Родная литература(русская) 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Городского округа город Уфа
МАОУ Школа № 108

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
учителей русского
языка и литературы
______/Жижакина Е.В.
Протокол №1

Согласовано
Зам. Директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора

_______/Мухарлямова
Т.В.
Приказ № 301

_______/Галлямов И.Р.
Приказ № 301

От 31.08.2023г.

От 31.08.2023г.

От 31.08.2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература(русская)»
для обучающихся 10-11 классов

город Уфа 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе(русской) на базовом уровне
среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №
413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012
г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

ПРЕДМЕТА

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде
русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в
духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской
Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как
часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет
«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной
и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная
литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский
язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим
проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная
русская душа, духовные основы русской культуры, человек в поисках
счастья);
 построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими
блоками;
 более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений, расширенным
историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание
курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся
10–11 классов в изучении родной русской литературы как особого, эстетического
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. В
курс родной русской литературы включены значительные произведения русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившие национальные
особенности русской литературы и культуры.
В программе по родной литературе (русской) на уровне среднего общего
образования прослеживается преемственность как с курсом «Родная литература
(русская)» для основного общего образования (в области концептуальных основ,
целей и задач, принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература»
предметной области «Русский язык и литература» в 10–11 классах (по целям и
задачам литературного образования в целом, осмыслению поставленных в
литературе проблем, пониманию

коммуникативно-эстетических возможностей

языка литературных произведений, основам литературоведения и другие).
Программа по родной литературе (русской) строится на сочетании
проблемно-тематического,

историко-литературного

и

хронологического

принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения
русской классики и современной литературы, которые актуализируют вечные
проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций русского народа.

В программе курса родной русской литературы для 10 класса выделяются
три содержательные линии, представляющие собой проблемно-тематические
блоки, внутри которых содержание структурировано

на основе историко-

литературного и хронологического принципов:
«Времена не выбирают»;
«Тайны русской души»;
«В поисках счастья».
Программа курса родной русской литературы для 11 класса

также

включает три содержательные линии, в которых прослеживается продолжение
заявленных в предыдущем классе тем и проблем:
«Человек в круговороте истории»;
«Загадочная русская душа»;
«Существует ли формула счастья?».
В тематические блоки программы включены литературные произведения с
ярко выраженными национально-специфическими явлениями, образами и
мотивами, отражёнными средствами других видов искусства – живописи, музыки,
кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в
русской культуре).

ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной
русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
 формирование представлений о роли и значении родной литературы в
жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части русской культуры;

 включение

обучающихся

в

культурно-языковое

поле

родной

литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к
русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего
народа;
 формирование представлений о тесной связи между языковым,
литературным,

интеллектуальным,

духовно-нравственным

становлением личности;
 расширение представлений о родной русской литературе как
художественном отражении традиционных духовно-нравственных
российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении
следующих взаимосвязанных учебных задач:
 расширение представлений о художественной литературе как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
 обеспечение

культурной

самоидентификации,

национального

самосознания, чувства патриотизма, формирующих национальнокультурную идентичность и способность к межэтническому диалогу
(на

основе

развития

способности

понимать

литературные

художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции);
 формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как
средству познания культуры своего народа и других культур на
основе

многоаспектного

диалога,

как

форме

приобщения

к

литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной
самоидентификации, чувства причастности к истории, традициям
своего народа и осознания исторической преемственности поколений;

 формирование

знаний

о

базовых

концептах

русского

языка,

создающих художественную картину мира, ключевых проблемах
произведений русской литературы;
 развитие

