Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО__________________ Зам. директора по УВР ___________________Т.В.Мухарлямова «31 »августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО______________________ Директора МАОУ Школа № 108 _________ И.Р.Галлямов «31»августа 2023 г. Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе для учащихся 5-9 классов базовый уровень Разработана Султыевой Эльзой Аглямутдиновной учителем татарского языка и литературы РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей Родного языка и литературы Протокол №1 от «30»августа 2023 Руководитель ШМО ______ /Ф.А.Иштакбаева/ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол №1 от «30 »августа 2023 Председатель НМС ______/Л.Г.Абдуллина/ Уфа – 2023 – 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ(ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» Татарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов, духовнонравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в формировании национального самосознания, самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся. Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из основных предметов гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию действительности, создает при помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а также формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы и содержания; создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа. Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык» и «Литература». ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры, приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование грамотного читателя, способного использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования. Задачи изучения учебного предмета: – развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; – приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; – знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с историческим процессом; – развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и монологической речи на татарском языке); – формирование читательского кругозора; – формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся; – развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке; – овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. На изучение предмета «Родная (татарская) литература» в общеобразовательных организациях с обучением на родном (татарском) языке отводится 2 часа в неделю во всех классах основного общего образования, по 68 часов в каждом классе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Введение Периодическая печать на татарском языке для детей. Детский журнал «Ялкын» («Пламя»). Устное народное творчество Устное народное творчество как народное достояние. Особенности фольклорных произведений. Основные жанры фольклора. Отображение национального характера в сказках. Сказки. Виды сказок. Татарские народные сказки: «Хәйләкәр төлке» («Хитрая лиса»), «Өч кыз» («Три дочери»), «Ак бүре» («Белый волк»). Мифы. Понятие о мифе. Происхождение мифов, их классификация. Татарские народные мифы. Мифы: «Нәркәс чәчәге» («Цветок Нарцисс»), «Җил иясе җил чыгара», («Откуда появляется ветер»), «Тавык» («Курица»). Предания и легенды. Особенности жанра. Отличие легенд от преданий. Легенды: «Зөһрә кыз» («Девушка Зухра»), «Кәккүк каян барлыкка килгән» («Откуда появилась кукушка»), «Ни өчен ләйсән яңгыр бака авызында энҗегә, елан авызында агуга әйләнгән» («Во рту жабы жемчуг, а в пасти змеи яд»). Предания: «Шәһәр нигә Казан дип аталган» («Почему город назвали Казанью»), «Тургай моңы» («Печаль жаворонка»). Малые жанры устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки. Татарская литература Литературная (авторская) сказка. Фольклорные традиции в литературной сказке. Художественный вымысел литературной сказки. Г. Тукай. «Шүрәле» («Шурале»). Мифологический сюжет сказки. Поэтические особенности сказкипоэмы. Художественный смысл сказки. Образ Шурале в искусстве. Ознакомительная информация о балете «Шурале». Р. Миннуллин. «Бүренең кешеләр белән дуслашуы турында кечкенә әкият» («Сказка о Волке, который дружил с людьми»). Прием нонсенса в сказке. Проза. Эпические произведения, их особенности. Жанр рассказа. Ф. Яруллин. «Кояштагы тап» («Пятно на солнце»). Тема нравственности. Понятия честности, милосердия, взаимовыручки и взаимоподдержки. Ф. Яруллин. «Зәңгәр күлдә ай коена» («Луна купается в голубом озере»). Фольклорные мотивы в литературном произведении. Победа добра над злом. Система образов в сказке, символические образы. Ф. Амирхан. «Ай өстендәге Зөһрә кыз» («Девушка Зухра на Луне»). Ф. Амирхан. «Нәҗип» («Наджип»). Тема нравственности в произведении. Психологический образ литературного героя. С. Джалял. «Яз» («Весна»). Идея важности, необходимости для других людей. Творчество Дарменда. Дардменд. «Богдай» («Пшеница»). Нравственный смысл рассказа: духовное богатство и роль человека в обществе. Г. Сабитов. «Урман кызы Таңсылу» («Лесная девушка Тансылу»). Единство человека и природы. Красота природы. Басня. Жанр басни. Особенности жанра. Герои, композиция. Г. Тукай. «Умарта корты һәм чебеннәр» («Пчела и мухи»). М. Гафури. «Сарыкны кем ашаган» («Кто съел овцу»). А. Исхак. «Карт имән белән яшь егет» («Старый дуб и молодой парень»). Лирические произведения. Особенности лирических произведений. Г. Тукай. «Туган җиремә» («Родной земле»), «Пар ат» («Пара лошадей»), «Җәй көнендә» («Летним днем»). Особенности пейзажной лирики. Воспевание родной земли. Жизнь и творчество М. Джалиля. Восхваление храбрости и мужества советского солдата. Чувство долга перед Родиной. М. Джалиль. «Кызыл ромашка» («Красная ромашка»), «Яулык» («Платок»), «Дуска» («Другу»), «Имән» («Дуб»). Тема красоты. Умение видеть красоту. М. Аглямов. «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»). Г. Авзал. «Матурлык эзлим» («В поисках красоты»). Эстетическое восприятие мира. Р. Миннуллин. «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я видел щенка»), «Олы булсам...» («Когда я стану взрослым...»). Детская мечта. Чувства сострадания и милосердия. Ш. Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» («Каждый говорит правду»), «Тагын бер «рәхмәт» («Еще одно «спасибо»). Драматические произведения Т. Миннулин. «Гафият турында әкият» («Сказка о Гафияте»). Фольклорное начало в произведении. Сказочные персонажи. 