Родная литература (башкирская) 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО__________________
Зам. директора по УВР
_______________Т.С.Казанцева
« »
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО______________________
Директор МБОУ Школа № 108
_________ И.Р.Галлямов
« »
2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
Родная литература (башкирская)
для учащихся 5-9 классов
базовый уровень
Разработана
Иштакбаевой Ф.А.
учителем башкирского языка
и литературы

Уфа – 2023

год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»
разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016, с изменениями от 19.12.2016);
2. Закона Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции от 12.03.2014);
3. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 №696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 16.06.2017);
4. Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 №216-з «О языках
народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014 года);
5. Региональными базисными учебным планом и примерным учебным
планом для образовательных организаций Республики Башкортостан,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования, утвержденные на заседании Коллегии Министерства
образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017 №4).
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 05 марта 2004 года №1089»;
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
8. На основе образовательной программы основного общего
образования МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ.
9. На основе Устава МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ.
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим
организацию МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ в общеобразовательной
организации по определённому учебному предмету, курсу, курсу внеурочной
деятельности.
Рабочая
программа
является
составной
частью
образовательной программы МБОУ Школа №108 ГО г. Уфа РБ.
Учебные пособия:
http://www.kitap-ufa.ru/information/elektronnye-uchebnye-posobiya.php
Методическое пособие для учителя:
Методическое руководство к учебнику «Башкирский язык и литература» для
изучения родного (башкирского) языка и литературы в 5-9 классах
общеобразовательных организаций с русским языком обучения./В.И. Хажин,
Ф.А.Аккужина, - Уфа:Китап, 2017.- 168 стр.
Программа по родной литературе для 5 – 9 классов составлена в
соответствии
с
положениями
Федерального
государственного

образовательного стандарта по общему образованию. Эта программа
составлена для башкирских детей, получающих образование в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в
соответствии с Конституцией РФ, законом о языках народов России, Закон
РБ о языках народов РБ. Она составлена для обеспечения детей знаниями,
упражнениями, информацией на основе вышеперечисленных документов.
Основные цели и задачи обучения родной
литературе в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами
информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова; умения понимать
художественное
произведение;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного
опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов Башкортостана,
многонациональной
России
и
других
стран.
Приоритетной целью обучения родной литературе
является
формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и
умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной
потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение
следующих
основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
воспитание
интереса
к
чтению
и
книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование
осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы), который во
многом определяет успешность обучения школьника по другим предметам,
то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения
учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности
полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с
различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения дети

участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе
произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные
объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом
учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной
в
художественной
литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного
произведения как особого вида искусства, с формированием умения
воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся;
развиваются умения определять художественную ценность произведения и
производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности,
сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр,
кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых
художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей;
обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем
мире
и
природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса
школьника;
понимание
духовной
сущности
произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее
нравственной сущности, влияния на становление личности
читателя
решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с
художественным произведением ребенок осваивает основные нравственноэстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает
навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального
состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает
условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и
познавательный опыт ребенка.
Предмет «Родная литература» предназначенный для башкирских детей,
обучающихся в общеобразовательных учреждениях с русским языком
обучения, рассматривается как структурная часть гуманитарного
образования. Само гуманитарное образование тоже входит в состав
общефилологического образования. Поэтому содержание этого курса в
качестве общественного явления входит и башкирский язык, и его
структурные особенности, и устное творчество башкирского народа, и
литература, среда проживания башкирского народа, сведения о его истории,
и обычаи, и особенности его жизнедеятельности..
В программу с целью обеспечения активности познавательной
деятельности и сознательного усвоения включены такие материалы как
исторические справки по башкирскому языку, изменения, имеющие место в
языке, также и процессы по его развитию. Для совершенствования речевой