умения

выявлять

идейно-тематическое

содержание

произведений разных жанров;
 формирование

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного
смыслового и эстетического анализа художественных текстов и
познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;
 развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на историкокультурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов
искусств, в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий и применением различных форм
работы в медиапространстве, использовать словари и справочную
литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем, творчески перерабатывать
художественные тексты, создавать собственные высказывания,
содержащие аргументированные суждения и самостоятельную оценку
прочитанного.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная литература(русская)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС СОО родная литература (русская) входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным
для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной литературы
(русской) – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа
(1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА(РУССКАЯ)»
10 класс
Раздел 1. Времена не выбирают.
Враг этот был – крепостное право.
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: А.И. Герцен
«Сорока-воровка» (в сокращении), Л.Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты) и
другие.
Хождение в народ.
В.Г. Короленко. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудная» и другие.
Время – это испытанье.
Стихотворения (одно по выбору). Например: А.С. Кушнер «Времена не
выбирают…»,

В.С. Высоцкий

«Оплавляются

свечи…»,

А.А. Вознесенский

«Живите не в пространстве, а во времени…» и другие.
Раздел 2. Тайны русской души.
Русский Гамлет.
И.С. Тургенев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).
Например: «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека» и другие.
Не стоит земля без праведника.
Н.С. Лесков.
монастырь»,

Рассказы

«Пигмей»,

(один

по

выбору).

Например:

«Инженеры-бессребреники»

и

другие

«Кадетский
(из

цикла

«Праведники»).
Любовью всё спасается.
Рассказы

и

повести

(два

произведения

по

выбору).

Например:

Ф.М. Достоевский «Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника писателя»), А.П. Чехов
«Душечка», «Дуэль», «Верочка» и другие.

Раздел 3. В поисках счастья.
Не накажи меня подобным счастьем.
Повести

и

романы

(одно

произведение

по

выбору).

Например:

Н.Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты), И.Н. Потапенко «Не
герой» (фрагменты) и другие.
И безумно, мучительно хочется счастья.
С.Я. Надсон. Стихотворения (одно по выбору). Например: «Я вчера ещё рад
был отречься от счастья…», «Я долго счастья ждал…», «Любовь – обман, и жизнь
– мгновенье…» и другие.
Главное – перевернуть жизнь.
А.П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например: «Невеста», «О любви» и
другие.
На свете счастье есть.
Рассказы и повести (три произведения по выбору). Например: А.Я. Яшин
«Первый гонорар», «Угощаю рябиной», Ю.В. Буйда «О реках, деревьях и
звёздах», «Свинцовая Анна», Г.И. Полонский «Доживём до понедельника» и
другие.

11 класс.
1. Раздел 1. Человек в круговороте истории.
На далёкой Гражданской.
Стихотворения (три по выбору). Например: М.И. Цветаева «Ox, грибок ты
мой, грибочек, белый груздь!..», «Юнкерам, убитым в Нижнем», Н.Н. Асеев
«Марш Будённого», «Кумач», М.А. Волошин «Гражданская война» и другие.
Жить вне России.
Рассказы

(один

по

выбору).

Например:

В.В. Набоков

«Бритва»,

И.С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»), очерк «Душа
Родины» и другие.
Я не участвую в войне – она участвует во мне.
А. Платонов.

Рассказы

(один

по

выбору).

погибших», «Одухотворённые люди» и другие.

Например:

«Взыскание

Стихотворения (два по выбору). Например: Ю.П. Кузнецов «Возвращение»
(«Шёл отец, шёл отец невредим…»), «Память» («Снова память тащит санки по
двору…»), Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…», «Послание юным
друзьям» («Я, побывавший там, где вы не бывали…») и другие.
Россия – это совесть.
И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например:
«Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты) и другие.
Раздел 2. Загадочная русская душа.
Любовь и милосердие.
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: В.В. Вересаев
«Марья Петровна», Б.А. Пильняк «Первый день весны», Н.А. Тэффи «Дэзи»,
К.М. Симонов «Малышка» и другие.
Бывает всё на свете хорошо.
А.Г. Битов. Рассказы (один по выбору). Например: «Солнце», «Большой
шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и другие (из цикла «Аптекарский остров»).
Дорогие мои старики.
Б.П. Екимов. Рассказы (один по выбору). Например: «Родня», «Старые
люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» и другие.
Бессмертно всё.
А.А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору). Например: «Вот и лето
прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям не верю, и примет…»), «Первые
свидания» и другие.
Раздел 3. Существует ли формула счастья?
И надо спешить жить.
Стихотворения (одно по выбору). Например: М.А. Светлов «Гренада»,
«Каховка», «Моя поэзия», В.В. Маяковский «Домой!» и другие.
В чём заключается счастье?
М.М. Зощенко.

