Технология 8 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 108

РАССМОТРЕНО
на ШМО учителей
технологии, музыки, ИЗО
________Климкина А.Б.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора

______________Галлямов И.Р.

______________Галлямов И.Р.

Протокол №1

Протокол №___

Приказ №___

от "29" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
для обучающихся
8
классов
_________базовый______ уровень
(срок реализации 0,5 года)

Разработана
Климкиной А.Б.
ФИО педагога

учителем

Уфа – 2023 - 2024 учебный год

предмет

технологии

Программа
внеурочной
деятельности
«Технология»
ориентирована
на
профессиональную ориентацию обучающихся на ступени основного общего образования,
которая должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления
профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда, а также
проектно-исследовательскую деятельность. Её главные цели – установление истины,
развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Цели программы:
оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в
формировании жизненного и профессионального самоопределения.
развитие творческого потенциала личности ребенка путем формирования, развития и
совершенствования его исследовательских навыков, с учетом индивидуальных особенностей и
склонностей.
Задачи:
формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего
профессионального образования и профессионального труда;
формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при
проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении
обучения в основной школе;
приобщение обучающихся к работе со справочной и энциклопедической
литературой
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и
делать осознанный выбор.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Содержание программы курса «Технология», формы и методы
работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной
программы «Мир профессий» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности
школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению
2

допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за
помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное
мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать
проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и
явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
установление причинно-следственных связей.
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
повышение свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах
деятельности;
готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
3

в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований Стандарта
должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной
деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
В результате работы по программе курса
учащиеся узнают:
основные этапы организации проектной деятельности;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
правила сохранения информации,
критерии оценки проекта.
учащиеся научатся:
выделять объект исследования;
разделять проектную деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать проектную деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами и каталогами;
4

учащиеся получат возможность:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

развить способности самостоятельно приобретать новые знания и практические
умения, управлять своей познавательной деятельностью;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта;

приобрести опыт публичного представления и защиты своей работы.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Внеурочная деятельность «Технология» в 8 классах является направлением по
обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы.
По своей структуре курс представляет собой отдельный модуль в целой системе
проектный курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных
предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часа в неделю). Содержание
учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и
практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и
возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Проектная деятельность
Тема 1. Общее представление о проектной деятельности. Проектная деятельность:
общее представление. Понятие проекта. Этапы проектной деятельности. Классификация
проектов. Важные элементы успешных проектов.
Тема 2. Определение идеи проекта. Методы генерации идей. Метод «Мозгового
штурма». Другие известные методы генерации идей.
Образ продукта проекта. Шаблон «Образ продукта». Прототип. Какие бывают
прототипы?
Презентация идеи проекта. Структура, формат презентации и содержание выступления.
Создание визуального сопровождения. Технические средства. Оформление презентации.
Подача материала.
Тема 3. Разработка требований к результату. Что такое требования и зачем ими
управлять? Какие бывают требования? Какими свойствами должны обладать требования?
Источники требований. Методы выявления требований. Шаги по разработке требований.
Тема 4. Выполнение и контроль проекта
Технологический этап. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.
Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Изготовление изделия с
соблюдением правил безопасности. Подсчет затрат на изготовление.
Реализация плана проекта. Работа над основной частью проекта – осуществление
намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов,
внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.
Письменная часть проекта. Основные требования, предъявляемые к структуре и
оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение.
Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Тема 5. Завершение проекта. Задачи на этапе завершения проекта. Разработка плана
выступления. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Критерии
эффективного публичного выступления. Итоговое представление результатов проекта.
Тема 6. Защита проекта. Планирование презентации. Техника публичного
выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий
«Качество проведения презентации».
Модуль 2. Профессиональное самоопределение
Тема 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе
5

Основы профессионального самоопределения. Пути освоения профессий. Уровень
профессиональной подготовки. Ситуация выбора профессии. Ошибки и затруднения при
выборе профессии. Правила выбора профессии. Сущность концепции «Я». Самооценка и ее
роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня
самооценки.
Тема 2. Профессиональные интересы и склонности
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка
профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1)».
Тема 3. Способности, условия их проявления и развития
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие
проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей,
уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты
Айзенка.
Тема 4. Природные свойства нервной системы и
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.
Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Тема 5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
Ощущения и восприятие. Представление, воображение и память, внимание, мышление.
Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП),
пространственных представлений (методика Кубики Кооса), внимания (тест Бурдона,
«Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена).
Тема 6. Мотивы и ценностные ориентации и их роль в профессиональном
самоопределении
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий
«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов
деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном
самоопределении и служебной карьере.
Тема 7. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Тема 8. Здоровье и выбор профессии
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.
Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие
характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой,
световой). Координация движений, динамический и статический тремор рук и
профессиональная деятельность. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности.
Тема 9. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности
должности
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского
хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие
отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли
промышленности.
Металлургия,
производство
конструкционных
материалов.
Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство.
Строительство. Сельское хозяйство. Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера
услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы
передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение;
просвещение, культура, медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, целям, орудиям и условиям труда. Профессии
типов «Человек-Человек», «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знаковые
системы», «Человек-Художественный образ». Формула профессии. Профессиограмма и
психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка
труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
Практические работы
6

Выполнение творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная
карьера».

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы
Кол-во часов
Проектная деятельность
6
Внутренний мир человека и система представлений о себе
2
Профессиональные интересы и склонности
1
Психические процессы и их роль в профессиональном
1
самоопределении
Мотивы и ценностные ориентации и их роль в профессиональном
1
самоопределении
Профессиональные и жизненные планы
1
Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии
1
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности,
1
должности
Формула профессии. Профессиограммы
2
Формы самопроезентации
1
Итого
17 часов

7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
МАОУ Школа № 108

РАССМОТРЕНО
на ШМО учителей
технологии, музыки, ИЗО
________Климкина А.Б.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Галлямов И.Р.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
______________Галлямов И.Р.

Протокол №1

Приказ №301

Приказ №301

от "29" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

от "31" августа 2023 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности «ТЕХНОЛОГИЯ»
для обучающихся

8

классов

Разработана
Климкиной А.Б.
ФИО педагога

учителем

Уфа – 2023 – 2024 учебный год

8

предмет

технологии

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Технология» 8 класс
№
урока

Дата
прове
дения

1

9-13
января

2

15-20
января

3

22-27
января
29-3
февраля

4
5

5-10
февраля

6

12-17
февраля

7

19-24
февраля

8

26-2
марта

9

4-9
марта

10

11-16
марта

11

18-22
марта

12

1-6
апреля

13

8-13
апреля

14

15-20
апреля

15

22-27
апреля

16

29-4
мая

17

6-11
мая
13-18
мая

Тема урока

Фактическая
дата урока
8а

Инструктаж по ОТ. Общее представление о
проектной деятельности
Определение идеи проекта. Разработка
требований к результату
Выполнение и контроль проекта
Письменная часть проекта
Разработка плана выступления. Итоговое
представление результатов проекта
Защита проекта

Основы выбора профессии. Классификация
профессий
Внутренний мир человека и система
представлений о себе
Профессиональные интересы, склонности и
способности
Психические процессы, важные для
профессионального самоопределения
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в
профессиональном самоопределении
Жизненные планы, деятельность, карьера
Профессиональная пригодность. Здоровье и
выбор профессии
Отрасли общественного производства.
Профессии, специальности, должности
Профессиограмма и психограмма профессии
Рынок труда и профессий. Виды
профессиональных образований
Формы самопрезентации для профессионального
образования и трудоустройства.
Профессиональное резюме
Резервный час Итоговая беседа по разделу
итого

17 часов

9

8в

Коррекц
ия часов
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».