МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Городского округа город Уфа МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей русского языка и литературы ______/Жижакина Е.В. Протокол №1 От 31.08.2023г. Согласовано Зам. Директора по УВР __________/ Галлямов И.Р. Приказ № 301 От 31.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ______/Галлямов И.Р. Приказ № 301 От 31.08.2023г КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности «Эффективная коммуникация» для обучающихся 10-11классов Учитель: русского языка и литературы Караульщикова М.П. г. Уфа 2023-2024 0 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Эффективная коммуникация» Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил 1 индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 12) принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 13) быть социально активными, уважающими закон и правопорядок, соизмеряющими свои поступки с нравственными ценностями, осознающими свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; 14) уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 15) осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение 2 (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 13) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 14) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 15) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 16) умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Предметные результаты: 1) составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; 3 2) слушать и отвечать на вопросы учителя (одноклассников); оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; 3) слушать и слышать своих одноклассников; 4) не перебивать говорящего; 5) развивать навык речевого этикета и культуры поведения; 6) развивать устную речь; 7) развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями; 8) развивать интерес к внеурочным занятиям по общению; 9) развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез); 10) научиться коммуникативным технологиям в деловой речи Линия «Информационное общество и информационная культура»: — освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; — формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации; — принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации. Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»: — понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; — формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. В результате освоения программы курса с учетом возрастных групп выпускник освоит жизненно важные практические компетенции. Выпускник научится понимать: — источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер; — роль близких людей, семьи, правоохранительных органов для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб; 4 — виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз, виды правовой ответственности за проступки и преступления в сфере информационной безопасности; — проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности; — этикет сетевого взаимодействия, правовые нормы и законодательство в сфере информационной безопасности; — правила защиты персональных данных; — назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и в профессиях будущего. Выпускник научится применять на практике: — правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, использовать код защиты персонального устройства, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных); — информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации). Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системе универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебно-познавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Эффективная коммуникация» с указанием форм организации и видов деятельности Модуль № 1 «Основы деловой коммуникации» Общение: понятие, классификация Деловая коммуникация: понятие, виды, типы, средства Этика делового общения. Формы деятельности: Аудиторное занятие. Виды деятельности: Учащиеся беседуют с учителем. Обучающиеся записывают определения в тетради или выполняют практические задания с помощью компьютера. Модуль №2 « Практика деловой коммуникации» Риторика Психология делового общения 5 Имиджелогия Формы деловой коммуникации. Технология организации. Корпоративная культура Формы деятельности: Аудиторное занятие. Виды деятельности: Учащиеся беседуют с учителем. Обучающиеся записывают определения в тетради или выполняют практические задания с помощью компьютера. Линия «Информационное общество и информационная культура» Модуль 1. Правовые основы информационной безопасности. 1.1. Понятия юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности. 1.2. Нормативное обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации. Формы деятельности: Аудиторное занятие. Виды деятельности: Учащиеся беседуют с учителем. Обучающиеся записывают определения в тетради или выполняют практические задания с помощью компьютера. Модуль 2. Профилактика правонарушений в сфере информационной безопасности. 2.1. Понятие гражданско-правовой ответственности. Законодательство Российской Федерации о гражданско-правовой ответственности в сфере информационной безопасности. 2.2. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за проступки в области информационной безопасности (защиты информации). 2.3. Понятие административной ответственности. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности в сфере информационной безопасности. 2.4. Административная ответственность несовершеннолетних граждан за проступки в области информационной безопасности (защиты информации). 2.5. Понятие уголовной ответственности. Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере информационной безопасности. 2.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления в области информационной безопасности (защиты информации). Формы деятельности: Аудиторное занятие. Виды деятельности: Учащиеся беседуют с учителем. Обучающиеся записывают определения в тетради или выполняют практические задания с помощью компьютера. Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» Модуль 3. Практика применения правил и норм информационной безопасности. 3.1. Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений. 6 3.2. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве. 3.3. Практика электронного обучения и культура информационной безопасности при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Электронное обучение по информационной безопасности. Формы деятельности: Аудиторное занятие. Виды деятельности: Учащиеся беседуют с учителем. Обучающиеся записывают определения в тетради или выполняют практические задания с помощью компьютера. 3.Тематическое планирование 10 класс № п/п Наименование модуля, разделов Всего часов 1. Общение: понятие, классификация 5 2. Деловая коммуникация: понятие, средства 7 3. Этика делового общения. 5 4. Риторика 3 5. Психология делового общения 6 6. Имиджелогия 3 7. Формы деловой коммуникации. Технология организации. 