деятельности (аудирование, чтение, пересказ (рассказ), письмо) в программе
виды работ по устной и письменной деятельности представлены равномерны.
Подобные виды работ запланированы как при работе над литературным
текстом, так и при получении информации по структуре языка.
Для активизации умственной деятельности учащиеся при изучении
языковых материалов, при работе над текстом актуализируются вопросы,
задания направленные на развитие речи, получению общего образования,
формированию развивающих тренингов (аудированию, нахождению
основной мысли, логичности определений, нахождению особенностей,
умению задавать вопросы, переводы и т.п.), усвоению норм башкирского
литературного языка.
Материал по башкирской литературе в основном размещен на основе
календарного плана (время года, даты). В программе, наряду с образцами
башкирского народного творчества, литературы, широко представлены и
произведения по другим национальным культурам.
В соответствии с межпредметными, метапредметными требованиями в
программу выложены тексты, работы, касающиеся задач биологии,
географии, математики, истории, экологии.
Основную концепцию программы по родной литературе составляет
совместное изучение языка, литературы и культуры, рассмотрение их в
качестве духовного богатства, воспроизводящего оригинальный менталитет
башкирского народа. Воспитательные возможности родного языка и
литературы в плане привития башкирским детям, обучающимся на русском
языке, уважения родному языку, культуре, подачи информации об их народе,
очень велики.
Тексты для чтения были взяты из ярких образцов башкирского
народного творчества. Были включены в каждый класс сказки, эпосы,
кубаиры, тексты народных песен, предания, пословицы, загадки.
Наряду с образцами башкирской художественной литературы были
включены и соответствующие темам учебника и литературнопублицистические тексы, связанные в содержательном плане с историей
народа, культурой, жизнедеятельностью. Дополнительно были даны краткие
сведения об авторах.
При подборе литературных текстов в программу учитывались их
возможности для подачи информации о родной (башкирской)литературе,
гуманистическое содержание, ценность, возможность положительного
влияние на личность ученика. Основу программы составляет известные
произведения башкирской литературы. Важное место в программе
принадлежит произведениям, имеющим отношение к народному
менталитету,
истории,
культуре.
Параллельно
с
башкирскими
литературными произведениями были включены и образцы литературы
народов России. Теоретическая информация была обобщена. Правила были
даны в таком формате, чтобы они постоянно повторялись, вспоминались.
Представление языковых материалов в сравнительном материале позволит

усвоению особенностей не только башкирского языка, но и воспитает
сознательный взгляд на материалы русского языка.
Дается очень большое место для работ разной сложности,
направленных на усвоение мыслительной деятельности учащихся. В
программу включены и такие виды работ, как нахождение основной идеи
текста, составление плана, обобщение, трансформация (рассказывать от
своего имени, изменить как диалог) и т.д.
Программа изучения башкирскими детьми родной литературы в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения основана на
универсальные учебные действия. Эта деятельность делится на блоки:
личностно-универсальная
деятельность,
познавательно-универсальноучебная деятельность, регулятивная учебная деятельность, коммуникативная
учебная деятельность.
Личностно-универсальная деятельность включает в себя способность
самостоятельно получать знания, развитие творческих способностей,
понимание эстетической ценности башкирского языка, сохранение родного
языка
как
явления
национальной
культуры,
стремление
к
усовершенствованию своей речи, обогащение словарного состава, умение
давать оценку и самооценку.
Регулятивно - универсальная деятельность реализует умение ставить
цель, предполагать, при необходимости уметь исправлять, оценку,
нахождение в результате положительных и отрицательных сторон и т.д.
В познавательную универсальную учебную деятельность входит
умение ставить проблему и ее решать, доказывать, трансформировать,
получение информации из различных источников, развитие рефлексии ит.д.
Коммуникативная универсальная учебная деятельность предполагает
взаимодействие со всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение,
пересказ (рассказ), письмо). К ним входят умение правильно воспринимать
полученную информацию (рассказ учителя, друзей, и т.д.), правильное
прочтение разно-стилевых и разно-жанровых текстов, умение обрабатывать
их с информационной позиции (план, составление тезисов, постановка
вопросов), умение рассказывать прочитанный или прослушанный текс на
разных уровнях (полный, сокращенный, в форме плана), уметь писать и
высказывать свою мысль в логически правильной, последовательной,
связной форме, умение высказывать свою мысль относительно разных
фактов, явлений (прочитанных или увиденных), в соответствии с
поставленной целью уметь строить разговоры с людьми разного возраста и
незнакомыми, сохраняя при этом нормы башкирского речевого этикета,
находить в тексте речевые ошибки, исправлять их, усовершенствовать и
редактировать тексты, переносить из поэтического стиля в стиль прозы и т.д.
Башкирские дети, обучающиеся на русском языке, в основе изучают
башкирскую литературу и язык вместе. То есть, работы по содержанию
текста, по явлениям языка взаимосвязаны. Поэтому блоки универсальной
учебной деятельности имеют место на каждом уроке. Они находят

постоянное и последовательное отражение в текстовых вопросах и работах,
упражнениях, новостных, теоретических информациях.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты изучения родной литературы в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения.
Выпускник научится:
1) в познавательной сфере:
- понимать ключевых проблем изученных произведений народов
России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- уметь анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
- формулировать собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений;
- понимать авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
воспринимать на слух литературных произведений разных
жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- писать изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