Рассказы

(один

«Семейное счастье» и другие.
Если б я мог вернуть рассвет!

по

выбору).

Например:

«Счастье»,

В.О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например: «Первая любовь»,
«Сердца моего боль» и другие.
А счастье всюду.
Рассказы (два по выбору). Например: В.М. Сотников «Совпадение»,
В.С. Токарева «Самый счастливый день», «Золотой ключик», Т.Е. Веденская
«Сияющие аметисты» и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ(РУССКОЙ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения программы по родной литературе
(русской) на уровне среднего общего образования достигаются в единстве
учебной

и воспитательной деятельности организации в соответствии с

традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми

в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют

процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда

и старшему поколению, взаимного уважения, бережного

отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по родной
литературе (русской) на уровне среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности
реализации основных направлений воспитательной деятельности.

в процессе

В результате изучения родной литературы (русской) на уровне среднего
общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие

личностные результаты

1) гражданского воспитания:
 сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических, демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении

с

ситуациями,

отражёнными

в

литературных

произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества,

участвовать

в

самоуправлении

в

образовательной

организации;
 умение

взаимодействовать

с

социальными

институтами

в

соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в

контексте изучения произведений родной литературы (русской) и
литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах
из русской литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в
произведениях родной литературы (русской) и литературы народов
России;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том
числе и при анализе литературного произведения;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе

осознанного

соответствии

с

принятия

традициями

ценностей
народов

семейной

России,

в

жизни,
том

в

числе

отражёнными в литературных произведениях;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество русского

и других народов, ощущать эмоциональное

воздействие искусства, в том числе художественной литературы;

 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества,
в том числе русского фольклора;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять

качества

творческой

личности,

в

том

числе

при

выполнении творческих работ по родной (русской) литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке
поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в
том

числе

воспитанные

на

положительных

примерах

из

художественной литературы;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
самостоятельно

способность
выполнять

инициировать,
такую

планировать

деятельность

в

и

процессе

литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на
профессиональный выбор и поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:

 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического
содержания родной литературы (русской)

и литератур народов

России;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе
на

основе

осмысления

идейно-тематического

содержания

произведений родной литературы (русской);
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе на основе интерпретации литературных произведений;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности,
представленной в произведениях родной литературы (русской);
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием
изученных

и

самостоятельно

прочитанных

литературных

произведений;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на
литературные темы, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по родной литературе (русской) на уровне среднего общего

образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из
своих возможностей;
 эмпатии,

включающей

способность

понимать

эмоциональное

состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по родной
литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную
в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в
том числе при изучении литературных произведений, направлений,
фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том
числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;


уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать
достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:


самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы
и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в
художественных произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
3) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;









выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности
по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по родной литературе(русской) в средней школе
должны отражать:
 сформированность представлений о роли и значении родной
литературы в жизни человека и общества, включение в культурноязыковое

поле

родной

литературы

и

культуры,

воспитание

ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
носителям культуры своего народа;
 осознание

тесной

связи

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности,
понимание родной литературы (русской) как художественного
отражения

традиционных

духовно-нравственных

российских

и

национально-культурных ценностей;
 сформированность

устойчивой

мотивации

к

систематическому

чтению

как средству познания культуры своего народа и других

культур

на

основе

многоаспектного

диалога,

уважительного

отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию
и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
 понимание родной литературы (русской) как особого способа
познания жизни, культурной самоидентификации, сформированность

