислоты, их роль в природе и жизни человека. 1 час 3 неделя января 3(20) Высокомолекулярные кислоты, получение мыла. 1 час 4 неделя января 4(21) Биологическая роль жиров. Свойства жиров. 1 час 1 неделя февраля 5(.22) Моно и полисахариды в природе, их биологическая роль. 1 час 2 неделя февраля 6(.23) Проблемы питания. 1 час 3 неделя февраля 7(.24) Генетическая связь между классами кислородсодержащих соединений. 1 час 4 неделя февраля 8(25) Решение расчетных задач на нахождение массовой доли 1 час 1 неделя марта растворенного вещества. Практическая работа №1.«Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала. 1 час Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (6 ч.) 6 часов 1(27) Амины ,нитросоединения. Взаимное влияние атомов в молекулах. 1 час 3 неделя марта 2(28) Медицинские препараты. 1 час 4 неделя марта 3(29) Белки и их функции. Свойства белков. 1 час 1 неделя апреля 4(.30) Пищевые добавки. 1 час 2 неделя апреля 5(31) Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК. 1 час 3 неделя апреля 6(32) Практическая работа №2. по теме « Анализ пищевых продуктов». 1 час 4 неделя апреля Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии . 2 часа 1(33) Вредное действие фенола 1 час 1 неделя мая 2(34) Синтетические моющие средства. Загрязнение нефтепродуктами. 1 час 2 неделя мая 9(26) 2 неделя марта