6 КЛАСС Введение Татарская периодическая печать для молодежи. Журнал «Идел» («Идель»). Гимн. Гимн России. Гимн Татарстана. Устное народное творчество Татарские народные песни. Татарские народные песни, их классификация (лирические, исторические, игровые и обрядовые песни, частушки). Поэтические особенности народных песен, образы и приемы их создания. Роль песни в жизни людей. Песни: «Иске кара урман» («Старый дремучий лес»), «Гөлҗәмал» («Гульджамал»), «Татарстан кызлары» («Девушки Татарстана»). Татарская литература Лирические произведения. Образ в лирическом произведении. Средства выражения переживаний лирического героя. Р. Рәкыйпов. «Мин яратам сине, Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан!»). Образ Родины. Чувства гордости и любви к родному краю. Г. Тукай. «Туган авыл» («Родная деревня»). Родной край в жизни человека. Образ родной деревни, природа родного края. Ф. Яруллин. «Туган ягы кирәк кешегә» («Человеку нужна Родина»). Высокие чувства лирического героя к Родине. Р. Валиев. «Ватаным» («Отчизна моя»). Р. Валиева. «Гүзәл җирем» («Прекрасная моя Родина»). Творчество Дардменда. Дардменд. «Кил, өйрән» («Давай учись»). Роль родного языка в жизни человека. Понимание необходимости изучения других языков. Борьба за чистоту языка. Дардменд. «Видагъ» («Прощание»). Чувства и переживания лирического героя. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Р. Файзуллин. «Туган тел турында бер шигырь» («Стихотворение о родном языке»). Р. Файзуллин. «Гадиләргә гимн» («Гимн простым»). Смысл жизни и место человека в обществе. Чувство уважения к человеку труда. Ф. Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный человек»). Образ учителя в литературе. Отношение к нему лирического героя. Ф. Карим. «Ватаным өчен» («За Родину»). Патриотизм в произведении. Образ защитника родины. Ф. Карим. «Сибәли дә, сибәли» («Моросит и моросит»), «Бездә яздыр» («У нас, наверное, уже весна»). Картины природы, их роль в создании образа, усиление психологизма. Суровые условия Великой Отечественной войны. Л. Лерон. «Фашист очып үтте» («Фашист пролетел»). Картины военного времени. Трагизм. Образ врага. Жизнь и творчество Ш. Галиева. Ш. Галиев. «Пәрәмәч» («Перемяч»), «Сәер кеше» («Странный человек»). Приемы создания комичности в лирическом произведении. Х. Такташ. «Әй, җырлыйсы килә шушы җырны» («Так хочется спеть эту песню»). Образ малой родины. Ностальгия по прошлому, счастливому детству. С. Хаким. «Шигырь ничек туа?» («Как рождаются стихи?»). Принципы и приемы создания лирического произведения. Образная система произведений фантастики Жизнь и творчество К. Насыри. К. Насыри. «Әбугалисина» («Авиценна»). Образ Авиценны. Фантастический сюжет в повести. Просветительские идеи в произведении. Олицетворение добра и зла. Утверждение идеи необходимости обществу знания, которое служит благородным целям. Роль антитезы в композиции произведения. Своеобразное выражение просветительского реализма. Р. Фаизов. «Бер күбәләк» («Бабочка»). Аллегорическая образность Г. Рахим. «Яз әкиятләре» («Весенние сказки»). Условность и аллегорическая образность. И. Гази. «Кояш артыннан киткән тургай» («В поисках солнца улетел жаворонок»). Г. Рахим. «Битлек» («Маска»). Особенности национальных праздников, чувство ответственности за свои поступки, правила этики. Особенности образной системы в автобиографических произведениях Жизнь и творчество Г. Тукая. Г. Тукай. «Исемдә калганнар» (отрывок из автобиографической повести) («Мои воспоминания»). Образ маленького Тукая. Условность воспоминаний литературного героя. Ф. Хусни. «Минем тәрәзәләрем» («Мои окна»). Образная система в биографических произведениях Биографическое произведение. Особенности жанра. Р. Батулла. «Имче» («Знахарка»). Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство и различия в создании образа главного героя в разных произведениях. Особенности повествования. А. Файзи. «Тукай» («Тукай») (отрывки). Образ поэта в романе. Судьба Тукая. М. Гали. «Моя встреча с Габдуллой Тукаем». Образ Тукая в воспоминаниях. Ш. Маннур. Отрывок из романа «Муса». Образ Мусы Джалиля. Образность в жанре рассказа и повести Жизнь и творчество Г. Ибрагимова. Г. Ибрагимов. «Яз башы» («Начало весны»), «Алмачуар» («Чубарый»). Образы природы в произведении. Пейзаж. Красота и сила природы. Психологизм в раскрытии характеров литературных героев. Система образов в рассказе. Любовь героя произведения к лошади. Образ татарской деревни. Нравственные устои татарской деревни. Р. Мухаммадиев. «Первый подснежник» («Беренче умырзая»). Образ природы. Бережное отношение к природе. Связь поколений. Чистота помыслов. А. Еники. «Кто пел?» («Кем җырлады?»). Образ раненного лейтенанта, его чувства и переживания в последние моменты жизни. Образ татарской песни. М. Галиев. «Җиңәсем килде» («Хотел победить»). Понятие чести, справедливости, уважения. Образная система в лиро-эпических произведениях Г. Кутуй. «Сагыну» («Ностальгия»). Чувства любви к Родине, гордости за свой народ, надежда и вера в благополучное возвращение, раскрывающие чувство тоски по родной земле. Особенности образной системы в произведениях драмы Г. Камал. «Беренче театр» («Первый театр»). Комический характер конфликта в произведении. Приемы воссоздания комичности образов. Просветительские идеи в комедии. Комический характер конфликта в произведении. К. Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»). Изображение Первой мировой войны как причины всех бед, несчастной судьбы народа. Метафоричность названия. Символические образы в произведении. 