МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО на ШМО учителей технологии, музыки, ИЗО ________Климкина А.Б. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ______________ Галлямов И.Р. ______________Галлямов И.Р. Протокол №1 Протокол №301 Приказ №301 от "29" августа 2023 г. от "31" августа 2023 г. от "31" августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» для обучающихся 5-6 классов _________базовый______ уровень (срок реализации 2 года) Разработана Климкиной А.Б. ФИО педагога учителем Уфа – 2023 - 2024 учебный год . предмет технологии Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Формы внеурочной деятельности в МАОУ Школа №108 предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. Необходимость модуля по здоровому питанию вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст-фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в пище преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты и в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Изучение основ правильного питания способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Необходимость изучения основ проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемся в части исследовательской грамотности. Модуль по основам дизайна способствует формированию вкуса и сознания учащихся, которые должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до нас, но и уметь делать мир вокруг удобным, экологичным, преобразовывать его по законам красоты. В наше время профессия дизайнера является не только модной, но и необычайно востребованной обществом в целом. Основные задачи: Образовательные: - формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; освоение практических навыков рационального питания; формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; - Познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. 2 - Совершенствовать свои навыки и умения в графических работах, а также продолжая изучать законы композиции, учащиеся должны понимать, что для того чтобы научиться художественному конструированию (дизайну) надо гармонично и эстетично использовать функцию, технологию, морфологию и художественный образ вещи. - Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов. - Овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями. - Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта и представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. Развивающие: - Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; развитие творческих способностей и кругозора, познавательной деятельности; - Формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. - Применяя данные средства в создании художественного образа, работая в команде со сверстниками, используя современные художественные материалы и технологии, позволит учащимся приблизиться к пониманию красоты. - Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности). Воспитательные: - развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства/ Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА личностные результаты освоения программы: сознательно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, выбирая наиболее полезные; способность оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; получение дополнительных знаний в области истории, литературы, различных сферах искусства, что способствует расширению общего кругозора; Проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания; Овладение установками, нормами и правилами правильного питания; Готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и по строению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; проводить рефлексию своей деятельности; формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности. метапредметными результатами освоения программы являются: способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации, работать в группе, участвовать в планировании ее действий; способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания; рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений. различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них. умение выполнять проект умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение отбирать материал из информационных источников и представлять ее в понятной форме, публично представлять ее; умение анализировать полученные данные; 4 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий предметными результатами усвоения программы являются: умение