Семьеведение. Культура взаимоотношений 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
МАОУ Школа №108

РАССМОТРЕНО
Зам.директора по ВР
________И.Р.Галлямов
Протокол №1
от «31» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________Казанцева Т.С
Приказ №301.
от «31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
МАОУ Школа № 108
_______ И.Р. Галлямов
Приказ №301
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семьеведение. Культура взаимоотношений»
8-9 класс

Составила: Самсонова М.С.
Педагог-психолог

Уфа, 2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Семьеведение» представляет собой законченную
программу внеурочной деятельности на один учебный год из расчета 34 часа в год, 1 час в
неделю и предназначена для учащихся 8-х классов МАОУ Школа № 108.
В основу рабочей программы положен Курс «Семьеведение», который предложен в
качестве методического обеспечения образовательным организациям Управлением
образования Администрации ГО г.Уфа, для работы с учащимися старшего звена.
Рабочая программа по курсу «Семьеведение» для 8-х классов разработана на
основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
* Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 года; * Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
* Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

17.12.

2010

г.

№

1897

«Об

утверждении

федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования»;
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014
г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
* Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего,

основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
* Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ
2

от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
* Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в
Республике Башкортостан".
Дополнительная образовательная программа «Семьеведение» направлена на
освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом
создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовнонравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости,
развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных
ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения.
Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях
«система

ценностей»,

«созидательные

отношения»,

«мужественность»,
«семья»,

«женственность», «супружество»,

«семейные

ценности»,

«ответственное

родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с
самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы
созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные
жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой
внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в
отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для
формирования

нравственной

устойчивости

и

здорового

понимания

ценности

мужественности, женственности, семьи и родительства.
Актуальность
Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается
благотворный процесс возрождения нравственных семейных ценностей, опирающихся на
отечественные исторические традиции. Необходимость возрождения нравственных
ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше
сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных
ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская
ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и
гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской
Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая
приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача —
«сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей.
3

При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою
традиционную миссию − выступать одним из ведущих и ключевых институтов общества,
нравственным и духовным оплотом воспитания детей и юношества, воспитание детей на
основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной скамьи». Это
актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России
институт семьи переживает кризисный, переходный этап своего развития. Специфика
развития современной российской семьи выражается сегодня в ряде новых, иногда
противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены традиционные
модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более
разнообразной, типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института
семьи (например, неполная семья, совместное проживание фактических супругов без
официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась компетентность родителей в
реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к ребенку;
снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у
ребенка

семейных

ценностей;

усилилось

давление

социума

и

глобальной

информационной среды на сознание и психику ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня
беспокойство общества и государства.
Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и
ответственности за свою будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании
целого ряда национальных концепций и стратегий, федеральных законов, нормативных
актов,

содержании

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов,

профессиональном стандарте «Педагог». Эти основополагающие нормативные акты
отражают актуальность особого внимания к воспитанию личности современного ребенка,
подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и изменчивом мире.
Цели и задачи курса
Цели:
Образовательные:
- формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей»,
«мужественность»,

«женственность»,

«супружество»,

«созидательные

отношения»,

«семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»;
- ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия,
успешности, гармоничных отношений в семье и ответственного родительства;
Воспитательные:
4

- формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных
ценностей, ценности собственного будущего и ответственности за него;
-

формирование

здорового

понимания

мужественности

и

женственности,

супружества, материнства и отцовства;
- формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации,
делать осмысленный выбор, критерием которого являются жизненные ценности;
Развивающие:
- развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности
понимать и принимать точку зрения другого человека, сохраняя при этом собственную
индивидуальность;
- развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации,
связанной с мужественностью, женственностью, ответственностью, ценностью семьи и
родительства;
- формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том
числе присвоения ими внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии,
будущее своей семьи.
Задачи:
1. Создать психологические условия, способствующие приобретению нового
положительного опыта исследования собственных потребностей, желаний, ценностей,
проектирования будущего.
2. Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности
и истинной женственности, супружества, ответственного родительства, духовнонравственных основ семьи и семейных ценностей.
3. Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного
созидательного общения, формированию ценности гармоничных отношений.
4. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные
решения в повседневных жизненных ситуациях.
5. Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой
внутренний мир и мир своих отношений, критического отношения к информации,
связанной с ценностью мужественности, женственности, семьи и родительства.
6. Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и
благополучной семьи.
7. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования
собственного успешного и благополучного будущего.
5

Методы и формы учебной работы
Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках:


беседы и интерактивные беседы;



практикумы;



практикумы с элементами игры;



конференции.