7 КЛАСС Введение Периодическая печать на татарском языке для молодежи. Газета «Татарстан яшьләре» («Молодежь Татарстана»). Устное народное творчество Баит – оригинальный жанр татарского фольклора Баиты как жанр устного народного творчества. Особенности жанра. Виды баитов. Исследователи устного народного творчества (Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Х. Ярми и др.). Баиты: «Сак-Сок бәете» («Баит о Сак-Соке»), «Фәйзулла агай бәете» («Баит о Файзулле агае»). Татарская литература Жанр рассказа. Особенности жанра рассказа. А. Еники. «Матурлык» («Красота»). Духовная красота человека. Любовь между матерью и сыном. Образ Бадретдина. Ш. Камал. «Буранда» («В метель»), «Сукбай» («Бродяга»). Приемы эмоционального воздействия на читателя. Образ матери. Н. Думави. «Яшь ана» («Молодая мать»). Художественная деталь, символ. Роль художественной детали в характеристике героя. И. Гази. «Ак сирень» («Белая сирень»). Первая любовь и связанные с ней переживания героя. Чувство разочарования. Символическое содержание пейзажных образов. Р. Галиуллин. «Сәлам» («Привет»). Противопоставление внешней красоты духовному богатству человека. Ложь и разочарование. Х. Такташ. «Хикәяне ничек язарга?» («Как написать рассказ?») (отрывок). Принципы создания жанра рассказа. Своеобразие языка и интонации произведения. Секрет мастерства писателя в создании рассказа. Жанр повести Г. Баширов. «Туган ягым – яшел бишек» («Родимый край – зеленая колыбель») (отрывки). Образ жизни татарского народа. Духовное богатство человека, нравственные принципы. Изображение национальных традиций и обычаев. Автобиографизм повести. Портретная характеристика персонажей. Фольклоризм в литературе. Ш. Камал. «Акчарлаклар» («Чайки»). Тема поиска счастья на чужой земле. Система образов в произведении. Размышления автора о счастье. Общечеловеческое и национальное в литературе. М. Магдеев. «Без – кырык беренче ел балалары» («Мы – дети сорок первого года») (отрывки). Изображение трудностей военных и послевоенных лет. Образ подростка. Ф. Хусни. «Йөзек кашы» («Перстень»). Изображение перипетий в судьбе человека. Светлые лирические чувства героев произведения. Трагический финал любви. Г. Абсалямов. «Миңа унтугыз яшь иде» («Мне было девятнадцать»). Трагизм Великой Отечественной войны. Рассказ от имени погибшего солдата. Герой-повествователь. Роман. Жанровые особенности. М. Галяу. «Мөһәҗирләр» («Мухаджиры»). Судьба татарского народа. Проблематика романа. Система образов. Жанр драмы Т. Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик Альмандар из Альдермыша»). Философские основы понятий жизни и смерти, ответственности перед обществом, честности, уважения к своему прошлому, вера в будущее. Образ сильного человека в произведении. Аллегория и условность. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Тип конфликта (внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие). Жанры лирики: пейзажная, философская, гражданская, интимная лирика). Х. Туфан. «Туган тел» («Родной язык»), «Агыла да болыт, агыла...» («Плывут облака»), «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее») «Күбәләк» («Бабочка»). Богатство и многообразие человеческих чувств и переживаний. Отношение поэта к родному языку. Г. Тукай. «Җәйге таң хатирәсе» («Летняя заря»). Образы природы. С. Хаким. «Тукайга» («Тукаю»), «Әй, язмыш, язмыш» («Эх, судьба, судьба»), «Бу кырлар, бу үзәннәрдә» («На этих лугах, в этих долинах»). Образ родного края, мифологизация образа родины. Чувство гордости и восхищения великими личностями татарского народа. Г. Авзал. «Без татарлар» («Мы татары»), «Бу – Ватан» («Это – Родина»). Национальный образ народа. Н. Арсланов. «Халкыма» («Моему народу»). Чувство гордости за свой народ, историю и культуру. Р. Гаташ. «Кар астында гөлләр...» («Цветы под снегом...»), «Татар китабы» («Татарская книга»). Исторические личности татарского народа. Трагизм их судьбы. Книга – духовное богатство, символ красоты и вечности. Р. Харис. «Кеше кайчан матур» («Чем красив человек»). Внутренняя красота человека. М. Мирза. «Көздә бер мәл» («Одно мгновение осени»), «Әткәң-әнкәң фатихасы» («Благословение родителей»), «Моң» («Печаль»). Роль природы в раскрытии чувств и переживаний лирического героя. Долг перед родителями. Благословление родителей. Г. Мурат. «Шагыйрь» («Поэт»). Стихотворения из цикла «Литовская мозаика» «Үле тел» («Мертвый язык»), «Литвада татар күле буенда килгән уй...» («Размышления у татарского озера...»). Уважение к истории своего народа, сохранение родного языка, чувство ответственности за них. Лиро-эпические жанры литературы Жанр поэмы. Особенности поэмы. Р. Файзуллин. «Сәйдәш» («Сайдаш»). Поэма о жизни и творчестве известного татарского композитора С. Сайдашева. Противоречия в судьбе композитора. Жанр стихотворения в прозе. Особенности жанра. М. Галиев. «Чатыр тау җиле» («Ветер с горы Чатыр»). Р. Галиуллин. «Юлларда ак җил иде» («На дорогах белый ветер»). Смысл жизни, жизненный опыт, и преодоление препятствий на жизненном пути. 8 КЛАСС Введение Татарская периодическая печать. Знакомство с журналом «Безнең мирас» («Наше наследие»). Литература как искусство слова. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. Периодизация татарской литературы. История татарской литературы Средневековая тюрко-татарская литература Литература XII – первой половины XIII вв. Особенности литературы данного периода. Кул Гали. «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»). Образы Юсуфа и Зулейхи. Сила любви. Идеи гуманизма и справедливости. Художественное своеобразие поэмы. Связь коранических сюжетов с татарской литературой. Литература XIII – первой половины XV вв. Общая характеристика литературы данного периода. С. Сараи. «Сөһәйл вә Гөлдерсен» («Сухайль и Гульдурсун»). Идейно-эстетическое содержание поэмы, художественное своеобразие. Противопоставление любви жестокости и несправедливости. Кутб. «Хөсрәү вә Ширин» («Хосров и Ширин»). Великое чувство любви, сложные взаимоотношения людей. Философская глубина, художественное совершенство произведения. Устное народное творчество Дастан «Идегәй» («Идегей») как памятник устного народного творчества. Реальная основа произведения. Система образов в дастане. Изображение сложного пути народа через призму масштабных событий, судеб великих исторических личностей. Художественное своеобразие дастана. Виды дастанов. История татарской литературы Татарская литература периода Казанского ханства Особенности развития татарской литературы периода Казанского ханства. Кул Шариф. «Гафил торма» («Не будь неучем»). Дидактическое содержание, назидательность литературы. Единство религиозного и светского содержания. Роль знаний в жизни человека. Мухаммедьяр. «Төхфәи мәрдан» («Подарок джигитам») (отрывки). Проблематика поэмы. Размышления автора о единстве и благополучии государства, о справедливости, милосердии, щедрости и верности. Идеи гуманизма и справедливости. Татарская литература XVII века. Особенности развития татарской литературы данного периода. Суфийская литература. Нравственно-философское направление литературы. М. Колый. Хикметы. Проблематика хикметов. Духовные переживания, нравственные устои