классифицировать вещества по их пищевой и энергетической ценности; умение объяснить роль правильного питания в практической жизнедеятельности людей; места и роли питания в жизни человека, в самобытной культуре народов и народностей; значение пищевого разнообразия для сохранения активной жизнедеятельности; умение сравнивать пищевые продукты по пищевой и энергетической ценности и уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения; умение выявлять влияние того или иного типа питания (диет) на функциональное состояние человека; типов взаимодействия разных пищевых веществ между собой (основы раздельного питания); взаимосвязи между особенностями национальной кухни и культурой, образом жизни разных народов и народностей; овладение методами постановки исследований и экспериментов: наблюдение и описание объектов и процессов; постановке различных экспериментов и объяснение их результатов знать основные правила поведения (этикета) и основ здорового образа жизни; знать и соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены; умение выявлять и оценивать и эстетические достоинства различных сервировок столов и изысканности блюд умение использовать различные термины и понимать различия между употреблением этих терминов в обыденной речи; умение определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; умение создавать основные слайды для презентации проекта; умение выбирать соответствующую форму проектного продукта; умение оформлять результаты проектной деятельности. овладение некоторыми приемами художественного конструирования; опыт работы с цветом и композицией, разбираться в стилях; сформированность ощущения себя в многогранной профессии дизайнера, а также возможности оценить личные качества в соответствии с требованиями времени и профессии. В результате работы по программе курса учащиеся узнают: оценивать и контролировать свой рацион и режим питания; основные правила поведения (этикета) и основ здорового образа жизни; основные этапы организации проектной деятельности; понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); правила сохранения информации, критерии оценки проекта. учащиеся научатся: соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены; выделять объект исследования; 5 разделять проектную деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать проектную деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами; учащиеся получат возможность: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект; развить способности самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, управлять своей познавательной деятельностью; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта; приобрести опыт публичного представления и защиты своей работы; ощутить себя в многогранной профессии дизайнера; развивать художественный вкус и интерес к художественному искусству и творческой деятельности. 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Технология» в 5-6 классах является направлением по организационному обеспечению учебной деятельности социальным направлением и изучается в рамках внеурочной деятельности. По своей структуре курс представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 34 часов (1 час в неделю с делением на подгруппы для выполнения практических работ). Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Модуль 1. Здровое питание Тема1. Здоровое питание – это здорово. Значение здорового образа жизни. Культура питания как составляющая культуры здоровья. Тема 2. Продукты разные нужны. Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания. Регулярность питания как одно из условий рационального питания. Тема 3. Режим питания. Тема 4. Энергия пищи. Пища как источник энергии для организма. Адекватность рациона питания образу жизни человека. Тема 5. Где и как мы едим. Гигиена питания. 6 Тема 6. Ты – покупатель. Ты готовишь себе и друзьям. Кулинария, сервировка, этикет, техника безопасности при работе на кухне. Тема 7. Кухни разных народов. Традиции и обычаи питания в разных странах. Тема 8. Как питались на Руси и в России. История и культура питания. Тема 9. Составляем формулу правильного питания. Тема 10. Необычное кулинарное путешествие. Практические работы Выполнение группового проекта «Здоровое питание школьника». Модуль 2. Проектная деятельность и проектная культура Тема 1. Понятие проект. Знакомство с понятием «проект». Основные этапы над реализацией проекта. Тема 2. Типы проектов. Проект и его типы. Классификации проектов. Практикоориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Паспорт проекта. Тема 3. Алгоритм работы над проектом. Основные составляющие практического задания и творческого проекта. Тема 4. Поисковый (подготовительный) этап. Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия. Формирование требований к проектному изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Тема 5. Технологический этап. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасности. Подсчет затрат на изготовление. Тема 6. Реализация плана проекта. Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Тема 7. Заключительный (аналитический ) этап. Окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Устранение недостатков. Тема 8. Структура проекта. Письменная часть проекта. Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Тема 9. Понятие презентации. Интерфейс программы Power Point. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация - представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд - отдельный кадр презентации. Программа Power Point - средство создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Практические работы Выполнение творческого проекта «Изделие своими руками», «Оформление письменной части проекта» Модуль 3. Основы дизайна Тема 1. Из истории дизайна История возникновения художественного конструирования. Дизайн как художественнопроектная деятельность по созданию предметной среды. История возникновения понятия «дизайн». Развитие дизайна в XIX и XX вв. Дизайн как определенный способ отношений человека с вещью и самим собой. Связь дизайна с искусством, ремеслом, художественной промышленностью, художественным конструированием. Тема 2. Декоративно-прикладное искусство и художественная промышленность Связь дизайна с другими видами искусства. Принципы дизайна: удобство, эргономичность, красота. Основы эргономики. Виды дизайна. Профессия дизайнера. Современные направления художественного дизайна. Тема 3. Конструирование из бумаги. Формообразование. Дизайнерский проект «Детская площадка» 7 Приемы работы с бумагой, ее особенности. Создание конструктивных объектов для детской площадки. Виды бумаги. Фактура, текстура. Цвет и тон в работе с бумагой. Необходимые инструменты и принадлежности. Техника безопасности. Коллаж из рваной и резаной бумаги. Приемы кручения, выгибания, продавливания бумаги. Бумагопластика, квиллинг в оформлении декоративных работ из бумаги. Оформление паспарту, упаковки, открыток, конвертов и т.д. Практическая работа: создание коллажа – аппликации из разнофактурной бумаги с использованием различных приемов работы с нею. Тема 4. Графический дизайн Основы изображения графического дизайна. Понятие «фактуры». Объект и поле композиции. Композиция в квадрате, преимущества. Средства художественной выразительности (точка, линия, пятно). Контур, силуэт. Равновесие. Ритм, ритмические повторы. Симметрия, асимметрия. Центр композиции. Вариативность композиции при минимуме средств. Абстрактные композиции. Понятие стилизации и стиля. Виды стилизации (поверхностная, декоративная). Тема 5. Шрифты и шрифтовые композиции. Проект рекламного плаката или афиши. Понятие шрифта. Многообразие типов шрифтов. Система пропорций в нормальном шрифте. Шрифт и его взаимодействие с изображением. Буквица. Аббревиатура. Стиль и шрифт. Художественный образ шрифта. Тема 6. Основы организации пространства. Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты». Человек и пространство. Интерьер жилища и общественный интерьер как объекты дизайна. Мебель. Функциональное назначение. Стили и их значение при создании интерьеров. Современные средства организации интерьеров. Значение и символика цвета в интерьере. Фэн-шуй в дизайне интерьера. Учащиеся выполняют дизайн-проект «Комната моей мечты», объединяясь в команды по 3-4 человека. Создают эскиз, вырабатывают совместный стиль и основные компоненты, наполняющие комнату. Представляют свой проект. Тема 7. Пространственный дизайн. Объёмное конструирование. Презентация коллективного дизайн-проекта «Детская площадка». Зависимость человека от окружающей среды. Проектное единство ландшафтно-городской среды. Планировка города как композиционно-архитектурное моделирование жизни человека. Понятия агрессивной среды. Дизайн жилья. Ландшафтный дизайн. Объемное конструирование для декорирования интерьера к различным событиям. Инсталляции. Объемные конструкции в технике оригами. Кусудамы. Ажурное вырезание и конструирование. Декорирование объемных форм. Архитектурные постройки, стилизация форм из бумаги. Практическая работа. Проект «Детская площадка» (работа в группах). Модуль 4. Техники по декорированию объектов Тема 1. Декупаж. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. Правильная подготовка поверхности. Информация по специальным грунтам. Тема 2. Техника плетения из газетных трубочек. Разнообразие изделий, выполненных в технике «плетение из газетных трубочек». Способы нарезки газет и журналов для скручивания. Способы скручивания и окрашивания газетных трубочек. Способы плетений. Тема 3. Техника пейп-арт (салфеточная техника для необычного декора). Знакомство с техникой пейп-арт. Основные приемы скатывания жгутиков и шариков из салфеток. Знакомство с материалами и инструментами. Приемы безопасной работы с инструментами. Различные техники пейп-арт. Подготовка поверхности. Наклеивание аппликации. Нанесение лака. Декорирование различных объектов. Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства. Совершенствование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов. Практические работы 8 Декорирование коробочки для чая в разных техниках. № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование темы Кол-во часов 5 класс 6 класс Здоровое питание 6ч 5ч Проектная деятельность 13 ч 13 ч Основы дизайна 8ч 9ч Техники по декорированию объектов 7ч 8ч Итого 34 часов 34 часов Наименование темы Здоровое питание Здоровое питание – это здорово Продукты разные нужны Режим питания Энергия пищи Где и как мы едим Ты – покупатель Ты готовишь себе и друзьям Кухни разных народов Как питались на Руси и в России Составляем формулу правильного питания Необычное кулинарное путешествие Проектная деятельность Знакомство с понятием «Проект». Основные этапы работы над проектом Типы проектов Ситуация и проблема. Постановка цели Планирование деятельности. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего Составление инструкционной карты Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Подсчет затрат на изготовление. Экономический расчет. Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками» I этап — поисково-исследовательский. Определение проблемы Сбор информации, разработка требований к проекту II этап — конструкторско-технологический. Разработка вариантов, выбор материалов Графическое проектирование. Составление технологической карты Изготовление проекта. Декорирование. Устранение недочетов III этап — заключительный (презентационный). Подготовка материалов для защите проекта 9 Кол-во часов 5 класс 6ч 1 1 1 1 1 1 13ч 1 1 1 1 1 6 класс 5ч 1 1 1 1 1 13ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Оформление пояснительной записки. Разработка рекламы и товарного знака Расчет стоимости материалов. Экологическое обоснование проекта Презентация проекта Планирование публичного выступления. Что такое дискуссия? Оценивание проекта. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка Защита проекта Основы дизайна Определение и назначение дизайна Возникновение и история дизайна ДПИ и дизайн Рисунок, технический рисунок, чертеж, их отличия Пр.раб. Выполнение эскиза круглого карманного зеркала без крышки Объемное моделирование Приемы работы с бумагой, ее особенности. Создание конструктивных объектов для детской площадки Пр.раб. Выполнение объемного моделирования из бумаги Общие сведения о графическом дизайне. Средства художественной выразительности. Семантика и стилизация образов Шрифты и история Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта Мир профессий в области дизайна Кто такой дизайнер и чем он занимается Какие специальности дизайнеров бывают Дизайн на рынке труда: что востребовано сегодня Пр.раб. Выполнение открытки в графическом редакторе Основы организации пространства. Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты» Техники по декорированию объектов Знакомство с техниками декорирования. Словарь Декупаж. Основные сведения, история техники Материалы и инструменты. Основные принципы работы. Сочетания бумаги и красок. Подготовка материалов Способы создания фона Пр.раб. Коробочка для чая Техника плетение из газетных жгутиков Основные принципы работы в технике плетения. Материалы и инструменты Пр.раб. Подготовка трубочек из газет Пр. раб. Петение из газетных трубочек Декорирование Техника пейп-арт (салфеточная техника для необычного декора) Основные принципы работы. Материалы и инструменты Пр.