чувства причастности к истории, традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений;
 понимание ключевых проблем произведений родной литературы
(русской), сопоставление их с текстами литератур народов России и
зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
 владение
текста,

умениями
выявления

филологического
базовых

анализа художественного

концептов

национального

языка,

создающих художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь,
детство, дом, семья, очаг и другие;
 сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях

языка

родной

литературы

(русской), свободное

использование понятийного аппарата теории литературы;
 сформированность
самостоятельно

умения

интерпретировать

прочитанные произведения

изученные

родной

и

литературы

(русской) на историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий;
 владение умением использовать словари и справочную литературу,
опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем;
 владение

умениями

познавательной,

учебной

исследовательской

деятельности,

умением

литературоведческое

исследование

историко-

проектноосуществлять

и

теоретико-

литературного характера с использованием первоисточников, научной
и критической литературы, в том числе в электронном формате с
применением различных форм работы в медиапространстве;
 владение умениями творческой переработки художественных текстов,
создания

собственных

аргументированные
прочитанного

суждения

высказываний,
и

содержащих

самостоятельную

оценку

(развёрнутые ответы на вопросы, рецензии

на

самостоятельно

прочитанные

произведения,

сочинения,

эссе,

доклады, рефераты и другие).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ:
10 КЛАСС
К концу 10 класса обучающийся научится:
 осознавать причастность к отечественным традициям, к исторической
преемственности
литературы
течениями

с
и

поколений
фактами

на

основе

социальной

особенностями

установления

жизни,

культурного

связей

идеологическими

развития

страны

в

конкретную историческую эпоху;
 понимать

взаимосвязь

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в
контексте осмысления произведений родной (русской) литературы
второй половины XIX – XXI вв. и собственным интеллектуальнонравственным ростом;
 иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение
к ним;
 владеть умением внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественный текст;
 понимать содержание и ключевые проблемы произведений родной
литературы (русской) второй половины XIX – XXI вв. в аспекте
проблемно-тематических блоков «Времена не выбирают», «Тайны
русской души», «В поисках счастья»;
 определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений со временем написания, с

современностью и традицией, раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
 осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в
литературном

произведении,

выявлять

в

произведениях

художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и
выражать своё читательское отношение к ним в развёрнутых
аргументированных

устных

и

письменных

высказываниях,

участвовать в дискуссии на литературные темы;
 анализировать и интерпретировать художественные произведения в
единстве формы и содержания с использованием теоретиколитературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы,
выявлять их роль в произведении, уметь применять их в речевой
практике;
 сопоставлять

произведения

художественными

родной

интерпретациями

литературы
в

других

(русской)
видах

их

искусств

(живопись, театр, кино, музыка и другие);
 владеть

современными

восприятия

и

читательскими

понимания

практиками,

литературных

культурой

текстов,

умениями

самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов,

докладов,

тезисов,

конспектов,

рефератов,

а

также

сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов), умением
редактировать

и

совершенствовать

собственные

письменные

высказывания;
 осуществлять
деятельность,

самостоятельную
в

том

числе

с

проектно-исследовательскую
разными

информационными

источниками, с использованием медиапространства и ресурсов
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
11 КЛАСС

К концу 11 класса обучающийся научится:
 осознавать

причастность

к

отечественным

традициям,

уметь

соотносить произведения родной (русской) литературы XX – начала
XXI вв. с фактами общественной жизни и культуры, раскрывать роль
литературы как неотъемлемой части культуры в духовном и
культурном развитии общества;
 осознавать

взаимосвязи

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в
контексте осмысления произведений родной литературы (русской) и
собственного интеллектуально-нравственного роста;
 понимать содержание и ключевые проблемы произведений родной
литературы (русской) ХХ – начала XXI вв. в аспекте проблемнотематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная
русская душа», «Существует ли формула счастья?»;
 определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений со временем написания, с
современностью и традицией, раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений, выявлять
«сквозные