Программой предусмотрены следующие формы работы:


индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий);



коллективная работа (работа класса под руководством учителя);



групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по разным
критериям: парни и девушки, смешанные группы);



работа в интеграции индивидуальных и коллективных интеллектуальных
продуктов.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса.
По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно

следующих понятий:


человеческие потребности;



человеческие ценности;



система человеческих ценностей;



критерии жизненного выбора;



различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные
ситуации мужчины и женщины;



созидательные отношения;



конфликты;



правила и принципы;



правила и нормы поведения в обществе;



этикетные ситуации и принципы этикета;



семейный этикет;



семейные и народные традиции.
Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу

когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов.
6

В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и
следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения, моральнонравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее
способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия,
знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению
собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение
к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и
родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в
социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и
достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.
В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать
каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на
основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать
конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в
отношении

других

людей

и

общества

в

целом;

готовность

пользоваться

общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к
самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся
ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные

действия позволят

обучающимся

научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы,
жизненных

событий,

планирования

и

реализации

задуманного;

самостоятельно

анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими
людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать
самостоятельные

решения

в

проблемной

ситуации,

управлять

собственными

эмоциональными состояниями.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся
научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать
разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с
уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая
коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся
научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на
объект

исследования,

анализу

ситуации,
7

поиску

адекватной

информации

по

интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях
отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно
воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.
Содержание программы
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития
школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и
практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему
знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у
них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих
проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной
жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях
представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а
также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей
собственной семьи и семьи одноклассников.
Тема 1. Искусство быть счастливым
Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как
результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя
самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в
обретении собственного счастья.
Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.
Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей.
Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желаниямечты-цели-планы.
Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и
поступков.
Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.
Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как
критерии выбора в любой ситуации.
Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.
Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе
жизненных ценностей. Благополучная семья.
Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии,
поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.
8

Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии,
поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли
мужчины и женщины в семье.
Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.
Основные понятия: Мужчина, муж отец.Отцовство.
Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.
Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.
Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.
Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность.
Чувствительность,

эмоциональность,

многозадачность,

мягкость,

гибкость,

сострадательность. Роль женщины в семье.
Тема 8. Ответственное родительство.
Основные

понятия:

Правило

и

принцип.

Ответственность.

Родительство.

Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.
Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и
созидательные отношения.
Основные понятия: Мир человеческих отношений.
Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребностьспособность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.
Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.
Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная
природа спора и конфликта.
Бесконфликтное общение, конструктивность.
Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных
отношений.
Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для
развития, достижения успехов, благополучия и счастья.
Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как
инструменты преодоления трудностей расставания.
Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность.
Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество
жизни.
Тема 13. Любовь и влюбленность.
Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь,
влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.
9

Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.
Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим
собой, миром и другими людьми.
Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как
отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации,
постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации.
Управление отношениями как условие
счастья, успеха и благополучия.
Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.
Семейный этикет.
Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы
и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации.
Принципы этикета. Семейный этикет.
Тема 16. Сила рода.
Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как
основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.
Тема 17. Дети и родители.
Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного
родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в
отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.
Тема 18. Семейные традиции.
Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.
Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе
жизненных ценностей человека. Создание традиций.
Тема 19. Энергоэкономика семьи.
Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и
факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового
образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы
повышения семейного благополучия.
Тема 20. Ценность семьи.
Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных
человеческих ценностей.

10

Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий,
игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.
Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15
практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение,
четыре раздела и заключение.
Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа.

№

Тематическое планирование
8 класс
Темы уроков

Раздел I. Система жизненных ценностей человека
Формирование навыков осознанного внимания к себе:
своим потребностям, желаниям и ценностям
1.1
Искусство быть счастливым.
Интерактивная беседа.
1.2
Потребности, желания, цели в
жизни человека. Интерактивная
беседа с элементами игры.
1.3.1
Жизненные ценности личности
как критерии выбора целей и
поступков. Интерактивная
беседа
1.3.2
Жизненные ценности личности
как критерии выбора целей и
поступков. Практикум
1.4
Семья в системе жизненных
ценностей личности. Практикум.
Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество.
Родительство. Формирование представлений о
мужественности и женственности. Самоидентичность
2.1
Мужчина и женщина: различия
устройства мышления,
психологии, поведения. Миссия и
роли в семье и в обществе.
Интерактивная беседа.
2.2.1
Мужественность. Мужчина,
муж, отец. Интерактивная
беседа
2.2.2
Мужественность. К сути
понятия. Обсуждение в группах,
практикум
2.2.3
Образ истинного мужчины,
мужа, отца в литературе и
произведениях искусства.
11

Теореткие
занятия
2

Практ- Всего
кие
часов
занятия
3
5

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

3

6

9

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

Исследования, проекты,
презентация проектов
2.3.1
Женственность. Женщина, жена,
мать. Интерактивная беседа
2.3.2
Женственность. К сути понятия.
Обсуждение в группах, практикум
2.3.3
Образ истинной женщины, жены,
матери в литературе и
произведениях искусства.
Исследования, проекты,
презентация проектов.
2.4
Ответственное родительство.
Интерактивная беседа.
2.5
Образ семьи в мировой
литературе и произведениях
искусства и в современности.
Конференция. Работа в группах.
Создание коллективных
портретов-образов «Идеальный
образ настоящего мужчины,
мужа, отца» и «Идеальный образ
истинной женщины, жены,
матери».
Раздел III. Культура взаимоотношений
Формирование
представлений о культуре взаимоотношений мужчины и
женщины как основе будущего семейного благополучия
и навыков созидательного общения с противоположным
полом
3.1
Человек в мире межличностных
отношений. Разрушительные и
созидательные отношения.
Практикум-исследование
3.2
Конфликты. Сила созидания.
Осознанное бесконфликтное
общение. Игра-практикум
3.3
Трудности как ресурс развития
личности и созидательных
отношений. Интерактивная
беседа
3.4
Расставания. Принятие
неизбежности. Осознанность и
оптимизм как инструменты
преодоления трудностей
расставания. Практикум.
3.5
Любовь и влюбленность.
Интерактивная беседа.
3.6
Мир отношений: отношения с
самим собой, с миром и людьми.
Интерактивная беседа.
3.7.1
Принципы этикета. Правила и
12