раб. Декорирование Коробочки для чая Итоговое занятие по курсу, выставка работ 10 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 34 часов 34 часов Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с. 2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с. 3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя. М., 2009 ОЛМА Медиа Групп, 80 с 4. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с. 5. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с. 6. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с. 7. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М;, 2001. 330 с. 8. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с. 9. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с 10. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М., 2004. 11. Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004. 12. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М., 2004. 13. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. М., 2005. 14. Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова: Медицина. 2002, 549 с. 15. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с. 16. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с. 17. Конь И. Книга о здоровом питании школьников. М.: Просвещение, 2008. 18. Боровская Э. Здоровое питание школьника. Эксмо, 2010. 19. Мельков И. Рациональное питание детей школьного возраста. М.: Просвещение, 2009. 20. С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Как сделать презентацию к уроку? Издательство «Первое сентября», 2011.- 28с. 21. Технология. Дополнительные и занимательные материалы. 5-9 классы. Авторы – составители Л.Д.Караценцева, О.П.Власенко, Волгоград, Учитель, 2009 22. Технология. Уроки с использованием ИКТ, 5-9 классы. Автор – составитель Л.В.Боброва, Волгоград, Учитель, 2009 23. Технология для девочек. Контрольно-измерительные материалы. 5-8 классы. Автор – составитель Г.А.Гордиенко, Волгоград, Учитель, 2010 24. Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор – составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009 25. К.Н.Поливанова, Проектная деятельность школьников, М., Просвещение, 2008 26. М.Б.Павлова, «Метод проектов в технологическом образовании школьников», М., Вентана-Граф, 2010г 27. Адамчик М. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. – Минск, Харвест, 2010. 28. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. – М., 2005 29. Брызгов Н., Воронежцев С., Логинов В. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. – М., Издательство В.Шевчук, 2010. 30. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/Г.Б. Минервин и др.: под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004. 31. Калиничева М., Решетова М. техническая эстетика и дизайн. – М., 2012. 32. Калмыкова Н., Максимова И., Дизайн поверхности. Композиция, пластика, графика, колористика. – М., КДУ, 2010. 33. Кашекова И.Э., Олесина Е.П. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М., 2013. 11 34. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 35. Кочегаров Б.Е. Промышленный дизайн. – М., 2006. 36. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М., 2006 37. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. Учебник для студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». – М., Изд. Новое знание., 1999. 38. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М., 1988. 39. Розенсон И. Основы теории дизайна. Учебник для ВУЗов – Спб., Питер, 2013. 40. 14.Рунге В., Сеньковский В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. – М., Пресс., 2003. 41. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006. 42. Лихонин А.Р. Плетеный интерьер своими руками. – М., 2010. 43. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011. 44. Рыженко В.И., Теличко Н.А. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. – СПб. АСТ Оникс, 2008. 45. Толмачева Н.О. Плетение из лозы. – СПб. АСТ- ПРЕСС, 2010. 46. Булгакова С. «Плетение из газет» Москва АСТ-ПРЕСС, 2015г. 47. Васина Н.С. Бумажная симфония. М.: Айрис-прес , 2009 48. Гришечкина С.Н., Козюлина В.А. Поделки, игрушки, подарки своими руками. – Ярославль: ООО «Академия развития» , 2007. 