- понимать образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы;
формирование эстетического вкуса;
- понимать русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и
публицистических произведений;
 выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного
самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава
повести и пр.);
- определять принадлежность произведения к одному из литературных
родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований
(эпические и драматические тексты);
- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,
аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в
раскрытии содержания прочитанного произведения;
- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- объяснять роль художественных особенностей произведения и
пользоваться справочным аппаратом учебника;
- владеть монологической и диалогической речью;
- письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную
и свободную темы;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выразительное высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Личностные результаты:
-понимание того, что башкирский язык, башкирская литература
являются самым основным национально-культурной ценностью башкирского
народа;
-уважительно относиться к родному языку, понять что он ничем не
хуже других языков, сохранить его как явление национальной культуры,
стремиться к усовершенствованию речевой культуры;
-создавать потребность в чтении литературы на башкирском языке;
-усвоить грамматические средства, создать достаточный запас слов для
полной передачи своих чувств, пожеланий, идей в процессе общения;
Метапредметные результаты:
-усвоение всех видов речевой деятельности;
-правильное понимание сути услышанных и прочитанных информаций;

-прослушав разно-стилевые и разно-жанровые тексты, правильно
понять их;
-уметь находить из разного рода источников нужную информацию,
уметь работать со справочными материалами;
-уметь искать материал, соответствующей теме, ее систематизация, их
анализ и выбор
-сравнивать разные стили речи с позиции содержания, стилистических
особенностей, употребления средств языка, уметь давать оценку;
-уметь рассказывать прочитанный или прослушанный текст на разных
уровнях (полный, сокращенный, в форме плана);
-записав свою мысль, уметь красиво и свободно ее выражать;
-сохранив башкирский речевой этикет, уметь присоединяться к
разговорам, беседам с разными людьми и в разных условиях;
-уметь давать оценку своей речи (письменному тексту и
пересказу),исправлять, усовершенствовать, радактировать;
-уметь выступать перед аудиторией;
-уметь сравнивать знания, полученные по башкирскому языку и
литературе, со знаниями по русскому языку и литературе (межпредметный
уровень), анализировать.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2. Содержание учебного предмета.
1-ый раздел. День знаний.
1 сентября- День знаний, беседа о профессии учителя, чтение стихов,
слушание песен и просмотр фильма. Делиться впечатлениями о новом
учебном годе, о первом звонке. Разговор о летнем отдыхе. Усвоение
содержания литературных произведений, анализ. Характеризация героев
произведений, выявление важных мест в тексте, уточнение моральных
проблем и особенностей языка и композиции, составление плана, сбор
материала по теме сочинения .Объяснения особенностей жанра
литературного произведения и сравнения его с другими, поиск в тексте
выразительных средств языка и уточнение их роли, объяснение знаний
непонятных слов, пересказ содержания, обобщения и систематизация
полученных знаний, закрепление знаний и навыков, развитие творческой
деятельности и воспитание патриотических чувств. Прививать учащимся
навыки выразительно чтения, применение навыков проектирования.
Языковые материалы изучаются в тесной взаимосвязи с литературным
произведением.
2-ой раздел. Родной язык
Обмен мнениями о месте башкирского языка среди тюркских языков,
красоте языка, его особенностях. Обращение к произведениям искусства,
прославляющим величие родного языка. Слушание песен, чтение легенд,
произнесение пословиц-поговорок и загадок. Усвоение идейно-тематического
содержания литературных произведений о башкирском языке, уточнение
значений непонятных слов, обогащение словарного знания, давать
характеристику образу родного языка и другим образам. Уточнение
выразительных средств, возвышающих образ родного языка, определение
композиции, особенностей жанра. Прочитать стихи о родном языке поэтов
представителей других наций и остальные стихи, выполнить проектную
работу.
3-ий раздел. Башкортостан.
Усвоение
идейно-тематического
содержания
произведений
о
Башкортостане. Дать полную характеристику образу Башкортостана.
Пронаблюдать приемы описания и выразительные средства в произведениях о
родной земле и Башкортостану, принадлежащих перу писателей разных
поколений, сделать выводы. Ознакомить с интересным прошлым
Башкортостана, организовать обмен мнениями о его сегодняшнем и будущем.
Опереться при изучении литературных произведений о Башкортостане
на богатый фактический материал.

