ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов
человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного
напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной
подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые
формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в
школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет
читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов –
практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда
совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано
положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий,
правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет
мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в
стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность
(учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в
школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в
детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана
решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в
школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он
хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с
учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная
подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов
имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к
систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе
и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в
школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего
образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе
трёх образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку
старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
2
создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе;
развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
укреплять и развивать эмоционально–положительное отношение ребёнка к школе,
желание учиться;
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному,
нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование
базовых графических навыков.
На занятиях используются:
пальчиковая гимнастика;
веселые подвижные игры (речь + движения);
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
обводки по трафарету или шаблону;
печатание букв, слогов, слов, цифр.
Математика
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие
логического мышления.
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики:
знакомство с цифрами;
3
состав числа;
отношения и связи между числами;
геометрические фигуры;
математические знаки;
арифметические задачи;
примеры на сложение и вычитание;
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и
познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и
использованием математического материала», - СПб, 1997 г
2. Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября.
Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математика (56 ч)
№ п/п
Тема занятия
Доцифровой период (6ч)
1
Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.
2
Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал).
3
Количество и счёт. Сравнение группы предметов.
Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).
4
Понятия «Больше, меньше, столько же».
Геометрические фигуры (круг, овал).
5
Понятия «Больше, меньше, столько же».
6
Штриховка геометрических фигур (квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала).
Цифровой период (24ч)
7
Число и цифра 0. Понятия «Много - ни одного».
8
Число и цифра 1..
9
Понятия «Длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже».
10
Число и цифра 2.
11
Соотнесение количества предметов с цифрой.
12
Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с
цифрой.
13
Число и цифра 4. Счёт предметов.
14
Число и цифра 5.
15
Состав числа 5.
16
Число и цифра 6. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6.
17
Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки ,
18
Число и цифра 7.
19
Состав чисел: 3, 4, 5, 6,7
20
Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов с
цифрой.
21
Число и цифра 9.
22
Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
23
Число и цифра 10.
24
Сравнение чисел. Порядковый счёт от 1 до 10.
5
25
Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.
Порядковый и обратный счёт.
26
Последовательность и закономерности.
Написание изученных цифр.
27
Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.
28
Закрепление состава чисел 1-9.
29
Повторение изученного.
30
Порядковый и обратный счёт. Соотнесение цифры и цвета.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (7ч)
31
Знаки +,-. Решение задач.
32
Решение примеров. Увеличение и уменьшение чисел на 1.
33
Увеличение и уменьшение чисел на 2.
34
Сравнение чисел. Решение примеров.
35
Сравнение чисел. Решение примеров.
36
Решение примеров. Порядковый счёт.
37
Решение примеров. Обратный счёт.
Простые задачи (20ч)
38
Решение примеров и задач. Порядковый счёт.
39
Решение примеров и задач. Порядковый счёт.
40
Решение примеров и задач.
Логические задачи.
41
Решение примеров и задач.
Логические задачи.
42
Решение примеров и задач.
43
Решение примеров и задач.
44
Решение примеров и задач.
45
Состав чисел 7, 8.
46
Решение примеров.
47
Состав числа 10.
48
Решение примеров.
49
Решение примеров. Сравнение чисел.
50
Решение примеров.
51
Решение задач.
6
52
Измерение линейкой длины, ширины, высоты предметов.
53
Решение примеров.
54
Состав чисел второго десятка. Сравнение чисел.
55
Измерение отрезков. Решение примеров.
56
Игра «Путешествие в страну чисел»
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика
(часть 1, часть 2)
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебно-тематическое планирование;
Рабочие тетради, альбом
Слоговые таблицы
Демонстрационный материал
8