49. Дёмина, Л. А. Семь мастер-классов по плетению из лозы / Под ред. В. В. Яровой, Д. И. Борозенец. – Донецк : РДНТК, 2019 г. – 48 с. 50. Татьяна Юрова: Корзины из бумажной лозы. Экоидеи для дома, М., 2018 Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. http://www.liveinternet.ru http://entrainment.listbb.ru http://mastera-rukodeliya.ru http://perusum.ru http://stranamasterov.ru http://www.chudopredki.ru/5009-applikaciya-iz-bumagi.html http://art.podarkiwsem.ru/index.php/risovanie-plastelinom http://stranamasterov.ru/node/575918?tid=700 12 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа № 108 РАССМОТРЕНО на ШМО учителей технологии, музыки, ИЗО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ________Климкина А.Б. ______________ Галлямов И.Р. ______________Галлямов И.Р. Протокол №1 Приказ №301 Приказ №301 от "29" августа 2023 г. от "31" августа 2023 г. от "31" августа 2023 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности «ТЕХНОЛОГИЯ» для обучающихся 5-6 классов Разработана Климкиной А.Б. ФИО педагога учителем Уфа – 2023 – 2024 учебный год 13 предмет технологии Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Технология» 5 класс № уро ка Дата прове дения 1 4-9 сентября 11-16 сентября 18-23 сентября 25-30 сентября 2-7 октября 9-14 октября 16-21 октября 23-27 октября 7-11 ноября 13-18 ноября 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Фактическая дата урока 5а 5б 5в 5г Здоровье-это здорово. 5.09 5.09 1.09 5.09 Продукты разные нужны 12.09 12.09 8.09 12.09 Режим питания 19.09 19.09 15.09 19.09 Энергия пищи 26.09 26.09 22.09 26.09 Где и как мы едим 3.10 3.10 29.09 3.10 Ты – покупатель 10.10 10.10 6.10 10.10 Знакомство с понятием «Проект». 17.10 17.10 13.10 17.10 Основные этапы работы над проектом 24.10 24.10 20.10 24.10 Типы проектов 7.11 7.11 27.10 7.11 Ситуация и проблема. Постановка цели 14.11 14.11 10.11 14.11 11 20-25 ноября Планирование деятельности. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего 21.11 21.11 17.11 21.11 12 27-2 декабря Составление инструкционной карты 28.11 28.11 24.11 28.11 13 4-9 декабря 5.12 5.12 1.12 5.12 14 11-16 декабря 12.12 12.12 8.12 12.12 15 18-23 декабря Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Подсчет затрат на изготовление. Экономический расчет. Презентация проекта 19.12 19.12 15.12 19.12 16 25-30 декабря 26.12 26.12 22.12 26.12 17 9-13 января Планирование публичного выступления. Что такое дискуссия? 9.01 9.01 29.12 9.01 Оценивание проекта. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка Защита проекта 16.01 16.01 12.01 16.01 23.01 23.01 19.01 23.01 Определение и назначение дизайна 30.01 30.01 26.01 30.01 Возникновение и история дизайна 6.02 6.02 2.02 6.02 ДПИ и дизайн 13.02 13.02 9.02 13.02 Рисунок, технический рисунок, чертеж, их отличия Пр.раб. Выполнение эскиза круглого карманного зеркала без крышки Объемное моделирование 20.02 20.02 16.02 20.02 27.02 27.02 1.03 27.02 5.03 5.03 15.03 5.03 Приемы работы с бумагой, ее особенности. Создание конструктивных объектов для детской площадки 12.03 12.03 22.03 12.03 19.03 Пр.раб. Выполнение объемного моделирования из бумаги Знакомство с техниками декорирования. 2.04 Словарь 19.03 5.04 19.03 2.04 12.04 2.04 18 15-20 января 19 20 21 22 22-27 января 29-3 февраля 5-10 февраля 12-17 февраля 23 19-24 февраля 24 26-2 марта 25 4-9 марта 26 11-16 марта 27 18-22 марта 28 1-6 апреля 14 Коррекц ия часов по факту 29 8-13 апреля 30 15-20 апреля 31 22-27 апреля 32 29-4 мая 6-11 мая 13-18 мая 33 34 Декупаж. Основные сведения, история техники Материалы и инструменты. Основные принципы работы. Сочетания бумаги и красок. Подготовка материалов Способы создания фона 9.04 9.04 19.04 9.04 16.04 16.04 26.04 16.04 23.04 23.04 3.05 23.04 30.04 30.04 10.05 30.04 Пр.раб. Коробочка для чая 7.05 7.05 17.05 7.05 Итоговое занятие по курсу 14.05 14.05 24.05 14.05 Резервный час 21.05 21.05 итого 34часов 21.05 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Технология» 6 класс № урока 1 2 3 4 5 Дата прове дения Тема урока 4-9 сентября 11-16 сентября 18-23 сентября 25-30 сентября 2-7 октября 6 9-14 октября 7 16-21 октября 8 23-27 октября 9 7-11 ноября 10 13-18 ноября 11 20-25 ноября 12 27-2 декабря 13 4-9 декабря 14 11-16 декабря 15 18-23 декабря 16 25-30 декабря 17 9-13 января 18 15-20 января Фактическая дата урока 6а 6б 6в Ты готовишь себе и друзьям 5.09 4.09 4.09 Кухни разных народов 12.09 11.09 11.09 Как питались на Руси и в России 19.09 18.09 18.09 Составляем формулу правильного питания 26.09 25.09 25.09 Необычное кулинарное путешествие 3.10 2.10 2.10 Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками» I этап — поисково-исследовательский. Определение проблемы Сбор информации, разработка требований к проекту II этап — конструкторско-технологический. Разработка вариантов, выбор материалов Графическое проектирование. Составление технологической карты Изготовление проекта. Декорирование. Устранение недочетов III этап — заключительный (презентационный). Подготовка материалов для защите проекта Оформление пояснительной записки. Разработка рекламы и товарного знака Расчет стоимости материалов. Экологическое обоснование проекта Презентация проекта 10.10 9.10 9.10 17.10 16.10 16.10 24.10 23.10 23.10 7.11 13.11 13.11 14.11 20.11 20.11 21.11 27.11 27.11 28.11 4.12 4.12 5.12 11.12 11.12 12.12 18.12 18.12 19.12 25.12 25.12 Оценивание проекта. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка Защита проекта 9.01 15.01 15.01 16.01 22.01 22.01 15 26.12 Коррекц ия часов по факту 19 20 21 22 23 24 Общие сведения о графическом дизайне. Средства художественной выразительности. Семантика и стилизация образов 23.01 29.01 29.01 22-27 января 29-3 февраля Шрифты и история 30.01 5.02 5.02 Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта 6.02 12.02 12.02 5-10 февраля Мир профессий в области дизайна 13.02 19.02 19.02 Кто такой дизайнер и чем он занимается 20.02 26.02 26.02 Какие специальности дизайнеров бывают 27.02 4.03 4.03 Дизайн на рынке труда: что востребовано сегодня Пр.раб. Выполнение открытки в графическом редакторе Основы организации пространства. Дизайнпроект интерьера «Комната моей мечты» Техника плетение из газетных жгутиков 5.03 11.03 11.03 12.03 18.03 18.03 19.03 1.04 1.04 2.04 8.04 8.04 Основные принципы работы в технике плетения. Материалы и инструменты Пр.раб. Подготовка трубочек из газет 9.04 15.04 15.04 16.04 22.04 22.04 Пр. раб. Плетение из газетных трубочек Декорирование Техника пейп-арт (салфеточная техника для необычного декора Основные принципы работы. Материалы и инструменты Пр.раб. Декорирование Коробочки для чая. Итоговое занятие по курсу Резервный час Итого 23.04 29.04 29.04 30.04 6.05 6.05 7.05 1305 1305 14.05 20.05 20.05 12-17 февраля 19-24 февраля 26-2 марта 25 4-9 марта 26 11-16 марта 27 18-22 марта 28 1-6 апреля 29 8-13 апреля 30 15-20 апреля 31 22-27 апреля 32 29-4 мая 33 6-11 мая 34 13-18 мая 16 21.05 Приложение Примерное содержание занятий плетение из газетных трубочек 1.Вводное занятие Декоративно – прикладное творчество русского народа очень многогранно по своим выражениям и стилям, характерам и региональным особенностям. Из далёкой древности, от древних предков пришло к нам народное искусство, которое сформировалось в народной среде. Умельцы-ремесленники производили вручную или совсем с небольшим употреблением простых приспособлений утварь и посуду из разнообразного сырья, предметы детских забав и предметы убора для лошадей, рабочие снасти и военные доспехи, предметы одежды и обуви, украшения. Рукодельницы ткали ткани, занимались вышиванием, трудились над созданием лоскутных одеял. Мастерили женщины одновременно с выполнением своих основных занятий. Путь от самодеятельного производства, связанного с обработкой материалов в личном хозяйстве, до образования разнообразных ремёсел был чрезвычайно продолжительным. Частное производство присуще для начальной фазы развития человеческого общества, в атмосфере домашнего хозяйства человечество было поставлено перед потребностью производить собственноручно все необходимое для жизнедеятельности людей: предметы одежды и обуви, дома, средства передвижения, инструменты землепользования, животноводства, охоты на животных и рыбной ловли. Одновременно с овладением способов обработки различного натурального сырья и происходило их общеэстетическое осмысливание. Художественная обработка древесины, простонародное гончарное дело, высокохудожественное национальное ткачество и иные виды семейной промышленности становятся основанием для рождения высокохудожественных промыслов. Появляются знатные мастера-умельцы или целые компании, цеха (цех вышивальщиц, ткачей, гончаров), у которых можно было купить или сменять на другие предметы или изделия очень важные и нужные для жизнедеятельности. На стыке ХVII-ХVIII веков в России положено начало промыслам по созданию товаров на продажу, что напрямую взаимосвязано с развитием централизующей русской державы и формированием рынка, позволяющего торговлю предметов обихода. В 1888 году о существенном поддержании мастерства в России подумали на правительственном уровне. Параллельно с заводским производством, уцелело и производство ремесленников, к тому же, множество вещей, выходивших лично от мастеров-кустарей, отличались хорошим качеством, чем