лирического героя. Татарская литература XVIII века. Особенности развития татарской литературы данного периода. Сближение литературы с жизнью народа. Г. Утыз Имяни. «Гыйлемнең өстенлеге турында» («О преимуществе знания»), «Егет булу турында» («О мужестве»), «Кәсеп турында» («О торговле»), «Татулык турында» («О дружбе»), «Гомер итү турында» («О жизни»), «Үгет турында» («О назидании»). Назидательный характер произведений. Связь знания с трудом. Беседа о честности, справедливости, щедрости, терпении, воспитание нравственности с молодых лет. Татарская литература XIX века Особенности развития татарской литературы в XIX веке. Просветительское движение у татар. Становление реалистической поэзии. Тематика произведений. Творчество Г. Кандалый. Г. Кандалый. «Сәхипҗәмал» («Сахибджамал») (отрывок). Прославление в поэме чувства великой любви. Описание красоты женщины. Взаимосвязь идейноэстетических находок автора с развитием общественного сознания. Жизнь и творчество К. Насыри. К. Насыри. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Нравственные качества. Духовная красота человека. Биография М. Акъегетзадэ. М. Акъегетзадэ. «Хисаметдин менла» («Хисаметдин менла»). Просветительские идеи в произведении. Проблема героя времени. Авторская позиция в создании образа главного героя. Просветительский реализм. Творчество З. Бигиева. З. Бигиев. «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» («Тысячи, или Красавица Хадича»). Первый детективный роман в татарской литературе. Проблематика романа. Судьба татарской женщины. Традиции русской классической литературы в изображении женских характеров. Первые драматические произведения. Г. Ильяси. «Бичара кыз» («Бедняжка»). Идейно-эстетическое своеобразие произведения. Проблема свободы личности. Право женщины, борьба за ее счастье Г. Исхаки. «Өч хатын белән тормыш» («Жизнь с тремя женами»). Система образов. Конфликт в произведении. Татарская литература начала ХХ века. Особенности татарской литературы начала ХХ века. Приобщение татарской литературы к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Жизнь и творчество Г. Тукая. Г. Тукай. «Милләткә» («К нации»), «Тәэссер» («Впечатление»), «Народные напевы» («Милли моңнар»), «Ана догасы» («Молитва матери»). Чувства любви и уважения к своему народу, к нации. Глубина переживаний лирического героя о судьбе татарского народа. Отражение фольклорных мотивов в творчестве поэта. Н. Думави. «Син – кеше» («Ты – человек»). Размышления о смысле жизни, о месте человека в обществе. Г. Исхаки. «Ул әле өйләнмәгән иде» («Он еще не был женат»). Проблемы смешанных браков, воспитания детей в таких семьях. Духовная близость и религиозное отличие, сохранение национальных особенностей. Г. Исхаки. «Ике йөз елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через двести лет»). Композиция повести, ее проблематика, конфликт. Стиль произведения. Символические образы. Дардменд. «Кораб» («Корабль»), «Бүзләрем маналмадым» («Не окропил я саван»). Изображение судьбы нации, народа в образах корабля, бури, волны и пропасти. Связь человека со Вселенной, миром, единство с природой. С. Рамиев. «Таң вакыты» («На рассвете»), «Мин» («Я»). Переживания лирического героя за свой народ, желание видеть его свободным, образованным, прогрессивным. Особенности романтического героя. Жизнь и творчество Ф. Амирхана. Ф. Амирхан. «Хәят» («Хаят»). Противостояние культов красоты, женственности, любви с консервативной нравственностью. Глубокий лиризм переживаний главной героини. Влияние среды на формирование мировоззрения героини. Система образов. Ф. Амирхан. «Бер харәбәдә» («На руинах»). Размышления лирического героя о жизни и ее скоротечности, о смерти и ее неизбежности. Г. Ибрагимов. «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»). Противоборство старого и нового. Отображение национальной идеи. Система образов в произведении. Идеи свободы личности. М. Файзи. «Галиябану». Традиционный любовный треугольник. Система образов в произведении. Конфликт. Трагическое разрешение конфликта. 9 КЛАСС Введение Татарская периодическая печать. Знакомство с журналом «Казан утлары» («Огни Казани»). История татарской литературы Татарская литература 1920–1930-х годов. Особенности литературы данного периода. Жизнь и творчество Г. Исхаки. Г. Исхаки. «Көз» («Осень»). Две героини, две судьбы. Философское значение названия повести. Художественные средства в раскрытии образов. Художественное время и пространство в повести. Жизнь и творчество Г. Ибрагимова. Г. Ибрагимов. «Казакъ кызы» («Дочь степи»). История создания романа. Судьба человека. Проблематика романа. Традиции и обычаи казахского народа. Ф. Амирхан. «Шәфигулла агай» («Шафигулла ага»). Восприятие сути жизненных перипетий через сатирическое повествование. Творчество А. Кутуя. А. Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма»). Эпистолярный жанр в литературе. Проблема любви и создания семьи, ее разрешение в повести. Отношение автора к образам Галии и Искандера. Романтическое изображение нового человека. Жизнь и творчество Х. Такташа. Х. Такташ. «Мәхәббәт тәүбәсе» («Раскаяние в любви»). Авторская позиция в отношении героев произведения. Отрицательное отношение автора к идее «свободной любви». Татарская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Особенности литературы данного периода. Жизнь и творчество М. Джалиля. М. Джалиль. «Моабит дәфтәрләре» («Моабитская тетрадь»): «Җырларым» («Мои песни»), «Ирек» («Воля»), «Кошчык» («Пташка»), «Кичер, илем» («Прости, Родина»), «Төрмәдә төш» («Сон в тюрьме»). История возвращения «Моабитских тетрадей» на родину поэта. Тема мужества и героизма. Чувства и переживания лирического героя. Поэтические приемы в создании стихотворений. Жизнь и творчество Ф. Карима. Ф. Карим. «Кыр казы» («Дикий гусь»), «Шомырт куагы» («Куст черемухи»). Чувство тоски по Родине, по родным и близким. Жизнь и творчество Х. Туфана. Х. Туфан. «Каеннар сары иде» («Березы стали желтыми»), «Иртәләр җитте исә» («С наступлением утра»), «Гөлләр инде яфрак яралар» («Уже распускаются цветы»). Противоречивые чувства в душе лирического героя. Татарская проза 1960–1980-х годов. Особенности литературы данного периода. А. Еники. «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание»). Система образов. Проблематика повести. Потеря нравственных ориентиров в обществе. Судьба татарской нации. Философское