Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Дошкольный курс развития речи и подготовка к обучению грамоте»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов
человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного
напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной
подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые
формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в
школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет
читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов –
практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда
совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано
положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий,
правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет
мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в
стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность
(учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в
школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в
детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана
решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в
школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он
хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с
учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная
подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов
имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к
систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе
и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в
школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего
образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе
трёх образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку
старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

2

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;



подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;



формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе;



развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;



воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;



формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;



укреплять и развивать эмоционально–положительное отношение ребёнка к школе,
желание учиться;



воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;



создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному,
нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа,
подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить
слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся
составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать
буквы и слова.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование
базовых графических навыков.
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на
уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий
фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных
какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
3

На занятиях используются:


пальчиковая гимнастика;



веселые подвижные игры (речь + движения);



штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;



обводки по трафарету или шаблону;



печатание букв, слогов, слов, цифр.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и
познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и
использованием математического материала», - СПб, 1997 г
2. Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября.
Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение грамоте (56ч)
№ п/п

Тема занятия

1

Понятие о слове.

2

Слово-звук-буква.

3

Слово-часть предложения

4

Буквы. Звуки.

5

Буква А, гласный звук [а].

6

Буква О, гласный звук [о].

7

Буква И, гласный звук [и].

8

Буква У, гласный звук [у].

9

Буква Ы, звук ы.

10

Буква Н, звуки [н], [н`].

11

Буква Т, звуки [т], [т`].

12

Буква К, звуки [к], [к`].

13

Буква С, звуки [с], [с`].

14

Буква Л, звуки [л], [л`].

15

Буква Р, звуки [р], [р`].

16

Буква В, звуки [в], [в`].

17

Буква Е, звуки [й`э].

18

Буква П, звуки [п], [п`].

19

Буква М, звуки [м], [м`].

20

Читаем буквы, читаем слоги.

21

Буква З, звуки [з], [з`].

22

Буква Б, звуки [б], [б`].

23

Буква Д, звуки [д], [д`].

24

Буква Я, звуки [й`а].

25

Буква Г, звуки [г], [г`].

26

Буква Ч, звук [ч`].

27

Буква Ш, звуки [ш].

28

Буква Ж, звуки [ж].

29

Буква Ё, звуки [й`о].

30

Буква Й, звук [й`].
5

30

Буква Х, звуки [х], [х`].

32

Буква Ю, звуки [й`у].

33

Буква Ц, звук [ц].

34

Буква Э, гласный звук [э].

35

Буква Щ, звук [щ`].

36

Буква Ф, звуки [ф], [ф`].

37

Буквы ъ, ь.

38

Слоги

39

Слоги

40

Слова

41

Слова

42

Деление слов на слоги

43

Деление слов на слоги

44

Деление слов на слоги

45

Деление слов на слоги

46

Слова-предметы

47

Слова-предметы

48

Слова-предметы

49

Слова-предметы

50

Предложение. Составление предложений из слов

51

Схема предложения.

52

Составление предложений по схемам

53

Виды предложений (повествовательное, вопросительное,
восклицательное)

54

Составление предложений (повествовательных,
вопросительных, восклицательных)

55

Повторение изученного

56

Повторение изученного

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение
грамоте (часть 1, часть 2)
2. «Букварь» Н.С. Жукова, изд. «Эсмо»
Средства, необходимые для реализации программы:


Учебно-тематическое планирование;



Рабочие тетради.



Слоговые таблицы



Демонстрационный материал

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».