заводские аналогичные изделия. Плетение, одно из древних ремёсел, почитаемых на Руси. А по важности, пожалуй, серьёзнее остальных промыслов. Существовало выражение: «Дело плетенично о злато чиста». Мастера изготавливали по - истине произведения своего искусства! Дорожные сумки и чемоданы, сани и лёгкие повозки плели из черёмухового прута. Лёгкую домашнюю утварь и корзины - из ивовой лозы. Украшением крестьянской избы служил красивый, прочный, лёгкий и кружевной стол. И так как делянки у крестьян были не большими, земли не отличались плодородием, им приходилось много плести, чтобы сводить концы с концами, благо что сырьё было всегда. Техника безопасности: - входить в кабинет нужно только с разрешения учителя; - острые и режущие предметы использовать необходимо строго по назначению; - нельзя работать с неисправными инструментами; - у всех инструментов и материалов должно быть своё место для хранения; - рабочее место необходимо содержать в чистоте; - ножницы передавать кольцами вперёд, лезвия в закрытом положении - спицу хранить в специальном чехле; - клей наносить дозированно; - при окрашивании бумажной лозы использовать резиновые перчатки. 2. Материалы и приспособления. Для плетения из бумажной лозы необходимо в первую очередь заготовить рабочий материал - бумажные трубочки. Нам понадобится бумага «писчая тип2», плотность 45-48 г/м; канцелярский нож; вязальная спица № 1,5 и клей ПВА. Прежде всего, определяемся с направлением бумаги и нарезаем на полоски 30*5 сантиметров - по долевому направлению. В противном случае (поперечное направление) мы не сможем скручивать трубочки, бумага будет рваться. Полоски бумаги нарезаем канцелярским ножом. Всё готово к следующему этапу работы. Начинаем скручивание трубочки, она должна быть тонкой, длинной, одинаковой по всей длине. 3. Для окрашивания трубочек используют морилку по дереву, на водной основе, а так же подойдёт колер под номером четыре (кофе). Для процесса окрашивания подойдёт небольшой контейнер (для рассады), в него наливают раствор для окрашивания и «купают» в нём заранее приготовленные бумажные трубочки. Затем их раскладывают по принципу «колодца» и оставляют до полного высыхания. Итак, мы заготовили необходимый материал, можем приступать к плетению. 4. Плетение способом «верёвочка» заключается в следующем: «рабочие» трубочки - две; во время плетения одна «рабочая» идёт сверху основы – «стойки», другая снизу, затем делается перехлёст «рабочих» трубочек и так далее, ряд продолжается по кругу: одна «рабочая» сверху следующей «стойки», другая проходит снизу. 17 5. «Ситцевое» или простое плетение: рабочая трубочка проводится «за» и «по» основой «стойке» попеременно, сверху «стойки» – снизу «стойки» и так далее. В следующем ряду – наоборот, получается в шахматном порядке. 6. Плетение «по спирали»: все «стойки» задействованы как рабочие, которыми осуществляется процесс плетения. Нижняя трубочка огибает верхнюю и переходит на следующую, прижимается, образовывается пара, где нижняя по-прежнему огибает верхнюю и переходит на следующую сверху и так далее. 7. Рождественский венок (по спирали) – работу начинаем с трех трубочек плюс одна вспомогательная для плетения. Оплетаем форму, желаемого размера, плетение начинаем с донышка. 8. Плетение круглого дна. Берём 6 трубочек, склеиваем их по центру в виде креста (3:3), обязательно отмечаем первую - плести начинаем двумя рабочими трубочками. При помощи клея ПВА склеиваем две трубочки, перегибаем их пополам и полученную петлю одеваем на группу из трёх стоек. Нижняя рабочая трубочка поднимается вверх, верхняя вниз (принцип «верёвочка»). Плетём до нужного размера. 9. Шкатулка с квадратным дном. Начинаем плести дно – плетение ситцевое, размеры заранее обозначены, выставляются стойки, работа ведётся рабочими трубочками. 10. «Гномодомик» - чайный домик. Начинаем плести дно – плетение «верёвочка», оплетаем квадратную форму и плетём треугольную крышу. 11. Плоское плетение фигурок – подходит любая техника плетения из бумажной лозы. 12. Декоративное панно, для украшения интерьера, плетётся аналогично круглому дну. 13. Для создания корзин, шкатулок и ваз используем подготовленную бумажную лозу, принцип плетения подходит разный (на выбор обучающегося), очерёдность выполнения «снизу вверх». 14. Классический туясок – оплетаем стеклянную банку на полтора литра, дно, стенки и крышку выполняем способом «верёвочка». Примеры работ «газетной лозой» 18 Работы в технике Пейп-Арт 19 20