МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа №108 РАССМОТРЕНО Зам.директора по ВР ________И.Р.Галлямов Протокол №1 от «31» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Казанцева Т.С Приказ №301. от «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о.директора МАОУ Школа № 108 _______ И.Р. Галлямов Приказ №301 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Семьеведение. Культура взаимоотношений» 8-9 класс Составила: Самсонова М.С. Педагог-психолог Уфа, 2023 Пояснительная записка Данная рабочая программа курса «Семьеведение» представляет собой законченную программу внеурочной деятельности на один учебный год из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю и предназначена для учащихся 8-х классов МАОУ Школа № 108. В основу рабочей программы положен Курс «Семьеведение», который предложен в качестве методического обеспечения образовательным организациям Управлением образования Администрации ГО г.Уфа, для работы с учащимися старшего звена. Рабочая программа по курсу «Семьеведение» для 8-х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: * Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года; * Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; * Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; * Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»; * Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ 2 от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями; * Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан". Дополнительная образовательная программа «Семьеведение» направлена на освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовнонравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения. Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «созидательные отношения», «мужественность», «семья», «женственность», «супружество», «семейные ценности», «ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства. Актуальность Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается благотворный процесс возрождения нравственных семейных ценностей, опирающихся на отечественные исторические традиции. Необходимость возрождения нравственных ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей. 3 При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою традиционную миссию − выступать одним из ведущих и ключевых институтов общества, нравственным и духовным оплотом воспитания детей и юношества, воспитание детей на основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной скамьи». Это актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России институт семьи переживает кризисный, переходный этап своего развития. Специфика развития современной российской семьи выражается сегодня в ряде новых, иногда противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены традиционные модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более разнообразной, типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института семьи (например, неполная семья, совместное проживание фактических супругов без официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась компетентность родителей в реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к ребенку; снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у ребенка семейных ценностей; усилилось давление социума и глобальной информационной среды на сознание и психику ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня беспокойство общества и государства. Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и ответственности за свою будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании целого ряда национальных концепций и стратегий, федеральных законов, нормативных актов, содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональном стандарте «Педагог». Эти основополагающие нормативные акты отражают актуальность особого внимания к воспитанию личности современного ребенка, подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и изменчивом мире. Цели и задачи курса Цели: Образовательные: - формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»; - ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия, успешности, гармоничных отношений в семье и ответственного родительства; Воспитательные: 4 - формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных ценностей, ценности собственного будущего и ответственности за него; - формирование здорового понимания мужественности и женственности, супружества, материнства и отцовства; - формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации, делать осмысленный выбор, критерием которого являются жизненные ценности; Развивающие: - развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности понимать и принимать точку зрения другого человека, сохраняя при этом собственную индивидуальность; - развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с мужественностью, женственностью, ответственностью, ценностью семьи и родительства; - формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том числе присвоения ими внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии, будущее своей семьи. Задачи: 1. Создать психологические условия, способствующие приобретению нового положительного опыта исследования собственных потребностей, желаний, ценностей, проектирования будущего. 2. Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности и истинной женственности, супружества, ответственного родительства, духовнонравственных основ семьи и семейных ценностей. 3. Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного созидательного общения, формированию ценности гармоничных отношений. 4. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях. 5. Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой внутренний мир и мир своих отношений, критического отношения к информации, связанной с ценностью мужественности, женственности, семьи и родительства. 6. Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и благополучной семьи. 7. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования собственного успешного и благополучного будущего. 5 Методы и формы учебной работы Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках: беседы и интерактивные беседы; практикумы; практикумы с элементами игры; конференции. Программой предусмотрены следующие формы работы: индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий); коллективная работа (работа класса под руководством учителя); групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по разным критериям: парни и девушки, смешанные группы); работа в интеграции индивидуальных и коллективных интеллектуальных продуктов. Планируемые результаты обучения Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса. По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно следующих понятий: человеческие потребности; человеческие ценности; система человеческих ценностей; критерии жизненного выбора; различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины; созидательные отношения; конфликты; правила и принципы; правила и нормы поведения в обществе; этикетные ситуации и принципы этикета; семейный этикет; семейные и народные традиции. Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов. 6 В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения, моральнонравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья. В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами. В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию. Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями. Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение. Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, 7 поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения. Содержание программы Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников. Тема 1. Искусство быть счастливым Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья. Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека. Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желаниямечты-цели-планы. Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора. Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации. Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности. Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья. Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. 8 Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье. Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец. Основные понятия: Мужчина, муж отец.Отцовство. Мужественность и ответственность. Мужественность и сила. Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье. Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать. Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье. Тема 8. Ответственное родительство. Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание. Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Основные понятия: Мир человеческих отношений. Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребностьспособность-решимость. Готовность к созидательным отношениям. Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта. Бесконфликтное общение, конструктивность. Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья. Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни. Тема 13. Любовь и влюбленность. Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье. 9 Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми. Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие счастья, успеха и благополучия. Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет. Тема 16. Сила рода. Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека. Тема 17. Дети и родители. Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс. Тема 18. Семейные традиции. Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи. Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций. Тема 19. Энергоэкономика семьи. Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия. Тема 20. Ценность семьи. Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей. 10 Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение, четыре раздела и заключение. Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа. № Тематическое планирование 8 класс Темы уроков Раздел I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям 1.1 Искусство быть счастливым. Интерактивная беседа. 1.2 Потребности, желания, цели в жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры. 1.3.1 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Интерактивная беседа 1.3.2 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум 1.4 Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность 2.1 Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Интерактивная беседа. 2.2.1 Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа 2.2.2 Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 2.2.3 Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. 11 Теореткие занятия 2 Практ- Всего кие часов занятия 3 5 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 3 6 9 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 Исследования, проекты, презентация проектов 2.3.1 Женственность. Женщина, жена, мать. Интерактивная беседа 2.3.2 Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 2.3.3 Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов. 2.4 Ответственное родительство. Интерактивная беседа. 2.5 Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». Раздел III. Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом 3.1 Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование 3.2 Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум 3.3 Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа 3.4 Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. 3.5 Любовь и влюбленность. Интерактивная беседа. 3.6 Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа. 3.7.1 Принципы этикета. Правила и 12 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 4 4 8 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа 3.7.2 Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. Раздел IV. Семейные ценности 4.1 Сила рода. Интерактивная беседа. 4.2.1 Дети и родители. Дети. Практикум 4.2.2 Дети и родители. Родители. Практикум 4.3 Семейные традиции. Конференция 4.4.1 Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа 4.4.2 Энергоэкономика семьи. Практикум 4.5 Ценность семьи. Рефлексивная беседа 4.6 Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. Игровой практикум Диагностика уровня сформированности семейных ценностей. Практикум «4 вопроса к сути» и анкетирование Заключительная диагностика Итого 13 0 1 1 2 1 7 0 9 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 34 № Темы уроков Теорет- Практ- Всего кие кие часов занятия занятия 1. Вводное занятие. Жизненные ценности 4 1 5 1.1 Значение семьи 1 0 1 1.2 Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны 1 0 1 1.3.1 Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. 1 0 1 1.3.2 Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера 1 1 2 5 4 9 2.1 Права и обязанности членов семьи 1 0 1 2.2.1 Роли мужчины и женщины в браке. 0 1 1 2.2.2 Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей 1 0 1 2.2.3 Степени родства и их обозначение 1 0 1 2.3.1 Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. 1 0 1 2.3.2 Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. 0 1 1 2.3.3 Дом и семья единство противоположностей 1 0 1 2.4 Дом и семья единство противоположностей. Практикум 0 1 1 2.5 Труд на производстве 0 1 1 7 1 8 Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. 1 0 1 1 0 1 Роль семьи в годы Великой Отечественной войны 1 0 1 II. Права и обязанности членов семьи III. Общение в браке. Дети 3.1 3.2 3.3 14 3.4 Первенец в браке: права и обязанности родителей 1 0 3.5 Какова роль родителей 1 молодоженов в воспитании внуков 0 3.6 Приемная семья 1 0 1 3.7.1 Много- и мало-детные семьи1 исторический путь и современный выбор. 0 1 3.7.2 Права и обязанности в семье. Практикум 0 1 1 7 2 9 IV. Воспитание в семье 1 4.1 Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам 1 0 1 4.2.1 Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке 1 0 1 4.2.2 Требования в семье - каркас семейного здания. Практикум 0 1 1 4.3 Право ребенка жить и воспитываться в семье 1 0 1 4.4.1 Здоровье семьи 1 0 1 4.4.2 Семейное право и семейные ссоры 1 0 1 4.5 Ссора и конфликт – в чем разница? 1 0 1 4.6 Брачный договор 1 0 1 4.7. Семейные традиции и праздники. 1 0 1 0 1 1 Заключительная диагностика Итого 34 15 Список используемой литературы: 1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. 2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. − М.: «Академия», 1999. − 464 с. 3. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций. 2014. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/ 4. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. 5. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с. 6. Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем народонаселения РАН — Москва, 2016. — 120 с. 7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся. 8. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М., 2007. – 121 с. 9. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат). 10. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. − 398 с. 11. Психология семейных отношений / Коллектив авторов — «ФЛИНТА», 2015. − 428 с. 12. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах− М., 2013. − 656с. 16 13. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А.Бурковой, Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с. 14. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с. 15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). 16. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях. // Человек и Образование. № 2 (51) 2017. С.34-38. 17