Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 108 городского округа город Уфа Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО________ Зам. директора по УВР _________Т.В.Мухарлямова «_25 » мая 2023 г. УТВЕРЖДЕНО_________________ Директор МАОУ Школа № 108 _________ И.Р.Галлямов «_25_»__мая_2023_ г. Рабочая программа учебного предмета Индивидуальный проект 10-11 класс Разработана Мухарлямовой Т.В. учителем истории и обществознания РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №__9__ от «_18_»____05___ Руководитель ШМО ______ /Ганиева Д.С.__/ УТВЕРЖДЕНО На НМС школы __________________________ Протокол №____ от «__»_май_ Председатель НМС_Абдуллина Л.Г. ______/______________________/ Уфа Планируемые результаты освоения метапредметного курса Личностные результаты При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; – действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос); – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные результаты Обучающийся научится: - формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности; - планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности; - реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; - оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом; - осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом; - использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; - навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования); - осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. Содержание курса Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности 1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебнопознавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами. 1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта. 1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. 1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты. 1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории. 1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы. 1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). 1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. 2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. 2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. 2.4. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. 2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. 2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг. 2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. 2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллекткарты. 2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося. Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. 3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. 3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Модуль 4. Коммуникативные навыки 4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. 4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. 4.3. Практическое занятие. Дискуссия. 4.4. Практическое занятие. Дебаты. 4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. 4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований. Тематическое планирование Кол-во часов № п/п Тематическое планирование Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования 2 Учебный проект: требования к структуре и содержанию 2 Планирование учебного проекта 2 Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения 2 2 Основные понятия учебно-исследовательской деятельности Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение 2 1.6 гипотезы исследования. Предмет и объект исследования 2 1.7 Методы эмпирического и теоретического исследований Проектирование структуры индивидуального проекта(учебного исследования) – 6 1.8 практическое занятие Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации Информационные ресурсы на бумажных носителях Информационные ресурсы наэлектронных носителях Сетевые носители – источник информационных ресурсов Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг Требования к оформлению проектной и исследовательской работы Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Представление результатов учебного проекта Представление результатов учебного исследования Оценка учебного проекта (учебного исследования) Модуль 4. Коммуникативные навыки Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия Практическое занятие. Дискуссия Практическое занятие. Дебаты Публичное выступление: от подготовки до реализации Практическое занятие. Публичное выступление КТП 10,11 класс тема 1. 2. 3. Оформление введения. Введение в работу. 4. 5. Структура введения: цели и задачи Структура введения: использованные методы, практическая значимость Структура введения: актуальность темы Структура введения: степень исследованности вопроса, проблематика, гипотеза, часы 1 1 1 1 1 дата 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 4 4 2 6 6. Требования к оформлению. Анализ материалов учеников 1 7. 8. 9. 10. Цитирование и его виды в работе 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. Корректировка оформленных работ учеников 17. 18. 19. Подготовка к докладу: резюме; тезисы к докладу. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Цитирование и его виды в работе. Оформление сносок Оформление работы. Требования к оформлению. ГОСТ Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Формат; шрифт; титульный лист; оглавление Состав приложений; варианты оформления Состав приложений; анализ материалов учеников Подготовка паспорта проекта Подготовка аннотации проекта Подготовка к докладу; научный стиль в устной речи; тип речевой ситуации, искусство монолога, диалога, полилога. Типичные ошибки устных выступлений. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ материалов для выступления обучающихся Презентация результатов проектной деятельности Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Представление результатов учебного исследования. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс Анализ рекомендаций и указанных ошибок. Исправление недочетов. Поиск аналогичных проектов, сравнение, выявление сильных и слабых сторон. Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1