ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи: - всестороннее воспитание ребенка; - специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе. Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников. В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе трёх образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: 2 создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика; формирование положительного отношения к школе. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству; формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения; укреплять и развивать эмоционально–положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться; воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям; создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ: Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму) Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков. На занятиях используются: пальчиковая гимнастика; веселые подвижные игры (речь + движения); штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш; обводки по трафарету или шаблону; печатание букв, слогов, слов, цифр. Математика Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления. На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет. Дети обучаются элементарным основам математики: знакомство с цифрами; 3 состав числа; отношения и связи между числами; геометрические фигуры; математические знаки; арифметические задачи; примеры на сложение и вычитание; ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ: 1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала», - СПб, 1997 г 2. Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября. Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Математика (56 ч) № п/п Тема занятия Доцифровой период (6ч) 1 Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. 2 Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал). 3 Количество и счёт. Сравнение группы предметов. Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). 4 Понятия «Больше, меньше, столько же». Геометрические фигуры (круг, овал). 5 Понятия «Больше, меньше, столько же». 6 Штриховка геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, овала). Цифровой период (24ч) 7 Число и цифра 0. Понятия «Много - ни одного». 8 Число и цифра 1.. 9 Понятия «Длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже». 10 Число и цифра 2. 11 Соотнесение количества предметов с цифрой. 12 Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. 13 Число и цифра 4. Счёт предметов. 14 Число и цифра 5. 15 Состав числа 5. 16 Число и цифра 6. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6. 17 Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки , 18 Число и цифра 7. 19 Состав чисел: 3, 4, 5, 6,7 20 Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов с цифрой. 21 Число и цифра 9. 22 Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 23 Число и цифра 10. 24 Сравнение чисел. Порядковый счёт от 1 до 10. 5 25 Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение. Порядковый и обратный счёт. 26 Последовательность и закономерности. Написание изученных цифр. 27 Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение. 28 Закрепление состава чисел 1-9. 29 Повторение изученного. 30 Порядковый и обратный счёт. Соотнесение цифры и цвета. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (7ч) 31 Знаки +,-. Решение задач. 32 Решение примеров. Увеличение и уменьшение чисел на 1. 33 Увеличение и уменьшение чисел на 2. 34 Сравнение чисел. Решение примеров. 35 Сравнение чисел. Решение примеров. 36 Решение примеров. Порядковый счёт. 37 Решение примеров. Обратный счёт. Простые задачи (20ч) 38 Решение примеров и задач. Порядковый счёт. 39 Решение примеров и задач. Порядковый счёт. 40 Решение примеров и задач. Логические задачи. 41 Решение примеров и задач. Логические задачи. 42 Решение примеров и задач. 43 Решение примеров и задач. 44 Решение примеров и задач. 45 Состав чисел 7, 8. 46 Решение примеров. 47 Состав числа 10. 48 Решение примеров. 49 Решение примеров. Сравнение чисел. 50 Решение примеров. 51 Решение задач. 6 52 Измерение линейкой длины, ширины, высоты предметов. 53 Решение примеров. 54 Состав чисел второго десятка. Сравнение чисел. 55 Измерение отрезков. Решение примеров. 56 Игра «Путешествие в страну чисел» 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС состоит из учебных пособий: 1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) Средства, необходимые для реализации программы: Учебно-тематическое планирование; Рабочие тетради, альбом Слоговые таблицы Демонстрационный материал 8