темы» и

ключевые

проблемы

родной

литературы

(русской);
 выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, свободно
владеть устной и письменной речью, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
 самостоятельного анализировать и интерпретировать художественные
произведения в единстве формы и содержания с использованием

теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе
литературы;
 самостоятельно

сопоставлять

произведения

родной

литературы

(русской) с их художественными интерпретациями в других видах
искусств (живопись, театр, кино, музыка и другие);
 осознавать литературное произведение как явление словесного
искусства, язык художественной литературы в его эстетической
функции,

определять

изобразительно-выразительные

средства

русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;
 владеть

современными

восприятия

и

читательскими

понимания

практиками,

литературных

культурой

текстов,

умениями

самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов,

докладов,

тезисов,

конспектов,

рефератов,

а

также

сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов), умением
редактировать

и

совершенствовать

собственные

письменные

высказывания;
 осуществлять

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность, работая с разными информационными источниками, в
том

числе

с

использованием

медиапространства

и

ресурсов

традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

10 А КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «Родная литература (русская)»
на 2023-2024 учебный год
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Электронные цифровые
Практическ
образовательные ресурсы
ие работы

Дата изучения

Раздел 1. ВРЕМЕНА НЕ
ВЫБИРАЮТ-7 ч

1

2

Библиотека ЦОК

Враг этот был -крепостное
право Л. Н. Толстой «Утро
помещика» (фрагменты)
Народная тема в повести

1

А.И. Герцен «Сорока-воровка»
Тяжѐлое и бесправное
положение русской женщины

1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

01.09.2023

http://www.1september.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru

08.09.2023

Библиотека ЦОК

3

4

Хождение в народ В. Г.
Короленко. Рассказы и
фрагменты романа «Чудная»,
«Девку привезли» (глава из
романа «История моего
современника»)

Н. С. Лесков «Житие одной
бабы»

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru
1

http://www.1september.ru

15.09.2023

http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/

22.09.2023

5

Время-это испытанье А. А.
Вознесенский «Живите не в
пространстве, а во времени…»

6

В. С. Высоцкий «Оплавляются
свечи…» Грусть о
прошедшем, тревога о
будущем

7

Женские судьбы в
произведениях писателей 19
века. Защита проекта

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/

29.09.2023

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

06.10.2023

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

13.10.2023

http://www.1september.ru

Раздел 2. ТАЙНЫ
РУССКОЙ ДУШИ10ч.

8

. Русский Гамлет
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет
Щигровского уезда». Тема
«лишнего человека»

9

И.С.Тургенев «Дневник
лишнего человека»
Мастерство писателя в
изображении «лишнего
человека»

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru

20.10.2023

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru

27.10.2023

10

11

12

13

Сочинение «Образ лишнего
человека в русской литературе
19 века».(Обучающее)

Не стоит земля без праведника
Н. С. Лесков. «Инженерыбессребреники» (из цикла
Праведники»).
Н. С. Лесков. «Инженерыбессребреники» «Праведник»
как национальный русский
тип

Любовью всѐ спасается Ф. М.
Достоевский. Рассказ
«Столетняя» как «маленькая
трагедия» Достоевского

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

10.11.2023

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

17.11.2023

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

24.11.2023

http://www.1september.ru

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

01.12.2023

http://www.1september.ru

Библиотека ЦОК

14

А. П. Чехов «Душечка»,
«Дуэль». Такая разная любовь
в повестях Чехова

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru
1

http://www.1september.ru

15.12.2023

Библиотека ЦОК
15

Проверочная работа за 1
полугодие

16

А.П. Чехов «Попрыгунья»
Мужчина и женщина, любовь
и доверие в жизни человека

17

«Изображение города и
деревни в русской литературе
19 века». Защита проекта

1

1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru

22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

1

29.12.2023

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/
http://school-collection.edu.ru

12.01.2024

http://www.1september.ru

Раздел 3. В ПОИСКАХ
СЧАСТЬЯ-17ч.

