Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО________ Зам. директора по УВР _________Т.В.Мухарлямова «_31 »_августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО_________________ И.о.директора МБОУ Школа № 108 _________ И.Р.Галлямов «_31___»__августа_2023_ г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Право » для учащихся ___8-9___класса Разработана Мухарлямовой Т.В. учителем истории и обществознания РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №____ от «__»_______ Руководитель ШМО ______ /Ганиева Д.С.__/ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол №____ от «__»__ Председатель НМС_Абдуллина Л.Г. ______/______________________/ Уфа – 2023– 2024 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Право» Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять обществоведческие знания в жизни. Изучение обществознания как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по обществознанию на повышенном уровне. Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 17 часов. Планируемые результаты: установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. . владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления; . формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее эффективные способы достижения результата; . вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; . понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия. . способность решать творческие задачи, . представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); . умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; . готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам. • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия. • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. •Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Содержание курса «Право» № урока 1. Тема урока ГЛАВА 1. Право (17ч.) Основы конституционного строя в РФ Кол-во часов 1 2. Права и свободы человека и гражданина 1 3. Высшие органы государственной власти в РФ Россия – федеральное государство 1 Судебная система РФ Правоохранительны е органы РФ и РБ Гражданин и государство Роль права в жизни человека, общества и государства Правоотношения и 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 1 1 1 1 Примерная дата проведения Дата проведе ния по факту Дата проведени я по факту Дата провед ения по факту Коррек ция часов по факту 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. субъекты права Правоотношения и юридическая ответственность Гражданские правоотношения Право на труд. Трудовые отношения Гражданские правоотношения Семья под защитой закона Административные правоотношения Уголовно-правовые отношения Правовое регулирование отношений в сфере образования Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 1 1 1 1 1