значение понятия «завещание». Г. Ахунов. «Идел кызы» («Дочь Волги»). Судьба человека, ее связь с общественно-политическими событиями, происходившими в стране. Отображение общественных и нравственных противоречий прошлого. А. Гилязов. «Өч аршын җир» («Три аршина земли»). Художественное осмысление национальных черт характера человека, находящегося вдали от Родины. Роль хронотопа дороги в раскрытии характера главного героя произведения. Н. Фаттах. «Әтил суы ака торур» («Течет река Итиль») (отрывки). Историческая действительность и вымысел. Образ жизни, традиции и обычаи народа. Жизнь и творчество Ф. Яруллина. Ф. Яруллин. «Җилкәннәр җилдә сынала» («Упругие паруса») (отрывки). Судьба человека. Сила воли и сильный характер. Жизнь и творчество И. Салахова. И. Салахов. «Колыма хикәяләре» («Колымские рассказы») (отрывки). Трагизм событий, связанных с репрессиями людей. Осуждение культа личности. Татарская лирики 1960–1980-х годов. Особенности татарской лирики данного периода. Творчество Р. Файзуллина. Р. Файзуллин. «Нюанслар иле» («Страна нюансов»): «Чынлык» («Действительность»), «Вакыт» («Время), «Көзге яңгыр» («Осенний дождь»), «Язгы кәеф» («Весеннее настроение»). Философские размышления поэта о времени, истории, жизни. Творчество Роберта Ахметзянова. Роб. Ахметзянов. «Елганың борылган төшендә» («У извилины реки»), «Өй түрендә яфрак алкышлары» («Шелест листьев у дома»), «Гомер китабы» («Книга жизни»), «Пропавший день», («Югалган көн»). Размышления о духовном мире человека. Условные образы и символы, ассоциации. Творчество Р. Хариса. Р. Харис. «Сабантуй», «Ак сөлге» («Белое полотенце»). Проблема сохранения национальных традиций. Творчество Зульфата. Зульфат. «Тамыр көлләре» («Пепел корней»), «Тылсым» («Волшебство»). Сила слова. Миссия поэта. Трагедия потери духовной связи между поколениями. Творчество М. Аглямова. М. Аглямов. «Каеннар булсаң иде» («Как березы»), «Учак урыннары» («Кострища»). Верность идеалам, проблемы исторической памяти. Творчество С. Сулеймановой. С. Сулейманова. «Туган илме, торган җирме яхшы?» («Что на свете краше?»), «Туган җирем, эчкән суым» («Родная земля»). Лирическое произведение о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира. Татарская драматургия 1960–1980-х гг. Особенности драматургии данного периода. Жизнь и творчество Т. Миннуллина. Т. Миннуллин. «Дуслар җыелган җирдә» («Когда собираются друзья»). Нравственные проблемы в произведении. Татарская литература рубежа XX–XXI веков. Особенности развития татарской литературы на рубеже веков. И. Ихсанова. «Кеше булса…» («Если это человек...»), «Гомер» («Жизнь»). Смысл жизни, служение своей родине, своему народу. Благородные деяния во имя других людей. Жизнь и творчество Р. Миннуллина. Р. Миннуллин. «Татарларым» («Мои татары»). Изображение прошлого, национальных особенностей татарского народа. Судьба народа, переживание за его будущее. Творчество Ф. Садриева. Ф. Садриев. «Таң җиле» («Утренний ветер»). Нравственные качества справедливости, чести. Современная татарская литература. Развитие современной татарской литературы. Обзор. Мировой литературный процесс. Взаимосвязи между татарской, русской и зарубежной литературами. А. Ахметгалиева. «Кайтаваз» («Эхо»). Отношения между матерью и детьми. Роль матери в жизни человека. Р. Мухамметшин. «Август азагы» («Конец августа»), «Күктә кояш балкып-балкып яна» («А солнце в небе светит ярко-ярко»). Своеобразное раскрытие темы вечности в творчестве молодых писателей. Особенности в создании образа. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - представление о способах противодействия коррупции; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; - способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию; - соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете. В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями: cамоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; cамоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» в 5–9 классах обеспечивает: - осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; - развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; - овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 5 КЛАСС Обучающийся научится: - выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм); - формулировать собственное отношение к произведениям родной татарской литературы, уметь их оценивать, обосновывать свои суждения с опорой на текст; - различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, миф, загадка, пословица, поговорка, предание, легенда, баит, дастан, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических; - эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении; - определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений; - задавать вопросы по содержанию произведений; - участвовать в обсуждении прочитанного; - характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки; - пересказывать художественный текст (подробно, кратко); - составлять простой план художественного произведения; - использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.); - создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 20–30 слов), связанный сознанием и пониманием литературного произведения. 6 КЛАСС Обучающийся научится: - выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы; - определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных произведений; - характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей; сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и контрасту; - участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя информацию о жизни и творчестве писателя; - формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений; - пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);составлять простой план художественного произведения, в том числе цитатный; - интерпретировать литературное произведение; - использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (образ автора, лирическое «я», проблема, пейзаж, психологизм; характер, тип, метафора, гипербола и др.); - писать сочинение по личным впечатлениям, по картине, по предложенной литературной тематике (с опорой на одно произведение). 