Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Дошкольная подготовка по математике»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов
человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного
напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной
подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые
формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в
школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет
читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов –
практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда
совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано
положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий,
правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет
мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в
стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность
(учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в
школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в
детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана
решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в
школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он
хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с
учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная
подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов
имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к
систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе
и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в
школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего
образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе
трёх образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку
старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

2



создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;



подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;



формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе;



развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;



воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;



формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;



укреплять и развивать эмоционально–положительное отношение ребёнка к школе,
желание учиться;



воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;



создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному,
нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование
базовых графических навыков.
На занятиях используются:


пальчиковая гимнастика;



веселые подвижные игры (речь + движения);



штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;



обводки по трафарету или шаблону;



печатание букв, слогов, слов, цифр.

Математика
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие
логического мышления.
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики:


знакомство с цифрами;
3



состав числа;



отношения и связи между числами;



геометрические фигуры;



математические знаки;



арифметические задачи;



примеры на сложение и вычитание;

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и
познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и
использованием математического материала», - СПб, 1997 г
2. Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября.
Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математика (56 ч)
№ п/п

Тема занятия
Доцифровой период (6ч)

1

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.

2

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал).

3

Количество и счёт. Сравнение группы предметов.
Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).

4

Понятия «Больше, меньше, столько же».
Геометрические фигуры (круг, овал).

5

Понятия «Больше, меньше, столько же».

6

Штриховка геометрических фигур (квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала).
Цифровой период (24ч)

7

Число и цифра 0. Понятия «Много - ни одного».

8

Число и цифра 1..

9

Понятия «Длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже».

10

Число и цифра 2.

11

Соотнесение количества предметов с цифрой.

12

Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с
цифрой.

13

Число и цифра 4. Счёт предметов.

14

Число и цифра 5.

15

Состав числа 5.

16

Число и цифра 6. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6.

17

Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки ,

18

Число и цифра 7.

19

Состав чисел: 3, 4, 5, 6,7

20

Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов с
цифрой.

21

Число и цифра 9.

22

Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

23

Число и цифра 10.

24

Сравнение чисел. Порядковый счёт от 1 до 10.
5

25

Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.
Порядковый и обратный счёт.

26

Последовательность и закономерности.
Написание изученных цифр.

27

Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.

28

Закрепление состава чисел 1-9.

29

Повторение изученного.

30

Порядковый и обратный счёт. Соотнесение цифры и цвета.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (7ч)

31

Знаки +,-. Решение задач.

32

Решение примеров. Увеличение и уменьшение чисел на 1.

33

Увеличение и уменьшение чисел на 2.

34

Сравнение чисел. Решение примеров.

35

Сравнение чисел. Решение примеров.

36

Решение примеров. Порядковый счёт.

37

Решение примеров. Обратный счёт.
Простые задачи (20ч)

38

Решение примеров и задач. Порядковый счёт.

39

Решение примеров и задач. Порядковый счёт.

40

Решение примеров и задач.
Логические задачи.

41

Решение примеров и задач.
Логические задачи.

42

Решение примеров и задач.

43

Решение примеров и задач.

44

Решение примеров и задач.

45

Состав чисел 7, 8.

46

Решение примеров.

47

Состав числа 10.

48

Решение примеров.

49

Решение примеров. Сравнение чисел.

50

Решение примеров.

51

Решение задач.
6

52

Измерение линейкой длины, ширины, высоты предметов.

53

Решение примеров.

54

Состав чисел второго десятка. Сравнение чисел.

55

Измерение отрезков. Решение примеров.

56

Игра «Путешествие в страну чисел»

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика
(часть 1, часть 2)
Средства, необходимые для реализации программы:


Учебно-тематическое планирование;



Рабочие тетради, альбом



Слоговые таблицы



Демонстрационный материал

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».