18

Не накажи меня подобным
счастьем. Н.Г.Помяловский
«Мещанское счастье»
(фрагменты) Стремление к
ложным ценностям главного
героя дилогии

19

И. Н. Потапенко «Не герой»
Образ обывателя и мелкого
филантропа в романе.
(фрагменты)

Библиотека ЦОК
1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

19.01.2024

Библиотека ЦОК
1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

26.01.2024

20

Проект «Изображение города
и деревни в русской
литературе 19 века»

21

И безумно, мучительно
хочется счастья С. Я. Надсон.
Стихотворения «Я вчера ещѐ
рад был отречься от
счастья…», «Я долго счастья
ждал…»

22

С. Я. Надсон. Стихотворение
«Любовь — обман, и жизнь —
мгновенье…» и др.

23

РР Развѐрнутый ответ на
вопрос «Что человеку нужно
для счастья ?»

24

Главное — перевернуть жизнь
А. П. Чехов. Рассказ
«Невеста» Проблема выбора в
жизни человека

Библиотека ЦОК
1

1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

02.02.2024

Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1

09.02.2024

Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

1

16.02.2024

Библиотека ЦОК
1

1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

01.03.2024

Библиотека ЦОК
1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

15.03.2024

25

На свете счастье есть А. Я.
Яшин «Первый гонорар»
Автобиографический характер
рассказа

Библиотека ЦОК
1

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

22.03.2024

http://www.1september.ru

Библиотека ЦОК
26

А. Я. Яшин «Угощаю
рябиной» Малая родина
писателя

https://resh.edu.ru
1

http://school-collection.edu.ru

05.04.2024

http://www.1september.ru
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru

27

1. Ю. В. Буйда «О реках,
деревьях и звѐздах» В чѐм
смысл человеческой жизни?

1

12.04.2024
http://school-collection.edu.ru

http://www.1september.ru
http://school-collection.edu.ru

28

Ю. Буйда «Свинцовая Анна»
Пробуждение души человека с
помощью искусства

1

29

Г. И. Полонский «Доживѐм до
понедельника». «Счастьеэто
когда тебя понимают»

1

http://www.1september.ru

19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

26.04.2024

http://www.1september.ru

Библиотека ЦОК

30

Г. И. Полонский «Доживѐм до
понедельника». Экранизация и
повесть

https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1

http://www.1september.ru

03.05.2024

Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru

31

П Сборники
культурологически ценных
текстов

1

32

КР Итоговая контрольная
работа

1

33

Урок обобщения и повторения

1

24.05.2024

34

Резервный урок.Что читать
летом? Задания для летнего
чтения

1

24.05.2024

http://www.1september.ru

1

10.05.2024

17.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

5

Контрольно-измерительные материалы.
10 класс
Входная контрольная работа.
1.Определите ( тезисно) основные тенденции развития русской литературы 19 века.
2. Почему, по вашему, русская литература 19 века стала «золотым веком» в литературе?
3. Творчество какого русского писателя 19 века вы считает наиболее значительным? Почему?
Итоговая контрольная работа.
Сделайте полный филологический анализ любого из изученных в 10 классе произведений.

Контрольно-измерительные материалы
11 класс
Входная контрольная работа.
1.Определите (тезисно) основные тенденции развития русской литературы 20 века.
2. Почему, по вашему, русская литература начала 20 века стала «серебряным веком» в
литературе?
3. Творчество какого русского писателя 20 века вы считаете наиболее значительным? Почему?
Итоговая контрольная работа.
Сделайте полный филологический анализ любого из изученных в 11 классе произведений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебники: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина
И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература (10-11) М.,Просвещение 2023год
Родная русская литература. 10 класс. Базовый уровень. Учебное пособие 2023 |
Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Добротина И.Н., Аристова М.А., Александрова
О.М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
"Родная русская литература. 10-11 классы. Методическое пособие и учебнонаглядные

таблицы"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.labirint.ru/books/410654/
https://m.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».