7 КЛАСС Обучающийся научится: - выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы; - определять и формулировать проблемы прочитанных произведений; - соотносить содержание и проблематику художественных произведений; - характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние качества, поступки и отношения с другими героями; - анализировать произведение, используя изученные теоретико- литературные понятия при анализе художественного текста (рассказ, повесть, роман, жанры лирики, комедия, драма, сюжет, диалог, монолог, композиция, художественное время и пространство и др.); - определять род и жанр литературного произведения; - выявлять характер конфликта в произведении; - определять стадии развития действия в эпическом произведении; - писать сочинения по предложенной литературной тематике (с опорой на одно произведение) 8 КЛАСС Обучающийся научится: - знать факты из биографии писателя и сведения об историко- культурном контексте его творчества; - определять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание прочитанных произведений; - анализировать литературное произведение; определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы; характеризовать в произведениях конфликт (внешний и внутренний); - характеризовать особенности строения сюжета и композиции; определять стадии развития действия в художественных произведениях; - передавать свои впечатления от лирического стихотворения; определять средства передачи выраженного в нем настроения; - определять роль художественной детали, выявлять ее художественную функцию, определять роль пейзажа и интерьера в произведении; - выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте художественные средства и характеризовать их роль в литературном произведении; - участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку зрения, аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других суждений; - использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (просветительский реализм, реалистическая проза, символ и др.); - писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя). 9 КЛАСС Обучающийся научится: - соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой; выделять основные этапы историко-литературного процесса; - характеризовать особенности строения сюжета и композиции, конфликта; - выявлять в художественном произведении и различать позиции героев, повествователей; - воспринимать литературное произведение как художественное высказывание автора, выявлять авторскую позицию; - использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (хронотоп, эпиграф, - авторская позиция, образы-вещи, собирательный образ, портрет и др.); - писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на одно или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей). Родная (татарская) литература. Введение. Чтение и обсуждение произведения Ибрагима Гази про книгу «Үзе бер могҗиза”. Знакомство со структурой учебника (обложка, титульный лист, форзац, условные обозначения, содержание, составители учебника (авторы, художник, редакторы, корректоры и т.д.). Пословицы, загадки, интересная информация о книге. Устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Повторение детского фольклора (загадка, частушка, считалка, басня и т.д.). Теория литературы. Устное народное творчество. Фольклор. Татарские народные сказки. Сказка как вид устного народного творчества. Волшебные, бытовые, сказки про животных. На примере героев сказки воспитание милосердия, сострадания. «Ак байтал» - волшебная сказка. Пословицы про лошадь. Поэтика волшебных сказок. Фантастические элементы в волшебных сказках. «Үги кыз» – бытовая сказка. Отношение меңду людьми. Возвращение к себе совершенных хороших и плохих поступков. Победа добра над злом, победа ущемленного сироты. Пожинание плодов милосердия, сострадания. «Хәйләкәр төлке» - сказка про животных. Определение видов сказок «Солдат боткасы», «Өч каләм», «Камыр батыр», «Кәтән Иваныч» и выяснение, по каким признакам можно сделать классификацию данных сказок. Помощники в сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Структура сказки. Эпитеты. Понятие о гиперболе. Сравнения. Вариативность народных сказок. Вдохновение народным творчеством. Созвучные басни Г.Тукая и А.Исхака, Г.Тукая и И.Крылова, Г.Тукая и Г.Шамукова, написанные на основе произведений народного творчества. Общие и отличительные особенности. Выразительное чтение басен. Теория литературы. Жанр басни, сюжет, структура. Мораль в баснях. Писатели, творящие в этом жанре. Общие стороны басен и пословиц. Достояние. Образцы древней литературы. Кул Гали. Дошедшее до наших дней знаменитое произведение «Кыйссаи Йосыф». Чтение отрывков из поэмы. Сюжет произведения. Ученые, изучавшие произведение. Либретто и пьеса, написанная на основе «Кыйссаи Йосыф». Понятие о других писателях, которые написали свои произведения, следуя за жанром дастан. Стихотворение Шауката Галиева, посвященное Кул Гали. Образцы литературы Казанского ханства. Мухамадьяр. Чтение отрывка из поэмы «Нуры содур». Повествование о хороших поступках, которые потом возвращаются. Литература XIX века. Ознакомление с жизнью и творчеством Каюма Насыйри. Произведения «Патша белән карт», «Бай һәм хезмәтче», «Аңгыралык бәласы», написанные на основе устного народного творчества. Теория литературы. Кыйсса. Объяснение отличительных сторон. «Әбугалисина». Значение получения знания. Абугалисина, который совешал добрые поступки и Абельхарис, который стремился к знаниям. Причины разветвления путей в их жизни. Музей Каюма Насыри. Татарская литература начала XX века. Габдулла Тукай. Слово о жизненном пути писателя. Углубление полученных знаний в начальных классах о писателе. Произведения «Су анасы», «Эш беткәч уйнарга ярый». Описание детской психологии. Выяснение общих и отличительных сторон стихотворений Г.Тукая и писателя Бари Рахмата (стихотворение «Эш беткәч»). Высказывания писателей о великом поэте. Теория литературы. Понятие о поэме. Поэма-сказка. Его общие и отличительные стороны при сопоставлении со сказкой и поэмой. Музей Тукая в Кырлае. Татарская литература XX века. Галимджан Ибрагимов. Слово о жизненном пути писателя. «Яз башы», «Фагыйлә» рассказы. Красота природы родного края, восхищение этой природой. Поднятие и художественное решение данных тем. Теория литературы. Понятие о рассказе, литературном образе. Муса Джалиль. Слово о жизненном пути и творчестве поэта. Арии из либретто «Алтынчәч». Чтение отрывков из либретто. Теория литературы. Ария, либретто, строфа. Литература военного периода. Муса Джалиль. Стихотворения «Кызыл ромашка», «Җырларым», «Бүреләр», написанные в военные годы. Трагедия, которую принесла война. Вера в победу. Бессмертие. Теория литературы. Жанр баллады. Картина Хариса Якупова «Хөкем алдыннан». Музеи Мусы Джалиля. Рассказ Рафаэля Мустафина “Балыкчы Муса» о детских годах поэта. Мнения писателей о Джалиле. Фатих Карим. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворения «Кыр казы», «Ватаным өчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Подвиг солдата, который воюет за свободу своей Родины. Отражение чувства тоски. Сказка-поэма животных. Юмор. «Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл». Отражение в сказке образа Слово писателей про Фатиха Карима. Гадель Кутуй. Слово о жизненном пути писателя. Проза в стихах «Сагыну». Образ солдата, участвовавший в освобождении своей страны. Тоска по Родине, любовь к своей Родине, вера в победу. Теория литературы. Понятие о прозе в стихах (нәсер). Абдулла Алиш. Слово о жизненном пути писателя. Рассказ «Килделәр». Ненависть к фашистам людей, спрятавшихся во время войны в погребе. Отражение детской психологии. Сибгат Хаким. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Колын». Трагедия для животных, которую приносит война. Мнения писателей о Сибгате Хакиме. Музей Сибгата Хакима. Картина А.Пластова «Фашист очып үтте». Стихотворение Л.Лерона «Фашист очып үтте». Единство искусства и литературы. Литература послевоенных годов. Ренат Харис. Стихотворение «Ветеран дәфтәрләр». Записи, воспоминания военных лет. Их значение на сегодняшний день. Фатих Хусни. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Рассказ «Чыбыркы». Проблема выбора профессии. Труд жителей деревни. Отношение между отцом и ребенком, соседями, мальчиками. Формирование характера ребенка. Роберт Ахматджанов. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворение «Солдатлар». Незабываемые раны войны. Вечный огонь как песнь славы. Превращение в песню писателей с глубокой душой. Наби Даули. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Стихотворение «Бәхет кайда була?». Нахождение счастья трудолюбивым человеком. Рассказ «Кар нинди җылы». Отношение между детьми и взрослыми. Для обретения счастья нужна не только мать, но и нужен отец. Отражение детской психологии. Фанис Яруллин. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Сказка «Зәңгәр күлдә ай коена». Ответ на доброту добрыми поступками. Победа внутренней красоты над внешней красотой. Стихотворение «Бөтенесе кирәк». Мы – дети природы. Таинственная красота природы. Ответственностҗ человека за природу. Резеда Валиева. Стихотворение «Бәхет». Понтие счастья. Его многогранность. Учеба, работа в родной стране – это настоящее счастье. Родная страна, Родина Наки Исанбет. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Туган ил». Картины про родную страну. Нажип Мадьяров. Слово о жизненном пути. Стихотворение «Сиңа кайттым, гүзәл туган җирем». Сибгат Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми». Воспитание любви к родной земле. Фуат Садриев. Рассказ «Тургай ни дип җырлый?». Грусть и радость Творчество М.Карима. Жизнь и творчество Н. Мадьярова. Стихотворение «Сина кайттым гүзәл туган җирем» С.Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми». Ф.Садиев. Произведение «Тургай ни дип җырлый?». Переведенные произведения А.Патонов. Произведение «Ягъфәр бабай». Дж. Родари. Рассказ «Әбинең кошчыклары». А.Экзюпери. Произведение «Нәни принц». Юмор в творчестве поэтов и писателей. Рассказы А.Гимадиева. Стихотворения Ш.Галиева. Юмор в творчестве Р.Миннуллина. Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе в 5 классе №п/п Дата проведения урока планируемая Раздел/тема фактическая 1 Жанры устного народного творчества 2 Сказка «Камыр батыр» 3 Сказка «Три карандаша» 4 Сказка «Кэтэн Иваныч» 5 Развитие речи. Сочинение «моя сказка». 6 Басни Г.Тукая и Г. Шамунова 7 Кол Гали «Кыйссан Иосиф» 8 Анализ поэмы Кол Гали «Кыйссан Иосиф» 9 Шаукат Галиев. Стихотворение «Кол Галигэ» 10 Каюм Насыйри «Эбугалисина» 11 Каюм Насыйри «Эбугалисина» 12 Жизнь и Творчество Г.Тукай 13 Г.Тукай «Шурэле». 14 Г.Тукай «Эш беткэч уйнарга ярый» 15 Рассказ Г.Ибрагимов «Фазиля» 16 М.Джалиль « Алтынчэч» 17 М.Джалиль «Кызыл ромашка» 18 М.Джалиль «Жырларым». 19 Р.Р Сочинение по картине Х.Якупова 20 Рафаэль Мустафин «Рыбак Муса». 21 Стихи Фатиха Карим 22 Г.Кутуй «Сагыну» 23 А.Алиш. Рассказ «Пришли» 24 Л.Лерон «Фашист пролетел» 25 Р.Харис «Ветеранские тетради» 26 Р.Валиева «Счастье» 27 Стихи о Родине 28 Стихи С.Хаким 28 Поэты о родном крае. 29 Дж.Родари Рассказы 30 Рассказы А.Гимадиева 31 Стихи Ш. Галиева 32 Юмор в творчестве Р. Миннуллина 33 Творчество М.Карима. 34 Проектная работа 35 Повторение и обобщение Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе в 6 классе №п/п Дата проведения урока Плани Факти руемая ческая Раздел/тема 1 Устное народное творчество 2 Татарские народные песни. Пословицы, поговорки, загадки о песнях. 3 Жизнь и творчество Габдеряхима Утыз Имяни 4 Мухаммадшариф Габдрашит. Стихотворение “Кәҗә бәете” 5 6 Жизнь и творчество Г. Кандалый. Произведение «Мулла белән абыстай». Жизнь и творчество Г. Тукая. Стихотворение «Туган авыл» 7 Г. Тукай. Поэма "Шурале". 8 Г. Тукай. Рассказ "Воспоминания". 9 Г. Тукай. Анализ рассказа "Воспоминания". 10 Вн. чт. Жизнь и творчество Г. Исхакый. "Кәҗүл читек" 11 Жизнь и творчество М. Гафури. Стихи М. Гафури. 12 Жизнь и творчество Хади Такташ. 13 Жизнь и творчество И. Гази. Рассказ "Незабываемые годы". 14 Творчество М. Джалиля 15 Н. Даули. Стихотворение "Отомстите врагу" 16 Жизнь и творчество Х. Можай. Стихотворение "Подарок". 17 А. Исхак. Стихотворение "Перед боем". 18 Жизнь и творчество Ш. Маннур. Стихи "Прощальная песня", 19 Жизнь и творчество М. Махдиева.Повесть "Фронтовики" 20 К. Латыйп. Стихотворение "Парад победы".Р. Валиев Стихотворение "Любовь и ненависть". Баллады Ш. Галиева. Жизнь и творчество Ш. Маннапова. Стихотворение "Глухие звуки" 21 22 Э. Шарифуллина "Родина", Ф. Яруллин "Человеку нужна Родина" 23 Жизнь и творчество А. Еники. Рассказ "Красота". 24 М. Мирза . Рассказ"Воспоминания детства". 25 Жизнь и творчество Г. Баширова. Рассказ "Сабантуй". 26 Д. Гайнетдинова. Рассказ "Ласточка каменного берега". 27 Х. Кристиан Андерсен. Сказка "Принцесса на горошине" 28 . И. Гази .Рассказ "Почему засмеялась Маулия?" 