3 8 Корпоративная культура 1 9. Итоговое занятие 2 Итого: 35 11 класс Модуль/тема Линия «Информационное общество и информационная культура» Всего часов 22 Модуль 1. Правовые основы информационной безопасности 4 1.1. Понятия юридической ответственности за правонарушения в 2 области информационной безопасности 1.2. Нормативное обеспечение информационной безопасности в 2 Российской Федерации Модуль 2. Профилактика правонарушений в сфере информационной 7 18 безопасности 2.1. Законодательство Российской Федерации о гражданско-правовой 2 ответственности. Понятие гражданско-правовой ответственности 2.2. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за 3 проступки в области информационной безопасности (защиты информации) 2.3. Законодательство Российской Федерации об административной 1 ответственности в сфере информационной безопасности. Понятие административной ответственности 2.4. Административная ответственность несовершеннолетних граждан 6 за проступки в области информационной безопасности (защиты информации) 2.5. Законодательство Российской Федерации об уголовной 1 ответственности в сфере информационной безопасности. Понятие уголовной ответственности 2.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления в 5 области информационной безопасности (защиты информации) Линия «Информационное пространство и правила информационной 8 безопасности» Модуль 3. Практика применения правил и норм информационной 8 безопасности 3.1. Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений 2 3.2. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной 3 безопасности в личном информационном пространстве 3.3. Практика электронного обучения и культура информационной 3 безопасности при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Электронное обучение по информационной безопасности Всего: 8 33 Календарно - тематическое планирование кружка «Эффективная коммуникация» 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема занятия Общение: понятие, классификация Введение. Современное общество, образование, профессия. Цели и задачи изучения курса. Общение как взаимодействие Виды общения. Практическое занятие. Обобщающее занятие. Общение: понятие, средства. Деловая коммуникация: понятие, виды, типы, средства. Характеристика делового общения. Формы делового общения. Практикум. Вербальные средства в деловой коммуникации. Слушание в деловой коммуникации. Невербальные средства в деловой коммуникации. Язык тела и жестов. Практикум. Обобщающее занятие. Деловая коммуникация: понятие, средства. Этика делового общения Коммуникативные барьеры в деловой коммуникации и их преодоление. Практикум. Конфликты в деловом общении и способы их разрешения. Практикум. Риторика (3 часа) История ораторского искусства Основные виды красноречия. Речевая выразительность Методика публичного выступления Психология делового общения (6 часов) Особенности делового общения. Язык делового общения. Особенности взаимодействия людей в коллективе. Способы преодоления психологических барьеров и стереотипов в общении. Что такое конфликт Способы предотвращения и разрешения деловых конфликтов. Имиджелогия (3 часа) Имидж и его составляющие. Технологии построения имиджа Самопрезентация Карьера. Технология успеха Формы деловой коммуникации. Технология 9 Кол-во час. Дата План 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 1 1 1 1 6 7 8 9 1 1 1 10 11 12 1 13 1 1 14 15 1 16 1 1 1 17 18 19 1 1 1 1 20 21 22 23 1 1 24 25 1 26 1 1 27 28 Факт № 29 30 31 32 33 34 Тема занятия организации. (3 часа) Классификация видов переговоров, приемов, презентаций, бесед Основные методы проектирования и планирования деловых переговоров, презентаций, приемов, деловых бесед. Принципы делового этикета. Речевой этикет. Корпоративная культура (1 час) Основные подходы к определению и формированию корпоративной культуры. Повторение Итоговое занятие Кол-во час. Дата План 1 29 1 30 1 31 Факт 32 1 1 33 34 Предлагаемая примерная тематика рефератов, проектных и исследовательских работ обучающихся 1. История ораторского искусства в Древней Греции и в Древнем Риме. 2. Современные тенденции в развитии риторики. 3. Психология совместимости: 10 заповедей. 4. Как создать благоприятный климат в коллективе? 5. Стереотипы общения. Благо или зло? 6. Можно ли общаться без конфликтов? 7. Что такое имидж. 8. Мой имидж. 9. Коммуникативная культура личности. 10. Деловая переписка как средство письменной коммуникации. 11. Критерии профессионального успеха. 10 Календарно - тематическое планирование курса «Эффективная коммуникация» 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема занятия Правовые основы информационной безопасности. Информационное общество и информационная культура Правовые основы информационной безопасности Понятия юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности Нормативное обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации Профилактика правонарушений в сфере информационной безопасности Понятие гражданско-правовой ответственности. Законодательство Российской Федерации о гражданскоправовой ответственности в сфере информационной безопасности. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за проступки в области информационной безопасности. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за проступки в области защиты информации. Понятие административной ответственности. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности в сфере информационной безопасности. Административная ответственность несовершеннолетних граждан за проступки в области информационной безопасности. Административная ответственность несовершеннолетних граждан за проступки в области защиты информации. Понятие уголовной ответственности. Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере информационной безопасности. Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления в области информационной безопасности (защиты информации). Практика применения правил и норм информационной безопасности. Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве 11 Кол-во час. Дата План 1 1 1 1 2 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 Факт № Тема занятия 16 Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве Как задавать безопасный пароль. Настройки телефона, планшета для защиты от несанкционированного доступа. Защита персональных данных. Личный контент в облаке и система его защиты. Практика электронного обучения при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Культура информационной безопасности при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Электронное обучение по информационной безопасности Общение в Интернете Коммуникативная компетентность Безопасная коммуникация в Сети Репутация и самопрезентация в сети Толерантность в сети Интернет-язык Эффективное время онлайн Интернет-общение будущего Тезаурус сетевого этикета Повторение Повторение 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 12 Кол-во час. 1 Дата План 16 1 1 17 18 1 1 1 19 20 21 1 22 1 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Факт