Знакомство с картой Башкортостана, историческими книгами,
кинофильмами, аудиозаписями, телерадиопередачами, выполнение проектных
работ. Выполнять устные и письменные творческие работы.
4-ый раздел. Дружба.
Усвоение содержания произведений о дружбе, родстве, верности и
объяснения величия дружбы. Дать характеристику основным героям
произведения, уточнение выразительно-описательных средств языка,
структуру произведения, его жанра. Провести беседу о дружбе между
представителями разных наций, взрослыми и детьми, людьми и животными,
привести аргументы из прочитанных текстов, жизни. Просмотреть
кинофильмы, спектакли, произведения изобразительного искусства и
обменяться мнениями. Слушание песен, чтение пословиц и поговорок,
выполнение разных творческих и проектных работ.
5-ый раздел. Времена года.
Усвоение идейно-тематического содержания произведений о временах
года. Определите темы произведений, их проблем, анализ системы образов,
обратить внимание средства создания образа, раскрыть идею. Усвоение
средств и приемов повествования и описания в текстах осени, зимы, весны,
лета. Усовершенствовать навыки выразительного чтения, слушание
аудиозаписей. Прочитать произведения русских писателей о природе,
животных, сравнить их и обменяться мнениями.
Опираясь на литературные произведения дать знания по теории
литературы. Дать определение об оживлении, закрепить его на основе
примеров, выполнить разноплановую работу и упражнения. Из изученных
текстов найти примеры на оживление.
Организовать экскурсии, выполнить творческие работы, опираясь на
наблюдения о природе. Используя навыки проектирования, научить учащихся
давать справки о разных птицах и зверях, растениях.
Провести беседу, опираясь на тексты о таких праздниках, как праздник
осеннего изобилия, новый год, сабантуй и сбор урожая, снегозадержания,
сенокосы и коллективная помощь (т.е. өмә). Выполнение творческих работ по
произведениям изобразительного искусства выдающихся художников.
6-ой раздел. Башкирское народное творчество.
Научиться узнавать, определять виды, применять в устной и письменной
речи, уметь применять в жизни малые жанры народного творчества –
посовицы, загадки. Научить учащихся узнавать типы сказок по их
особенностям и при общении использовать элементы, присущие сказке.
Научить уточнять и понимать художественные приемы сказки, мораль и
композиционные части. Усвоение терминов, присущих народному творчеству,
и применение их в учебном процессе, овладеные навыками рассказа и
монологической речи, умение ставить познавательную цель. Применение
инфомационно-поискового метода.

Научить умению узнавать виды народных рассказов, песен, такмаков,
кубаиров, баитов, понимание и уточнению их специфических особенностей,
анализу с позиции идейно-тематических, проблемных позиций, давать
характеристику образам. Уточнение особенностей исполнения песен и
такмаков (т.е. башкирских частушек). Разговор о башкирском песенном
творчестве и исполнителях башкирских народных песен, слушание
аудиозаписей народных песен и современных песен, обмен мнениями.
Кубаирский стиль, манера напевания мелодии, кубаиры в произведениях
сэсэнов. История происхождения баитов, уточнение особенностей посвяшения
и рассказа.
7-ой раздел. Древняя литература.
Изучение древнетюркских писменных памятников, шежере (т.е.
родословных), творчество сэсэнов (т.е. сказителей), образцов древней
литературы: знакомство с творчеством Салавата Юлаева, Мифтахетдина
Акмуллы. Усвоение содержания произведений, раскрытие образов и идей.
Обогащение словарного запаса. Рассмотрение древа шежере, по изучению и
составления древа шежере своего рода. Прислушивание эйтешов (т.е.
стихотворных состязаний) по аудиозаписям и обмен мнениями. Просмотр
фильм, исторических документов, спектаклей
Салавате Юлаеве и
Мифтахетдине Акмулле, обмен мнениями. Дать информацию о поставленных
им памятникам. Разговор об авторе памятника Салавата Юлаева Сосланбека
Тавасиева. От теории литературы к определению к понятий: жанр кисса (т.е.
повествование, легенда), архаизм, варваризм, неологизм.
.
8-ой раздел. Салават батыр.
Подробное знакомство с биографией Салавата Юлаева, историческая
информация – справка о воспитании под его руководством. Чтение
исторической информации и документов, изучение и беседа о пребывании
Юлая Азналина и Салавата Юлаева застенках крепости Рогервик. Усвоение
содержаний произведений, уточнение их идей, изучение средств описания
образа Салавата Юлаева и сравнение с другими произведениями.
Просмотр историко-документальных и художественных фильмов о
Юлае Азналине и Салавате Юлаеве, спектаклей, прослушивание песен и
обмен мнениями.
Выполнение творческих и проектных работ на тему “Салават Юлаев в
фольклоре, литературе, искусстве”, проведение мероприятий.
9-ый раздел. Судьба женщин.
Усвоение содержания произведений, увеличение запаса слов, уточнение
основной идеи. Дать полную характеристику образу матери, оценить место
матери в семье, обществе. Обмен мнениями о проблеме родителей и детей в
современном обществе, выводы по проблеме. Прослуивание песен о матерях,
чтение пословиц и поговорок и объяснить их значения, связав с жизнью.