29 Жизнь и творчество Х. Туфана. Стихи Х. Туфана. 30 Жизнь и творчество Р. Миннуллина. Стихотворение "Родному языку". 31 Р. Харис. Стихотворение "Родная сторона 32 Ш. Галиев. Стихотворение "Родной язык". 33 Проектная работа 34 Проектная работа 35 Повторение и обобщение Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе в 7 классе №п/п Дата проведения урока Плани Факти руемая ческая Раздел/тема 1 Входной контроль 2 Татарское народное устное творчество. Легенды. 3 Исторические песни Казанского ханства 4 Теория литературы. Дастаны. Дастан “Җик Мәргән”. 5 О жизни и творчестве Саифа Сараи. “Сөһәйл вә Гөлдерсен” 6 Маҗмугыл-хикаят. Теория литературы.Хикаят. 7 Жизнь и творчество Закира Хади. Рассказ “Мәгъсүм” 8 Жизнь и творчество Г.Тукая. Стихотворения Г. Тукая «Милли моңнар»,”Шагыйрь”. 9 Х.Такташ.Стихотворение «Алсу». Теория литературы. Поэма. 10 Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Слово о писателе.Рассказ “Табигать балалары” 11 Рассказ “Табигать балалары” 12 13 Жизнь и творчествоАхмата Файзи.Отрывок из романа “Тукай”. Отрывок из романа “Тукай”. 14 Отрывок из романа “Тукай”. 15 Дардеманд.Стихотворения “Видагъ”.”Бәлләү”.Нур Ахмадиев. Поэма “Дәрдемәнд”. Жизнь и творчество Габдрахмана Абсалямова. “Миңа унтугыз яшь иде». Амирхан Еники. Нәсер. “мәк чәчәге”. Теория литературы. Нәсер. 16 17 18 Фатих Карим.Поэма “Кыңгыраулы яшел гармун”. 19 Жизнь и творчество Туфана Миңнуллина. 20 Жизнь и творчество А.Еники. Повесть “Кем җырлады?” 21 Жизнь и творчество И. Гази. Рассказ “Йолдызлы малай”. 22 Изображение трагедии войны в рассказе И. Гази 23 Теория литературы.Повесть. Метонимия. Троп. 24 Жизнь и творчество Мухаммата Махдиева 25 Повесть “Без- кырык беренче ел балалары”. 26 Повесть “Без- кырык беренче ел балалары”. 27 Жизнь и творчество Марселя Галиева. “Нигез”. 28 Сибгат Хаким. Слово о жизненном пути писателя. Поэма “Бакчачылар”. 29 Адлер Тимергалин.Рассказ “Сәер планетада”. 30 Адлер Тимергалин.Рассказ “Сәер планетада”. 31 Теория литературы. Фантастика. 32 Радик Фаизов.Рассказ “Бер күбәләк”. 33 Галимҗан Гыйлманов. Рассказ “Ике дус һәм ак бабай турында кыйсса 34 Повторение пройденного материала 35 Обобщение Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе в 8 классе №п/п Дата проведения урока Плани Факти руемая ческая Раздел/тема 1 Жанр баита (былина, историческая песня, преимущественно на трагические темы). Виды баита. 2 «Баит о Сююмбике» 3 Мунаджаты как лирический жанр. 4 Сайади. Отрывки «Дастан Бабахан» 5 Теория литературы: сведения о стихотворной системе газели. 6 Краткий обзор литературы XVIII в. Биография Тазетдина Ялчыгула. 7 Краткий обзор литературы XIX в. Жизненный путь и творчество Акмуллы. 8 Фатих Карими. Сведения о творчестве и жизни писателя. Парафраз рассказа (повести) «Морза кызы Фатыйма» 9 Габдулла Тукай. Биография Казанского периода жизни и творчества. 10 Чтение стихотворения «Пар ат» 11 Галимзян Ибрагимов. Чтение и анализ рассказа «Алмачуар». 12 Галимзян Ибрагимов. Чтение и анализ рассказа «Алмачуар». 13 Шариф Камал. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Буранда» 14 Шариф Камал. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Буранда» 15 Сагит Рамеев. Биография поэта. Чтение стихов «Мин» / «Я», «Син» / «Ты», «Ул» / «Он». Особенности лирического героя. 16 Шаехзадэ Бабич. Биография поэта. Чтение стихов «Бҽхетем» / «Мое счастье», «Халкыма» 17 Сибгат Хаким. Чтение стихов «Җырларымда телим» / «Пожелания в песнях», «Клиндерлҽр эзлим» 18 Фатих Хусни. Чтение и анализ рассказа «Сҿйлҽнмҽгҽн хикҽя» 19 20 Мухаммат Магдеев. Чтение повести «Кеше китҽ - җыры кала» Мирхайдар Файзи. Биография драматурга. 21 Чтение и обсуждение драмы «Галиябану». 22 Равиль Файзуллин. Короткие стихи. Философия стихов. 23 Роберт Миннуллин. «Ана догалары» 24 Флюс Латифи. Чтение рассказа «Аяклы каза» 25 Ахат Гаффар. «Челҽн» 26 Ринат Мухаммадиев. «Күңел күзе» 27 Набира Гиматдинова. «Кырлар патшасы» 28 Галимзян Гильманов. «Яшел попугай» 29 Мударрис Аглямов. Биография поэта. Стихотворение «Каеннар илендҽ» 30 Фоат Садриев. Биография писателя. Чтение отрывков из трилогии «Бҽхетсезлҽр бҽхете» 31 Ренат Харис. Биография поэта. Чтение стихотворения «Ике гҿл» / «Два цветка». 32 А.Куприн. «Олеся». Чтение и анализ произведения. 33 Повторение 34 Тест 35 Обобщение Календарно-тематическое планирование по родной (татарской) литературе в 9 классе № По план у Факт. Тема урока 1 Истоки и история возникновения татарской литературы. 2 Первые письменные источники. Руническая письменность. 3 М.Кашгари. «Диване лҿгат эт-тҿрк» / «Словарь тюркских наречий». 4 Творчества А.Ясави и С.Бакыргани. 5 Дастан Золотоордынского периода «Идегҽй». 6 Творчество писателя XVII века Мавлы Кулыя. Хикметы 7 Краткий обзор литературы XIX века. 8 Риза Фахретдинов. Биография писателя. Чтение романа «Ҽсма, яки Гамҽл вҽ җҽза» 9 Проблема воспитания в семье. 10 Захир Бигиев. Биография писателя. Чтение романа «Ҿлүф, яки Гүзҽл кыз Хҽдичҽ» 11 Захир Бигиев. Биография писателя. Чтение романа «Ҿлүф, яки Гүзҽл кыз Хҽдичҽ» 12 Захир Бигиев «Ҿлүф, яки Гүзҽл кыз Хҽдичҽ» 13 Габдрахман Ильяси. Первый татарский драматург. Чтение пьесы «Бичара кыз» 14 Шариф Хусаинов «Ҽниемнең ак күлмҽге (Ҽни килде)» 15 Габдулла Тукай. Чтение и анализ стихотворения «Ана догасы» 16 Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хҽят» 17 Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хҽят» 18 Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хҽят» 19 Галимзян Ибрагимов. Чтение и обсуждение рассказа «Сҿю – сҽгадҽт» 20 Галимзян Ибрагимов. Чтение и обсуждение рассказа «Сҿю – сҽгадҽт» 21 Галимзян Ибрагимов. Чтение и обсуждение рассказа «Сҿю – сҽгадҽт» 22 Амирхан Еники. Чтение и анализ повести «Ҽйтелмҽгҽн васыять» 23 Амирхан Еники. Чтение и анализ повести «Ҽйтелмҽгҽн васыять» 24 Амирхан Еники. Чтение и анализ повести «Ҽйтелмҽгҽн васыять» 25 Габдрахман Абсалямов. Чтение отрывка из знаменитого романа «Ак чҽчҽклҽр» 26 Габдрахман Абсалямов. Чтение отрывка из знаменитого романа «Ак чҽчҽклҽр» 27 Габдрахман Абсалямов. Чтение отрывка из знаменитого романа «Ак чҽчҽклҽр» 28 . Аяз Гилязев. Чтение и анализ повести «Җомга кҿн, кич белҽн» 29 Аяз Гилязев. Чтение и анализ повести «Җомга кҿн, кич белҽн» 30 Аяз Гилязев. Чтение и анализ повести «Җомга кҿн, кич белҽн» 31 Рустем Мингалим. Чтение и анализ рассказа «Сап-сары кҿзлҽр» 32 Фанис Яруллин. Сатирический рассказ 33 Повторение 34 Обобщение