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

4

4

8

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

нормы поведения в обществе.
Семейный этикет.
Интерактивная беседа
3.7.2
Этикетные ситуации и поведение
в них. Игровой практикум.
Раздел IV. Семейные ценности
4.1
Сила рода. Интерактивная
беседа.
4.2.1
Дети и родители. Дети.
Практикум
4.2.2
Дети и родители. Родители.
Практикум
4.3
Семейные традиции.
Конференция
4.4.1
Энергоэкономика семьи.
Интерактивная беседа
4.4.2
Энергоэкономика семьи.
Практикум
4.5
Ценность семьи. Рефлексивная
беседа
4.6
Проектирование будущего. Моя
семья: ценности, экономическая
основа, взаимоотношения.
Игровой практикум
Диагностика уровня
сформированности
семейных ценностей.
Практикум «4 вопроса
к сути» и
анкетирование
Заключительная диагностика
Итого

13

0

1

1

2
1

7
0

9
1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1
34

№

Темы уроков

Теорет- Практ- Всего
кие
кие
часов
занятия занятия

1. Вводное занятие. Жизненные ценности

4

1

5

1.1

Значение семьи

1

0

1

1.2

Брак традиционный и брак
современный – взгляд со стороны

1

0

1

1.3.1

Понятие брака, его социальная
сущность, функции и виды.

1

0

1

1.3.2

Отличия брака от семьи.
Брачный возраст и выбор
партнера

1

1

2

5

4

9

2.1

Права и обязанности членов семьи 1

0

1

2.2.1

Роли мужчины и женщины в
браке.

0

1

1

2.2.2

Родители мужа и жены и их
отношения с молодой семьей

1

0

1

2.2.3

Степени родства и их
обозначение

1

0

1

2.3.1

Откуда деньги в семье. Семейный
бюджет.

1

0

1

2.3.2

Откуда деньги в семье. Семейный
бюджет.

0

1

1

2.3.3

Дом и семья единство
противоположностей

1

0

1

2.4

Дом и семья единство
противоположностей.
Практикум

0

1

1

2.5

Труд на производстве

0

1

1

7

1

8

Общение в браке –
обязанность или право?
Значение семейных ценностей в
современном мире.

1

0

1

1

0

1

Роль семьи в годы Великой
Отечественной войны

1

0

1

II. Права и обязанности членов семьи

III. Общение в браке. Дети
3.1
3.2
3.3

14

3.4

Первенец в браке: права и
обязанности родителей

1

0

3.5

Какова роль родителей
1
молодоженов в воспитании внуков

0

3.6

Приемная семья

1

0

1

3.7.1

Много- и мало-детные семьи1
исторический путь и современный
выбор.

0

1

3.7.2

Права и обязанности в семье.
Практикум

0

1

1

7

2

9

IV. Воспитание в семье

1

4.1

Постоянные обязанности ребенка
в семье. Помощь родственникам

1

0

1

4.2.1

Забота о животных и растениях
дома или около дома. Участие в
работах на земельном участке

1

0

1

4.2.2

Требования в семье - каркас
семейного здания. Практикум

0

1

1

4.3

Право ребенка жить и
воспитываться в семье

1

0

1

4.4.1

Здоровье семьи

1

0

1

4.4.2

Семейное право и семейные ссоры

1

0

1

4.5

Ссора и конфликт – в чем
разница?

1

0

1

4.6

Брачный договор

1

0

1

4.7.

Семейные традиции и праздники.

1

0

1

0

1

1

Заключительная диагностика
Итого

34

15

Список используемой литературы:
1.

Дереклеева

Н.И.

Справочник

завуча:

Учебно-методическая

работа.

Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. − М.: «Академия», 1999. − 464 с.
3. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного
воспитания:

конспекты

лекций.

2014.

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/
4. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск:
Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
5. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная
монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г.
Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с.
6. Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем
народонаселения РАН — Москва, 2016. — 120 с.
7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и
социализации обучающихся.
8. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. –
М., 2007. – 121 с.
9. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /
Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.:
Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).
10. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования:
Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва,
2005. − 398 с.
11. Психология семейных отношений / Коллектив авторов — «ФЛИНТА», 2015. −
428 с.
12. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах− М., 2013. −
656с.

16

13. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире.
Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических
наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А.Бурковой,
Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с.
14. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек
на ценность семьи. // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б.
Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31
марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. —
СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с.
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р).
16. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических
условиях. // Человек и Образование. № 2 (51) 2017. С.34-38.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».