МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Городского округа город Уфа МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики Заместитель директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ И.Р. Галлямов Т.С. Казанцева Приказ № 301 от «31» 08 2023 г. Приказ № 301 М.Н. Мостипан от «31» 08 2023 г. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности учебного предмета «Решение задач по алгебре» для обучающихся 7 классов г. Уфа 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. 2 Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно 3 несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Представление данных. Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации. Подсчёты и вычисления в таблицах. Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы. Возрастно-половые диаграммы. Описательная статистика. Среднее арифметическое. Медиана. Наименьшее и наибольшее значения. Размах. Обозначения в статистике. Свойства среднего арифметического. Случайная изменчивость. Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений. Тенденции и случайные отклонения. Частоты значений в массивах данных. Группировка данных. Гистограммы. Выборка. Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки. Графы. Графы. Вершины и рёбра. Степень вершины. Пути в графе. Связаные графы. Задача о Кёнингсбергсуких мостах, Эйлеровы пути и эйлеровы графы. Логические утверждения и высказывания. Утверждения и высказывания. Отрицание. Условные утверждения. Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия. Противоположные утверждения. Доказательство от противного. Случайные опыты и случайные события. Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как узнать вероятность события. Вероятностная защита информации от ошибок. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № Тема 1. Представление данных. 2. Описательная статистика. 3. Случайная изменчивость. 4. Графы. 5. Логические утверждения и высказывания. 6. Случайные опыты и случайные события. Итого 6 Теория 7 5 7 4 6 5 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема урока Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации. Подсчёты и вычисления в таблицах. Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы. Возрастно-половые диаграммы. Представление данных. Среднее арифметическое. Медиана. Наименьшее и наибольшее значения. Размах. Обозначения в статистике. Свойства среднего арифметического. Описательная статистика. Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений. Тенденции и случайные отклонения. Частоты значений в массивах данных. Группировка данных. Гистограммы. Выборка. Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки. Графы. Вершины и рёбра. Степень вершины. Пути в графе. Связаные графы. Количество уроков по плану Всего 1 1 нед 1 2 нед 1 3 нед 1 4 нед 1 5 нед 1 6 нед 1 7 нед 1 8 нед 1 9 нед 1 10 нед 11 нед 1 12 нед 13 нед 14 нед 15 нед 16 нед 17 нед 18 нед 19 нед 1 1 1 1 1 1 1 1 20 нед 21 нед 22 нед 1 1 1 7 Дата по факту 7а 7б 7в 7г Задача о Кёнингсбергсуких мостах, Эйлеровы пути и эйлеровы графы. 24 Утверждения и высказывания. 25 Отрицание. 26 Условные утверждения. Обратные и равносильные утверждения. 27 Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия. Противоположные утверждения. 28 Доказательство от противного. 29 Логические утверждения и высказывания. Примеры случайных опытов и случайных 30 событий. 31 Вероятности и частоты событий. Монета и игральная кость в теории 32 вероятностей. 33 Как узнать вероятность события. 34 Вероятностная защита информации от ошибок. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 23 23 нед 1 24 нед 25 нед 26 нед 27 нед 1 1 1 1 28 нед 1 29 нед 30 нед 1 1 31 нед 32 нед 1 1 33 нед 34 нед 1 1 34 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Математика. Вероятность и статистика. Базовый уровень, 7-9 классы, 2 части, / И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, под редакцией И.В. Ященко, издательство «Просещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Математика. Вероятность и статистика. Базовый уровень, Методическое пособие / И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, под редакцией И.В. Ященко, издательство «Просещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu.ru/ 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/ 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru/ и http://eor.edu.ru Образовательные Интернет-порталы 1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru 6. Школьный портал http://www.portalschool.ru 7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 8. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru 10. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» http://www.math.1september.ru 11. Математика в школе – консультационный центр http://www.school.msu.ru 9