Просмтор произведений искусства, посвященных матерей, беседа и
выполнение разного типа творческих и проектны работ. Изучение законов,
защищающих и охранящих материнство. Просмтор спектаклей, кинофильмов
о семье, матери и ее жизни и судьбе, организация обена мнениями.”.
10-ый раздел. Вечный огонь.
Беседа о Дне Победы. Дать историческую справку о Великой
Отечественной войне. Обмен мнениями о Георгиевской ленте, памятнике
Неизвестному солдату. Освоение содержания произведений, посвященных
военной теме и Дню Победы, анализ системы образов. Уточнение средств и
приемов описания образа солдата-воина. Работа над поэтикой произведения.
Выполнение упражнений по выразительному чтению. Воспитание
патриотических
чувств.
Посмотреть
историко-документальные,
художественные фильмы, спектакли, посвященные теме войны. Организовать
беседу об участии «Бессмертного полка» на параде Победы. Организовать
заочную экскурсию по местам боев. Прослушать песни, посвященные теме
войны и Дню Победы, выполнить проектные работы..
11-ый раздел. История.
Усвоение содержания произведений, отражающих славную историю
башкирского народа, раскрытие проблем, идей. Обогащение словарного
состава терминами, имеющими отношение к старинной, военной службе. Дать
характеристику образам. Провести беседу об участии дедов-отцов в защите
своей Родины, борьбе за свободу. Дать информацию путем просмотра
исторических фильмов, ознакомления с историческими документами об
исторических личностях, руководителей восстаний, башкирских полководцах.
Дать объяснить по теории литературы суть понятий жанров хитап, повесть,
роман.
12–й раздел. Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники.
Усвоение содержания произведений про башкирские народные
традиции и национальные блюда, раскрытие идей. Обогащение словарного
состава, анализ системы образов. Выполнение творческих и проектных работ.
Ознакомление с сохранившимися в памяти народа обычаями, передающимися
из поколения в поколений, и организация беседы на эту тему.
Ознакомление с башкирскими национальными блюдами. Составление
справок по их приготовлению. Просмотр видеозаписей, кинофильмов про
башкирские народные
традиции и национальные блюда и сравнение их описанными в литературных
произведениях.
Беседа о лечении кумысом в Башкортостане известных лисностей –
А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, выполнение проектной работы.

13-ый раздел. Вежливость, мораль.
Усвоение содержания произведений, отражающих темы вежливости и
морали. Анализ содержания, воспитание положительных качеств у учащихся
на примере положительных героев. Посмотреть фильмы о вежливости,
морали, поведении, совести, обмен мнениями, проведение диспута,
выполнение проектных работ.
14- раздел. Народные поэты и писатели Башкортостана.
Знакомство с жизнью и творчеством народных поэтов и писателей
Башкортостана. Посмотреть о них теле-, радиопередачи, документальные
фильмы, чтение творческих портретов, написанные учеными. У истории
написания литературных произведений, анализ содержания, уточнение темы,
идеи, характеристика образов. Увековечивание имен поэтов и писателей: дать
информацию об их музеях, произведениях, изобразительного искусства,
выполнить проектные работы.
15-ый раздел. Искусство.
Усвоение идейно-тематического содержания литературных произведений о
курае. Дать характеристику образу курая. Слушать легенды о курае.
Ознакомление с известными и выдающимися в республике кураистами.
Слушать мелодию курая в исполнении Юмабая Исянбаева, Ишмуллы
Дильмухаметова, Азата Аиткулова. Смотреть о них исторические документы,
кинофильмы, фотоснимки. Обмен мнениями о школе курая мастеров искусств.
Обмен мнениями о конкурсах, посвященных мастерам искусств и их
творчеству. Заочное путешествие по музеям мастеров искусств, выполнение
творческих работ. Найти сведения о растении курае, составление справки.
Усваиваем понятие о литературоведении. Прочитать определения из трудов
К. Ахметьянова, Г. Хусаинова, выполнить проектную работу.
16-ый раздел. Уфа.
Дать историческую справку о столице – Уфе. Дать информацию об
архитектуре города, очагах культуры, населении, памятных местах.
Посмотреть об Уфе историко-документальные фильмы, усвоение
посвященных ей песен, легенд и т.д., выполнить проектную работу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».